ТРАПЕЗА В ДОМЕ ПОКОЙНОГО
Автор: Administrator   
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ТРАПЕЗА В ДОМЕ ПОКОЙНОГО

 

Вопрос. В нашем регионе есть два основных “вида” мусульман:

1. Те, кто делают “зикр”, бегая по кругу, входя в экстаз, и при этом от них исходит не очень приятный запах, о котором они говорят, что именно благодаря ему попадут в Рай. Да и еще они едят на похоронах в том доме, где умер человек... и многое другое.

2. Накшбанди тарикат, приверженцы которого не делают ничего вышеупомянутого, а молятся Всевышнему про себя и тихо. Они не едят на похоронах!

Кто прав? Кто ведет более правильную жизнь по Исламу?

Ответ. Не нам с вами судить. Господь рассудит. Нам же, людям, работающим в сфере просвещения и занимающимся богословием, следует наставлять и увещевать.

Напомню вам и себе слова пророка Ноя, проговоренные им в ответ на упрек, что, мол, “прислушиваются к тебе и идут за тобою, Ной, далеко не лучшие”, он тогда ответил: “У меня нет знаний о том, что они [следующие за мной] делают (делали) [я не могу заглянуть им в душу]. Судья всем – Господь; если [конечно] вы [упрекающие меня и стоящие на своем] в состоянии это почувствовать [и понять, что такое не судить и не разделять на классы и категории, а просто всех направлять, корректировать их движение]. Я не стану прогонять верующих [какими бы они вам ни казались]. Я – лишь внятно и понятно предупреждающий [о возможных мирских и вечных опасностях]” (Св. Коран, 26:111–115). 

 

Вопрос. Я родом с Кавказа, и у нас после смерти человека похороны проводят по-разному. Одни – первые три дня едят в доме умершего, другие – нет. Как одни, так и другие ссылаются на учения Ислама, и на эту тему возникают серьезные разногласия. Ответив на мой вопрос, вы ответите тысячам. Заранее спасибо.

Вопрос. Можно ли кушать три дня в том дворе или доме, где проходят похороны?

Ответ. По этому поводу имеется один хадис, приводимый в большей части сводов хадисов в теме “Приготовление еды для семьи покойного”. То есть по данной теме он единственен и однозначно достоверен[1].

‘Абдулла ибн Джа‘фар передал: “Когда пришло извещение о смерти Джа‘фара, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) [обратившись к своей семье][2] сказал: “Приготовьте для семьи Джа‘фара еду. Воистину, их постигло то, что [в полной мере] их заняло [не дает им возможности приготовить пищу даже для себя, им не до этого]”[3].

Важно отметить, что те, кто готовит угощения в доме или дворе покойного, не делают чего-то запретного (харам). Возможно, что они акцентируют внимание на совершении благого от имени умершего уже в первые дни его перехода в мир иной[4].

Запрета на приготовление пищи в доме покойного в Сунне нет (!), а есть призыв к соседям и родственникам поучаствовать в облегчении их страданий и забот, связанных с похоронами, помогая в приготовлении угощений и еды, а точнее – готовя и принося к ним еду из своего дома[5].

Конечно же, первостепенным с точки зрения Сунны Пророка является полное или частичное освобождение семьи покойного от приготовления еды и угощений в первые дни после его смерти. Это не категорично (фард), а желательно (мустахаб). Период, упоминаемый учеными, – один день (сутки). Некоторые богословы говорили и о трех днях. В первую очередь это делается для самой семьи покойного, чтобы им самим было что поесть.

В то же время необходимо заметить, что все мусульманские ученые указывали на нежелательность (макрух) специального приготовления угощений (в первые дни) в доме покойного с приглашением гостей. Чем больше затрат, приготовлений и хлопот, связанных с этим, тем более это порицаемо, вплоть до запретности (харам). Нежелательность эта проистекает из достоверного повествования о том, что сподвижники Пророка считали сбор людей и приготовление пищи в доме покойного одной из форм излишнего его оплакивания, что порицаемо достоверными хадисами. Хотя имам Ибн Кудама[6] говорил о допустимости приготовления угощений в доме покойного в вынужденных ситуациях, например, когда для соболезнования приезжают дальние родственники, которых необходимо принять в качестве гостей. Но прием их не должен производиться на деньги сирот, оставшихся без кормильца. Устраивать прием гостей на деньги сирот[7] – запретно (харам), и ученые в этом единодушны[8].                                              

Вышеприведенная информация достоверна и соответствует мнению ученых всех четырех мазхабов, то есть все грани Сунны пророка Мухаммада в данном вопросе учтены.

