Зейдиты
Автор: Administrator   
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ЗЕЙДИТЫ – ( аз-Зайдийа) – общее название общественно-политических группировок, признавших имамат Зайда бен Али , наиболее «умеренная» ветвь шиитов. Выделение зайдитского течения из общего русла шиитского движения произошло в 300-е годы 8 века, когда часть шиитов Куфы, недовольная пассивностью шиитских имамов поддержала стремление Зайда бен Али мечом доказать свое право на имамат. После разгрома восстания, гибели Зайда бен Али ( 740г), а затем и его сына Яхъйи зейдитская община распалась на несколько группировок наиболее известными из которых были джаруриты (или сурхубиты),бутриты ( или салихиты) и сулайманиты (или джаририты).
Все зайдиты сходились в том , что Али ибн Аби Талиб – «достойнейший имамата» после Пророка , что после аль-Хасана и аль-Хусайна имамат должен оставаться в потомстве Али и Фатимы и что выступление против тиранов ( т.е. незаконных , с точки зрения шиитов, правителей) обязанность каждого истинного верующего. Что же касается критериев законности имамата после аль-Хасана и аль-Хусайна, то в этом вопросе среди зейдитов не было единого мнения.
Большинство ( в первую очередь джарудиты, активные участники восстания Зайда бен Али ) считало, что непременным условием признания имамом является открытое выступление претендента на имамат. Исходя из тезиса о том, что все члены семьи Пророка равны между собой в отношении знаний , необходимых для руководства общиной, зейдиты-джаруриты пришли к заключению, что объективным и решающим показателем «достойности» претендента на имамат, является его способность с оружием в руках доказать свое право на верховную власть.
Другая часть зейдитов, в частности сулайманиты, придерживались мнения, что имама должен избирать совет («шура») который может состоять даже из двух, но добропорядочных мусульман.
Предметом расхождения как среди самих зайдитов, так и между зайдитами и остальными шиитами было отношение к первым халифам.
Бутриты (салихиты) допускали имамат «превзойденного» , признав законность правления Абу Бакра и Омара.
Джарудиты, вопреки мнению самого Зайда бен Али, считали их правление незаконным, а присягнувших им – неверующими.
Наиболее «умеренными» среди зейдитов были бутриты, которые не обвиняли в неверии Османа, не признавали ( в противоположность джарудитам) возвращение умерших до Страшного суда, отвергали тезис об исключительности знаний «семьи Пророка».

Богословские представления звйдитов сформировались в значительной степени под влиянием муатазилитских богословов, хотя на раннем этапе их суждения о сущности Аллаха и божественных атрибутах, о вере и неверии, о соотношении предопределения и свободы воли были разноречивы. Политические успехи движения зайдитов способствовали сглаживанию расхождений среди зайдитов и выработке их собственной системы догматов. Зайдиты заняли наиболее «умеренную» из всех шиитов позицию, проявляя религиозную терпимость к суннитам. Зайдитское понимание имамата близко подходит к суннитскому. Признавая, что имам должен быть из рода Али зайдиты отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть избран любой потомок Али, открыто выступающий с оружием в руках. Более того, они как и хариджиты допускали существование нескольких имамов одновременно в разных мусульманских странах. В противоположность другим шиитам и в первую очередь имамитам зайдиты не признавали учения о скрытом имаме, о «благоразумном скрывании своей веры» ( ат-такыийа), «об изменении божественного мнения» (ал-бада). Они отвергали безусловное предопределение. Все это послужило основанием для относительно лояльного отношения суннитского ислама в зайдитам, несмотря на то, что они возвели вооруженное восстание в политический принцип. Политическая активность зайдитов, не раз возглавлявших народные движения, привела к образованию зайдитских государств в разных концах Халифата ( государство Идрисидов в Северной Африке; в Йемене).В настоящее время большая часть зайдитов сосредоточена в Йемене ( более половины населения страны), имеются общины в Саудовской Аравии, Пакистане и тд.