v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}ОПЛАКИВАНИЕ ПОКОЙНОГООплакивание, с точки зрения толкового значения данного слова в русском языке, – это выражение скорби слезами по поводу чьей-либо смерти. Полезно привести здесь и толковое значение русского слова “причитать” – громко плакать, жалуясь на что-либо, оплакивая кого-либо. Безутешно причитать; надрывно причитать. ПЛАЧ ДОПУСТИМ, НО КАКОЙ?Хадисы. 1. У Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) сильно заболела внучка, причем, она была уже на грани жизни и смерти. Дочь Посланника (то есть мама девочки) отправила за ним человека. Посланник Всевышнего не сразу ответил на ее просьбу. При первом приходе посыльного он (да благословит его Всевышний и приветствует) отправил его обратно со словами: “Богу принадлежит то, что Он дает и то, что Он забирает. Каждый пред Ним имеет свой срок, пусть же она (моя дочь, мама девочки) проявит терпение в ожидании воздаяния от Творца за преодоление трудностей” [Призвал отнестись ко всему благоразумно, без эмоций и быть готовыми к худшему, безусловно, делая все возможное для оказания помощи больной]. При повторной просьбе посетить их Пророк вместе с теми, кто был рядом из числа сподвижников, отправился к ним. Придя, он взял обессилевшего от болезни ребенка на руки и [с учетом упомянутого ранее, да и фактического состояния упования на волю Творца, а также проявления терпения, сдержанности эмоций] его глаза наполнились слезами. Один из сподвижников спросил: “Что это, о Посланник Всевышнего?” Он ответил: “Это – милость, которую заложил Творец в сердцах людей [эти слезы – сердечная печаль, которая не поддается управлению]. Воистину, особо милует Он именно милосердных людей [добрых, добродушных, мягкосердечных]”.[1] Важно отметить, что ребенок, волею Создателя, проявленной, безусловно, и посредством проведенного лечения имевшимися в то время способами, и молитвою Пророка, исцелился.[2] 2. У Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) умерла дочь Умм Кульсум. Упоминая процесс захоронения ее тела, сподвижник по имени Анас отметил: “Я увидел слезы на лице Пророка”.[3] Вывод. Подобного рода плач, который не сопровождается эмоциями, криками, несвязными словами и т.п., допустим и не относится к канонически порицаемому, потому как это есть проявление присущего верующему, да и любому нормальному человеку, милосердия, соучастия, сердечного трепета пред Всевышним и скорби. ЧТО ИМЕННО ОТНОСИТСЯ К ЗАПРЕТНОМУ?Хадисы. 1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Нет сомнений в том, что покойный подвергается мучениям по причине [истеричного] плача его родных над ним (по поводу его смерти)”.[4] 2. Когда правитель правоверных, известный сподвижник Пророка, ‘Умар в результате совершенного на него покушения был смертельно ранен, к нему пришел Сухайб, весь в слезах и со словами скорби: “О, брат наш! О, друг наш!”. ‘Умар собравшись силами, промолвил: “Сухайб! Ты из-за меня плачешь?! Ты что, не слышал слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): “Воистину, покойный испытывает мучения из-за некоторых форм плача его родных над ним (по поводу него)”.[5] В другом риваяте: “Нет сомнений в том, что умерший испытывает мучения из-за слез живого”.[6] 3. “Пророк Мухаммад однажды, проходя мимо могилы некой женщины-иудейки, над которой [громко] плакали ее родные, сказал: “Они плачут над нею (оплакивают ее), а она из-за этого испытывает мучения в могиле”.[7] 4. Пророк Мухаммад сказал: “Остерегайтесь сатанинских криков [то есть пронзительных воплей, истошных криков, сопровождающих плач по покойному]! [И знайте] то, что из глаз и сердца [слезы и легкая сердечная опечаленность] – от Всевышнего, [оно есть] проявление милости, милосердия [это естественная, природная часть духовности человека]; что же касается рук и языка [когда начинают рвать на себе волосы, одежду; исступленно кричать], то это – от Сатаны”.[8] Вывод. Крайне нежелательным (макрух тахриман)[9], а точнее сказать, запретным (харам)[10], и доставляющим покойному мучения является тот плач, который сопровождается криками, хлещущими через край эмоциями и т.п. РАЗВЕ ОДИН ОТВЕЧАЕТ ЗА ПРОСТУПКИ ДРУГОГОВ Священном Коране сказано: “Ни одна душа не понесет на себе грехи другой” (см., Св. Коран, 6:164). Так почему же покойный, покинувший мирскую обитель, испытывает мучения в загробном мире из-за тех, кто громко, с криками, воплями, недовольством пред Богом или с иными, сопровождающими плач действиями, оплакивает его? Ответ можно подразделить на несколько пунктов. - Хадисы по этому поводу достоверны, а потому нет сомнений в действительности и возможности данного процесса. Остается лишь найти взаимодополняющую связь между аятом и хадисами.
- Основным комментарием на этот счет является наличие прямой взаимосвязи между покойным и теми родными, друзьями, кто его оплакивает. То есть, еще при жизни он не объяснил им, не воспитал их, не привил соответствующую верующему культуру поведения; не запретил подобное действие заблаговременно, до смерти, зная о том, что подобное наверняка произойдет, если он скончается. А ведь “каждый будет спрошен за тех, кто был под его руководством, под его опекой”, – говорил Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).[11]
- Если он сделал все, от него зависящее относительно воспитания и увещевания, но они не вняли его словам, тогда мучение его в могиле – сожаление о том, что такое греховное деяние все-таки произошло.[12]
Также см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 107, хадис № 1498. Также см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 111, хадисы № 1503-1508. |