v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}Погребение согласно ШариатуАллах Всевышний сказал в Коране, что «ни одному человеку Мы не давали вечной жизни» (аль-Анбия, 34), «Каждая душа вкусит смерть» (аль-Анбия, 35), «Но Аллах не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллах знает о ваших деяниях и воздаст вам за них» (аль-Мунафикун, 11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, поэтому осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина.
Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат»: «Ла илаха илла-Ллаху, Мухаммад расулу-Ллахи» («Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха»).
Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк (мир ему), что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин».
Последний долг перед умирающим - дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната.
Возле умирающего не принято вести слишком длинный разговор или плакать.
После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» - обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль. | Омовение (тахарат) и обмывание (гусуль) покойников Над умершим совершается обряд омовения и обмывания водой. Если мусульманин был облачен в ихрам (одежда паломника) и умер во время паломничества не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры. Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфорой; чистой водой.
Порядок омовения
Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кибле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Накрывают половые органы материей. Гассал (омывающий) три раза моет руки, надевает защитные перчатки, затем, надавливая на грудь умершего, проводит ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника, затем обмывает половые органы. При этом запрещается смотреть на половые органы покойного. Гассал меняет перчатки, смачивает их и протирает покойному рот, чистит нос, моет лицо. Затем он моет обе руки по локти, начиная с правой. Такой порядок омовения одинаков как для женщин, так и для мужчин.
Обмывание
Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки содержимого кишечника. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место). Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз – считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).
В омовении и обмывании участвуют не менее 4-х человек. Гассалом и его помощником, поливающим тело водой, может быть близкий родственник. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания.
Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей противоположного пола.
Жена может обмывать тело своего мужа.
В случае, если умерший мужчина, а среди окружающих есть только женщины (и наоборот), то производится только таяммум.
Гассал не должен говорить о физических недостатках и изъянах покойного.
Обмывание может производиться как безвозмездно, так и за определенную плату. Могильщику и носильщикам тоже может быть оплачена их работа.
|
Саван (кафан) Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Требуется окутывать покойного в саван.
Кафан изготавливается из белого полотна или ситца и состоит: для мужчин (из трех частей): 1. Лифофа – ткани (любого вида и хорошего сорта), покрывающей покойного с головы до ног (по 40 см ткани с обеих сторон, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон); 2. Изор – куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис – рубахи до колен обыкновенной, но сшитой так, чтобы были прикрыты половые органы мужчины.
Для женщин (из пяти частей): 1. Лифофа – так же, как и для мужчин; 2. Изор – куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис – рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча; 4. Химор – платка для покрывания головы и волос женщины, длиной 2 м, шириной 60 см; 5. Кирка – куска ткани для покрывания груди, длиной 1,5 м, шириной 60 см.
Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифофы.
Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца.
Желательно, чтобы саван готовили для умершего мужа – жена, для умершей жены – муж, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи. Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет – похоронил, если обеднеет – дал взаймы, если испытвает нужду – защитил его, если придет к нему добро – поздравил его, если беда – утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него» (Джами-уль-Фаваид, 1464). Мусульманина может хоронить община.
Тканью покрывается все тело, это обязательное условие. Если умерший был несостоятельным человеком, то покрыть его тело тремя кусками ткани является сунной. Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят – в знак уважения к нему.
Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая.
Запрещается покрывать тело мужчины шелком.
Окутывание (кафанлаш) Перед окутыванием борода и волосы не стригутся и не расчесываются, ногти рук и ног не стригутся, золотые коронки не удаляются. Удаление волос и подстригание ногтей производится при жизни.
Порядок окутывания мужчин:
Перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями вроде розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают тело, сначала левую сторону, затем – правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании в могилу.
Порядок окутывания женщин:
Порядок окутывания в этом случае идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса грудь покойной закрывается хиркой – материей, покрывающей грудь от подмышек до живота. Надевается камис и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком – химором, подложенным под голову. Различие только в этом.
|
Погребальные носилки (тобут) Тобут представляет собой носилки с раздвижной крышкой, и обычно имеется при мечети и на кладбище. На тобут стелят одеяло, на которое кладут покойного, затем крышка закрывается и покрывается материей.
По некоторым обычаям сверху кладется одежда покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят – мужчину или женщину.
|
Погребальная молитва (джаназа) Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается перпендикулярно направлению Киблы. Ближе всех к гробу стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся.
Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются поясные и земные поклоны. Погребальная молитва состоит из 4-х такбиров (Аллаху Акбар), обращений ко Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному и приветствия (направо и налево).
Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни (или наоборот, остался ли ему кто-нибудь должен) или был ли кто в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками.
Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными.
Если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью), то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна.
Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.
|
Похороны (дафн) Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего на ближайшем кладбище. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Киблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван, бросают в могилу горсть земли, говоря на арабском языке: «Инна лиЛляхи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «аль-Бакара», 156).
Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву, в переводе означающую: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз».
Затем у могилы остается один человек и читает талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаха, Его Пророка, Священные писания, которые читают над могилой усопшего, чтобы облегчить ему допрос ангелов Мункара и Накира.
