Война и мир в ИсламеПроблема войны и мира, жестокости и миролюбия, насилия и его предотвращения в разные исторические периоды были предметом обсуждения в качестве важнейших вопросов права и политики. Любой ответ на этот и другие вопросы, касающиеся гуманитарных проблем, лежит в области теории познания, онтологии и антропологии.
С другой стороны, проблема мира в Исламе является вопросом принципиальным и глубинным, и имеет неразрывную связь с происхождением Ислама и его общей концепцией окружающего мира и жизни человека. Ислам является религией объединения, единства и единой общности во всем огромном мире.
Учение о единстве, об объединении всего сущего под единым и мудрым божественным началом, о связи людей с одним отцом и одной матерью и об их семейной общности, о движении всего мира и человека к наивысшему божественному единению, о наличии у всех людей одинакового богоискательского начала, об их стремлении к совершенству является самой незыблемой концепцией мира и мирового объединения. Провозвестником и пионером всех этих идей является Ислам.
Поэтому, если мыслить логически, учение Ислама о будущем не содержит ничего другого, кроме призыва к миру на всей планете, мирному сосуществованию на основе справедливости и чести. Можно сказать, что мир в Исламе является вечной, незыблемой догмой, тогда как война - состояние исключительное, возникающее в результате выхода из большого единения, как вынужденная реакция на агрессию, угнетение или злоупотребление, анархию и разложение людей. |
Коран – декларация мира на всей земле Общий и основополагающий подход Корана к вопросам мира и сосуществования можно найти в следующих аятах:
1. Священный Коран совершенно ясно определяет разжигание войны как дело неугодное, отвратительное, и причиной этого называет моральное падение и разложение: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погубить и посевы и потомство, - а Аллах не любит нечестия!» (Сура «Корова»; 205, 208).
2. Коран говорит, что Бог гасит пламя войны: «Как только они зажгут огонь для войны, тушит его Аллах. И стремятся они по земле с нечестием, а Аллах не любит распространяющих нечестие!» (Сура «Трапеза»; 64).
3. Коран призывает к миру и мирному сосуществованию: «О вы, которые уверовали! Входите все в покорность и не следуйте по стопам сатаны! Ведь он для вас - явный враг!» (Сура «Корова»; 208).
Коран также призывает иудеев и христиан следовать принципам совместного сообщества, который является основой и фундаментом мирного сосуществования: «Скажи: "О, обладатели Писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха…» (Сура «Семейство Имрана»; 64).
4. Коран осуждает какое-либо ущемление чужих прав, захват и угнетение: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!» (Сура «Корова»; 190, сура «Женщины»; 87).
5. Коран осуждает любые формы неравенства по расовому, национальному или по родовому признаку, которые создают почву для алчности и агрессии, и считает единственным критерием превосходства праведность, высокие моральные и гуманные качества: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - Знающий, Сведущий!» (Сура «Комнаты»; 13).
6. В Коране подчеркивается, что если группа неверующих действительно займет нейтральную позицию и будет стремиться к мирному сосуществованию, то мусульмане не должны захватывать власть над ними и не имеют права воевать с ними: «А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир, то Аллах не дает вам никакого пути против них» (Сура «Женщины»; 90).
Значит, если они сторонятся вас, и не вступают с вами в войну, но предлагают мир, Всевышний не позволяет вам выступать против них.
В другом месте Всевышний, подчеркивая необходимость быть готовым к обороне, дает Пророку (мир ему и благословение) наказ относительно того, что если враги будут склоняться к миру, то и он должен приветствовать мир и замирение: «А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха: ведь Он - слышащий, знающий!» (Сура «Добыча»; 61, см. также 192-193).
7. Коран считает мир, спокойствие и искренность самыми необходимыми понятиями для человека, поскольку они составляют основу добра и благополучия: «Ведь согласие - лучше» (Сура «Женщины»; 128. Хотя этот стих касается семейных отношений, его можно распространить также и на всю сферу взаимоотношений человека и общества). Мир и примирение лучше. Именно поэтому Коран в целом ряде случаев дает наказ строить мир, безопасность, согласие и дружбу, мирное сосуществование (См. сура «Добыча»; 1, сура «Комнаты»; 9-10 и др.).
8. Основной лейтмотив Корана – доброе отношение к себе подобным, даже если они являются немусульманами, при условии, что они также привержены принципу мирного сосуществования: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!» (Сура «Испытуемая»; 8).
9. Коран отвергает любые формы нажима и насилия при исламском призыве и совершенно ясно говорит: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» (Сура «Корова»; 256). С точки зрения Корана обязанность Пророка (мир ему и благословение) - объявлять ясные послания Бога: «На посланнике - только ясная передача» (Сура «Свет»; 54, сура «Паук»; 18. Также см. суру «Семейство Имрана»; 20). В этой связи Пророк не имеет никакой власти и силы, чтобы принуждать: «Напоминай же, ведь ты - только напоминатель! Ты над ними - не властитель» (Сура «Покрывающие»; 21-22).
