Вредные эффекты грехаКаждый совершенный грех влечет за собой:
- гнев и недовольство Всевышнего;
- радость и наслаждение шайтана;
- удаление от Рая все дальше и дальше;
- приближение к Аду;
- вред своей собственной духовности, психике и организму;
- загрязнения сердца «черными пятнами», о которых рассказывается в известном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение);
- причинение мучений ангелам;
- недовольство Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), т.к. ему регулярно сообщают о поступках последователей его уммы;
- то место, где совершен грех, в Судный День будет свидетельствовать о неблаговидном поступке;
- причинение вреда всем созданным, т.к. из-за роста грехов в мире уменьшается милость Аллаха, что влияет даже на животных и неодушевленные предметы. |
ПокаяниеЧеловек, совершивший грех, должен немедленно покаяться. Для этого необходимо:
- сожалеть о совершенном;
- прекратить грешить;
- иметь намерение никогда больше не совершать грех.
Если совершенный грех не содержит в себе какой-то долг или не касается других мусульман, например, человек не выполнял обязательный пятикратный намаз, не держал пост или не отчислял закят, будучи обязан, — он должен восстановить это как долг.
Если же грех касается других мусульман, например, человек украл, побил кого-то без причины — он должен вернуть этому человеку то, что украл, извиниться перед ним за сделанное, просить прощения.
Покаяние следует сделать, как можно скорее. Например: если человек пьет, то нельзя ждать пока спиртное закончится, а нужно сразу бросить пить.
Покаяние принимается только при жизни, пока человек не увидел ангела смерти Азраила. Один из признаков Конца Света - восход Солнца со стороны запада. С этого момента покаяние также не принимается. |
Большие грехиБольшие грехи — это грехи, о которых упоминается в Коране и хадисах как те, наказание за которые человек понесет в Аду, если не наказан будет за них при жизни согласно законам Шариата, или Аллах не простит его. За исключением куфра, который Аллах не прощает. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, предупредил нас от девяти больших грехов:
1) куфр (неверие);
2) убийство человека, которого Аллах запретил убить без оправдания;
3) обвинение в прелюбодеянии невиновного мусульманина;
4) дезертирство с фронта, когда идет война в защиту Ислама;
5) использование процентов (ростовщичество);
6) использование денег детей-сирот в личных целях;
7) занятие магией;
8) совершение большого греха в главной мечети;
9) причинение страданий родителям.
Теологи также перечисляли следующие большие грехи: убийство человека; прелюбодеяние и лиуат (мужеложество); употребление спиртного, наркотиков; занятие магией; обвинение невиновного мусульманина в прелюбодеянии или лиуат; пропуск поста в Рамадан без причины; грабеж; лжесвидетельство; взятка; организация совершения греха, например, организация публичных домов и т.п.; отказ от выплаты закята; сутенерство; дезертирство с фронта, когда идет война в защиту Ислама; обман в операциях купли-продажи; клевета и злословие, дача ложной клятвы; лживое заверение, что так сказано в Коране, или это — слова Пророка, мир ему и благословение; разрыв отношений с родителями и родственниками; пропуск намаза без уважительной причины; употребление в пищу свинины и мяса, запрещенного Шариатом; воровство. |
Грехи половых органов- Зина (прелюбодеяние) — это один из самых больших грехов, т.е. интимные отношения мужчины и женщины без заключения брака по Шариату (никах).
- Скотоложество
- Онанизм
- Гомосексуальные отношения
- Грех совершать половой акт с женой во время менструации, послеродового очищения или после окончания этого времени, если жена не совершила гусль (большое омовение).
- Грех раздеваться, обнажая свои половые органы перед теми, кому запрещено на них смотреть. К таким грехам относится также, когда человек справляет свою нужду в открытой местности, повернувшись лицом или спиной в сторону Ка?абы. Это не относится к туалету — месту, специально для этого построенному, где бы тот не находился.
