Использование определения «салафизм» в качестве названия мазхаба – бида (нововведение)
Автор: Administrator   
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Использование определения «салафизм» в качестве названия мазхаба – бида (нововведение)

Мы заявляем: главные признаки исламской общины, которая по милости и
щедрости Аллаха спасётся в День Предстояния, а именно то, что эта община
состоит из сторонников Сунны и согласия и описывается как «подавляющее
большинство» (ассавадуль-азам) мирового сообщества мусульман, их сект и
группировок, – взяты из пророческой Сунны, а также обосновываются
присвоенными ей характеристиками, выраженными единодушным согласием
имамов мусульман и лучшей частью праведных предков.


Поэтому, если мусульманин, представляя себя людям, скажет, что он
является «одним из сторонников Сунны и согласия», он не придумает себе
необоснованного Писанием и Сунной религиозного описания. Напротив, он
соотнесёт себя именно с тем сообществом, быть в рядах которого Посланник
Аллаха (мир ему и благословение) приказал мусульманам после его ухода
из этого мира.

Объединяющей осью для данного сообщества служит Писание Аллаха и
последовательное соблюдение спасительного руководства Посланника Аллаха
(мир ему и благословение). А примером для подражания является «то, на
чём был Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его сподвижники и
его последователи после него».

Но если мусульманин, представляя себя обществу, скажет, что он
является сторонником мазхаба, который сегодня стал величаться
«салафитским», то, несомненно, этот мусульманин – один из новаторов. Ведь
даже если допустить, что значение прилагательного «салафитский»
идентично названию «сторонники Сунны и согласия», то всё равно он как бы
присовокупил к названию сообщества мусульман произвольное имя, отличное
от закреплённого за ним устами родоначальников. Это новоизмышлённое
название ужасно и преступно уже тем, что оно способствует нагнетанию
напряжённости и расколу в рядах мусульман. Поэтому во внедрении нового
понятия «салафитский мазхаб» в сознание мусульман нет ни малейшей нужды,
а вред этого – очевиден.

Если окажется, что слово «салафизм» не соответствует названию
«сторонники Сунны и согласия» – а оно, действительно, резко и очевидно
отличается от него, – это будет означать, что за внедрением незаконного
названия скрывается факт перекройки религии Аллаха. В свою очередь, это
означает, что общее значение данного названия – ложь, поднимаемая
сегодня как знамя и подменяющая истину, в декларации которой были
единодушны родоначальники, избрав для этого название «сторонники Сунны и
согласия».

Тем самым доказано соответствие слова «салафитский» придуманному
человеком модификаторскому термину, который используется для
идентификации новой исламской группы, вырезавшей для себя из плоти
мирового исламского сообщества замкнутый ареал.

Салафитом сегодня является всякий, кто придерживается списка
определённых богословских взглядов и защищает их, одновременно понося
всех несогласных с ним и причисляя их к «исказителям религии». В этот
список в равной степени входят как вероубежденческие постулаты, так и
предписания правового и практического характера.

Мы часто и подробно говорили об этих взглядах, а также со всей
окончательной ясностью изложили суждение о том, как религия Ислама
смотрит на мусульманина, не придерживающегося упомянутых взглядов, но
принимающего сторону других толковательных позиций при условии, если все
они опираются на согласованную методологию в толковании Священных
текстов. Если уж сама методология способна вместить в себя более чем
одно мнение, следовательно, каждый будет награждён и отблагодарён
Всевышним, а существующие расхождения по второстепенным вопросам не
могут никого вывести из круга единого исламского собрания.

Итак, всякий, кто претендует на абсолютную непогрешимость
собственного мнения и причисляет лиц, имеющих другое мнение, к числу
«исказителей веры» или «уклонившихся с прямого пути» – вопреки тому,
что, как уже было сказано ранее, оба мнения произрастают на поле
согласованной методологии, – такой человек поистине сам является
модификатором религии, раскалывающим единое сообщество мусульман,
нагнетающим в среде исламских обществ напряжённость и взаимную
ненависть, не имея тому ни малейшего резона и оправдания! Именно он –
тот, кто откололся от мирового сообщества мусульман, потому что
горделиво отверг исходящую от прочих сторонников Сунны и согласия
правящую стезю, в соответствии с которой они формируют свои идеи и
которая служит им практическим ориентиром при ведении иджтихада. Данная
методология объединила две группы лучших представителей праведных
родоначальников после кратковременного расхождения их на две дороги,
одна из которых называлась «люди мнения», а другая – «люди хадиса».

Благодаря данной стезе их разногласия превратились в восхитительное
братское сотрудничество на пути к Истинному и в стремлении к познанию
Его. Однако эти лица (салафиты) отвернулись от данной методологии,
которой жёстко придерживались сами родоначальники, и, признавая её
важность, на практике пошли вразрез ей, подменив её фанатичностью и
упрямой приверженностью своему мазхабу, после чего обвинили всех, не
разделяющих их воззрения, в «искажении вероустава и раскольничестве»! Да
разве может существовать более очевидное извращение Закона Аллаха, чем
допущенное этими лицами?!

Да был ли среди праведных предков хоть один, кто позволил бы себе
столь шокирующее поведение и расколол бы единство мусульман, обесчестив
их взгляды, будучи движим столь ярым фанатизмом?!

