ВОПРОС: Ассаляму алейкум ва рохматуллохи ва барокатухи
нашел хадис в зборнике аль бухари : Глава: Следует поднимать руки при первом произнесении слов “Аллах велик” в начале молитвы. 402. (735). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, приступая к молитве, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова “Аллах велик /Аллаху акбар/” перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона. При этом он говорил: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу, Господь наш, хвала Тебе! /Cами‘а-Ллах ли-ман хамида, Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд!/» И он не (поднимал рук) во время совершения земного поклона. не будули я считатся вахобистом если буду следовать этому хадису? Дильмурат ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уа рахматуллахи уа барякатуху Дильмурат! Как не раз уже отмечал, иншааЛлах, в своей будущей книге приведу ответ и на этот немаловажный вопрос. А пока хочу сказать, что это отмененный хадис, поэтому не надо следовать этому хадису. Руки надо поднимать только перед началом намаза при произнесений такбира - слова «Аллаху Акбар». Потерпите немного, иншааЛлах, скоро узнаете. Вот раздел с моей будущей книги, альхамдилуЛлях, на эту тему: ПОДНИМАНИЕ РУК (рафа‘ ядейн) Итак, как уже выяснили, намаз начинается со слов: «Аллаху Акбар», т.е. с «открывающего такбира». Среди ученых много противоречий и разногласий по поводу поднятие рук при первом и последующих такбирах. Все мы должны понимать из дошедших до нас хадисов, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по разному поднимал свои руки во время первого такбира - иногда до уровня плеч, иногда до уровня мочек ушей, иногда до такбира, иногда во время такбира, иногда после такбира. Из этого следует, что поднятие рук не является важным элементом в намазе. Поэтому нельзя относиться фанатично к каждому хадису, как их трактует ваш учитель. Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было микрофонов и ретрансляторов, а за ним стояли очень много верующих - тысячи. Поэтому сзади стоящие не всегда могли услышать открывающий такбир, поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал руки выше плеч до уровня головы, при этом большие пальцы находились иногда на уровне мочек ушей, иногда ниже, что означало начало намаза. А когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал намаз в открытой местности или в ограниченном кругу мусульман, он мог просто поднять ладони чуть выше своих плеч, чтобы заметно было сзади стоящим о начале намаза. При этом никакой роли не играет касание большими пальцами мочек ушей, это может пройзоитись случайно и непреднамеренно. Сподвижники видели эти действия в разное время и в разных условиях, поэтому существуют столько версий хадисов этого движения. Поэтому нельзя фанатический зацикливаться на положение ладоней во время открывающего такбира – хотите поднять до мочек ушей, поднимайте, хотите поднимать ладони до уровня плеч, действуйте. Только не усложняйте пожалуйста вашу религию и заставьте замолчать недоброжелателей - кафиров, которые зарабатывают свои очки в разногласиях между учеными и разного рода течениями в Исламе. Запомните главное - когда поднимаете свои руки, ладони должны быть открытыми и направлены в сторону Киблы. Сообщается, что Са'ид бин Сим'ан сказал: «(Однажды) к нам в мечеть бану зурайк зашёл Абу Хурайра и сказал: "Есть три вещи, которых не совершают люди, тогда как Посланник Аллаха всегда совершал их. Когда (Пророк) становился на молитву, он поступал так", и Абу 'Амир сделал жест рукой. (Потом Абу Хурайра) сказал: «Он не растопыривал пальцы и не сжимал их"» (Аль-Хаким). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Чистота является ключом к молитве, началом её служит такбир. Имеется в виду "такбират аль-ихрам" - произнесение слов "Аллаху акбар" (Аллах Велик) в начале молитвы молящимся, который поднимает руки до уровня мочек ушей, а завершением – таслим. Таслим - завершающий элемент молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося при этом слова "Ас-саляму 'аляй-кум уа рахмату-Ллах" (Мир вам и милость Аллаха)» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи). Малик ибн Хувейрис (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) при произнесении “Аллаху акбар” поднимал руки до уровня ушей». А в другом хадисе сказано: «Поднял их до мочек ушей» (Муслим). Вайль ибн Хаджар (радиаллаху ‘анху) же передал хадис: «Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он начинал намаз, то поднял обе руки до ушей. Потом (через несколько дней) я увидел сахабов, что в начале намаза они поднимают свои руки до груди, в то время на них были надеты теплые одежды и накидки» (Абу Дауд). Из этого хадиса следует, что если (в холодное время) руки находятся под накидками, то невозможно их поднять выше плеч, как это было с сахабами (радиаллаху ‘анхум). Но когда руки не накрыты накидками или чем-нибудь другим, то их надо поднимать до мочек ушей, как это подтверждается из практики Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Среди ученых также сущуствуют разного рода мнение надо ли совершать «рафа‘ ядейн» после этого, т.е. перед руку‘ом, после руку‘а и после ташахуда, поднимаясь на третий рака‘ат. Данный вопрос обычно называется “рафа‘ ядейн”. И это есть тот самый рафа‘ ядейн, который был позже отменен из-за ненадобности. Имам Бухари (рахматуллахи ‘алейхи) и имам Муслим (рахматуллахи ‘алейхи) нашли только два хадиса в защиту рафа‘ ядейн, которые соответствуют их условию, причем такие путаные, что даже не подходят для доказательства. Как говорил выше, в первое время хиджры, когда было много безграмотных людей, только что принявших Ислам, очень трудно было Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) учить их правильному совершению намаза. Поэтому он прежде чем начать какое-то движение, заранее предупреждал об этом своих сподвижников, поднимая свои ладони вверх. Это подтверждается из следующих хадисов, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и его сподвижники (радиаллаху ‘анхум) оставили рафа‘ ядейн и стали делать его только при совершении намерения: ‘Алькама (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) сказал: «Не прочитать ли мне вам намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?» После чего он прочитал намаз, в котором он поднял обе руки только во время первого такбира, (т.е. такбира тахрима) (ат-Тирмизи). ‘Аллама ибн Хазам Захири в книге “Аль Махалла” т.4, стр. 88 назвал этот хадис достоверным. Кроме него, по мнению имама Ахмада ибн Ханбала, Дара Кутни, ибн Катана, ибн Дакика Аль-‘ида Малики и имама Насаи (рахматуллахи ‘алейхим), достоверность этого хадиса нельзя оспорить («Кашф ал-Му‘дилат» стр. 179). В Абу Дауд этот хадис приводится следующими словами: «Он поднял обе руки только один раз». У имам Насаи еще приводится слова Суфьяна (рахматуллахи ‘алейхи): «Он сделал рафа‘ ядейн только один раз». Мухаммад ибн Джабир Ямани передал этот хадис до того, как ослеп, поэтому он сохранен от всякого смешивания. В книге Дар Кутни передаётся, что Исхак ибн Аби Исраил, передав этот хадис, говорит: «Во всем намазе мы поступаем по этому хадису» (Дар Кутни стр. 111). В Абу Дауд, т.1, стр.125, Тахави т.1, стр. 110, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 236, «Мусаннаф ‘Абдурраззак» т2, стр. 70, Дар Кутни и т.д. передаётся хадис со слов Бараа ибн ‘Азиба (радиаллаху ‘анху): «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) произносил “Аллаху акбар” для того, чтобы начать намаз, он поднимал руки, пока его большие пальцы не приближались к мочкам ушей, и после этого больше их не поднимал». В другом хадисе сказано: «Поднимал только один раз». Бара ибн ‘Азиб (радиаллаху ‘анху) передаёт в другом хадисе: «Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), как он поднял свои руки в начале намаза, затем до завершения намаза больше их не поднимал». (Абу Дауд т.1, стр. 126, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 236). На 110 странице книги “Дар Кутни” передаётся, что («Делал рафа‘ ядейн только при первом такбире»)”. Салим (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт от своего отца ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума), что тот говорил: «Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он начал читать намаз, то поднял свои руки до плеч, и когда хотел совершать руку‘ или выпрямиться из руку‘а, то не поднимал их (т.