- Раздеваться без надобности и ходить голым в помещении считается грехом, даже если в доме больше никого нет. Это касается как мужчин, так и женщин. |
Грехи тела- Не слушаться родителей, не выполнять их распоряжений, обижать их и т.д., даже если родители — немусульмане. Но нельзя подчиняться им, если они приказывают нарушить Шариат.
- Нельзя прерывать отношения с родителями или родственниками. Следует помогать им материально, постоянно помнить о них, поддерживать с ними переписку, если они живут в другом месте, проявлять к ним доброту и великодушие.
- Нельзя обижать соседа и причинять ему страдания, даже если он немусульманин.
- Красить волосы в черный цвет — харам как мужчине, так и женщине. Некоторые ученые говорят, что жена может покрасить волосы в черный цвет, но только с разрешения мужа.
- Нельзя женщине переодеваться в мужскую одежду, так же, как и мужчине нельзя надевать женскую, кроме вещей, которые носят и мужчины, и женщины. Грех наряжаться ради бахвальства.
- Грех не выполнять фард, а также прекращать соблюдение фарда без уважительной причины. Если прервал сунну, то это не грех, согласно мазхабу Шафии, но это нежелательно без уважительной причины. Но если мусульманин начал совершать дополнительный Хадж в качестве сунны и прервал его — он совершает грех, если у него не было извиняющих его обстоятельств.
- Дезертировать с фронта, когда идет война в защиту Ислама.
- Грех шпионить за мусульманином, выискивая его недостатки и обнажая их публично.
- Грех делать татуировку на теле.
- Золотые и серебряные украшения, а также одежда из шелка — харам для мужчины, но не для женщины. Исключением является только серебряное кольцо (халяль для мужчины).
- Грех использовать и иметь золотую или серебряную посуду.
- Нельзя уединяться мужчине и женщине без третьего лица, которого они бы стеснялись.
- Женщине грех путешествовать на далекое расстояние без сопровождения мужа или махрам (родственника, за которого нельзя выйти замуж). Исключение: если женщины совершают хадж-фард, или с путешествие целью получения знаний по Исламу, если она не нашла в своем городе учителя.
- Грех враждовать с праведным, приближенным к Аллаху человеком (вали).
- Грех распространять фальшивые деньги, потому что это является источником обмана: когда человек покупает товар, не происходит эквивалентного обмена.
- Грех помогать другому совершать грехи, например, помогать деньгами.
- Грех сидеть с мубтадом — человеком, имеющим искаженные знания по религии, или с фасиком — мусульманином, совершающим большие грехи, поддерживая его морально в совершении греха. Например, грех сидеть за одним столом с пьющими, поддерживая компанию, даже если человек сам не пьет. Если мусульманин случайно оказался в месте, где совершают грех, он должен попытаться сначала остановить это действиями, если не может (например, из-за какой-то угрозы) — то словами, если и словами не может остановить грех, человек должен хотя бы в сердце не одобрять это, и, естественно, покинуть данное место.
- Грех без уважительной причины пропускать намаз и пост или выполнять фард с ошибками. Мужчине грех пропускать без уважительной причины пятничный намаз, если он обязан выполнять его. Грех не совершать фард-намаз вовремя, откладывать его да следующего без уважительной причины по Шариату.
- Нельзя охотиться на дичь, используя большие тяжелые предметы, например большой камень. Нельзя причинять мучений животному, которое приносят в жертву. Нельзя использовать животное в качестве мишени.
- Жене после смерти мужа будет грех, если она без надобности покинет дом в течение 4-х месяцев и 10 дней (по лунному календарю) или до окончания срока беременности. Ей нельзя краситься, наряжаться или каким-то другим образом показывать радость. Она может выйти к соседке, но ночевать обязана в доме покойного мужа в течение этого срока.
- Грех заносить наджаса (нечистоты) на обуви или одежде в мечеть, пачкая пол и стены.
- Каждый состоятельный мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество — хадж. Грех не совершать хадж-фард, имея такую возможность или откладывать каждый год до конца своих дней без уважительных по Шариату причин.