Из сказанного совершенно ясно, что, во-первых, при прочтении Корана видно, что мир является правилом, а война - исключение. Во-вторых, логикой Корана отвергаются методы военной экспансии и войны для навязывания своей веры и принуждения к принятию своей религии.
Мир и традиция Пророка (мир ему и благословение) Среди других аспектов Ислама, касающихся вопросов войны и мира, с которыми полезно ознакомиться, - это характер Пророка (мир ему и благословение) и его поведение, которые очевидным образом прослеживаются в зеркале истории. Такие черты, как настойчивость и способность прощать, человечность и доброе отношение к другим, являются его выдающимися качествами.
Священный Коран следующим образом описывает манеру поведения Пророка (мир ему и благословение): «И, поистине, ты - великого нрава» (Сура «Письменная трость»; 4). Коран говорит: «К вам пришел посланник из вас самих. Тяжко для него, что вы грешите; он - ревнует о вас, к верующим - кроток, милостив» (Сура «Покаяние»; 128).
С точки зрения Корана, одной из основных причин быстрого распространения Ислама стали добрые моральные качества и благочестие Пророка (мир ему и благословение): «По милосердию от Аллаха ты смягчился к ним; а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя» (Сура «Семейство Имрана»; 159).
На протяжении всей своей благородной жизни он никому не сказал бранного напрасного или пустого слова, выслушивал боль каждого, выслушивал протесты, и на каждый возмущенный глас отвечал добрым словом. Он не обрывал ничью речь, не подавлял свободную мысль, но своей твердой логикой и красноречием разъяснял ошибочные мысли и дела, облегчал душевные раны отчаявшихся, был сердечным другом и переживал за страдания других.
Со своими врагами он был великодушен и благороден. Стиль поведения великого Пророка Ислама (мир ему и благословение) свидетельствует о том, что он и его последователи ни разу не вели захватнических войн, а если они и воевали, то в целях обороны от агрессоров и нарушивших договор врагов веры.
Сайид Кутб пишет: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) никогда не угнетал народ, и единственное, чего он требовал от народа – чтобы они слушали его, и если сердца людей склонялись к Богу, то принимали веру, а если их сердца не смягчались, и оставались они в неверии, то оставлял он их на волю божью. Но если люди, когда Пророк (мир ему и благословение) пытался договариваться с ними, не хотели идти навстречу, и не оставляли возможности для мирного решения, и не уважали свободного выбора его последователей, оскорбляли и издевались над ними, изгоняли их из родных домов и земель, и убивали всех, кто вставал на их пути, без всякой логики и убедительных оснований препятствовали проповеди, не давали возможности слову правды дойти до каждого - вот тогда Ислам считал обоснованным прибегать к силе для защиты основы своего развития, т.е. свободы призыва и веры».
Пророк (мир ему и благословение) заключал мир со всеми, кто предлагал ему мир, и не воевал против тех, с кем он был заключен. Однако если они нарушали мир, и шли войной против мусульман, или же выступали союзниками тех, кто воевал против мусульман, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был вынужден вступать с ними в бой. Так произошла, например, война с Яхудом Бани Гаризе, который заключил мир с Пророком (мир ему и благословение), однако очень скоро нарушил договор и, сговорившись с различными партиями, начал войну против мусульман.
Шейх Джавад Балаги пишет: «Первым правилом Пророка (мир ему и благословение) был мир. Если неверующие склонялись к миру и к мирному сосуществованию, он шел к нему даже при том, что знал, что победа будет за ним». Несмотря на враждебную пропаганду врагов, распространение и рост Ислама напрямую зависели от мудрости и моральных качеств и человеколюбия Пророка (мир ему и благословение), вплоть до того, что говорили так: «Число тех, кто после заключения мира в Худайбийе обратились в Ислам, превышает число всех тех, кто принял Ислам еще двадцать лет назад».
В числе деяний Пророка (мир ему и благословение) никогда не было фактов грубого принуждения к принятию Ислама. Он даже не признавал предложений о принудительном обращении детей некоторых ревнителей Ислама. В этой связи ссылались на следующие строки Корана: «Нет принуждения в религии!» (Сура «Корова»; 256).
Лидер освободительного движения Индии Ганди писал: «Грубого принуждения в Исламе не существует. Личная жизнь Пророка Ислама в свою очередь является ярким примером отказа от философии насилия и принуждения в области религии».
Любопытны такие сведения: «В соответствии с авторитетными историческими документами общее число убитых в ходе всех войн начального периода Ислама составило около тысячи с небольшим человек, как со стороны мусульман, так и их противников».
«Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), – пишет профессор Хамидулла, - правил огромной территорией. Эта территория была равна всей площади Европы, исключая Россию, и совершенно определенно в ту эпоху на этой земле проживали миллионы людей. В период завоевания этой обширной территории со стороны противников во время военных действий погибло 150 человек, а совокупные потери мусульман за десять лет за каждый месяц составляли 1 погибшего. Эта степень уважения к человеческой крови в истории человечества не имеет аналогов…»
В то же время в Ветхом завете говорится: «И предал Господь, Бог наш (Яхве), в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых; и взяли мы в то время все города его; … и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми; но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу» (Второзаконие, 3;4-7).
А также: «Порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему (Яхве)» (Второзаконие, 13:13-17).
С точки зрения Ислама все пророки Единого Бога (мир им) являются проводниками мира, справедливости и добра. Любое же течение, к которому применимо понятие «религия», которое противоречит указанным принципам, возникает в результате человеческих извращений.
|
|
Образ жизни мусульман и признания представителей Запада Стиль поведения Пророка (мир ему и благословение) в значительной степени был предметом внимания мусульман после его смерти. Упорство и благородство мусульман настолько отчетливы, что западные мыслители вынуждены это признавать. В образе жизни мусульман прослеживается три основных заслуживающих внимания момента:
1. Войны и завоевания мусульман в период правления четырех праведных халифов по своему типу были освободительными, отвечали стремлениям и пользовались поддержкой населения завоеванных земель. Эдвард Браун по этому поводу пишет: «Отношение жрецов к последователям других религий привело к тому, что среди иранских подданных возникло озлобление и ненависть к зороастризму и царской деспотии, которая поддерживала гнет жрецов, и вследствие этого арабское завоевание было воспринято как освобождение Ирана от угнетателей». Доктор Сахиб аз-Замани также говорит следующее: «Народные массы не только не выступали против содержащейся в исламской идеологии и мировоззрении проповеди бесклассовости, но наоборот, находили в его идеалах то, о чем веками мечтали и проливали слезы и кровь, и за что отдавали жизни и к чему стремились на протяжении веков…»
2. Мусульмане никогда никого не обращали в Ислам насильно, и всегда во главу угла своих программ ставили принцип свободы вероисповедания. Т.В. Арнольд пишет «Все примеры, которые я приводил, свидетельствуют о наличии у мусульман стремления прощать и о снисходительном отношении к арабам-христианам, которых они завоевали в первом веке хиджры, и такое же отношение сохранялось в последующих поколениях, что позволяет категорическим образом утверждать: сами христианские племена, которые преклонили головы перед Исламом и приняли исламскую веру, сделали это по своей доброй воле, свободно, и не было при этом никакого насилия или неприятия, а арабы-христиане, которые и сегодня живут среди мусульман, являются свидетелями отсутствия пристрастия и легкого отношения».
Он же пишет: «Исходя из уз дружбы, которые существовали и существуют между арабами-мусульманами и арабами-христианами, можно полагать, что насилие и сила никогда не были эффективны при принятии народом Ислама. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) лично заключал договора с некоторыми христианскими племенами и принимал обязательства защищать их, и даровал им свободу отправления религиозных обрядов, и даже считался с правами и привилегиями, которыми пользовались церковные деятели. Кроме того, подобного рода договора существовали между последователями и преемниками Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и некоторыми из их соплеменников, которые в соответствии со своими древними верованиями были идолопоклонниками».
Вольтер говорил: «Религия Ислама держится на заветах и благородстве своих основателей, тогда как христиане навязывали свою религию другим с помощью меча и огня. О, Создатель, если бы все европейские народы брали бы за образец обычаи первых мусульман!»
3. Мусульмане никогда не забывали принцип мирного сосуществования и соблюдали принципы гуманности и уважения к другим, и это в то время как немусульмане поступали с ними вопреки этим принципам. Робертсон пишет: «Когда мусульмане в период второго халифата захватили Иерусалим, они не нанесли христианам никакого вреда, и наоборот, когда христиане захватили этот город, они безжалостно устроили массовую резню мусульман. Точно также, когда туда пришли иудеи, то всех сожгли без зазрения совести».
Он же отмечает: «Должен признать, что эти качества - ладить и взаимно уважать другие религии, которые свидетельствуют о человеческой доброте и уживчивости, христианские народы заимствовали у мусульман».