е. руки). И также не поднимал их между двумя сажда» («Сахих Абу ‘Авана» т.2, стр. 90). Имам Абу ‘Авана (рахматуллахи ‘алейхи), включая Суфьяна ибн ‘Уену (рахматуллахи ‘алейхи), упомянул всего четырёх передатчиков этого хадиса. Четвёртый передатчик из них – это учитель имама Бухари (рахматуллахи ‘алейхи) имам Хумейди (рахматуллахи ‘алейхи). Поэтому данный хадис приводится в самом “Муснад Хумейди” из этого же источника этими же словами. В книге “Мудауванатуль Кубра” (т.1, стр. 69) передаётся: «Ибн Вахаб и ибн Касим (рахматуллахи алейхим) от имама Малика (рахматуллахи ‘алейхи), он от Шахаба Зухри (рахматуллахи ‘алейхи), а он от Салима (рахматуллахи ‘алейхи), а он от своего отца ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) передаёт: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поднимал свои руки до плеч, когда начинал намаз». В этом хадисе упоминается поднимание рук только во время такбира тахрима. Во время руку‘а, после руку‘а или после ташахуда рафа‘ ядейн не упомянуто. Имам Бухари (рахматуллахи ‘алейхи) в разделе “рафа‘уль ядейн”, Бейхаки, Хаким, Табрани и ибн Аби Шейба (рахматуллахи ‘алейхим) передали от ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) и от ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхума). Одни передают от Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) как марфу‘, а другие как маукуф, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не надо поднимать руки, кроме как в семи местах: в начале намаза, при “истикбали кыбла”, на ас-Сафа и аль-Марва, в Арафате и Муздалифе и при «рами джамарат» («Базль» т.2, стр. 60, «Насбур-рая» т.1, стр. 390 и т.д.). ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) также передал хадисы о поднятии рук в намазе только во время такбира тахрима (см. Табрани, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 237, «Маджма‘уз заваид» т.3, стр. 238, «Найл Аль-Фаркадайн» стр.118, «Насбур рая» т.1, стр. 290 и т.д.) В книгах “Насбур рая” и “Базлюль маджхуд” со ссылкой на «Хилафияти Бейхаки» передаётся: ‘Аббад ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) начинал намаз, то в самом начале поднимал руки и после этого до завершения намаза ни при каких действиях их больше не поднимал» («Насбур рая» т.1, стр.404, «Базль» т.2, стр. 6). По мнению имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи), имама Малика (рахматуллахи ‘алейхи), имама Ханбала и других толкователей хадиса, подобный “мурсаль хадис” единогласно является доказательством. (Навави. Предисловие к “Шарх Муслим” т.1, стр.17). Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вступал в намаз, то, вытягивая, поднимал руки». (Абу Дауд т.1, стр. 126, Тирмизи т.1, стр. 33). ВЫСКАЗЫВАНИЯ САХАБОВ (РАДИАЛЛАХУ ‘АНХУМ): Абу Бакр и ‘Умар (радиаллаху ‘анхума): Риваят Мухаммада Джабира Ямами (рахматуллахи ‘алейхи) был приведён в теме «хадисы ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху)», что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) сказал: «Я читал намаз за Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), за Абу Бакром и ‘Умаром (радиаллаху ‘анхума), каждый из них поднимал свои руки только в начале намаза». Асвад (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Я видел ‘Умара (радиаллаху ‘анху), что он поднял руки только при первом такбире, и больше их не поднимал». (Тахави т.1, стр. 111, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 237). Асим ибн Кулайб передаёт от своего отца Кулайба (рахматуллахи ‘алейхи), который был одним из учеников ‘Али (радиаллаху ‘анху): «Ученики ‘Али (радиаллаху ‘анху) поднимали руки только при такбире тахрима, затем в намазе при других действиях не поднимали» («Муатта имам Мухаммад» стр.94, Тахави т.1, стр. 110 и «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 236). «‘Ашара мубашшара» называются десять сахабов (радиаллаху ‘анхум), которых Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обрадовал вестью о джаннате уже в этом мире. Эти десять сахабов следующие: Абу Бакр Сыддик, ‘Умар Фарук, ‘Усман Гани, ‘Али Муртада, Талха ибн ‘Убейдулла, Зубайр ибн Аль-Авам, ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, Са‘д ибн Аби Уаккас, Са‘ид ибн Зейд и Абу ‘Убейда ибн Джаррах (радиаллаху ‘анхум). О них ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Те десять сахабов, о которых Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) свидетельствовал