Хариджиты наших дней. Худшие из творений Аллаха
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предсказал разделение мусульманской общины после его смерти так же, как разделились общины предыдущих пророков. В хадисе приводится: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72 течения, а моя община разделится на 73 группы: одна, самая большая из них, войдет в рай, а остальные попадут в ад» (ат-Табарани («Муджамуль Кабир», т. 8, с. 274); Ибн Маджа («Сунан», № 3992, 3993); Дарими («Сунан», т. 2, с. 314))
Предсказав разделение нашей общины, Пророк (мир ему и благословение) подсказал нам, что в этом случае следует придерживаться пути большинства мусульман. В достоверном хадисе говорится: «Поистине, Аллах не объединит большинство моей общины на каком-либо заблуждении, и, поистине, помощь Всевышнего – с большинством мусульман, а кто отклонился от пути большинства мусульман, тот отклонился в ад» (Тирмизи («Сунан», № 2167); Хаким («Мустадрак», № 394, 396); Абу Нуайм («Хулья», т. 3, с. 37); Лаликаи). А того человека, который откололся от пути большинства мусульман, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил отбившейся от стада овце, ставшей жертвой волка. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, волк пожирает овцу, отбившуюся от стада» (Ахмад («Муснад», т. 5, с. 196); Абу Давуд («Сунан», № 547)).
Конечно же, все произошло так, как и предсказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Один за одним после его смерти стали появляться еретические течения, характерной особенностью которых является превратное толкование аятов Священного Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение), используя их как средства для подтверждения правдивости своих ложных идей. С этой целью они приводят аяты и хадисы не к месту и не ко времени, вырывают их из контекста и даже искажают их. Они же позволяют себе не считаться с некоторыми аятами и хадисами, опровергающими их идеи.
Еретики опровергают также традиции и подходы к решению тех или иных вопросов, заложенные сподвижниками Пророка (мир ему и благословение) (сахабами) и их последователями (табиинами), хотя в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Вы следуйте моему пути и пути моих праведных халифов» (Абу Давуд («Сунан», № 4607); Тирмизи («Сунан», № 2676)).
Но есть одно течение, которое Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упоминал особо и называл его последователей худшими из творений. Первые приверженцы этого течения появились во времена правления повелителя правоверных Али ибн Абу-Талиба (да будет доволен им Аллах) и были названы хариджитами. Основной причиной их заблуждения являлись чрезмерность в вопросах религии и непонимание сути Ислама.
Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о них: «Они выйдут из религии, подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой дичи!» (Бухари («Сахих», № 5058); Муслим («Сахих», № 1064)). Т. е. стрела, выпущенная в дичь, попадает в нее с одной, а выходит с другой стороны. И Пророк (мир ему и благословение) уподобил их стреле, которая вылетела из насквозь пробитой мишени, так как они быстро вошли в Ислам и так же быстро его покинули.
Их отличала также жесткость, переходящая в жестокость. Они не признавали авторитетных сподвижников, выдающихся ученых, под лозунгом «джихада» убивали женщин и детей. В хадисе, переданном от Джарира бин Абдуллаха, говорится: «Тот, кто лишен доброты, тот лишен всего блага» (Абу Давуд («Сунан», № 4809); Табарани («Муджамуль Кабир», № 2454); Ибн Аби-Шайба («Мусаннаф», № 25303)). В хадисе, переданном от Абу Дарды, говорится: «Тот, кому была дарована его доля доброты, получил свою долю блага. А тот, кто лишился своей доли доброты, лишился своей доли блага» (Бухари («Адабуль-Муфрад», № 464); Тирмизи («Сунан», № 2013); Байхаки («Сунануль-Кубра», № 20587)).
В хадисах досточтимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся многочисленные качества хариджитов и говорится, что последователи хариджизма будут появляться до Дня суда. В одном из хадисов сказано: «Со стороны востока (от Медины) появятся люди, которые будут много читать Коран, но он не уйдет дальше их глоток. Они будут вылетать из религии, как стрела, которая вылетает, пронзив дичь насквозь, и не вернутся». Затем Пророк (мир ему и благословение) положил свою руку на грудь и добавил: «Их признак – бритье, они не перестанут появляться снова и снова, пока не появится последний из них. Когда вы увидите их, то убейте, когда вы увидите их, то убейте, когда вы увидите их, то убейте; они худшие из всех творений, они худшие из всех творений, они худшие из всех творений» (Ахмад («Муснад», № 19798).
Последователей хариджизма было немало в прошлом, есть они и сейчас. Одними из них являются, как говорят ученые - ваххабиты. Например, знаменитый ученый ханафитского мазхаба Ибн ‘Абидин (1784–1836) в своей книге «Раддуль-Мухтар» пишет, что последователи Ибн Абдуль-Ваххаба (т. е. ВАХХАБИТЫ), которые появились в Неджде и причисляли себя к мазхабу Ахмада ибн Ханбала, ЯВЛЯЮТСЯ ХАРИДЖИТАМИ НАШИХ ДНЕЙ, ибо они считают только себя мусульманами, а всех остальных мусульман, следующих по пути «ахлю-сунна валь джама‘а» [1] , называют многобожниками, тем самым разрешая убивать их.
Такое же мнение выражает знаменитый ученый шафиитского мазхаба, муфтий Мекки Ас-Саййид ибн Зайни Дахлян в своей книге «Ад-Дурару-Ссанийя»; его поддерживает также и ученый маликитского мазхаба, толкователь Корана Ахмад Ас-Сави в своих толкованиях к Священной книге.
Правдивость этой оценки доказывает огромное число изречений Пророка (мир ему и благословение). И мы постараемся привести хотя бы часть хадисов, указывающих на это. Но сначала расскажем предысторию… Первая раскольническая секта в Исламе, членов которой стали называть хариджитами, появилась в 657 г. Впервые же признаки хариджитских взглядов в некоторых людях проявились еще при жизни благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В хадисе, переданном Бухари, говорится, что когда Пророк (мир ему и благословение) раздавал золото, которое прислал Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах), он раздал его определенным людям. Кому, как не ему, знать это? И в это время к нему подошел человек с впалыми и злобными глазами, с выступающими скулами, выпуклым лбом, большой отпущенной бородой, бритой головой и закатанными брюками (в достоверных хадисах передано, что это был Зуль-Хувайсира из племени Бану Тамим) и, обратившись к Пророку (мир ему и благословение), сказал: «Побойся Аллаха, о, Мухаммад!» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Кто будет послушен Аллаху, если я буду непослушным?! Мне доверяет Аллах, ты ли мне не доверяешь?!» Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разреши мне отрубить голову этому мунафику (лицемеру)». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Оставь его, иначе люди будут говорить, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) начал убивать людей из своего окружения». Затем этот человек ушел и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Из его потомства появятся люди, которые будут читать Коран, но смысл его не дойдет ниже их глоток, которые будут вылетать из религии, наподобие стрелы, вылетающей насквозь из пробитой дичи. Они будут убивать мусульман, оставив многобожников. Если бы я был жив, когда появятся они, я бы уничтожил их, как было уничтожено племя ‘Ад».
Нужно отметить, что основоположник Ваххабизма Ибн Абдуль-Ваххаб был из племени Бану Тамим и он читал Коран и толковал его не как большинство мусульман, а по-своему, и убивал мусульман, называя их неверными, оставив истинных многобожников. Опять-таки расскажем все по порядку…
Появление хариджитов и термина «хариджит»
Слово «хариджит» возникло от арабского «хаваридж», которое является множественным числом от слова «хариджат» и означает «группа» [2]. Хариджиты были прозваны так по причине своего выхода («хурудж») против лучших людей этой общины и правителей мусульман (джама'ата).
Аш-Шахристани в своей книге «Аль-Миляль ва ан-Нихаль» (с. 91) пишет: «Любой, кто выступил против законного правителя мусульман, вокруг которого собрались мусульмане, является хариджитом. И нет разницы в том, выступали ли они против праведных халифов или праведных людей после них, а также против иных руководителей мусульман в любое время».
