Вопрос № 12778: Является ли получение откровений истинной в свете Ислама? Суфии постоянно претендуют на обладание знанием сокровенного. Они называют это «кашф уль-ильхам». Некоторые, в обоснование этого, говорят, что как-то раз, обращаясь с проповедью, ‘Умар, да будет доволен им Аллах, упомянул о находящейся на поле боя армии. Просьба разъяснить это.
Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху!
Первое: Кашфу (получение информации о происходящих в действительности процессах не естественным, не чувственным восприятием) бывает различных видов. Из них можно выделить душевное кашфу (кашфу ан-нафсаниййу), которое характерно как для мусульманина, так и для неверного. Потом духовное (кашфу ар-рахманиййу) – оно имеет место посредством откровения (вах’йу). Также бывает и сатанинское, приходящее от джиннов.
Шейх уль-Ислам Ибн Таймийа сказал: «Мы не отрицаем тот факт, что человека может постигнуть что-либо из разновидностей кашфу, независимо от того бодрствует он или спит. В последнем случае это обусловлено тем, что душа мало контактирует с телом. Также это бывает благодаря духовному совершенствованию и по другим причинам.
Однако, рациональными (‘акылиййа) и шари’атскими доводами также подтверждается возможность явления джиннов, которые сообщает людям скрытые, незримые сведения (ахбар гаиба). Как в случае со всякими одержимыми предсказателями и им подобными. Этот вид откровений (мукашифа) и сообщений о сокровенном (ихбар би-ль-гайб) не относится к душевному. Таким образом, это второй вид кашфу.
Что касается третьего, то это то, о чем сообщают ангелы. Это самая досточтимая категория, на что указывает большое количество аргументов, как воспринимаемых на слух, так и познаваемых здравым рассудком. В общем, причинами появления сокровенной информации могут являться душевные начала, сатанинские начала, не сатанинские и ангельские». «ас-Сафадийа», с.с. 187 – 189 Ибн аль-Кайим сказал:
«Частичное кашфу является общим для верующих и для неверных, для благочестивых и для грешников. К нему относится кашфу о том, что находится у человека в доме, либо о том, что в его руке, или о том, что под его одеждой, или о том, кого носит во чреве женщина – мальчика или девочку – после определения пола в утробе, или о тех ситуациях, что скрыты от глаз и происходят на далёком расстоянии, и т.п. Иногда это бывает от шайтана, иногда исходит от самого человека. Это может происходить с неверными, с христианами например, с огнепоклонниками, с теми, кто поклоняется крестам. Так, когда Ибн Сайад сообщил Пророку, мир ему и благословение Аллаха, о том, что он замыслил против него, и что припрятал для него, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал ему: «Поистине, ты из братьев предсказателей». Он сказал, что это кашфу является разновидностью кашфу предсказателей. Или, например, возьмём Мусайлиму. Тот еще был кафир. Он рассказывал своим подельникам о том, что делали некоторые из них у себя дома, что они говорили своим жёнам. Об этом ему сообщал шайтан, чтобы он вводил людей в заблуждение. Также аль-Асвад аль-‘Анаси и аль-Харис аль-Мутанабби ад-Димашкый, который появился при правлении ‘Абдель-Малика б. Марвана, и другие им подобные, которых никто, кроме Аллаха, не сосчитает. Мы, да и другие люди, видели толпу таких людей. Также люди были свидетелями кашфу монахов, поклоняющихся крестам, что общеизвестно.
Что касается духовного кашфу (кашфу ар-рахманиййу), то это, например, кашфу Абу Бакра, когда он сказал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, о том, что его жена беременна девочкой; кашфу ‘Умара, да будет доволен им Аллах, когда он сказал: «О Сарийа, гора!» — т.е. оставайтесь на горе. Это примеры кашфу приближенных (аулийа’) к Всемилостивому». «Мадаридж ас-саликин», 3 / 227 – 228 Второе: То, что сообщается об ‘Умаре б. аль-Хаттабе, да будет доволен им Аллах, является достоверным и бесспорным сообщением. Нафи’ сказал, что ‘Умар отправил отряд, главным в котором назначил мужчину, которого называли Сарийа. И вот, когда ‘Умар, читал пятничную проповедь, он вдруг воскликнул: «О Сарийа, гора! О Сарийа, гора!» В последствии выяснилось, что в момент, когда ‘Умар произнёс эти слова, Сарийа выдвинул отряд к горе, хотя между ними было расстояние месячного пути.