Сколько же раз в наш адрес и в адрес других мусульман, сторонников
Сунны и согласия, бросались обвинения в новшествах и отступлении –
только потому, что мы вслед за предками считаем, что нет ничего
предосудительного и греховного в том, чтобы человек специально посетил
могилу и мечеть Пророка (мир ему и благословение)! Вывод о правомерности
такого посещения вслед за ханбалитами поддержало большинство имамов.
Однако некоторые классифицируют это действие как батыль (беззаконие),
которого необходимо избегать. Но почему?! Да просто потому, что мнение
салафитского сообщества против этого! Им нет никакого дела до того, что
против такой оценки высказывается всё мировое сообщество мусульман. Как и
до того, что фундаментом для соответствующей фетвы Ибн Таймии послужила
слабая (даыф) и, более того, бессильная (вахи) с позиции языка и Закона
аргументация. Несмотря на все кричащие против салафизма доводы, их
мнение остаётся «истинным», а все противостоящие ему – «ложными», просто
потому, что салафизм уже вынес по данному вопросу окончательное
решение, пересмотру не подлежащее. По их мнению, умышленное, выделенное
намерением посещение могилы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) –
это бида.

Вот так разногласие и по данному вопросу, как кинжал, распороло
единство исламских рядов, выделив из них салафитов, кроме которых никто
якобы не познал истину и не следует ей, и модификаторов, якобы отвергших
истину и скитающихся во тьме заблуждений. Всматриваешься в эпоху
родоначальников и недоумеваешь – но ведь никто из них не прибегал к
такому оружию, чтобы расколоть духовное и братское единство мусульман!

«Салафиты» ли четыре имама мазхаба?

Как-то на одном симпозиуме я внимательно слушал докладчика,
раскрывавшего отличительные черты салафитского мазхаба и говорившего о
виднейших личностях в истории салафизма, о салафитских идеях, отличающих
их ото всех прочих. В числе этих исторических лиц были упомянуты Ахмад
ибн Ханбал и Ибн Таймия – мол, одним из ярчайших свидетельств,
подтверждающих приверженность Ахмада салафитским взглядам, были
перенесённые им страдания и мученическая смерть в защиту постулата о
несотворённости Священного Корана, а особо важными показателями
салафизма Ибн Таймии были его уникальные богословские взгляды, в том
числе знаменитый вердикт о том, что произнесённая троекратно подряд, без
соответствующих выжидательных периодов, формула развода должна
рассматриваться как однократное её произнесение! При обсуждении данного
доклада я, в частности, сказал: «Если суждение о том, что троекратное произнесение формулы развода приравнивается к её однократному произнесению, является отличительным признакам салафитского мазхаба, тогда это значит, что имам Ахмад ибн Ханбал салафитом,
несомненно, не был, потому что именно он вынес вердикт о том, что такой
[троекратный] развод считается окончательным. Да и остальные три имама
тоже не салафиты, так как они сошлись во мнениях о том, что такое
произнесение формулы [должно рассматриваться как] троекратное. Что же
касается позиции имама Ахмада, которая навлекла на него беду и которая
считается признаком его салафизма, то его современник имам аш-Шафии не
может считаться салафитом уже потому, что в этом вопросе его позиция
была иной».

Мы знаем, что люди Сунны и согласия, как и имамы – основатели
мазхабов, единодушны в том, что речь Превозвышенного Аллаха не сотворена
и не акцидентальна. Единственной причиной мук имама Ахмада была его
совесть, не позволившая ему разбить каноническую фразу, толкуя её части
по отдельности: он опасался, что если придать постулату о
несотворённости Корана какие-либо оговорки, то это может привести к
возникновению неверного представления и заблуждения, за которое именно
ему придётся нести наказание в День Предстояния. Даже сподвижники
Посланника Аллаха , не говоря уже о последователях и всех остальных
поколениях мусульман, различались между собой по степени набожности и
предосторожности. Нельзя допустить, чтобы эта их «разноуровневость»
послужила критерием для разделения на партии, сообщества и течения.

Итак, со всей очевидностью Вам, уважаемый читатель, было показано,
что «салафия» – это новый мазхаб, изобретённый и привнесённый в религию
Аллаха. Его отличия созданы из набора авторских суждений и иджтихадов в
доктринальных и практических вопросах, которые были отобраны из всей
совокупности различных мнений и иджтихадов, некогда разработанных
многими учёными из числа предшественников и лучшими представителями
сторонников Сунны и согласия. Однако данный мазхаб был сконструирован
отдельными людьми под влиянием их личных склонностей и предубеждённости
во взглядах, после чего они заявили, что здание, воздвигнутое ими из
кирпичиков, избранных ими по собственным склонностям взглядов, является
единственным зданием, вбирающим под свою крышу спасшееся исламское
общество, двигающееся под наставничеством Писания и Сунны. И если некто
склонится в пользу других вердиктов по спорным вопросам, то этого
человека необходимо причислить к пропащим новаторам религии.

Да что же это такое, если не самый откровенный произвол, которому нет
обоснования ни в Писании, ни в Сунне, прецедента которого не случалось
ни в одном из веков салафа и халафа! Позорнейшее явление перекраивания
исконного вероустава Аллаха! Боже, если всё это не является искажением,
привнесённым в религию, – тогда что же считать бида? В чём же ещё, как
не в этом, проявляется самое прямое незаконное нововведение в вероустав
Аллаха?!

Мы ещё не приняли во внимание пагубные последствия, вызванные этим бида в организме мирового исламского сообщества.

_____________________________________________________________________
(Из книги «Салафия»)

Мухаммад-Саид Рамазан Бути