Во время правления четвертого праведного халифа Али ибн Абу-Талиба (да будет доволен им Аллах) между ним и Муавией ибн Абу-Суфьяном (да будет доволен им Аллах) существовали определенные разногласия в вопросе, кому править халифатом. После долгих прений в 37 г. хиджры (657 г. по григорианскому календарю) они решили назначить двоих людей в качестве третейских судей для вынесения решения по этому случаю, опираясь на Коран и сунну Пророка (мир ему и благословение). Интересы Муавии (да будет доволен им Аллах) защищал его помощник Амр ибн Асс (да будет доволен им Аллах), а интересы Али (да будет доволен им Аллах) представлял Абу-Муса Аш‘ари (да будет доволен им Аллах).
После вынесения такого решения Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах) вернулся вместе со своим войском из местечка Сиффин в Куфу. На подходе к городу, у местности Харура, около 12 тысяч человек отделились от его войска и отказались войти в Куфу вместе с ним. По этой причине их изначально называли «харуритами». Они обвинили Али (да будет доволен им Аллах) и Муавию (да будет доволен им Аллах) в неверии за то, что они назначили людей для вынесения решения, утверждая, что решение уже вынес Всевышний в Своей книге и его не выносят люди. Этих людей не смущало, что Али (да будет доволен им Аллах) был одним из тех, кому Пророк (мир ему и благословение) еще при жизни возвещал о рае, то, что он являлся зятем и двоюродным братом Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и даже то, что он был одним из праведных халифов, за которыми велел следовать Пророк (мир ему и благословение).
Эту группу из 12 тысяч человек во главе с Ибн Аль-Кавой аль-Яшкари и Шабасом ат-Тамими нельзя было обвинить в слабости стараний и в пренебрежении чтением Корана, разве только в неправильном его толковании и уверенности в собственной исключительности. История гласит, что большая часть этих людей знала Коран наизусть.
Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах), чтобы показать несостоятельность обвинений хариджитов, велел всем людям, знающим Коран наизусть, собраться у него. Собравшиеся у него чтецы Священной книги заполнили его двор. Праведный халиф повелел принести Коран. Коран принесли и поставили перед халифом. Халиф обратился к нему со словами: «О, Коран, ты расскажи людям!» Чтецы со всех сторон стали выкрикивать: «О, повелитель правоверных! То, к чему ты обращаешься, это бумага, на которой написано чернилами, мы же расскажем то, что нам передано из него. Что же тебе рассказать?» Повелитель правоверных сказал: «Между мной и ими (т.е. Муавией (да будет доволен им Аллах) и его сторонниками) решает книга, Всевышний в Коране говорит (смысл): «А если вы побоитесь разногласий (т.е. узнаете о разногласиях) между ними (т.е. мужем и женой), то отправьте третейского судью (т.е. справедливого и сведущего человека) из его родственников и третейского судью из ее родственников. Если они оба захотят разрешить разногласия, Аллах пошлет им согласие» («Рухуль баян», т. 2, с. 249). Поистине, община Пророка (мир ему и благословение) имеет больше крови, чем у мужа и жены, и права общины более святы, чем права супругов. И еще они (хариджиты) обвиняют меня в том, что я в договоре с Муавией (да будет доволен им Аллах) написал «Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах)», а не «повелитель правоверных», и что якобы я этим отрекся от поста халифа. Поистине, и Пророк (мир ему и благословение) при договоре с курайшитами написал не «Посланник Аллаха (мир ему и благословение)», а «Мухаммад ибн Абдуллах (мир ему и благословение)», и Всевышний говорит в Коране (смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) есть для вас хороший пример для тех, кто надеется на вознаграждение Аллаха и боится Дня суда» (Сура 33, аят 21) («Хазин», т. 3, с.1417). Таким очень показательным примером повелитель правоверных показал несостоятельность обвинений в его адрес («Аль-Бидая ва-Ннихая», т. 7, с. 256–257). __________________________________________________________________________________________________________ [1] «Ахлю-сунна валь джама‘а» («люди сунны и согласия общины») – так называют людей, придерживающихся пути истины, указанного Пророком (мир ему и благословение). Здесь под словом «джама'а» имеются в виду люди, последовавшие за решениями, с которыми согласились сподвижники Пророка (мир ему и благословение) времени правления четырех праведных халифов: Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), Умара (да будет доволен им Аллах), Усмана (да будет доволен им Аллах) и Али (да будет доволен им Аллах). Следовательно, термин «ахлю-сунна валь джама‘а» включает в себя тех, кто, согласно сунне Пророка (мир ему и благословение), придерживается пути, которым следовали все сподвижники во времена четырех праведных халифов. [2] Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Фатх аль-Бари. Т. 14. С. 8524. ____________________________________________________________________________________________________________
Наставления хариджитам и дискуссия с ними
Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), двоюродной брат Пророка (мир ему и благословение) и один из самых сведущих людей в Исламе, вызвался вступить с ними в дискуссию. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) надел самые лучшие одежды, которые у него были, и направился в местечко Харура, где они остановились.
Абдулла ибн Шаддад рассказывает, что когда он вместе с Ибн Аббасом пришли к хариджитам и встали в центре их отряда, Ибн Аль-Кава, обратившись к окружающим с проповедью, сказал: «О, знатоки Корана, это Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах). Для тех, кто не знает, поясню: он является одним из тех, кто спорит, приводя в доказательство Коран, не имея для этого знаний. Это тот, о котором и его племени Всевышний говорит так: «…нет, они являются людьми, которые в споре хотят установить ложь истиной». Поэтому отправьте его к своему другу (т.е. Али ибн Абу-Талибу (да будет доволен им Аллах)) и не дискутируйте с ним!» Один из них ответил: «Клянусь Аллахом, мы будем дискутировать с ним, и если он приведет истину, которую мы знаем, – мы примем ее, а если приведет ложь – мы разобьем его ложь».
В первую очередь они спросили: «Что это за одежда на тебе?» Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) ответил: «Этим вы меня порицаете? Поистине, я видел на Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) более красивую». И он прочитал им следующий аят: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха?» («Хашияту-Ссави», т. 2, с. 88). Хариджиты не нашли, что ответить на это.
Три дня дискутировал с ними Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) и 4000 человек из хариджитов отреклись от своих убеждений и покаялись («Аль-Бидая ва-Ннихая», т. 7, с. 257).
Затем к ним вышел и сам повелитель правоверных Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах), дискутировал с ними и убедил их в своей правоте, и они, подчинившись, вместе с ним вошли в Куфу.
Через некоторое время они пустили слух, что подчинились тогда Али ибн Абу-Талибу (да будет доволен им Аллах) потому, что тот отказался от третейского суда и покаялся в своем согласии на него. Этот слух дошел и до повелителя правоверных, и он в пятничной проповеди опроверг это.
Во время этой проповеди хариджиты стали выкрикивать с мест: «Решения принимает только лишь Аллах, решения принимает только лишь Аллах!» Али (да будет доволен им Аллах) на это ответил: «Правдивые слова приводятся для подтверждения заблуждения… Поистине, по отношению к вам мы выполним следующие условия: мы не будем вам запрещать посещать мечети, мы не будем вас лишать трофеев, если вы будете участвовать с нами в борьбе за веру, и мы не начнем с вами войну, пока вы не начнете учинять беззаконие».
И тогда один из хариджитов встал, заткнул свои уши пальцами и прочитал следующий аят из Корана, ниспосланный про многобожников: «И поистине, было внушено в откровении тебе и тем, кто был до тебя, что если вдруг ты совершишь многобожие, сгорят все твои добрые дела и ты непременно будешь из тех, кто потерпит убыток в мире вечном» («Хашияту-Ссави», т. 3, с. 466).