Этот хадис передал Ахмад в «фадаилю-с-сахаба» (1 / 269), а шейх аль-Альбани признал его достоверным в «сильсиля ас-сахиха» (1110).
Это было чудом (карамат) ‘Умара, да будет доволен им Аллах, и это было либо посредством внушения свыше (ильхам), и его голос достиг цели, – как то утверждает Ибн аль-Кайим, – либо это было душевным кашфу (кашфу ан-нафсаниййу), что его голос достиг цели, – о чем далее будет рассказано со слов шейха аль-Альбани. В любом случае, нет сомнения в том, что это было его кереметом.
Третье: В случае с суфиями, то, что с ними происходит нельзя назвать духовным кашфу (кашфу ар-рахманиййу). Тут либо душевное кашфу (кашфу ан-нафсаниййу), что объединяет их с неверными, либо сатанинское, что скорее всего.
Духовное кашфу (кашфу ар-рахманиййу) бывает у приближенных (аулийа) к Всевышнему Аллаху, которые чтят и соблюдают шари’ат, а из дел суфиев известно, что они таковыми не являются. А то, что произошло с ‘Умаром, смело можно назвать кашфу ар-рахманиййа.
Относительно хадиса ‘Умара б. аль-Хаттаба, шейх аль-Альбани сказал:
«Нет сомнения в том, что упомянутый крик был внушением от Всевышнего Аллаха ‘Умару. В это нет ничего удивительного, ведь ‘Умар был «мухаддасом», что подтверждает сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Но это не означает, что ‘Умару открылось положение войска. Не означает это и то, что он видел войско своими глазами. Использование этого некоторыми суфиями, как аргумента в пользу того, что они утверждают относительно кашфу приближенных Аллаха, и в пользу того, что они могут обладать знанием того, что в сердцах – является абсолютной ложью. Как же может быть иначе, ведь знание сокровенного (‘ильм би-ль-гайб) и осведомленность о том, что в груди (иттыля’ ‘аля ма фи-с-судур) свойственно исключительно только для Господа Миров.
Я удивляюсь, как они могут утверждать эту ложь, когда Всемогущий и Великий Аллах сказал в своей Книге: «Знающий [о том, что является] скрытым [от Его рабов] не осведомляет о Своём сокрытии ни одного [из людей], кроме того, кого Он довольно избрал как Посланника» (Св. Коран, 72: 26 – 27). И неужели они убеждены, что эти аулийа являются Посланниками Аллаха, что можно сказать, что они получают информацию о том, что скрыто, посредством осведомления их Аллахом?! О Аллах, Пречист ты! Это великая ложь…
Сама же история достоверная, бесспорная. И это чудо, которым Аллах удостоил ‘Умара, посредством которого мусульманское войско было спасено от поражения, либо гибели. Однако здесь не имеет место то, о чем утверждают суфии, что якобы это знание сокровенного. Это либо из категории внушения свыше (в шари’атском понимании), либо это телепатия (ат-тахатыр), в современном понимании, которая не является непогрешимой. Она оказалась правильной в случае с ‘Умаром, но чаще всего, в случае с другими людьми, она бывает ошибочной. Отсюда, обязательным условием каждого валийа (приближенного к Аллаху) является строгое руководство шари’атом во всем, что исходит из него, как то слова, или дела, при этом опасаясь впасть в проступок и выйти из этого покровительства, которое Всевышний Аллах всеобъемлюще описал: «Поистине, для приближённых к Аллаху нет страха, и не будут они огорченными [в Мире Вечном. Они – это те,] которые уверовали и были богобоязненными [при подчинении Господним велениям и запретам]» (Св. Коран, 10: 62 – 63). Молодец, кто сказал:
Иза ра’айта шахсан кад йатыр Ва фаука ма’а-ль-бахра кад йасир Ва лям йакфа ‘аля худуд аш-шар’и Фа-инна-ху мустадраджун ва бад’ий
Коль увидишь человека, что летает, Да смело по морю шагает, Но грань запретов он не соблюдает, Таков он обольститель, и в ересь он впадает.» «Сильсиля ас-сахиха», 3 / 102 – 104
А Аллах же знает лучше!
|