Однако ответом Запада на мягкость характера и уступчивость мусульман зачастую были только безжалостные убийства. В истории современности читаем: «…несмотря на снисходительность и мягкость, которую проявляли мусульмане в Испании и некоторых других завоеванных странах, спустя несколько веков в результате враждебности и предубеждения священников и подстрекательства националистических и расовых настроений в стране началось мощное движение против мусульман, и религиозные предводители выступили с призывом убивать мусульманских детей и стариков, мужчин и женщин, и, в конце концов, Филипп Второй без каких-либо веских причин по приказу Папы римского подписал указ об изгнании мусульман из Испании. При этом, еще до того, как мусульмане сумели спастись бегством, три четверти мусульманского населения по приказу церкви были зверски убиты, а те, которым удалось спастись от смерти, впоследствии по приговору суда инквизиции были казнены. После Филиппа в период правления Фердинанда Карла V мусульмане жили в условиях жестокого притеснения и ущемления в правах. В этот период около трех миллионов мусульман прошли по лезвию предрассудков и непросвещенности».
В нынешнем веке также среди последователей великих религий мусульмане являются самыми терпимыми по отношению к тем, кто исповедует другие религии, тогда как самые великие преступления в истории со стороны тех, кто выдвинул лозунги мира, безопасности и демократии, совершаются по отношению к мусульманам. Примеры тому мы могли и можем видеть в Боснии и Герцеговине, в оккупированной Палестине, в Ираке, Афганистане и т.д.
Доктор Сайид Хусейн Наср по этому поводу пишет: «…Евреи, христиане и мусульмане в период исламского правления в Испании жили в мире, спокойствии и благожелательности… Даже сегодня миллионы христиан и некоторое количество евреев, зороастрийцев, буддистов и индуистов живут на огромных пространствах от Магриба до Малайзии под властью мусульман. Они не только живут в этих странах как все люди, в условиях согласия и благожелательности, но даже многие из них составляют прослойку богатейших людей, подобно коптам в Египте, буддистам-китайцам в Малайзии. Эти группы никогда не подвергались чисткам по национальному признаку, тогда как, помимо ужасающих преступлений германских нацистов, национальным чисткам подверглись мусульмане и евреи в Испании после 1942 г., татары в царской России и в наше время мусульмане в Боснии».
Он же отмечает: «Многие об исламском мире говорят, будто именно мир Ислама послал свои корабли в Мексиканский залив, чтобы угрожать Америке, в то время как все наоборот – американские корабли господствуют в Персидском заливе и контролируют экономические ресурсы в этом регионе, где проживает больше всего мусульман».
Исламский взгляд и международное право Как видим, основополагающий подход Ислама – это сохранение мира и безопасности и запрет на применение силы, за исключением разве что необходимых случаев. Этот вопрос учтен в Уставе Объединенных наций, в котором вопросы сохранения мира и международной безопасности поставлены на первое место.
В этом документе говорится: «Члены ООН будут… проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира...».
Поэтому самый первый принцип «воздержание от войны и насилия» является общим в Исламе и современном международном праве, однако при этом нужно обратить внимание на несколько моментов:
1. Предыстория этого принципа в Исламе относится к периоду его возникновения, т.е. он появился еще пятнадцать веков назад. Иначе говоря, Ислам с этой точки зрения на 15 веков опережает современное международное право. Ученый из Института международных исследований в Женеве Марсель Буазар, высоко оценивая концепции мира в Исламе и его особые преимущества, пишет следующее: «Ислам стремится построить такой мир, в котором все люди, даже те, которые сохраняют свою прежнюю веру, будут жить во взаимопонимании, в сотрудничестве, братстве и полном равенстве». Далее он отмечает: «Можно смело сказать, что исламский Шариат является всемирным основоположником международного права на земном шаре».
2. Отдельные нюансы вышеуказанного принципа в Исламе и в современном международном праве в большой степени соответствуют друг другу, хотя и сохраняют определенные различия. Вместе с тем, как представляется, современное международное право направлено к исламскому международному праву. Возникновение доктрины гуманитарного вмешательства и законности войны в целях достижения национального освобождения (законная борьба или национально-освободительные движения) доказывает это утверждение».
3. То, что записано в Уставе Организации Объединенных Наций, ничто иное, как строки, запечатленные на бумаге, и именно те, кто стоял у истоков этого документа, сами первыми же и нарушили его. В то же время высшие принципы Ислама, установленные его провозвестником – Пророком (мир ему и благословение), а также его преемниками, наилучшим образом соблюдались, а мусульмане в течение всей истории доказали относительно хорошую приверженность эти принципам. Этот тезис, как было отмечено, признается и оценивается справедливыми западными исследователями.
|
| Война с точки зрения Ислама Как уже было сказано, в Исламе мир является правилом, а война – исключением. Поэтому последняя считается дозволенной или необходимой лишь в особых случаях и в определенных пределах. Обычно разрешенные войны или обоснование войны в Исламе делятся на два типа: оборонительные и элементарные. Рассмотрим их.