Повелитель правоверных объяснил свою позицию следующим аятом из Корана: «Так терпи же! Обещанная помощь Аллаха – это истина, и ни в коем случае пусть не вызовут у тебя нетерпения те, кто не верит в День суда!» («Хашияту-Ссави», т. 3, с. 310; «Аль-Бидая ва-Ннихая», т. 7, с. 258).
Обратите внимание, уважаемые читатели, на то, как хариджиты считают неверными и многобожниками мусульман во главе с одним из самых лучших из сподвижников за совершение дозволенного (!) действия и приводят против них аяты, которые ниспосланы про многобожников. Это является одной из отличительных черт хариджитов. В достоверном хадисе говорится, что Абдула ибн Умар (да будет доволен им Аллах) называл хариджитов худшими из творений и говорил, что они применяют в отношении мусульман те аяты, которые ниспосланы про многобожников. Современные хариджиты, будь они среди первых хариджитов, к тем обвинениям добавили бы еще и обвинение в нововведении и сказали бы, что любое нововведение запрещено…
Битва повелителя правоверных с хариджитами при Нахраване
После этого случая хариджиты один за другим стали покидать Куфу и объединяться и искать подобных себе в других городах.
Праведный халиф писал к ним письма, призывая их вернуться в ряды правоверных мусульман, но хариджиты не согласились и выдвинули ультиматум, чтобы он признал, что впал в неверие, и покаялся. Халиф продолжал посылать к ним гонцов с письмами увещевания, пока они не покусились на его гонцов. Затем хариджиты решили, что все, в том числе и многочисленные сподвижники Пророка (мир ему и благословение), у кого нет таких убеждений, как у них, являются многобожниками и неверными и что можно убивать их, отбирать их имущество и брать в плен их жен и детей. Невозможно найти более уверенных в своей правоте, будучи заблудшими, чем хариджиты и их приспешники, из числа ваххабитов.
Затем из разных городов они направились в местечко Нахраван, убивая по пути всех мусульман, кто не соглашался с ними.
Известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Абдула ибн Хабаб ибн Арат (да будет доволен им Аллах), которого халиф поставил наместником одного из городов, проходил мимо них вместе со своей беременной женой. На шее Абдулы (да будет доволен им Аллах) была сумочка, в которой находился Коран. Хариджиты окружили их, сказав: «То, что на твоей шее, велит нам убить тебя». Они зарезали Абдулу (да будет доволен им Аллах), затем распороли живот его жене и вытащили ребенка.
Обратите внимание, уважаемые мусульмане, как хариджиты убивают видного сподвижника Пророка (мир ему и благословение), неправильно толкуя Коран, т. е. применяя по отношению к нему те аяты, которые говорят об убийстве неверных (!) во время войны (!), и убивают женщин и даже детей, хотя для оправдания этого поступка они, при всей их склонности искаженно толковать Коран, не смогут найти для этого зацепку.
Когда весть об убийстве Абдулы (да будет доволен им Аллах) дошла до халифа, он потребовал выдать его убийц, но в ответ хариджиты только усмехнулись: «Кого мы тебе дадим, если мы все убили его?!» Затем Али (да будет доволен им Аллах) опять потребовал от них покаяния, призвал не называть мусульман неверными, увещевал их, говоря, что убийство человека великий грех. Но хариджиты и не думали отвернуться от своих убеждений («Фатх-аль-Бари», т. 14, с. 8524–8525).
Многие из окружения повелителя правоверных старались отговорить его от войны с хариджитами, указывая на их старания в поклонении, на их частое чтение Корана и на их физическую силу и готовность пожертвовать своей жизнью, но Али (да будет доволен им Аллах) был более сведущ, чем они. Даже после того, как началась битва, люди из войска халифа очень вяло участвовали в сражении. Весь напор пришелся на халифа, и он крикнул: «О, люди! Если вы воюете ради меня, то, клянусь Аллахом, у меня нет того, чем я могу воздать вам, а если вы воюете ради Всевышнего, то не такими должны быть ваши старания». И тогда люди стали проявлять усердие в битве.
В хадисе, переданном Табарани от Джундуба, говорится: «Мы (вместе с повелителем правоверных) вышли в поисках этой группы. Они располагались неподалеку от реки. Когда мы подошли к их войску, был слышен шум, подобный жужжанию пчел, от их чтения Корана. Некоторые из них сидели, собравшись в круг, и обсуждали что-то, некоторые были одеты в плащи с капюшонами. Когда я увидел их, у меня возникло сомнение в их заблуждении и в своей истинности. Тогда я отошел чуть подальше, слез с лошади, воткнул копье в землю, положил на землю свой щит и на него положил свою кольчугу и стал совершать намаз, встав за копьем. В намазе я просил Всевышнего следующими словами: «О, мой Аллах, если битва с этими (хариджитами) является послушанием Тебе, то разреши нам сделать это, а если же это является грехом по отношению к Тебе, то покажи нам признак того, что Твоя религия чиста от этого». И в это время ко мне приблизился повелитель правоверных верхом на муле, который принадлежал Пророку (мир ему и благословение), и, когда оказался напротив меня, обратившись ко мне, сказал: «О, Джундуб, попроси Аллаха очистить тебя от сомнений в истине».
Я завершил свой намаз и поспешил к нему, а он слез с мула и стал совершать намаз. И один человек на аргамаке подъехал к нам и, обратившись к повелителю правоверных, сказал: «О, повелитель правоверных, вы ищете эту группу (хариджитов)?» Повелитель правоверных спросил: «А что случилось?» «Они перешли реку и ушли», – сказал он. Халиф ответил: «Нет, они не ушли». Я удивился его уверенности и сказал: «Субханаллах!» («Пречист Аллах!»).
Затем прискакал второй со скоростью большей, чем у первого, и, подъехав к повелителю правоверных и обратившись к нему, сказал: «О, повелитель правоверных, вы ищете эту группу (хариджитов)?» Халиф спросил: «А что случилось?» «Они перешли реку и ушли», – сказал тот. Теперь уже уверившись в том, что они ушли, и решив, что этим Всевышний показывает мне знак, что недоволен нашей битвой с ними, я воскликнул: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»). Халиф ответил и этому: «Они не ушли».
Затем подъехал третий и обратился: «О, повелитель правоверных!» «Что тебе?» – спросил его халиф. «Вам нужна эта группа?» – спросил он. «А что случилось?» – переспросил его халиф. «Они перешли реку», – сказал он. Халиф сказал: «Они не перешли ее и не перейдут, они будут убиты до того, как достигнут реки, так мне было обещано Всевышним Аллахом и Его Посланником (мир ему и благословение)». Окончательно избавившись от сомнений в истине и осознав, что битва с ними является послушанием Аллаху, я воскликнул: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»).
Затем мы встали, и я придержал уздечку мула, чтоб халиф мог взобраться на него. Потом я поспешил к своей кольчуге и надел ее, сел на лошадь и мы поехали, а я встал слева от него. Халиф сказал: «О, Джундуб!» Я ответил: «Я пред вами, о, повелитель правоверных». Халиф сказал: «Я отправлю к ним человека, который будет призывать их к Книге Аллаха и пути их Пророка (мир ему и благословение), и он будет убит их стрелой еще до того, как вернется, о, Джундуб. Но сегодня не убьют даже десятерых из нас, и не спасутся из них даже десять». И мы подошли к людям, которые еще стояли, не покидая ряды войска.
Затем халиф построил войско в ряд и два раза прошел от одного края ряда до другого, призывая: «Кто возьмет этот Коран и пойдет к этим людям, чтобы призвать их к Книге Аллаха и пути Его Пророка (мир ему и благословение), будет убит и попадет в рай». Никто не ответил на этот призыв, кроме одного юноши из племени Бану ‘Амир ибн Са‘са‘а. Увидев его молодость, Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Вернись на свое место». Затем Али (да будет доволен им Аллах) призвал к тому же во второй и третий раз, и каждый раз не вставал никто, кроме этого юноши. На третий раз халиф дал ему Коран и тот взял его. Тогда халиф сказал ему: «Но ты знай, что ты будешь убит их стрелой еще до того, как начнешь возвращаться». Юноша направился к ним, и когда он подошел на расстояние, с которого слышны голоса, они встали и начали войну, и один из хариджитов поразил его стрелой. Тогда юноша обернулся, посмотрел на нас и сел.