- Грех держать Коран в руках без вуду (омовения).
- Грех отдавать чужую собственность в аренду без разрешения хозяина или использовать ее не по назначению. Нельзя также использовать всеобщие природные ресурсы — лес, реку и тому подобное в личных целях, запрещая другим пользоваться ими.
- Когда человек находит какую-либо вещь, он обязан сделать объявление о находке и ждать (максимум год) прихода хозяина. В противном случае использование этой вещи является грехом.
- Женщине грех завлекать посторонних мужчин.
- Грех не подчиняться правителю-мусульманину, враждовать и воевать с ним, даже если он — грешник.
- Грех брать на себя обязанность имама, судьи (кадый), по строительству мечети и тому подобное, зная, что не сможешь справиться с этой должностью.
- Грех предоставлять убежище угнетателю, отказываясь выдать его людям, которые хотят с ним рассчитаться.
- Грех давать назр и не выполнить его.
- Грех занимать место, принадлежащее другому мусульманину (например, нельзя занять место учителя, который вышел на время). |
Грехи ног- Ходить с намерением совершить грех — нарушить Шариат (например, направиться куда-либо с намерением избить мусульманина или убить его) или уклониться от выполнения фарда.
- Жене выйти из дома без согласия своего мужа.
- Грех ходить с высокомерием, хвастовством.
- Нельзя расталкивать мусульман в мечети для того, чтобы сидеть впереди. Можно сесть там, где есть свободное место.
- Нельзя ходить между человеком, совершающим намаз, и сутрой (преградой), находящейся перед ним.
- Нельзя держать ноги на одном уровне с Кораном. |
Грехи рук- Обвешивать, обманывать при купле-продаже.
- Красть.
- Совершать убийства, но не является грехом, если человек защищается, когда на него нападают.
- Грабить
- Брать взятку.
- Посягать на чужое имущество, деньги и военные трофеи.
- Нельзя заниматься мародерством.
- Нельзя бить человека без причины
- Нельзя пугать кого бы то ни было, даже в виде шутки.
- Нельзя мучить животных. Но человек может защищать себя подобным образом, если не видит другого выхода. Например, когда человека окружила стая одичавших собак, он может воспользоваться огнем или чем-то другим, чтобы остаться невредимым.
- Нельзя играть в азартные игры, в которых корыстные мотивы предшествуют логическому мышлению (если таковое вообще присутствует). Примеры азартных игр — карты, нарды и тому подобное. Разрешены игры, где элемент шанса вообще отсутствует, например, шашки и другие. Но даже в эти игры нельзя играть на деньги в том случае, если ставки делают участники игры.
— Прикасаться к чужой женщине.
- Нельзя не оплачивать человеку его труд.
- Нельзя отказывать в помощи голодающему, умирающему или нуждающемуся, нельзя отталкивать его.
- Грех не помочь мусульманину, которому грозит смертельная опасность, если есть такая возможность.
- Нельзя писать то, что запрещено говорить.
- Грех совершать вероломство. Например, человек оставляет другому на время вещь, а потом ему ее не возвращает, говоря, что ее нет. |
Грехи языка- Нельзя злословить, то есть говорить о недостатках мусульманина без его согласия и в его отсутствие. Если два человека злословят, а третий слушает их и не останавливает, то тем самым он тоже совершает грех. Исключения: если человек плохо отзывается о ком-то, говоря при этом правду.
Например, когда человек справедливо возмущается тем, кто его угнетает или притесняет; когда человек видит явный обман, он может сказать об этом. Если человек, обучающий основам Ислама, говорит неправду, надо сразу сказать ему об этом в лицо и предупредить других; когда говорят о человеке, который прилюдно совершает грехи, чтобы предупредить других от него, не является злословием, когда идет разговор по проблемам религии и законам Шариата.