1.Оборонительный джихад
Оборонительный джихад (война) – это война, которая ведется против агрессии врагов и тех, кто осуществляет агрессию против мусульман, против мусульманских земель, против священной религии Ислама, ее ценностей и святынь, против людей и населения, находящегося под защитой исламского государства, либо в целях установления справедливости и защиты угнетенных.
Правовые основы
Перед тем, как перейти к рассмотрению отдельных видов оборонительного джихада, необходимо сделать следующее замечание. С точки зрения права господствующим принципом является врожденное право на самозащиту. В статье 51 Устава Организации Объединенных наций, которая принята в качестве общего международного принципа, сказано: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону…» Конечно, законная оборона не ограничивается только самообороной, но также включает и защиту других. Этот вопрос в современном международном праве трактуется двумя способами: как система коллективной безопасности (Collective Security System) и как коллективная оборона (Collective Defence).
В Коране уделяется много внимания оборонительному джихаду:
1. «Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им - тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: «Господь наш - Аллах» (Сура «Хадж»; 39-40).
2. «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами,… но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!» (Сура «Корова»; 190-191, 194).
3. «И если они не отойдут от вас, и не предложат вам мира, и не удержат своих рук, то берите их и избивайте, где бы ни встречали вы их. Над этими Мы дали вам явную власть!» (Сура «Женщины»; 91).
Таковы и другие стихи Корана, касающиеся войн начального периода распространения Ислама, которые в основном касаются вопроса законности оборонительного джихада, например, Сура «Покаяние», стихи 36, 38, 41, 73, 123, а также Сура «Семейство Имран», стихи 13, 123, 126; Сура «Добыча», ст. 5-19, 41-52, 64-67 о битве при Бадре; Сура «Семейство Имран», ст.121, 132, 140, 144, 149-171 о битве при Ухуде и т.д.
Понятие «оборонительный джихад» в исламской правовой системе включает следующее:
1.1.Защита Ислама от заговоров врагов
Когда враги устраивают заговоры, пытаются устроить смуту, и, нарушая договор о ненападении, стремятся возвести хулу на божественную веру, и в то же время мирные методы оказываются недостаточны для предотвращения смуты, тогда в пределах необходимого допускается военное противодействие. В этой связи Cвященный Коран говорит: «А если они нарушили свои клятвы после договора и поносили вашу религию, то сражайтесь с главами неверия, - ведь нет клятв для них, - может быть, они удержатся!» (Сура «Покаяние»; 12).
Священный Коран в разъяснение необходимости обороны говорит: «И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, - ведь Аллах Силен, Славен!» (Сура «Хадж»(22), ст. 40).
1.2. Защита исламского стержня
Сущность исламского стержня, или, в соответствии с толкованием исламского фикха – «Бейзат уль-Ислам» (сердцевины ислама) - сохранение независимости и суверенитета исламского государства. Мирза Наиби рассматривал «Бейзат уль-Ислам» как «защиту исламской родины от вмешательства иностранцев». Согласно фетвам всех исламских факихов, защита исламских основ и независимости исламского государства от иностранной угрозы обязательна для всех мусульман.
1.3. Защита исламских территорий
В каждом случае, когда враг нападет на земли мусульман с целью их захвата или установления над ними политического господства, защита от нападения является долгом. Собхи Мохмесани, перечисляя случаи, когда необходимо защищаться и отражать агрессию, а также тех, кто несправедливо изгоняет мусульман с их родины, подобно тому, как поступили с народом Палестины, пишет: «В такой ситуации джихад не только разрешен и законен, но и является насущной религиозной, национальной и социальной обязанностью и долгом, рассматривается в качестве священного долга государства и является критерием его честности, степени уважения родины и ее населения».
1.4. Защита мусульман
Защита мусульманской Уммы по всему миру считается законной в международном мусульманском праве. Помимо общепринятого обоснования защиты от насилия и агрессии существуют строки Корана, которые особо касаются этого вопроса. Всевышний по этому поводу говорит так: «Поистине, те, которые уверовали и выселились и боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха, и те, которые дали убежище и помогли, - эти близки друг к другу. А те, которые уверовали, но не выселились, - нет у вас никакой близости к ним, пока они не выселятся! А если они попросят у вас помощи в религии, то на вас лежит помощь, если только не против того народа, между которым и вами есть договор. И Аллах видит то, что вы делаете!» (Сура «Добыча»; 72). После чего в Коране для приостановки этого решения говорится следующее: «А те, которые не уверовали, одни из них - близки другим. Если вы этого не сделаете, то будет смута на земле и великая порча» (Сура «Добыча»; 73).
1.5. Защита граждан исламских стран
Если враги посягают на жизнь, имущество и достоинство мусульман или других граждан исламского государства, их защита при наличии необходимости является законным делом. Это же касается и тех иностранцев, которые прибыли на исламские земли без целей натурализации и находятся там на основании охранной грамоты (подобной нынешнему паспорту), и поскольку исламское государство предоставило им неприкосновенность.