Затем халиф крикнул: «Остерегайтесь этой группы!» Затем наши ряды вошли друг в друга, и я сам собственными руками убил восьмерых. И война закончилась еще до того, как я совершил обеденный намаз, и из нашего числа не было и десяти убитых, а из них не спаслось даже десять» («Му‘джамуль авсат», № 4051).
Передают со слов Абу Касира: «Я был с моим господином Али (да будет доволен им Аллах) в тот день, когда он разгромил хариджитов в местечке Нахраван. После того, как мусульмане их разгромили, они были опечалены этим и сомневались в истинности того, что совершили. Тогда Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, люди, нам Пророк (мир ему и благословение) рассказывал о людях, которые будут вылетать из религии наподобие стрелы, вылетающей через насквозь пробитую дичь, и не будут возвращаться к истине, пока выпущенная стрела не вернется обратно. Их признаком является то, что в их отряде есть человек с дефектной рукой, одна его рука будет подобна груди женщины, на ней будет отросток, наподобие соска, и семь волос. Так ищите же этого человека!» После долгих поисков они, наконец, нашли его под кучей убитых у реки. Когда Али (да будет доволен им Аллах) увидел его, воскликнул: «Аллаху акбар! Правы были Всевышний Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение)». Люди тоже воскликнули: «Аллаху акбар!» – и обрадовались, и ушли их сомнения и печаль» («Муснаду Аби-Я‘ла». № 478).
В другой версии этого хадиса говорится, что его не нашли в первый раз и некоторые сказали: «Вас обманул сын Абу-Талиба в отношении ваших братьев и вы убили их». Услышав это, Али (да будет доволен им Аллах) расстроился и начал сам участвовать в поисках и нашел его.
Убийство Али ибн Абу-Талиба (да будет доволен им Аллах)
После этого случая они присмирели до того времени, когда Абдурахман ибн Мулджим убил четвертого праведного халифа. В хадисе, переданном Муттакилом Хинди от Абу-Асвада ад-Дуали, говорится: «Однажды, когда Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах) сильно заболел, я его навестил и сказал: «О, повелитель правоверных, мы боялись за тебя». Он ответил: «Клянусь Аллахом, я не боялся... Мне Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Тебя ударят мечом вот сюда» – и указал на голову: «И тот, кто ударит тебя, будет самым несчастным в День суда, так же, как будет самым несчастным из племени самудитов тот, кто зарезал верблюдицу пророка Салиха (да будет доволен им Аллах)».
Передано, что однажды Ибн Мулджим пришел к повелителю правоверных Али ибн Абу-Талибу (да будет доволен им Аллах) и попросил его о помощи. Али (да будет доволен им Аллах) помог ему, и когда Ибн Мулджим ушел, он сказал: «Клянусь Аллахом, это тот человек, который убьет меня». Один из присутствующих спросил: «А что же вы его не убьете?» Али (да будет доволен им Аллах) ответил: «Тогда кто же меня убьет?!»
Ибн Мулджим был одним из тех девятерых хариджитов, кто спасся в битве при Нахраване, так же, как и Барк ибн Абдула ат-Тайми и Амр ибн Букайр ат-Тайми. Однажды они собрались вместе и стали вспоминать своих убитых единомышленников, сделали друг другу наставления и решили, что им не нужен белый свет, после того как были убиты «лучшие мусульмане». Затем они решили 17-го числа месяца рамазан убить Али ибн Абу-Талиба (да будет доволен им Аллах), Муавию ибн Абу-Суфьяна (да будет доволен им Аллах) и Амра ибн Асса (да будет доволен им Аллах). Ибн Мулджим взял на себя убийство Али (да будет доволен им Аллах), Барк – Муавии (да будет доволен им Аллах), Амр – Амра ибн Асса (да будет доволен им Аллах).
Затем Ибн Мулджим, зная, что не победит Али (да будет доволен им Аллах) в честной борьбе, решился на подлый поступок, что так характерно для хариджитов! Он купил за 1000 дирхемов самый лучший меч, еще на 1000 дирхемов купил сильнейший яд, чтобы отравить им меч…
Передано от Тамима ибн Мугиры, что в месяце рамазан в том году, когда был убит Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах), он один день разговлялся у Хасана (да будет доволен им Аллах), другой – у Хусейна (да будет доволен им Аллах), на третий – у Абдулы ибн Джафара (да будет доволен им Аллах). Разговляясь двумя-тремя кусочками пищи, Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я буду голодным, когда наступит моя смерть».
На 17-й день рамазана, ночью, Хасан (да будет доволен им Аллах) застал своего отца (т. е. Али ибн Абу-Талиба (да будет доволен им Аллах)) совершающим намаз в молитвенной комнате. И Али (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Разбуди наших! Сегодня день, когда меня убьют. Мне приснился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)». Когда Али (да будет доволен им Аллах) отправился совершать намаз, Ибн Мулджим поджидал его за дверью мечети и, внезапно напав на него, ударил мечом по голове и убежал. Его догнали люди и, схватив, привели к халифу, и он сказал: «Жизнь за жизнь! Если я умру – вы убейте его, а если нет – я сам решу что с ним делать». Через два дня, в воскресенье, скончался четвертый праведный халиф, зять и двоюродный брат Пророка (мир ему и благословение) Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах).
Что же касается Барка ибн Абдулы и Амра ибн Букайра, то Барк в темноте ударил мечом Муавию (да будет доволен им Аллах) и попал в ягодицу. Муавия (да будет доволен им Аллах) выжил и казнил Барка. Амр ибн Букайр тоже поджидал Амра ибн Асса (да будет доволен им Аллах), пока тот придет на намаз, но у Амра ибн Асса (да будет доволен им Аллах) в этот день заболел живот, и он велел Харидже ибн Хузафу, начальнику своей полиции, заменить его на посту имама в намазе. Амр ибн Букайр принял Хариджу за Амра ибн Асса (да будет доволен им Аллах) и убил его. Люди схватили его и привели к Амру ибн Ассу (да будет доволен им Аллах), который велел казнить его («Саваикуль мухрика», с. 167–169).
После того, как похоронили Али ибн Абу-Талиба (да будет доволен им Аллах), Мухаммад ибн Ханафийят (да будет доволен им Аллах), Хусайн (да будет доволен им Аллах) и Абдула ибн Джафар ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах) собрались, чтобы казнить Ибн Мулджима. Абдула ибн Джафар (да будет доволен им Аллах) отрубил Ибн Мулджиму руки и ноги, но тот даже не пикнул. Затем Абдула (да будет доволен им Аллах) выколол ему глаза, Ибн Мулджим опять не пикнул и сказал: «Ты подкрашиваешь сурьмой глаза своего дяди», – и стал читать суру «Икра». Затем они решили отрезать Ибн Мулджиму язык, но тот забеспокоился и начал дрожать. Когда его спросили, почему он забеспокоился сейчас, он сказал, что не хочет оставаться неспособным поминать Аллаха языком. Они отрезали ему язык, затем убили и сожгли его («Тарихуль Ислам», т. 1, с. 490).
Обратите внимание, многоуважаемые мусульмане, насколько уверен этот хариджит в том, что он совершил благой поступок, и считает себя настолько послушным Богу, что ему трудно расстаться с языком, потому что не сможет поминать им Аллаха. А ведь он является самым несчастным в День суда, как рассказал об этом Пророк (мир ему и благословение).