Например, жена жалуется имаму (кадыю), что муж плохо с ней обращается или не хочет отдать махр (предбрачный дар); когда говорят об отсутствующем мусульманине и для того, чтобы собеседник понял, о ком идет речь, упоминают общеизвестные его недостатки, но ни в коем случае не унижая этого человека. Например, «должен прийти Фарид-хромой»; если человек желает помочь другому исправить его недостатки и не может говорить об этом ему самому, а прибегает к воздействию на него через ближайших родственников (отца, брата и пр.), рассказав им о его пороках.
- Сплетничать и клеветать, разжигая тем самым вражду между мусульманами.
- Считается грехом также натравливание животных друг на друга. Устраивать бои между животными — грех.
- Грехом является ложь. Нельзя сознательно говорить неправду, даже в виде шутки. Давать ложную клятву с упоминанием одного из имен Аллаха — большой грех. Выдумывать и лгать, заверяя при этом, что так сказано в Коране или в изречениях Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, — большой грех. Такой человек может впасть в куфр, говоря, например, что Аллах сказал в Коране, что является халяль (разрешенным) то, что на самом деле харам (запрещено), или подобное.
- Нельзя говорить без знаний по вопросам религии. Даже если это случайно совпало с истиной, человек все равно совершает грех.
- Нельзя обвинять мусульманина в прелюбодеянии без доказательств. Для того, чтобы обвинить человека в этом, необходимо наличие минимум четырех свидетелей.
- Грех смеяться над недостатками другого - речевыми, телесными и другими, дразнить его, издеваясь над ним.
- Нельзя злорадствовать над горем другого — это грех.
- Большим грехом является лжесвидетельство.
- Нельзя обманывать, затягивая возвращение долга, если есть возможность вернуть его вовремя.
- Сквернословить, нанося при этом оскорбления.
- Любое слово, показывающее неуважение к религии, пророкам, мир им, к Корану, к ученым-мусульманам и так далее, является грехом.
- Ошибки, допускаемые при чтении Корана, также являются грехом. Если человек слушает это и не пытается исправить — он тоже совершает грех.
- Просить милостыню, если человек не нуждается или может сам зарабатывать себе на жизнь. Просить милостыню может только тот, кто при всех своих усилиях не может обеспечить себя необходимой едой и одеждой, или тот, кто не может работать, например, будучи инвалидом, и нуждается.
- Делать назер (давать обет) отказать в наследстве прямому наследнику и завещать все посторонним людям.
- Брать деньги в долг, не поставив об этом в известность хотя бы одного из близких родственников. Нельзя брать во временное пользование дорогую вещь, не осведомив об этом родственников, которым придется рассчитываться за человека в случае его смерти. Грех одалживать деньги, зная заранее, что не сможешь их вернуть в срок. И грех тому, кто дает их в долг, зная при этом, что должник не сможет вернуть их в срок, и одалживает их только для того, чтобы унизить другого, требуя их обратно.
- Делать предложение девушке, зная, что она уже засватана.
- Обучать магии, различным видам гадания (по руке, на картах и так далее).
- Нельзя судить не по Шариату.
- Нельзя обучать чтению Корана немусульманина.
- Если мусульманин обладает необходимыми знаниями по Исламу и отказывает в просьбе обучить этому другого мусульманина, но имеет такую возможность, он совершает грех.
- Подстрекать другого к совершению греха, например, к употреблению спиртного.
- Отказываться без уважительной причины быть свидетелем, где это необходимо.
- Грех не отвечать на приветствие «ас-саламу-алейкум» без уважительной причины. |
Грехи глаз- Смотреть на открытые части тела посторонней женщины, кроме лица, кистей рук и стоп ног. Если мужчина увидел их случайно и сразу же отвел взгляд — это не грех. Но если затем он посмотрел повторно — это грех. Женщина не обязана закрывать лицо, но и мужчина должен смотреть на нее только с хорошим намерением. Не считается грехом видеть своих близких — мать, сестру, дочь, то есть родственниц, на которых нельзя жениться, если при нет плохого намерения.