Могила Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане.
1. Лахад – состоит из айвана и кельи внутри него. Айван выкапывается по размеру 1,5 х 2,5 м глубиной 1,5 м. Снизу айвана круглый вход в келью (80 см) такого размера, чтобы в ней могло поместиться тело и те, кто участвует в похоронной процессии.
2. Ярма – состоит из айвана и внутренней полки. Ярма превышает размеры тела умершего примерно на полметра с обеих сторон. Полка (шикка) выкапывается по размеру длины тела или по размеру ширины ярмы (ширина 70 см, высота 70 см).
Шариат требует хоронить покойного таким образом, чтобы не ощущался запах и хищники не могли бы вытащить тело. С этой целью могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы – доской.
Мусульман не принято хоронить в гробу.
Если мусульманин умер во время плавания, Шариат требует по возможности отсрочить похороны и похоронить его на суше. Если же земля далеко, над ним совершается мусульманский обряд (омовение, окутывание в саван, молитва и т.д.), затем к ногам тела покойного привязывают тяжелый предмет и опускают покойного в море или океан.
|
Чтение Корана во время похорон С погребальным обрядом связано чтение аятов из Корана. Согласно завету Пророка, мир ему, читается сура «аль-Мульк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными ко Всевышнему Аллаху, чтобы Он смилостивился над покойником. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только хорошее.
Необходимы молитвы, просьбы к Аллаху, так как в первый же день (ночь) в могиле появляются ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».
Мусульманские кладбища Особенность мусульманских кладбищ состоит в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Корана. Часто люди, не знающие, в какую сторону обращаться при молитве, определяют Киблу по направлению могил. При кладбище имеются специальные помещения для совершения омовения и обмывания покойников.
Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается.
Если умирает жена мусульманина – христианка или иудейка, и она была беременной, то ее хоронят на отдельном участке спиной к Мекке, чтобы ребенок в чреве матери лежал лицом к Мекке.
Шариат не одобряет различные надмогильные постройки (например, камни с изображением покойного), поскольку богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых зависть. Также не одобряется, когда могила служит местом молитвы. Отсюда требование Шариата, чтобы надгробные памятники не были похожи на мечети. Рекомендуется на надгробном камне писать следующие слова: «Инна лиЛляхи уа инна иляйхи раджиун», что означает: «Поистине, мы принадлежим к Аллаху и к Нему будем возвращены».
О вскрытии могил Шариат запрещает вскрывать могилы Пророка, мир ему, халифов, имамов, мучеников за веру, ученых, имеющих религиозный авторитет. Запрещено также вскрывать захоронение ребенка или умалишенного, родители которых являются мусульманами.
Вскрывать могилу мусульманина разрешается в следующих случаях:
1) если покойник захоронен в узурпированной земле и владелец участка против того, чтобы там была могила;
2) если саван и другие похоронные принадлежности являются узурпированными или украденными и т.п.;
3) если известно, что захоронение совершено не по правилам Шариата (без савана, или тело лежит не лицом к Кибле);
4) если мусульманин похоронен не на мусульманском кладбище или на участке, куда бросают нечистоты, мусор и т.д.;
5) если существует опасность, что хищные звери могут вытащить труп, или могила может быть затоплена, или у покойного были враги, которые могут надругаться над телом;
6) если после похорон обнаружены незахороненные части тела покойного.
Оплакивание умершего Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения, а также раздирали на себе одежду.
Пророк, мир ему, сказал, что умерший мучается, когда семья оплакивает его.
По Шариату от всех требуется соблюдение следующего: если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, окружающие должны их упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать.
Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам Ислама во многих мусульманских странах все таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов и поминок по умершему. Ислам не одобряет это и выступает против профессиональных плакальщиц. Изречение Пророка Мухаммада, мир ему, гласит: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».
Мусульманское учение требует терпеливо переносить горе. Терпение (сабр) считается большой добродетелью. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времен джахилии (невежества до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир ему) – не из нас (т.е. не из числа благочестивых)».
Четвертый халиф имам Али говорил: «Терпение в вере – то же самое, что голова на туловище».
О терпении Всевышний Аллах сказал в Коране: «Ищите помощи Аллаха в терпении и молитве, поистине Аллах с терпеливыми. Те, кого постигает бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаха и к Нему мы возвращаемся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем» («аль-Бакара», 153, 156, 157).
О подготовке к смерти Мусульманину необходимо быть готовым к смерти каждый миг: ночью или днем, во сне или наяву. Для этого необходимо:
1. Верить в принцип Единобожия (нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник).
2. Ежедневно соблюдать пять обязательных молитв (намазов), а также выполнять дополнительные (сунна, витр, нафиль).
3. Читать Коран, размышлять над его смыслом, действовать согласно ему. Читать Коран днем и среди ночи, а также перед обязательными намазами. Полностью прочитывать Коран, как минимум, один или два раза каждый месяц.
4. Читать хадисы Пророка, мир ему, следовать тому, что Сунна приказывает, и остерегаться того, что она запрещает.