Возвращаясь к нашей теме, отметим, что после того, как хариджиты были разбиты Али ибн Абу-Талибом (да будет доволен им Аллах) в битве при Нахраване, они присмирели и не поднимали своей головы, не считая, конечно, убийства повелителя правоверных. Затем во времена Омейядов их не было слышно, вплоть до времени, когда на предводительство халифатом стал претендовать Марван. В это время появились два их течения: под руководством Нафи‘а ибн Азрака в Ираке (их называли азракитами) и под руководством Наджды ибн Амира (их называли надждитами). Абдул Кахир Багдади пишет: «Из убеждений, введенных азракитами в хариджизм является отнесение всех мусульман, кроме них, к многобожию, а до этого хариджиты называли остальных мусульман кафирами (неверными). Они также считали дозволенным убивать всех женщин и детей тех, кто не придерживается их убеждений» («Аль-фарку байналь фирак», с. 60–61).
Наджда ибн Амир прибавил к тем убеждениям, которые были у хариджитов, обязательность войны с мусульманами, а тот, кто не воюет, говорил он, является кафиром, даже если у него убеждения такие же, как и у них. Среди убеждений, введенных им, было отнесение к неверию того, кто совершил большой грех. Азракиты не трогали представителей других религий, а тех, кто относил себя к Исламу, они убивали, брали в плен, отбирали их имущество.
Некоторые из них занимались этим, даже не призвав их предводителя к своим убеждениям, другие убивали и грабили после своего «призыва». Масштаб их нечестия все увеличивался, пока предводителем войска, воюющего против них, не стал Мухаллаб ибн Абу-Суфра, который разбил их.
Вслед за азракитами и надждитами появились суфриты, аджаридиты, хазимиты, шуайбиты, халафиты, ма’лумиты и маджхулиты, салтиты, хамзиты, са‘алибиты, ма‘бадиты, ахнаситы, шайбаниты, рушдиты, мукрамиты, ибазиты, хафситы, харжиты, асхабу та‘а и шабибиты.
Пресловутый ваххабизм также является из числа еретических течений. Ваххабизм и его идеология, признаки и проявления – наиболее актуальные проблемы нашего времени. Идеология хариджитов и ваххабитов и деяния их последователей схожи один к одному, как мы и приведем ниже.
Зачатки хариджизма во времена Пророка (мир ему и благословение)
Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах) прислал определенную часть золота, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) раздал его между Акра‘ом ибн Хабисом аль-Ханзали, Муджашем ибну Бадром и ‘Уяйном ибн Бадром аль-Физари, Зайдом ат-Таи и одним из племени набхан ‘Алкамой ибн Умасом аль-‘Амири, и одним из племени Бану Килаб (Пророку (мир ему и благословение)?, -ли не знать, кому и как лучше раздать?!). Это не понравилось курайшитам и ансарам, и они сказали: «Он раздает авторитетным людям Неджда и оставляет нас». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, я так делаю, чтобы утвердить их сердца в вере». И тогда пришел человек с впалыми и злобными глазами, выпирающими скулами и лбом, бритый, но с большой бородой, и сказал: «Побойся Аллаха, О, Мухаммад!» (он обратился к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) по имени, хотя Всевышний запретил это, что указывает на его ослушание Аллаху и отсутствие этики (адаб) по отношению к Пророку (мир ему и благословение)). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил ему: «Кто будет послушен Аллаху, если я его ослушаюсь?!» Один из людей, говорит передатчик хадиса, кажется, это был Халид ибн Валид, попросил разрешения убить его, но Пророк (мир ему и благословение) не разрешил ему. И когда этот человек ушел, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, из его потомков появятся люди, которые много будут читать Коран, и он будет у них только на речевом аппарате (т.е. его истинный смысл не дойдет до их сердец, и Аллах не примет такое их чтение). Они будут вылетать из религии с такой же стремительностью, как вылетает стрела, пронзив дичь. Они будут убивать мусульман и оставлять многобожников. Если бы я был жив, когда появятся они, я бы убил их так, как было уничтожено некогда племя ‘Адитов (т.е. не оставив никого из них в живых)». Этот хадис передали Бухари («Сахих», № 3166) и Муслим («Сахих», № 1064).
«Среди мусульман выйдут люди, вам будут видеться ваши намазы, посты и деяния по отношению к их намазам, постам и деяниям ничтожными. Они будут читать Коран, но он будет у них только на речевом аппарате, они будут вылетать из религии, как вылетает стрела, пронзив дичь. И если ты посмотришь на ее наконечник (т.е. наконечник стрелы), середину и конец, ты не увидишь там никаких следов того, что она попала (т.е. они оставят Ислам и на них не останется никаких следов того, что они в нем были). Ибо основой Ислама является благой нрав, и Пророк (мир ему и благословение) нам послан для его совершенствования. В хариджитах же не будет даже следов благого нрава» (Бухари «Сахих», № 864).
Передано также, что Абдуссамад, один из табиинов, желал встретить кого-нибудь из сподвижников, чтобы тот рассказал ему о хариджитах. И он встретил небольшую группу из сподвижников Пророка (мир ему и благословение), среди них был Абу Бурзат, и Абдуссамад попросил его рассказать то, что тот слышал от Посланника Аллаха о хариджитах. Абу Бурзат сказал: «Я вам расскажу то, что слышали мои собственные уши и видели мои глаза… Посланнику Аллаха принесли динары (золотые монеты) и он раздавал их, а там присутствовал человек с мокрыми волосами, темной кожей, на его лице был след от земного поклона, а одет он был в две белые одежды. Он все время становился справа от Пророка (мир ему и благословение), но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ничего ему не дал. Тогда он сказал: «О, Мухаммад, ты сегодня не был справедлив в раздаче». Пророк (мир ему и благословение) очень сильно разгневался и сказал: «После меня вы не найдете никого, кто будет более справедлив, чем я». Это он повторил 3 раза. Затем сказал: «Со стороны востока (от Медины, т.е. с Неджда) появятся люди, с поведением как у этого. Они будут читать Коран, но он будет у них только на речевом аппарате. Они будут вылетать из религии со стремительностью стрелы, которая вылетает, пронзив насквозь дичь, и не будут возвращаться обратно (к религии). Их признак – принуждение к бритью. Они не перестанут появляться снова и снова. Когда вы встретите их, то убейте, они худшие из творений» (Ахмад «Муснад», №¦19 821).
Есть еще множество признаков хариджитов, о которых упомянул Пророк (мир ему и благословение). В хадисах, приведенных в «Муснаде» имама Ахмада, говорится, что эти люди будут физически сильными и с «горячими головами» (№ 20 464).
В хадисе (№ 12 909) говорится, что они будут нравиться людям за их старания и что из-за этого они будут самовлюбленными. В хадисе (№ 11 632) говорится, что их признак – убийства.
В хадисе, переданном Хакимом («Мустадрак», № 2659), говорится, что их слова будут хорошими и красивыми, но действия – плохими.
В хадисе, переданном Ибн Маджой («Сунан», № 168), Пророк (мир ему и благословение) говорит, что они будут молодыми выскочками и бездумными мечтателями с отсутствием здравомыслия и что они будут приводить слова лучшего из творений (т.е. Коран и хадисы), затем добавляет: «…когда вы встретите их, то убейте. Поистине, в убийстве их есть вознаграждение от Аллаха».
Являются ли хариджиты неверными?
Сторонники «ахлю-сунна валь джама‘а» единодушно убеждены в том, что хариджиты являются представителями самого худшего из заблудших течений, привнесшими нововведения в религию и расколовшими единство мусульман. Однако относительно того, являются они мусульманами или нет, среди ученых существуют два мнения. Некоторые, опираясь на слова хадиса: «…они будут вылетать из религии…», утверждают, что хариджиты являются неверными, а другая часть ученых, опираясь на слова хадиса: «в моей общине…», считают, что они являются мусульманами (Имам ан-Навави. «Шарх Сахих Муслим», 3/131; Имам аль-Минави. «Файзуль-Къадир», 3/50).