У меня давно уже об этом спрашивали, но я (да простит меня Всевышний) не осмеливался ответить, так как вопрос из той категории, неаккуратность в которых и недостаточность информации может явиться причиной споров, разногласий и фитны (смуты, раздоров), которая по Исламу пагубнее убийства[9].

Осмелился же ответить, находясь в солидной мусульманской библиотеке, где нашел исчерпывающее количество информации по данному вопросу. Учитывая привыкание людей к обычаям, некоторые из которых не имеют даже минимальной обоснованности, следует проявлять аккуратность, не раздражать людей категоричностью, а тем более не начинать споров и разбирательств по этому поводу, “прикрываясь” Сунной Пророка, в которой, наряду с упомянутым, много говорится о важности любви и уважения друг к другу и крайне порицается проявление неприязни и злобы.

Напомню только два хадиса по этому поводу:

– пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: “Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями. [Если уж поссорились] то пусть не продолжается ссора (состояние вражды) больше трех дней [как можно быстрее помиритесь, на перемирие отводится максимум три дня]”[10];

– сподвижник Усама ибн Шарик передал: “Мы сидели рядом с Пророком будто с птицами на головах (без единого движения и шороха очень внимательно слушали его). Пришла толпа бедуинов со своими вопросами. Некоторые из них касались затруднений в религиозных обязанностях. Посланник Всевышнего сказал: “О люди! Господь снял с вас затруднения[11] [и многое может вам простить]. Исключением же является случай, когда один задел честь и достоинство другого. Это – [очень тяжелый, проблемный] грех и погибель. [Продолжая быть невоспитанным и нахальным, человек приведет себя к очевидной погибели в обоих мирах]”[12].


[1] Что и явилось причиной единодушия мусульманских ученых в данном вопросе.

[2] См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]: В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 93; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 222.

[3] Хадис от ‘Абдуллы ибн Джа‘фара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауду, Ибн Маджа, аль-Байхакы, ат-Табарани и др. См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 130, хадис № 998, “хасан сахих”; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]: В 11 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. Т. 4. С. 100, хадисы № 7096, 7097 (одинаковы по смыслу); аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн: В 5 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 1. С. 372, “сахих”; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 222, хадис № 1739; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]: В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 483, хадис № 1739; Аль-кутуб ас-ситта. [(Объединенные) шесть сводов хадисов]: В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 9 (св. х. Абу Дауда. Т. 3). С. 497, хадис № 3132; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 558; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 93, хадисы № 274, 275 (одинаковы по смыслу); аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 5. С. 120, 121; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]: В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 15. С. 138, хадис № 5488.

[4] Но с точки зрения Сунны в первый день смерти такой акцент неверен.

[5] Все мусульманские ученые говорили о желательности (мустахаб) приготовления еды соседями или родными.

[6] И не только он.

[7] Сирота – ребенок, оставшийся без отца и не достигший еще совершеннолетия. Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 513.

[8] См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. С. 96; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 223.

[9] См., например: Св. Коран, 2:217.

[10] Хадис от Анаса и Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 12. С. 102, хадисы № 6064 и 6065.

Также см.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238, 239, хадисы № 110–117. 

[11] “Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, критического положения) в религии” (см.: Св. Коран, 22:78). Отмечу, что Творец не снял с нас религиозные обязанности (молитва-намаз, пост, обязательная милостыня и т.п.), но Он снял с наших плеч затруднения и стесненность. В религии нет порабощения человеческой натуры, а присутствует раскрепощение ее. И чем грамотнее и мудрее человек, тем больше он это чувствует, понимает и видит.

Однако же настоящей проблемой является упомянутое далее в хадисе.

[12] Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]: В 6 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. Т. 4. С. 278; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 2. С. 236, 237, хадис № 486, “сахих”; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир: В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 1. С. 184, хадис № 482; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад [История Багдада]: В 19 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, [б. г.]. Т. 9. С. 197.