5. Стремиться быть в обществе праведных мусульман, постоянно вспоминающих Аллаха, извлекать пользу от общения с ними для улучшения собственной веры и жизни.
6. Приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, придавая этому большое значение.
Чтобы это стало потребностью души мусульманина, необходимо постоянное вспоминание смерти путем:
а) посещения могил для размышления, наблюдения, получения выводов;
б) посещения людей преклонного возраста в их домах, особенно родственников. Ведь молодость дана не навечно, за ней обязательно наступит беспомощная старость. Таким образом, необходимо использовать свою молодость на благие поступки, пока не наступила старость.
в) посещение больных и наблюдение за различием существующих болезней. Следует благодарить Аллаха за собственное здоровье, прилагая как можно больше сил для поклонения Аллаху, пока, не дай Аллах, не случилась с тобой какая-нибудь болезнь.
Все это помогает мусульманину постоянно обновлять покаяние (тауба); быть удовлетворенным собственным положением; увеличивать активность в поклонении.
Однако если мусульманин не внимателен в покорности Аллаху и Его Пророку, мир ему, несерьезно относится к предписаниям Шариата, - это результат небрежного, ленивого и безразличного отношения к поклонению.
«Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явленное, и Он вам напомнит то, что вы творили» («аль-Джуму’а», 8).
Наша помощь умершим Известно, что мертвые нуждаются в молитвах больше, чем живые нуждаются в еде и питье. Поэтому одним из благочестивых дел мусульманина является забота об умерших братьях и сестрах по вере. Чем же мы можем помочь умершим?
Когда умер мусульманин, первое, что должны сделать оставшиеся, - это совершить похоронный обряд в соответствии с Шариатом: совершить омовение покойному, прочитать намаз-джаназа (являющийся мольбой к Аллаху о его прощении), на кладбище читать талкин (слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаха и Его Пророка) сразу после захоронения желательно раздать садака и читать Коран.
Сказано в Коране, что мусульманину, правильно читающему Коран, выполняющему предписанные ему обязанности (намаз, пост, расход части имущества, дарованного ему Аллахом, на необходимое по Шариату и т.д.) в Конце Света Аллах обещал вознаграждение и благоденствие.
Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Лучшие из вас – те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб». >«Кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, получит хасанат (вознаграждение), и каждая последующая буква увеличивает хасанат в 10 раз». >«Читайте суру «Ясин» вашим покойникам».
Однажды Пророк Мухаммад, мир ему, проходил со своими сподвижниками по кладбищу. Он остановился возле двух могил и сказал, что в них мучаются два грешника. Затем он разломил ветку пальмы на две части и положил на каждую из могил. Пророк, мир ему, сказал, что это может облегчить их страдания. Если растение может принести пользу умершему, то какая же должна быть польза человеку от чтения Корана, который является Речью Аллаха!
Из этих хадисов следует, что чтение Корана приносит пользу и читающему, и усопшему, при условии, что мусульманин читал правильно и с намерением ради Аллаха. Очень желательно читать Коран самому и просить Аллаха передать саваб умершему, потому что в чтении Корана заключено лекарство для людей. Каждому мусульманину по силам выучить суру «аль-Фатиха», трехкратное чтение которой вознаграждается как за двухразовое прочтение Корана, и хотя бы несколько других коротких сур, например, «аль-Ихляс», трехкратное чтение которой вознаграждается как за чтение целого Корана, «аль-Фаляк», «ан-Нас».
Мусульманин также может совершать добрые деяния с намерением «исале-саваб» (т.е. прося Аллаха передать вознаграждение умершим). Если человек с таким намерением держит дополнительный пост, раздает садака, строит мечеть, читает зикр, салават и истигфар, распространяет знания по Исламу, то за любое из этих действий мертвый получает полный саваб, причем саваб совершенного эти деяния человека не уменьшается.
Сегодня появились люди, утверждающие, что нет пользы от проведения поминок, где рассказывают о смерти и воскрешении для отчета в Судный День и т.д., раздаче садака или чтения Корана для умерших. Их мнение является ошибочным и опасным по многим причинам. Вот некоторые из них:
1. Кто не верит, что саваб от благих деяний передается умершим, на самом деле сомневается во Всемогуществе Аллаха. Аллах сотворил весь мир из ничего, и Ему это не было трудно. По Его Воле может быть передан саваб любому – живому или умершему, и об этом есть множество изречений Пророка Мухаммада, мир ему.
2. Кто отрицает возможность подобной помощи мусульман друг другу, на самом деле стремится к разрушению братских уз мусульман, основанных на взаимной поддержке, любви и готовности помогать в тяжелую минуту. Пророк Мухаммад, мир ему, говорил, что его община должна быть единой, как организм человека: если болит какой-то один орган, то больно и всему телу.
3. Мусульманские ученые подтверждают пользу от раздачи садака и чтения Корана для умерших. Те, кто не соглашается с этим мнением, выступает против большинства. Пророк, мир ему, сказал: «Моя умма (община) не объединяется на заблуждении».
|