- Нельзя смотреть на мусульманина высокомерно и неуважительно.
- Нельзя смотреть в чужой двор без согласия хозяина и просить показать то, что не хотят показывать. |
Грехи живота- Грабить, воровать или с силой отнимать чужую собственность и жить на деньги, полученные таким образом. По Шариату также считается грехом жить и питаться на деньги, которые были получены в качестве взятки, процентов, налогов и пошлин, заработанные нечестным трудом, Если человек питается на эти деньги — это грех живота.
- Употреблять наркотики, спиртные напитки, не заколотое в соответствии с Шариатом мясо, свинину, кровь, а также животных, убитых током. Нельзя также употреблять в пищу то, что заведомо может принести вред организму, — яд, токсичные вещества, кислоты.
- Использовать деньги детей-сирот для своей выгоды или в корыстных целях. Нельзя использовать не по назначению деньги, полученные для решения строго определенной задачи. Например, деньги, выделенные для строительства мечети или для питания детей.
- Нельзя приходить в дом незваным, стеснять хозяев дома. Все, что человек употребляет в пищу в доме, куда он не был приглашен,— это харам, если хозяин недоволен.
- Нельзя пытаться приобрести или выпросить вещь, зная, что хозяин не хочет расставаться с ней. Он отдаст ее, но не от души. |
Грехи сердца- Не иметь в сердце любви к Аллаху, к Корану, к Пророку Мухаммаду и всем остальным пророкам, мир им. Проявлять любовь — это значит неукоснительно соблюдать все повеления Аллаха, уважать и сохранять память о сподвижниках Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, которые истинно соблюдали Шариат, уважать его жен и богобоязненных мусульман.
- Не каяться в грехах. Следует каяться в совершенных грехах.
- Не уповать на Аллаха. Мусульманин должен надеяться только на Аллаха, потому что Он - Создатель всего, и все, что происходит в мире, совершается по Его Воле.
- Не бояться Гнева и наказание Аллаха. Мусульманин должен бояться Аллаха, верить в Его наказание, постоянно соблюдать все заповеди и не совершать грехов. Что бы ни случилось, ему нельзя восставать против Воли Аллаха ни на словах, ни в мыслях. Это относится к любому человеку — больному или здоровому, бедному или богатому.
- Не быть благодарным Аллаху. Мы должны быть благодарными Аллаху за то, что Он дал нам возможность видеть, слышать, говорить, двигаться, думать... Мы должны использовать эти богатства для соблюдения всех повелений Аллаха, выражая, таким образом, благодарность за все то, что мы знаем и умеем.
- Не проявлять терпение. Это умение человека сдерживать себя от совершения грехов и соблюдение им того, что он обязан (фард). Существует три вида терпения: терпение в соблюдении повелений Аллаха (например, при соблюдении намазов или поста в месяце Рамадан); терпение при воздержании от грехов (например, человек должен сдерживать себя от употребления спиртных напитков, от употребления в пищу недозволенного согласно Шариату мяса, например свинины, от прелюбодеяния и т.п.); терпение в горе (например, при болезни или смерти кого-либо из близких нельзя роптать и жаловаться на Аллаха, так как это является отступлением от веры). Даже если человек беден и испытывает нужду, он не имеет права воровать, ему следует терпеливо переносить свой удел;
- Не испытывать ненависти к шайтану. Мы должны ненавидеть шайтана, потому что Аллах предупредил нас и указал нам, что он – враг человеческий. Шайтана также называют Иблисом (прибегаем к Аллаху за защитой от него).
- Не испытывать ненависти к грехам. Мусульмане должны ненавидеть любые грехи, совершаются они ими самими или другими людьми, потому что Аллах запретил нам их.
- Сомнение в существовании Аллаха — это уже отступление от веры. Ибо мусульманин обязан верить во Всевышнего без всякого сомнения. Человек должен верить также, что все совершающееся в мире происходит по Воле Аллаха.
