Файзрахманисты
Автор: Administrator   

Файзрахманисты

Файзрахманисты - последователи Файзрахмана Саттарова, в советское время являвшегося представителем официального мусульманского духовенства. Он был одним из немногих мусульман, кому было разрешено закончить Бухарское медресе, в котором Саттаров проучился 9 лет. Затем он работал имамом в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Уфе, Октябрьском. В 1970-е годы был заместителем муфтия ДУМЕС в Уфе.

В конце 1980-х годов Саттаров начал целенаправленно создавать собственное религиозное течение. По многим свидетельствам, не всегда психически адекватен. Для характеристики его личности приведем воспоминание одного его знакомого, встречавшегося еще в молодости с Сатаровым в Ташкенте: «Мы сидели с ним на скамейке, как вдруг из проводов проезжающего троллейбуса выделился электрический разряд, создав свечение, которое Файзрахман Саттаров воспринял в качестве «нура», т.е. знамения от Аллаха, шепча благодарственные молитвы». Этой зарисовки, видимо, достаточно, чтобы представить себе облик человека, готового к роли «святого» и «обновителя» веры и даже «пророка».

Саттаров, безусловно, харизматический лидер, поэтому и созданная им группа также носит отпечаток его личности. Неадекватность его поведения и восприятия действительности оттолкнула от этой группы многих людей, особенно имеющих маломальское образование.

Стабильно в группе остаются выходцы из деревень с очень проблемным уровнем образования, деклассированные элементы, одинокие, пенсионеры, а также лица, имеющие инвалидность, не связанную с физическим здоровьем, плюс круг лиц из его родственников, контролирующих денежные потоки общины. Устойчивые общины этой секты наличествуют во многих городах Татарстана.

Файзрахманизм имеет уже свою более чем десятилетнюю историю. Одно время они получило даже государственную регистрацию в администрации Казани под названием «Куръаниун ва хадисиун» в качестве юридического лица. Им был выделен участок земли под строительство мечети.

В это время секта стала достаточно многочисленной, объединила в своем составе многих представителей «религиозной оппозиции», в ее работе наметились демократические тенденции. Путем выборов был определен председатель общины. Причем прошла кандидатура не родственника Саттарова, а человека, предложенного другим видным членом общины Юнусом Яруллиным, что явилось зримым свидетельством усиления позиций последнего. Саттаров не мог смириться с таким развитием событий, так как и финансовые потоки уходили из-под контроля его семьи.

Под надуманным предлогом была инспирирована ссора, Яруллин был проклят, произошел болезненный разрыв. В результате много сторонников покинуло секту вместе с ним, причем проклятия («бэддога») читались ему достаточно продолжительное время после каждого намаза. После этого группа Юнуса Яруллина стала самостоятельной, однако, особой типологической особенности в принципе не приобрела.

Видимо, в будущем часть ее присоединится к ваххабитам, так как многие дети самого Яруллин обучаются в Саудовской Аравии. Часть же его сторонников имеет перспективы стать самостоятельной сектой. В последний год они проявляют активность: разносят по мечетям листовки с критикой коранических межлисов, мазхабов и т. д.

Сам Юнус Яруллин в советский период работал официальным муэдзином мечети Марджани. О высокой степени инкорпорированности в руководящие околорелигиозные структуры того времени свидетельствует факт совершения им хаджа еще в те годы.

Рассматривая богословские воззрения Ф. Саттарова, нельзя не обратить внимание на их путаный характер. Им позаимствованы и творчески переработаны идеи из различных течений, существующих среди мусульман. Один из главных мотивов — отрицание мазхабов при особой ненависти к ханафитской правовой школе — заимствован у ваххабитов. Увеличенная ставка религиозных поборов «хумс» взята из шиизма (т.е. изъятие пятой части доходов), сама структура группы построена по аналогии с суфийским тарикатом.

Известно, кстати, высказывание Ф. Саттарова о принадлежности к некоей силсиле. Согласно некоторым данным, он утверждает, что ведет духовную родословную от Пророка (мир ему и благословение) и стоит в цепочке преемственности 34 - тым. Однако, эта информация публично не оглашается. В последние годы нарастают апокалиптические мотивы в высказываниях Ф. Саттарова.

В отличие от Н. Мофлюхунова, Ф. Саттаров признает хадисы, но у него имеется своя иерархия достоверных сборников. По его мнению, самым достоверным является сборник Абу Дауда, а не Бухари, как считают все признанные ученые Ислама. Помимо этого, он самолично проверяет достоверность хадисов посредством сна, получая информацию «свыше». Были сведения, что им проверена истинность шести ста хадисов.

Из его «теологических» достижений можно отметить разработку учения об имане. Известно высказывание Пророка (мир ему и благословение всевышнего Аллаха), который говорил о разных состояниях веры, причисляя к ее проявлениям и то, чтобы убрать колючку с дороги, по которой ходят мусульмане. Так Ф. Саттаров пронумеровал все эти «иманы», начиная с №1 «веры в Аллаха» и т. д. Обучение сектантов вере идет в соответствии с этой нумерацией.

Конечно, им дается своя трактовка аятам и хадисам, вкладывается собственный смысл, отличный от смысла, объясненного Пророком (мир ему и благословение). При этом, чтобы создать видимость опоры на Коран, адептов заставляют заучивать некоторые аяты, хотя они даже и не подозревают об их настоящем смысле.

В этой связи очень похож подход, использовавшийся в Китае с цитатниками Мао. Ви-димо, Ф. Саттаров слышал о методах идеологической работы в КНР.

В некоторых вопросах у Саттарова наблюдались отступления от предписаний Шариата. Например, известно, что его окружение занималось валютными махинациями и процентными сделками, что категорически запрещено Исламом.

Имеется тревожная информация о том, что файзрахманисты, оформившие опекунство над детьми, не пускают их в школу. Очевидна опасность, что такого рода прецеденты могут повториться. В этой связи нельзя допустить превращения детей в домашних рабов, приносящих доход секте.

Ф. Саттаров претендует на знание сокрытого. Он, например, «информирует» своих сторонников о дате Лейлят уль-Кадр в месяц Рамадан, о точном наступлении которой знает только Аллах.

Взгляды Саттарова эволюционируют и меняются. Если вначале он критиковал «третью» книгу, утверждая необходимость только Корана и Сунны, и отвергая популярную в то время книгупособие по Основам Ислама «Гыйбадэте Исламия», то впоследствии сам стал под своим авторством размножать многочисленные брошюры самиздатовского характера. С течением времени Ф. Саттаров все больше обретает черты тех подложных ишанов, которых так любили критиковать в своих произведениях татарские классики, особенно Габдулла Тукай.

Любопытно, что одним из первых, кто попытался дать анализ явлению файзрахманистов, был Нурулла Мофлюхунов. Он в своей объемной статье «Отдалимся от заблуждения» в газете «Иман» (№ 7, апрель, 1998) рассматривает учение файзрахманистов с коранических позиций, оценивает самого Ф. Саттарова как сумасшедшего и посвоему объясняет появление этого феномена. «Обучившись в Бухаре, он пробовал быть и имамом, и казыем, однако ничего не получалось. Затем много лет работал дворником, подметая улицы и убирая снег. Но такая жизнь показалась ему тяжелой, для легкой жизни он нашел ложный путь — начал приводить мусульман к присяге (брать «байгат»)», - пишет Мофлюхунов