уже в этом мире, что они являются обитателями джанната, все они поднимали свои руки только в начале намаза» («‘Умдатуль Кари» т.5, стр. 272, «Ауджуз ал-Масалик» стр. 208, «Накла ‘аниль бадаи‘» т.1, стр.207). Муджахид (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Я прочитал намаз за ‘Абдуллой ибн ‘Умаром (радиаллаху ‘анху), он не поднимал рук во время намаза, кроме первого такбира» (Тахави т.1, стр. 110, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 237, Бейхаки фи Аль-ма‘рифа). Имам ибн Аби Шейба передал этот хадис от Абу Бакра ибн ‘Аяша, а он от Хусейна (рахматуллахи ‘алейхи), а он передал от Муджахида (рахматуллахи ‘алейхи). Муджахид (рахматуллахи ‘алейхи) был одним из великих учеников ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума). Ибрахим Нах‘и (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) в движениях намаза не поднимал руки, кроме как в начале (Тахави т.1, стр. 111). В “Мусаннаф ибн Аби Шейба” (т.1, стр. 236) передаётся: «Нам рассказали Ваки‘ и Абу Усама, а им обоим рассказал Ша‘ба (рахматуллахи ‘алейхи), а ему Абу Исхак (рахматуллахи ‘алейхи). Абу Исхак (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Ученики ‘Абдуллы ибн Мас‘уда и ‘Али (радиаллаху ‘анхума) поднимали руки только в начале намаза». Ваки‘ рассказывает: «После этого они руки не поднимали». Мугира (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что он рассказал хадис Вайля ибн Хаджара (радиаллаху ‘анху) Ибрахиму Нах‘и (рахматуллахи ‘алейхи), что тот видел, как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поднимал свои руки, когда начинал намаз, затем, когда совершал руку‘ и выпрямляясь из руку‘а. Услышав этот хадис, Ибрахим Нах‘и (рахматуллахи ‘алейхи) сказал: «Если Вайль ибн Хаджар (радиаллаху ‘анху) один раз видел, как Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал это, то ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) пятьдесят раз видел, что он не делал этого». (Тахави т.1, стр. 110). Причиной этого является большая приближённость ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху) к Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он находился постоянно рядом, как личный слуга, считался из числа “сабикуналь аувалюн” (опередившие первых) и приближенных. Имам Малик (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «Мне сообщили На‘им Аль-Маджмар и Абу Джа‘фар Аль-Кари (рахматуллахи ‘алейхим) о том, что Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) бывал их имамом в намазе. Каждый раз, когда он вставал или садился, то произносил “Аллаху акбар”, а поднимал свои руки только при произнесении “Аллаху акбар” в начале намаза («Муатта имам Мухаммад» стр. 90, «Китабуль Худжат» т.1, стр. 95). Бейхаки передаёт со слов ‘Ауфи (рахматуллахи ‘алейхи): «Абу Саид Худри (радиаллаху ‘анху) и ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) поднимали свои руки только во время такбира тахрима, и больше этого не повторяли» («Ауджуз Аль-Масалик» т.1, стр. 206). Я привел только несколько хадисов из числа известных и достоверных. В свете хадисов Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и высказываний сахабов, привёденных выше, даже малограмотному человеку станет ясно, что рафа‘ ядейн надо делать только во время такбира тахрима, после этого в остальном намазе нигде его делать не надо. Потому что рафа‘ ядейн было позже отменено. Сам ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) делал рафа‘ ядейн, то мы тоже его делали, а когда он перестал его делать, то мы тоже перестали» («Бидаи‘» т.1, стр. 207). Для тех людей, которые всегда любят спорить со всеми, привожу слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (23:1-2), где Аллах хвалит только тех верующих, которые смиренны в намазе. В другом аяте Аллах приказывает верующим быть смиренными и не делать лишних движений: «И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238). Прочитав эти предостережения Аллаха, каждый разумный человек сразу поймёт, что рафа‘ ядейн и другие лишние движения во время намаза противоречат спокойствию в намазе и не согласуются с Кораном, поэтому все они нежелательны! Нет никакой логики в этом действий! Женщины поднимают раскрытые ладони только до уровня плеч и складывают руки на груди. |