- Неискренность. Это когда человек совершает религиозные обряды и другие добрые дела не ради Аллаха, а только для того, чтобы его похвалили люди и ради личной выгоды. При этом он не только не получает сауаб — вознаграждение, а наоборот, совершает большой грех. Если, совершая доброе дело, человек сначала имел неискреннее намерение, но потом покаялся, то, начиная с этого момента, его доброе дело засчитывается как сауаб. Все доброе мы должны совершать только во имя Аллаха.
- Самодовольство. Когда человек видит свои хорошие дела и доволен собой, но забывает при этом, что именно Аллах дал ему возможность осуществить это. Все, что делает человек, он делает по воле Аллаха.
- Совершение грехов с уверенностью, что Аллах в любом случае простит его. Или же наоборот, когда человек теряет надежду на прощение Аллаха, то есть, совершив грех, человек думает, что Аллах все равно не простит его. Человек должен стараться не грешить вообще, но, совершив грех, он должен покаяться и просить Бога о прощении. Истинный путь - когда человек, совершая добрые дела, просит Аллаха принять его действия и старается не совершать грехов, потому что боится Его наказания.
- Высокомерие. Когда мусульманин ставит себя выше других мусульман, основываясь лишь на возрастном, социальном или другом своем преимуществе. Например, богатый не прислушивается к истинному совету бедного, или старый не считается с мнением молодого. Второй вид высокомерия, когда мусульманин своими поступками унижает другого, выказывая этим свое превосходство.
- Злоба и ненависть. Когда мусульманин питает злобу или ненависть кому-либо (за исключением некоторых определенных случаев, например, ненависть к шайтану или к грехам), наносит ему вред, и в душе одобряет себя.
- Зависть. Когда мусульманин видит, что другому живется лучше, чем ему, или у другого есть то, чего нет у него, он мысленно желает зла этому человеку или утраты им его благ, и с этой целью начинает вредить ему словами или поступками. Не является грехом, когда человек видит богатство другого, но не желает зла ему.
- Хвастовство. Хвастовство и упоминание о садака (милостыни) прилюдно, унижая и попрекая при этом человека, которому была оказана помощь.
- Упорство в совершении грехов. Если человек в течение дня совершает малые грехи, которые в сумме превышают его добрые дела, то эти малые грехи становятся одним большим грехом.
- Недоверие. Мусульманин не должен подозревать в чем-либо других мусульман или не доверять им, если у него нет для этого достаточных оснований.
- Одобрение грехов, собственных или совершаемых другими. Нельзя одобрять грехи другого человека.
- Предательство или вероломство. Если человек дает обещание другому защищать и оберегать его, даже если тот немусульманин, а потом нарушает данное обещание или подстрекает других против того, кому обещал защиту. То же самое, когда человек берет на сохранение чужую вещь, а затем отказывается возвратить ее владельцу. Или же при купле-продаже, когда продающий обманывает покупающего.
- Хитрость и коварство. Когда мусульманин словами или поступками втайне от всех наносит вред другому — это грех.
- Ненависть к сахабам — сподвижникам Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Если человек ненавидит всех сподвижников Пророка Мухаммеда, мир ему и благословение, он отступает от истинной веры, потому что сахабы — это люди, которые встречались с Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение, при Его жизни, верили в Его учение и умерли мусульманами.
- Жадность и скупость. Когда человек отказывается обеспечить свою семью — жену, детей, родителей, которые нуждаются в его помощи или отказывается помочь своим родственникам, имея такую возможность, он совершает грех. Грехом является также отказ от закята — пожертвования в пользу нуждающихся. Скупость хуже жадности, т.к. человек занимается накоплением материальных благ не для того, чтобы помогать нуждающимся или употребить свои средства для развития Ислама, а для того, чтобы использовать их в нарушение Шариата.
- Неуважение к тем понятиям, которые возвышены Аллахом. Коран, знания по Исламу, Рай, Ад и так далее. Кто издевается над такими понятиями, тот уже отступает от веры. |
|