Объединить смысл этих хадисов можно следующим образом: если хариджиты не совершают действий, приводящих к ридда (т.е. вероотступничеству), таких, как называние мусульман неверными, придание Аллаху качеств Его творений и т.п., то они не являются неверными, а если совершают, то впадают в неверие.
Сходство ваххабитов и хариджитов, признаки хариджитов
1. Они Принуждают брить голову
В хадисе досточтимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Со стороны востока (от Медины, к востоку от Медины находится Неджд) появятся люди с поведением, как у этого (т.е. как Зуль-Хувайсира из племени Бану Тамим), они будут читать Коран, но он не уйдет дальше их глоток, они будут вылетать из религии, как стрела, которая вылетает, пронзив дичь насквозь, и не вернутся». Затем Пророк (мир ему и благословение) положил свою руку на грудь и добавил: «Их признак – бритье. Они не перестанут появляться снова и снова, пока не появится последний из них. Когда вы увидите их, то убейте, когда вы увидите их, то убейте, когда вы увидите их, то убейте; они худшие из всех творений, они худшие из всех творений, они худшие из всех творений» (Ахмад «Муснад», № 19 798). В другом хадисе говорится: «Наступят в моей общине разногласие и раскол, а затем появятся люди, которые будут произносить красивые слова, но совершать плохие дела. Они будут читать Коран, однако он не пройдет ниже их глоток. Они вылетят из религии, подобно стреле, вылетающей из пробитой мишени, и не вернутся. Они наихудшие из творений, и блага рая тому, кто будет их убивать или кого убьют они. Они будут призывать к Книге Аллаха, тогда как сами не будут иметь к ней отношения. И тот, кто будет их убивать, будет ближе к Аллаху, чем они». Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а каков их признак?» Он сказал: «Бритье головы» (Абу Давуд «Сунан», № 4765).
Имам ан-Навави пишет: «Под словом «ат-тахалук» подразумевается бритье головы. По этой причине некоторые ученые считали нежелательным бритье головы, однако в данном хадисе нет указания на это. Это является всего лишь их признаком, а признаки могут быть как запретными, так и дозволенными» («Шарх Сахих Муслим», т. 3, с. 136).
Разве может кто-либо отрицать, что ваххабиты являются из хариджитов, когда эти хадисы ясно и однозначно указывают на то, что хариджиты появятся с востока и будут заставлять брить головы, ибо только Ибн Абдуль-Ваххаб и его последователи заставляли всех, кто последовал за ними, брить головы. Человеку, принявшему их веру, не давали уходить, не побрившись, с того места, где он принял их веру. Такая отличительная черта не была присуща ни одной из заблудших групп, кроме ваххабитов. Следовательно, хадис ясно говорит о них.
Ас-Саййид Абдуррахман аль-Ахдал, муфтий города Забид, говорил: «Нет необходимости составлять даже одну книгу в отпор Ибн Абдуль-Ваххабу… Для доказательства его заблуждения достаточны слова Пророка (мир ему и благословение): «Их признак – бритье головы». Поистине, этим не занимался никто из сторонников нововведений, кроме ваххабитов».
Ибн Абдуль-Ваххаб заставлял брить головы даже женщин, которые последовали за ним. И однажды женщина, которую принудили принять их веру и которая приняла Ислам, по его мнению, после того, как он повелел побрить ей голову, сказала: «Ты велишь мужчинам брить головы. Если бы ты велел им брить бороды, можно было бы тебе велеть брить головы женщинам, ибо волосы головы женщин подобны бороде мужчины». Неверный не нашелся, что ответить, но все же заставил побрить голову этой женщины. Сделать это побудил его сам Аллах, чтобы оправдались слова Пророка (мир ему и благословение): «Их признак – бритье головы». Поистине, был прав Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в том, что он сказал, и в том, что, указав на восток, сказал: «Оттуда появится рог шайтана»; в другой версии говорится «два рога шайтана». Некоторые из алимов говорили, что под двумя рогами Пророк (мир ему и благословение) имел в виду лжепророка Мусайлима и Ибн Абдуль-Ваххаба («Дурару-Ссанийя», с. 53–54).
2. Они физически крепки и готовы пожертвовать своей жизнью
«Появится течение молодых, резких и физически сильных людей, которые будут хорошо читать Коран, но он будет у них только на речевом аппарате. Когда вы встретите их, то убейте, когда вы встретите их, то убейте. Поистине, убивший их получит вознаграждение от Аллаха» (Ахмад («Муснад», № 20 398); Байхаки («Сунануль Байхаки аль-Кубра», т. 8, с. 187)).
Даже невооруженным глазом видно, что большая часть ваххабитов – это физически сильные и экспрессивные люди, которые могут пожертвовать собой. Это происходит потому, что они уделяют большое внимание вербовке физически сильных лиц, в основном спортсменов, а также и физической подготовке, которая может пригодиться при захвате очередной школы или роддома. Сотни и тысячи ваххабитов жертвуют своими жизнями без тени сомнения в истинности своих веро-убеждений, точно так же, как и Ибн Мулджим, Барк ибн Абдула и Амр ибн Букайр ат-Тайми... Следует отметить, что в День суда ваххабиты окажутся в таком же положении, как и эти трое.
3. Они часто меняют свое мнение
Это происходит из-за отсутствия достоверных знаний, и именно поэтому хариджиты внутри самой секты разделились больше чем на 20 течений и у них появлялись все новые и новые убеждения.
Кто знаком с воззрениями ваххабитов, с давних пор знает, как часто те меняют мнение, приспосабливая свою идеологию под сложившуюся ситуацию. Например, еще несколько лет тому назад они считали, что оставление бороды – это фарз, а сейчас это уже является у них желательным действием. Люди помнят, как они вначале отрицали использование лекарств вообще, а теперь они считают, что не использование лекарств – это грех.
4. Они обвиняют мусульман в неверии
Обвинение мусульман в неверии – это наиболее известный признак хариджитов: иной раз за совершение больших грехов, иной раз за совершение малых грехов, а иной раз даже за дозволенные действия. Обратите внимание: первые хариджиты обвиняли в неверии Али ибн Абу-Талиба (да будет доволен им Аллах) за «тахким», т.е. за то, что он вместе с Муавией (да будет доволен им Аллах) назначили двоих в качестве третейских судей, а это общеизвестно, что дозволено.
Среди приверженцев «ахлю-сунна валь джама‘а» нет разногласий в том, что ни один мусульманин не выходит из Ислама за совершение даже смертных грехов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил» (ат-Табарани).
В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, я боюсь для вас человека, который читает Коран, и его красота отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, и бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширке)». И Хузайфа спросил: «О, Пророк Аллаха (мир ему и благословение), кто из них ближе к многобожию: тот, кто обвиняет, или тот, кого обвиняют?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Тот, кто обвиняет» (Бухари «Тарих», с. 297; Ибн Хиббан («Сахих», т. 1, с. 281)).
5. Они воюют с мусульманами, обвиняя их в неверии, и считают дозволенными их имущество и жизнь, не опираясь в своих суждениях на решение шариатского суда.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) о хариджитах сказал: «Будут оставлять поклоняющихся идолам и убивать обладателей веры» (Бухари («Сахих», № 3344)).
Ваххабиты с начала своего зарождения, все время воевали с мусульманами: сначала с мусульманами Неджда, затем близлежащих городов, затем и с мусульманами Мекки и Медины, затем с мусульманами и других городов. Да и сейчас к чему призывают ваххабиты? Они призывают мусульман-палестинцев оставить эти земли иудеям и переселиться в другие города. Везде, где воюют ваххабиты, они воюют с мусульманами, и я не знаю на сегодняшний день ни одного места, где ваххабиты воевали бы с кафирами, я говорю не о подрывной деятельности, я – говорю о войне.