1.6. Защита угнетенных и обездоленных
Защита угнетенных, независимо от того, являются ли они мусульманами или нет, гражданами исламского государства или находящимися под покровительством и защитой исламского государства, при наличии необходимости является законным делом. На этот счет существуют многочисленные указания в Коране, в т.ч., например, это: «И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника?» (Сура «Женщины»; 75).
Ограничения для оборонительного джихада
Оборонительный джихад имеет ограничения, или, иными словами, для обороны имеются определенные естественные пределы и условия. В исламском учении, помимо естественных условий и пределов для обороны, делаются указания относительно важных моральных принципов, касающихся этой проблемы, и которые необходимо соблюдать. Эти принципы заключаются в следующем:
а) Случай агрессии. Священный Коран на этот счет говорит: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!» (Сура «Корова»; 190). Великий богослов Табатабаи, комментируя этот аят, пишет следующее: «Агрессия абсолютно неприемлема, и это касается любых ее проявлений, например, начала военных действий до их объявления с предъявлением законного обоснования, убийство женщин и детей, а также отказ от прекращения состояния вражды».
б) Принцип адекватности. Коран в этой связи говорит следующее: «…Кто же преступает против вас, то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас. И бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными!» (Сура «Корова»; 194).
в) Соблюдение необходимости. В Коране сказано: «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды, кроме как к неправедным!» (Сура «Корова»; 193).
г) Приверженность и соблюдение принципов гуманитарных ценностей. Этот принцип является настолько важным в Исламе, что в ряде случаев, даже если враг будет допускать бесчестие, не допускается пренебрежение понятиями гуманности. Именно поэтому Пророк (мир ему и благословение), покорив Мекку, вместо мести и кровопролития провозгласил: «Сегодня день милости и прощения, а не вражды и мести».
2.Элементарный джихад (освободительный)
Всевышний дает указания и свод действий для обеспечения счастья, свободы, прогресса и благополучия людей, и обязал своих пророков (мир им) сообщить народу об этих указаниях. Поэтому, если какой-либо человек либо группа людей или правительство сочтет, что объявление этих указаний создаст проблемы для получения материальных выгод от пребывания у власти или на определенном посту, и если они будут препятствовать доведению призыва пророков до сведения народа, то сначала надо действовать мирным путем. Если мирные средства не помогут, то можно силой устранить такие препятствия на пути достижения людьми спасения и счастья.
Это является одним из основных прав всех народов и всех обществ, которые услышали глас провозвестников слова истины, и которые свободны в принятии их призыва. Если кто-либо захочет лишить людей их законного права, и не разрешить им слушать провозвестников слова Бога, чтобы они могли освободиться от духовного и социального рабства, сторонники таких действий имеют право использовать необходимые средства для достижения такой свободы. Отсюда становится понятным смысл и необходимость «элементарного джихада» в Исламе и в других дарованных небесами религиях.
Таким образом, элементарный джихад, который называют также «джихад призыва», не является войной с целью навязывания веры, однако является освободительной битвой против насилия и удушения. Элементарный джихад является борьбой с режимами угнетателей и притеснителей, которые путем силы и нажима внушают людям ложные мысли, которые овладевают умами, и в результате божественное послание остается не услышанным людьми.
Отнимая у народа свободу, они лишают его права знакомиться с истиной и правдой и самим выбирать путь счастья и совершенства, и таким образом не пускают их к Богу, который является спасением и счастьем человечества. Таким образом, элементарный джихад является частью оборонительного джихада, но никак не наоборот.
Необходимо пояснить следующее: оборона не ограничивается только защитой прав личности или народа, но такие понятия как свобода также входят в число гуманитарных прав, и борьбы за них является самым священным видом защиты.
Вопрос исповедания Единобожия также является важным в данной связи. Мотахари в этой связи говорит: «Единобожие, как и свобода, является частью человеческих прав. Однако относительно свободы веры мы говорили, что понимание права на свободу не означает, что свободе одного человека будет угрожать другой человек. Возможно, что угроза будет исходить от самого себя. Таким образом, если народ будет бороться за Единобожие и воевать против зла, такая война будет носить характер обороны, но никоим образом не явится войной по заказу, войной колониальной и эксплуататорской и агрессивной».
