ОПЛАКИВАНИЕ ПОКОЙНОГО
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ОПЛАКИВАНИЕ ПОКОЙНОГО

Оплакивание, с точки зрения толкового значения данного слова в русском языке, – это выражение скорби слезами по поводу чьей-либо смерти.

Полезно привести здесь и толковое значение русского слова “причитать” – громко плакать, жалуясь на что-либо, оплакивая кого-либо. Безутешно причитать; надрывно причитать.

 

ПЛАЧ ДОПУСТИМ, НО КАКОЙ?

Хадисы.

1. У Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) сильно заболела внучка, причем, она была уже на грани жизни и смерти. Дочь Посланника (то есть мама девочки) отправила за ним человека. Посланник Всевышнего не сразу ответил на ее просьбу. При первом приходе посыльного он (да благословит его Всевышний и приветствует) отправил его обратно со словами: “Богу принадлежит то, что Он дает и то, что Он забирает. Каждый пред Ним имеет свой срок, пусть же она (моя дочь, мама девочки) проявит терпение в ожидании воздаяния от Творца за преодоление трудностей” [Призвал отнестись ко всему благоразумно, без эмоций и быть готовыми к худшему, безусловно, делая все возможное для оказания помощи больной].

При повторной просьбе посетить их Пророк вместе с теми, кто был рядом из числа сподвижников, отправился к ним. Придя, он взял обессилевшего от болезни ребенка на руки и [с учетом упомянутого ранее, да и фактического состояния упования на волю Творца, а также проявления терпения, сдержанности эмоций] его глаза наполнились слезами. Один из сподвижников спросил: “Что это, о Посланник Всевышнего?” Он ответил: “Это – милость, которую заложил Творец в сердцах людей [эти слезы – сердечная печаль, которая не поддается управлению]. Воистину, особо милует Он именно милосердных людей [добрых, добродушных, мягкосердечных]”.[1] Важно отметить, что ребенок, волею Создателя, проявленной, безусловно, и посредством проведенного лечения имевшимися в то время способами, и молитвою Пророка, исцелился.[2]

 

2. У Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) умерла дочь Умм Кульсум. Упоминая процесс захоронения ее тела, сподвижник по имени Анас отметил: “Я увидел слезы на лице Пророка”.[3]

 

Вывод. Подобного рода плач, который не сопровождается эмоциями, криками, несвязными словами и т.п., допустим и не относится к канонически порицаемому, потому как это есть проявление присущего верующему, да и любому нормальному человеку, милосердия, соучастия, сердечного трепета пред Всевышним и скорби.

           

 ЧТО ИМЕННО ОТНОСИТСЯ К ЗАПРЕТНОМУ?

Хадисы.

1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Нет сомнений в том, что покойный подвергается мучениям по причине [истеричного] плача его родных над ним (по поводу его смерти)”.[4]

 

2. Когда правитель правоверных, известный сподвижник Пророка, ‘Умар в результате совершенного на него покушения был смертельно ранен, к нему пришел Сухайб, весь в слезах и со словами скорби: “О, брат наш! О, друг наш!”. ‘Умар собравшись силами, промолвил: “Сухайб! Ты из-за меня плачешь?! Ты что, не слышал слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): “Воистину, покойный испытывает мучения из-за некоторых форм плача его родных над ним (по поводу него)”.[5] В другом риваяте: “Нет сомнений в том, что умерший испытывает мучения из-за слез живого”.[6]

 

3. “Пророк Мухаммад однажды, проходя мимо могилы некой женщины-иудейки, над которой [громко] плакали ее родные, сказал: “Они плачут над нею (оплакивают ее), а она из-за этого испытывает мучения в могиле”.[7]

 

4. Пророк Мухаммад сказал: “Остерегайтесь сатанинских криков [то есть пронзительных воплей, истошных криков, сопровождающих плач по покойному]! [И знайте] то, что из глаз и сердца [слезы и легкая сердечная опечаленность] – от Всевышнего, [оно есть] проявление милости, милосердия [это естественная, природная часть духовности человека]; что же касается рук и языка [когда начинают рвать на себе волосы, одежду; исступленно кричать], то это – от Сатаны”.[8]

           

Вывод. Крайне нежелательным (макрух тахриман)[9], а точнее сказать, запретным (харам)[10], и доставляющим покойному мучения является тот плач, который сопровождается криками, хлещущими через край эмоциями и т.п.

           

РАЗВЕ ОДИН ОТВЕЧАЕТ ЗА ПРОСТУПКИ ДРУГОГО

В Священном Коране сказано: “Ни одна душа не понесет на себе грехи другой” (см., Св. Коран, 6:164). Так почему же покойный, покинувший мирскую обитель, испытывает мучения в загробном мире из-за тех, кто громко, с криками, воплями, недовольством пред Богом или с иными, сопровождающими плач действиями, оплакивает его?

Ответ можно подразделить на несколько пунктов.

  1. Хадисы по этому поводу достоверны, а потому нет сомнений в действительности и возможности данного процесса. Остается лишь найти взаимодополняющую связь между аятом и хадисами.
  2. Основным комментарием на этот счет является наличие прямой взаимосвязи между покойным и теми родными, друзьями, кто его оплакивает. То есть, еще при жизни он не объяснил им, не воспитал их, не привил соответствующую верующему культуру поведения; не запретил подобное действие заблаговременно, до смерти, зная о том, что подобное наверняка произойдет, если он скончается. А ведь “каждый будет спрошен за тех, кто был под его руководством, под его опекой”, – говорил Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).[11]
  3. Если он сделал все, от него зависящее относительно воспитания и увещевания, но они не вняли его словам, тогда мучение его в могиле – сожаление о том, что такое греховное деяние все-таки произошло.[12]

 


[1] Хадис от Усамы ибн Зайда; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 4, с. 194, 201 и 202, хадис № 1284; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995, т. 4, с. 107, хадис № 1499.

[2] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4, с. 201.

[3] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4, с. 194, 203, хадис № 1285.

Также см., например: аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 107, хадис № 1498.

[4] Хадис от Усамы ибн Зайда; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4, с. 194, хадис № 1286.

[5] Хадис от Ибн ‘Аббас; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4, с. 194, хадис № 1287.

[6] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4, с. 195, хадис № 1290.

[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4, с. 195, хадис № 1289.

Также см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4, с. 206, хадисы № 1291, 1292; с. 210, хадис № 1294; с. 212, хадис № 1296; с. 214, хадис № 1299, 1300.

[8] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама Ахмада. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.], т. 4, ч. 7, с. 129, 130, хадис № 94; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 106, хадис № 1497.

Также см., например: аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 111, хадисы № 1503-1508.

[9] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4, с. 207.

[10] См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4, ч. 7, с. 115.

[11] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 396, хадис № 6370, “сахих”.

[12] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4, с. 197-200; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4, ч. 7, с. 126-129.