Общеизвестно, что приводить в исполнение наказание за преступление не имеет права никто, кроме правителя мусульман, и запрещено также устанавливать наказание (хадд) кому-либо, кроме правителя (имама) или его заместителя (наиба) (тафсир «Аль-Куртуби», т. 2, с. 245–246; «Аль-Минхадж», «Шарх Сахих Муслим», т. 3, с. 438).
6. Они обвиняют правителей в несправедливости, даже если они справедливы, и призывают к войне против правителя, даже если он является законным правителем мусульман.
Это также один из их самых распространенных признаков. Более того, это является их убеждением и основой их религии! Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» (Муслим («Сахих», № 1847)). Обратите внимание: Зуль-Хувайсира из племени Бану Тамим, из потомков которого, как говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), появятся хариджиты, обвинил в несправедливости самого Пророка (мир ему и благословение)! Если хариджиты были недовольны правлением лучших людей нашей уммы, таких, как Али (да будет доволен им Аллах), и выступили против него, обвинив его в неверии, то как же их «наследники» могут быть довольны нынешними правителями мусульман и не обвинять их в неверии?!
Несмотря на то, что оберегать свою жизнь и имущество от любого посягающего на них, является обязательным для мусульманина, Пророк (мир ему и благословение) сделал правителей исключением из этого общего правила. Имам Ибн аль-Мунзир говорил: «Обладающие знанием единодушны в том, что человек обязан оберегать свою жизнь и имущество, если на это покушаются не по праву. Но вместе с этим все знатоки хадисов считают, что правитель является исключением из этого, на что указывают предания о необходимости терпения несправедливости с его стороны и недопустимости выхода против него» («Фатхуль-Бари», т. 5, с. 148).
У нас в стране нет порядка, процветает коррупция и всякая нечисть, виной тому, конечно же, власть имущие. Это понимают все. И ваххабиты используют это обстоятельство для того, чтобы завербовать невежественного человека и заставить его воевать за «светлое будущее». Фактически они усугубляют ситуацию, и конечно же, никакое светлое будущее их не ждет. Ваххабиты должны знать, что их используют в своих целях определенные силы, а после выполнения задачи они будут уже не нужны. Точно так же, как Саудиты использовали ваххабитов для того, чтобы прийти к власти. А после того, как захватили власть, убили 9 тысяч человек из наиболее ортодоксальных ваххабитов, которые отрицали всякое нововведение.
7. Они выискивают грехи правителей и публично их порочат, побуждая народ к анархии.
Ибн Кусайб аль-‘Адави рассказывал: «Однажды, когда я был вместе с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) возле минбара Ибн ‘Амира, который читал проповедь в тонкой одежде, Абу Билял сказал: «Посмотрите на нашего амира, который носит одежду нечестивцев!» И (тогда) Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Замолчи, ибо я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах» (Ахмад «Муснад» № 20 450; Тирмизи «Сунан», № 2224).
Также Муавия (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды, когда Абу Зарр выехал в местность под названием Рабза, его встретила группа людей из Ирака, которые сказали ему: «О, Абу Зарр, до нас дошла весть о том, как поступил с тобой правитель. Если хочешь, подними знамя, и к тебе примкнет столько людей, сколько ты пожелаешь». На это Абу Зарр сказал: «Успокойтесь, успокойтесь, о, мусульмане! Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Будут после меня правители, возвеличивайте их. А тот, кто захочет их унизить, проделает дыру в Исламе, и не примется от него покаяние до тех пор, пока он не вернет все на свои места» (Ибн Абу ‘Асым «Сунна», с. 499).
Наихудшими из хариджитов являются так называемые «отсиживающиеся хариджиты» (ка‘адия), которые побуждают народ к восстанию и бунту против правителя, однако сами не принимают в этом участия. Об этом говорил хафиз Ибн Хаджар, перечисляя течения хариджитов («Хади ас-сари», т. 9, с. 483). Абдуллах ибн Мухаммад ас-Са’иф говорил: «Самые отвратительные хариджиты – это отсиживающиеся хариджиты» (Абу Дауд («Масаиль», 281)). Сказанное не означает, что следует оправдывать действия нечестивых и неверующих правителей – с ними нужно вести цивилизованную борьбу, но не путем смуты, убийств и анархии, одним словом, не путем ваххабитов.
8. Они претендуют на знание о помыслах и намерениях людей и того, что содержат их сердца.
Усама ибн Зайд рассказывал: «В свое время Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправил нас в поход против рода аль-Хурака племени Джухайна, и мы напали на них утром возле их колодцев. Я и еще один из ансаров стали преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: «Ла илаха илла ллах!» («Нет божества, кроме Аллаха!»). Услышав это, тот ансар перестал преследовать его, я же нанес ему удар своим копьем и убил его. Когда мы вернулись обратно в Медину, об этом стало известно Пророку (мир ему и благословение), и он спросил меня: «О, Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал «ла илаха илла ллах»?!» Я сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), но ведь он сказал это для того, чтобы спастись!» На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Разве ты раскрыл его сердце (чтобы узнать, он говорил это искренне или нет)?!» (Бухари «Сахих», № 4269, 6872; Муслим «Сахих», № 273).
Также и ваххабиты называют мусульман «многобожниками-язычниками», искренне произносящих «ла илаха илла ллах», и убивают их.
9. Для оправдания своих убеждений они толкуют иносказательные аяты буквально.
Всевышний Аллах сказал (смысл): «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные и однозначные аяты (мухкам), они мать Писания (т. е. ее основа), а также другие аяты, являющиеся иносказательными (муташабих). Те, чьи сердца уклонились от истины, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха». А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа. Но принимают назидание только обладающие разумом» (Сура 3, аят 7; тафсир «Джалалайни», с. 56).
Необходимо знать, что не все аяты и хадисы можно понимать и толковать буквально. В некоторых из них имеется в виду совсем не то, что может показаться на первый взгляд, ибо существуют другие факты, на которые опирается шариат, не позволяющие применять такие аяты или хадисы в их буквальном смысле. Хариджиты же, не обращая внимания на множество других шариатских доводов, используют лишь внешние значения некоторых аятов Корана. Именно таким образом, опираясь на буквальный смысл слов Всевышнего (смысл): «Суд принадлежит только Аллаху», они обвинили Али (да будет доволен им Аллах) в неверии. Абу Рафи’ рассказывал, что когда хариджиты выступили против Али (да будет доволен им Аллах), они все время повторяли аят: «Суд принадлежит только Аллаху, суд принадлежит только Аллаху». И Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Говорят слова истины, подразумевая ложь!» (Муслим «Сахих», № 1774).
Примером толкования ими иносказательных аятов буквально является то, что Всевышний занимает какое-либо место в пространстве, утверждение, что Аллах находится на Арше. Субханаллах!
Аллах не нуждается ни в чем, в том числе и пространстве – в Своем творении. Всевышний чист от границ и не имеет размеров. В «доказательство» ваххабиты приводят иносказательный аят, а из 18 значений слова «истава» в этом аяте они выбирают почему-то смыслы «вознесся» и «воссел», которые не соответствуют величию Аллаха и противоречат словам Всевышнего (смысл): «Нет ничего, подобного Ему».
Это толкование ваххабитов указывает, как говорится в Коране, на то, что «их сердца отклонились от истины», и таким толкованием аята они «желают посеять смуту». Ибо когда у Али (да будет доволен им Аллах) спросили: «Где находится Аллах и есть ли у Него место?», он ответил: «Аллах был, и не было места, и сейчас Он существует таким, каким и был (т.е. без места)» (Абу Мансур аль-Багдади).
От Абу Мансура аль-Багдади передано также: «Аллах создал Арш, выражая Свое могущество, и не сделал его местом для Себя».
Для здравомыслящего человека не является секретом то, что пространство больше, чем то, что занимает определенную его часть. Если кто-либо занимает какую-либо часть комнаты, значит, комната больше, чем он. И если мы скажем, что Аллах занимает определенную часть пространства, это означает, что пространство больше, чем Он, а убеждение, что-либо больше Аллаха, является неверием (куфр), что признают и сами ваххабиты.