Великий ученый-богослов Табатабаи в своей книге «Тафсир-е шариф аль-Мизан» также ссылается на целый ряд аятов, касающихся джихада, в том числе на суры «Хадж», «Корова», «Добыча», а также на стих 24 суры «Добыча»: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет», и при этом говорит: «Коран разъясняет правоверным, что джихад и война, к которым призывает, и которые называет животворными для них, означает, что битва как в защиту Ислама или мусульман, так и элементарный джихад - все это по сути защита истинного гуманизма». Он же пишет: «Сущность джихада в Исламе является просто обороной, что есть правом человека, основанным на естественном, здравом чувстве законности у человека, которое и позволяет его сохранить и защитить». Таким образом, то что мы понимаем под термином элементарный джихад, по сути входит в понятие оборонительного джихада, и является одной из его разновидностей.
Пределы элементарного джихада
Хоть и было сказано, что элементарный джихад является разновидностью оборонительного джихада, тем не менее для него существуют условия и пределы помимо других видов оборонительного джихада. Некоторые из этих ограничений заключаются в следующем:
а) По месту – его нельзя начинать в Запретной мечети и в других священных местах. В Коране сказано: «И не сражайтесь с ними у Запретной мечети, пока они не станут сражаться там с вами» (Сура «Корова»; 191).
в) Элементарный джихад, включая призыв к нему, нельзя начинать до объявления законных требований, запретов и принципиального несогласия неверных и злодеев.
г) Руководить джихадом нельзя без наличия непорочного имама или справедливого факиха, без ознакомления с божественными предписаниями и ограничениями.
Выводы
1. Джихад в Исламе не является аксиомой, и имеет различные условия. Поэтому, если с первого взгляда некоторые стихи Корана, например, такой, как «О Пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним…» (Сура «Покаяние»; 73, сура «Запрещение»; 9) воспринимаются как аксиома, тем не менее, на деле ни один из этих стихов не является аксиомой, однако обусловливается другими стихами, например: «Но не преступайте, поистине, Аллах не любит преступающих!» (Сура «Корова»; 190) и др.
С другой стороны, обращение к благородной сути и причинам того, в какой связи эти слова были доведены до нас, показывает, что эти божественные послания снизошли до нас с учетом особых условий, например, агрессии, вторжения безбожников, нарушения договоров со стороны неверных и их союзничество с захватчиками, и ни в коей мере не должны рассматриваться как общее правило или как аксиома.
2. Ни одна из войн Пророка (мир ему и благословение) против неверных и безбожников не происходила из-за того, что они были немусульманами, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никого не признавал заслуживающим смерти за неверие. Доказательств этому великое множество. Напротив, в хадисах содержится такой факт: проходя однажды по улице, Пророк (мир ему и благословение) увидел труп женщины и сказал: «Не пристало воевать с женщинами». Из этих слов видно, что причиной запрета на убийство этой женщины было то, что она не была в рядах сражающихся, а не в том, что она была неверной.
3. В Исламе нет понятия джихада для навязывания веры и принуждения к принятию религии, да и в принципе принятие веры в Исламе не является делом принудительным и насильственным.
4. Ислам больше всех других религий и идеологий придает значение вопросам обеспечения безопасности, мира, спокойствия, а также счастья и процветания человека. Поэтому военные действия, причем в минимальных пределах, разрешаются только в необходимых случаях, тогда, когда мирные средства оказываются неэффективными. В то же время мир, к которому призывает Ислам, должен быть справедливым и достойным, а сговор одновременно с пленением и унижением людей не приветствуется.
5. Ввиду огромного значения, которое Ислам придает высшим человеческим ценностям, он считает необходимым соблюдать принципы человечности и гуманности даже в условиях самых ожесточенных боев, причем доказал это наилучшим образом на практике. Боевые качества Пророка (мир ему и благословение) являют собой несравненные образцы в истории человечества, которые демонстрируют прекраснейшие примеры приверженности принципам гуманизма, и таким образом являются лучшим свидетельством того, что последователи его принципов поведения и носители его идеологии не имеют в мыслях ничего другого, кроме достижения истины и спасения человечества. Более широкое ознакомление с этой проблемой явится лучшим завершением данной статьи.
|
| Моральные качества Пророка (мир ему и благословение) как воина Пророк (мир ему и благословение) отличался стремлением прощать и миловать, и его естественное поведение в бою с самыми упорными и мстительными врагами было таково, что повергало всех в изумление. Ниже мы приводим соответствующие примеры.
1. В битве Хунейн он не только простил большинство противников, вернул их имущество и пленных, но также помиловал предводителя хавазенов Малика бен Ауфа и подарил ему 100 верблюдов, а после того, как Малик принял Ислам, Пророк (мир ему и благословение) поставил его предводителем мусульман (и Бани Саада), которых, как писал Ибн Хишам, было 6 тысяч человек, а также простил племя Бани Саада, потому что его вскормила своим молоком Халима Саадитка.
2. При завоевании Мекки некоторые из мусульман, например, Саад бин Ибади, в ответ на продолжавшиеся 21 год враждебные действия курейшитов стали призывать к мести, и выдвинули лозунг: «Сегодня день мести!», однако, когда Пророк (мир ему и благословение) услышал эти слова, воскликнул: «Наш клич кричите: «Сегодня день милости и прощения!». А затем на глазах ужаснувшегося народа Мекки и предводителей поджигателей войны сказал: «Идите. Вы все свободны и ни о чем не беспокойтесь!».
3. Пророк (мир ему и благословение) никогда не дозволял оставлять людей без питьевой воды и отравлять воду. Во время войны за Хайбар, когда ему предложили перекрыть путь воды в иудейскую крепость или отравить их питьевую воду, он сильно воспротивился этому, и запретил рассыпать отраву во вражеском городе и вообще где бы то ни было.
4. Иудейский пастух Осуд Раи, у которого было стадо баранов, принадлежавших иудеям, во время осады Хайбара принял Ислам и перешел под покровительство мусульман. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Бараны иудеев находятся у вас под залогом, и хотя мы находимся в состоянии войны, вы должны их вернуть». И это было сделано Пророком (мир ему и благословение) на глазах сотен голодных воинов его собственного войска. В войне за Хандаг после смерти Амру бин Абдуда от руки Али (да будет доволен им Аллах) другой предводитель безбожников Нуфель бин Абдулла двинулся на Хандаг. Абу Суфьян, опасаясь возмездия со стороны Пророка (мир ему и благословение), а также с целью вернуть тело Хамзы, послал ему десять тысяч динаров или дирхемов. Однако Пророк (мир ему и благословение) возвратил и тело, и деньги, сказав при этом: «Мы не едим деньги мертвых!».
5. Пророк (мир ему и благословение) во время войны говорил: «Не убивайте женщин, детей и стариков, не жгите деревьев хурмы и посевы». Он также запрещал убивать монахов (посвятивших себя Богу), послов и проч.
7. В битве при Ухуде после первоначальной победы в результате неосторожности одного из отрядов Пророк (мир ему и благословение) внезапно подвергся налету Халида бин Валида. В этом бою вражеским камнем ему выбило зуб, оказалось пораненным лицо, он был весь окровавлен, и, упав в яму, которая была вырыта на его пути, он сломал ноги. Однако когда ему сказали, что он должен проклясть неправедные деяния курейшитов, Пророк (мир ему и благословение) изрек: «Я не пришел, чтобы сквернословить и проклинать. Я пришел как проповедник Ислама, как наставник и сеятель милости». А затем он простер руки к небу и сказал: «Всевышний! Наставь это племя на путь праведный, поскольку темны они и близоруки». Он всегда давал своим врагам отсрочку и даже молился за них, чтобы Бог наставил их!
8. Во время войны «Зат уль-Рага» Пророк (мир ему и благословение) как-то сидел под деревом, когда внезапно пронесшийся селевый поток разделил его и его соратников. Увидевший это безбожник сказал про себя: «Сейчас я его убью!». Он подкрался к Пророку (мир ему и благословение), вытащил меч и издевательским тоном произнес: «Ну, кто спасет тебя?» Пророк сказал (мир ему и благословение): «Мой и твой Бог!». И тогда безбожник упал с коня. Пророк (мир ему и благословение) взял его меч и сказал: «А тебя кто спасет от меня?» Тот ответил: «Ты и благородство!» И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отпустил его. А нападавший на него мужчина сказал: «Клянусь Богом, ты лучше и благороднее меня».
9. После завоевания Хайбара Биляль был вынужден пропустить пленную женщину через дорогу, возле которой лежали тела погибших. Пророк (мир ему и благословение) строгим голосом сказал Билялю: «Разве вы потеряли жалость и другие чувства?»
10. В седьмом году хиджры и до завоевания Мекки в этом городе случилась засуха. Пророк (мир ему и благословение) послал 500 золотых динаров, чтобы их разделили между бедными курейшитами для покупки хлеба и продовольствия его злейшие враги Абу Суфьян, Сухейль бин Амру и Сафиян. Сухейль и Сафиян отказались делить деньги, однако Абу Суфьян согласился и поделил всю сумму.
11. Сестра Мархаба Яхуди, который был убит в Хайбаре, принесла Пророку (мир ему и благословение) кусок отравленной баранины. Он, узнав о злом замысле иудейки, помиловал эту женщину, а также мужчину, который подстрекал ее к этому делу.
Али бин Абу Талиб, подражая Пророку (мир ему и благословение), также давал своим солдатам следующие указания: «Никогда не начинайте войну со своими врагами, если они не развязали войну против вас. Беженцев не убивайте, над ранеными не издевайтесь, не оскорбляйте, не отвечайте тем же, что было сделано против вас, не вступайте в их дома, не нападайте на женщин, и не оскорбляйте никого словом».
Хамид Реза Шакерин
|
|
|