Следовательно, мусульмане говорят, что Всевышний не материальная субстанция и потому по отношению к Нему неприменимо понятие «находится».
Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прочитал тот аят, который говорит о буквальном толковании иносказательных аятов, и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, о которых поведал Аллах, поэтому остерегайся их» (Бухари «Сахих», № 4547).
10. Они могут быть весьма усердны в поклонении и аскетизме.
К сожалению, в наше время этим обольщается множество молодых мусульман. Увидев усердное поклонение, аскетизм или же «призыв следовать Корану и сунне» кого-либо, они обольщаются этим, тогда как все это не является показателем правильного вероубеждения и истинности пути.
От Анаса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, появится среди вас народ, который будет настолько усердным в поклонении, что удивит людей и вызовет у них самих самодовольство. Но они вылетят из религии (из-за чрезмерности) так же, как стрела вылетает из пробитой насквозь дичи» (Ахмад «Муснад», № 12 909).
Имам аль-Авза‘и сказал: «Дошло до меня сообщение о том, что шайтан внушает приверженцу нововведений любовь к поклонению. Он ввергает его в смирение и плач, тем самым обольщая его». Необходимо оценивать людей в первую очередь по их вероубеждениям и делам, а все остальные достоинства следуют за этим. Если бы людей следовало оценивать согласно их усердному поклонению, тогда пришлось бы возвысить степень хариджитов выше степени самих сподвижников, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил им: «Поистине, ваши молитвы, по сравнению с их молитвами, и ваши посты, по сравнению с их постами, будут казаться вам ничтожными» (Муслим «Сахих», № 1064).
Однако дела обстоят несколько иначе. Оценивать людей необходимо по их вероубеждению, поскольку именно правильное вероубеждение является ключевым критерием праведности, базисом, тогда как все остальные достоинства представляют собой надстройку. Поистине, праведные дела учитываются только тогда, когда есть правильное вероубеждение. И именно эта черта отличает истинных мусульман из числа «ахлю-сунна валь джама‘а» от представителей остальных течений.
11. Они молоды и неразумны.
Али ибн Абу-Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Во времена ближе к Концу света появятся люди молодые годами и бестолковые умами, которые станут произносить слова лучшего из созданий (т.е. Пророка (мир ему и благословение)), однако они выйдут из Ислама подобно стреле, которая вылетает из пробитой насквозь дичи. Вера этих людей не пройдет ниже их глоток, и поэтому где бы вы их ни встретили, убивайте их, ибо, поистине, убивший их в День воскрешения получит за это награду» (Бухари «Сахих», № 3611; Муслим «Сахих», № 1066).
Имам ан-Навави об этом хадисе сказал: «Из этого хадиса извлекаем то, что стойкость и сила знания в основном достигаются с преклонным возрастом» («Фатхуль-Бари», 12/300). Но здесь термин «молодость» не всегда имеет буквальное значение, ибо в «Табакат аш-шафиия аль-кубра» приводятся слова Ибн Джахбала Килаби: «Алимы говорят, что молодые – это те, которые являются непреуспевшими в понимании религии, неопытными и неукрепившимися, даже если им по 70 лет» (т. 9, с. 39).
Обратите внимание на то, что в рядах хариджитов наших дней одна молодежь, среди них трудно найти хотя бы несколько пожилых людей, которые придерживались бы их взглядов. И те пожилые, которые находятся среди них, по сути являются «молодыми», как об этом говорит Ибн Джахбал.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) о хариджитах также сказал: «Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них» (Муслим «Сахих», № 1066).
12. Они прикрываются благородными призывами и возвышенными лозунгами изменения порицаемого и джихада.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Наступят в моей общине разногласие и раскол, а затем появятся люди, которые будут произносить красивые слова, но совершать плохие дела» (Ахмад «Муснад», № 13 362); Абу Дауд «Сунан», № 4765).
Аль-Аджурри говорил: «И даже их открытое побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого не поможет им, поскольку это народ, который толкует Коран в соответствии со своими страстями!» («Аш-Шари‘а», 1/21).
Никто не отрицает, что в Коране и сунне есть веления совершать джихад, однако необходимо знать, что у джихада существуют свои условия, которых в наши дни нет и в помине.
Одних только благих и искренних намерений недостаточно для того, чтобы заслужить довольство Аллаха. Необходимо также, чтобы искренние намерения соответствовали правильному вероубеждению и установлениям шариата. Многие из тех, кто совершал страшные деяния в этом мире, заявляли о том, что они делали это из благих побуждений.
13. Они считают хорошим то, что нежелательно и даже запретно.
Хариджиты все свои деяния, которые привнесли сами в Ислам, такие, как, обвинение мусульман в неверии, их убийство, восстание против Али ибн Абу-Талиба (да будет доволен им Аллах) и т.д., считали деяниями, к которым призывают Коран и изречения Пророка (мир ему и благословение). Также Абдурахман ибн Мулджим считал убийство повелителя правоверных богоугодным делом. Следует также отметить, что для того чтобы человек был хариджитом, совсем необязательно, чтобы в нем присутствовали все перечисленные качества. Однако, как уже говорилось выше, хариджиты разделились на множество течений и сект, каждой из которых некоторые качества присущи в большей мере, нежели другим. Но невозможно найти ни одного течения, в котором эти качества проявились бы в большей степени, чем в ваххабитах, и, опираясь на это, все ученые «ахлю-сунна валь джама‘а» причисляют их к хариджитам.
Послесловие
Теперь, уважаемые читатели, представьте людей, которые много читают Коран и изучают его смысл не по общепризнанным толкованиям Священной книги, а по переводам, СДЕЛАННЫМ НЕМУСУЛЬМАНАМИ, И БЕЗ УЧЕТА НАУК ТОЛКОВАНИЯ КОРАНА; тех, кто с особым рвением стремится к религии, да так, что это заставляет их убивать ни в чем не повинных людей, нередко даже женщин и детей; тех, кто, приводит слова лучшего из творений (т.е. Коран и хадисы), но приводит хадисы и аяты, ниспосланные про неверных, в отношении мусульман; тех, кто убивает мусульман в десятки и сотни раз больше, чем немусульман; тех, по сравнению с намазами которых ваши намазы будут видеться ничтожными, так же ваши посты и старания по отношению к их постам и стараниям; тех, которые были в религии, но их деяния ни в чем не похожи на деяния религиозных людей, ибо основа веры – добрый нрав, и Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я послан только лишь для облагораживания благих нравов» (Байхаки, Кузаи). Какая может идти речь о нраве того, кто взрывает людей, женщин и детей?! Представьте молодых, физически сильных выскочек с горячими головами и отсутствием здравомыслия; тех, которые нравятся невеждам из-за их стараний; тех, которые влюблены в себя и не замечают вокруг никого, каким бы большим алимом он не был… О, те, кто ищет истину, вы представьте тех, чей предводитель и «имам» является именно из племени Бану Тамим (что является бесспорным фактом, который никто не оспаривает), как и Зуль-Хувайсира, из потомков которого, как говорил Пророк (мир ему и благословение), появятся «худшие из творений»; тех, кто распространение получил именно в Неджде, про который в хадисе, переданном Бухари, говорится, что из Неджда появится «рог шайтана»; тех, кто всех мусульман, кроме себя, называет многобожниками, точно так же, как это делали хариджиты.
Теперь, положа руку на сердце, ответьте: мог бы кто-нибудь привести описания ваххабитов более подробно, чем приведенные выше описания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)?! Я не думаю, что даже самый ярый ваххабит скажет, что мог бы, если, конечно, он не кривит душой…
Дай Аллах нам силы видеть истину истиной и ложь ложью! Аминь.
Ахмад-хаджи АБДУРАШИДОВ
Источник: http://assalam.ru/assalam2008/310/09-s.shtml
|