КЪУРБАН (УДХИЯ)
Автор: Administrator   
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

 

КЪУРБАН (УДХИЯ)

 

Введение 3

Определение «Къурбана» 7

Кому следует совершать жертвоприношение 8

Сколько человек должно участвовать в жертвоприношении? 9

Какого возраста должно быть животное, приносящееся в жертву 10

Какими качествами должно обладать животное, приносящееся в жертву 11

Когда наступает время жертвоприношения 12

Правила жертвоприношения 15

 

Источники:

 

1. Священный Коран;

2. “Необходимое упрощение вопросов Аль-Кудурия” -Мухаммад Ашик Иляхий Аль-Бараний;

3. “Упрощенный шариатский фикх в свете Корана и Сунны” -доктор Шариатских наук Мухаммад

Али Ас-Сабуни, том 8;

4. “Исламский фикх и его доказательства” -доктор Шариатских наук Вахби Аз-Зухайли, том 3, 5.

Введение

 

Хвала Аллаху, Господу миров и наилучшее приветствие любимому пророку Мухаммаду, его

семье, сподвижникам и всем мусульманам!

 

Наша религия – Ислам. Мы являемся мусульманами, приверженцами Ислама. Исповедовать

Ислам, быть его последователем – это высочайшая честь и огромная ответственность. Эта

ответственность обязывает нас жить по законам Всевышнего Творца и следовать Сунне пророка

Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует).

 

В священном Коране Всевышний сказал:

 

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит

вам ваши грехи» -поистине, Аллах – прощающий, милосердный». (Сура «Семейство Имрана»:

31).

 

Дорогие братья и сестры! Никогда не забывайте слова священного Корана: «...Самый благородный

из вас перед Аллахом – самый благочестивый...». (Сура «Комнаты»: 13).

 

Также Всевышний сказал:

 

«Не втом благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие –

кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и впророков, и давал

имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим,

и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, и исполняющие свои заветы, когда заключают, и терпеливые в несчастии, и бедствии, и во время беды, -это те, которые были правдивы, это они -богобоязненные» (Сура «Корова»:177).

 

Всевышний Аллах сотворил человека для поклонения. Но выполнить эту великую и

ответственнуюмиссию человек сможет только в том случае, если полностью предастся Аллаху

всем сердцем, всей душой и будет испытывать к нему чувство благодарности.

 

Что же нужно верующему, чтобы достойно, спокойно и уверенно идти по прямому пути Ислама.

Господь дал человеку великое благо – знание!

 

Искреннее желание помочь вам, вашей религиозной деятельности и возродить забытую Сунну

пророка (да благословит его Аллах и приветствует) подтолкнула нас подготовить этот скромный

труд.

 

• Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Тот, кто положит начало какому-либо хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а

также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их

собственных наград ни на йоту. Тотже, кто положит начало какому-либо дурному обычаю в

Исламе, понесет на себе бремя этого греха, атакже бремя грехов тех, кто станет придерживаться

этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту». (Муслим).

 

• Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) также сказал:

«Указавшему на благое (полагается) такая же награда, как и совершившемуего». (Муслим).

 

Ибрахим (мир ему) – один из самых почитаемых нами, мусульманами, пророков. Егоназывают

«другом» Аллаха.

 

В Коране сказано: «...Поистине, он был праведником, пророком». (Сура «Марьям»:41).

 

Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху,

готовность выполнить любое Его повеление. Серьезным испытанием, проверкой его преданности

Милостивому стала история с его долгожданным первенцем Исмаилом (мир ему), дарованным

ему тогда, когда он достиг глубокой старости.

 

Однажды Ибрахим (мир ему) увидел сон, в котором он закалывал Исмаила, принося его в жертву

Аллаху.

 

Пророк Ибрахим понял, что это желание Аллаха и решил осуществить Божье указание. Услышав

об этом, Исмаил (мир ему) сказал: «Отец мой, делай то, что тебе приказано. Я буду терпеливым,

если пожелает Аллах». Но в тот момент, когда Ибрахим (мир ему) поднял нож над собственным

сыном, раздался голос: «О, Ибрахим! Ты оправдал видение!» Вместо сына Ибрахим принёс в

жертву барана.

 

Так Всевышний вознаградил Ибрахима (мир ему).

 

Этот случай стал основополагающим приустановлении обряда жертвоприношения, как одного из

важнейших предписаний Ислама.

 

«...Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах...». (Сура «Корова»: 148)

 

«Удхия» или «Къурбан» -жертвоприношение, которое выполняется только во имя и ради

Всевышнего Аллаха.

 

«Удхия» или «Къурбан» -это жертвенное животное, которое жертвуется в дни праздника

«Къурбан» ( 10-й, 11-йи 12-й дни месяца Зуль-Хиджа) с намерением приближения к Всевышнему

Аллаху.

 

Всевышний Аллах сказал в Коране:

 

«...Помолись же Господу твоему и заколи!..». (Сура «Обильный»:2).

 

По поводу этого аята Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Слово «помолись» означает

праздничную молитву, аслово «заколи» -принести в жертву животное».

 

Определение «Къурбана».

 

Согласно Абу Ханифе «къурбан» является «уаджиб», т.е. обязательным. Уаджиб находится между

фардом и сунной, за пропуск «уаджиба» мусульманин будет отвечать. Он должен совершить это

даже с опозданием. Согласно другим имамам: Ахмаду, Шафии и Малику, «къурбан» это сунна

«муаккада» (т.е. то, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выполнял

постоянно). В подтверждение своих слов Абу Ханифа приводит следующие доказательства:

 

• Передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У кого

есть возможность принести в жертву животное, но он не делает этого, пусть не приближается к

нашему месту молитвы» (Ибн Мааджа и Ахмад).

Этот хадис указывает на обязательность жертвоприношения для тех, кто в состоянии это сделать.

 

• В сборнике Муслима передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и

приветствует) сказал: «Кто зарезал животное до того, как мы совершили праздничную молитву,

должен вместо этого зарезать другоеживотное, а кто еще не зарезал, пусть режет с именем

Аллаха». Его веление зарезать заново указывает на «уаджиб».

• Имам Ат-Тирмизи передаёт, что Ибн Омар, сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его

Аллах и приветствует) жил в Медине десять лет и каждый год делал «къурбан». Это указывает на

«уаджиб» согласно Абу Ханифе (да помилует его Аллах).

Кому следует совершать жертвоприношение.

 

Жертвоприношение является обязательным для каждого мусульманина или мусульманки,

имеющих постоянное место жительства, состоятельных, разумных и достигших половой зрелости.

И является необязательным для путника и путешественника, совершающего Хадж.

 

Состоятельным считается тот, кто имеет запас продуктов на срок более трех дней (имеются в виду

три дня праздника). Каждый делает жертвоприношение от своего имени. Не обязательно

закалывать животное от имени своих маленьких детей. Также жертвоприношение не обязательно

для человека, потерявшего разум.

 

Сколько человек должно участвовать в жертвоприношении?

 

От одного человека следует принести в жертву одну овцу. От семи человек – верблюда или

корову. Так как верблюд и корова имеют больший вес и ценятся дороже.

 

• В сборнике Муслима от Джабира Ибну Абдулла передается: «Мы зарезали с посланником

Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в год Худайбия верблюда (за семерых человек)

и корову (за семерых человек)».

• Так же передаётся от него: «Мы участвовали в жертвоприношении с посланником Аллаха (да

благословит его Аллах и приветствует) во время Хаджа и Умры, когда приводили вжертву

корову, и вжертвоприношении участвовали семь человек».

Животноезакалывают с намерением жертвоприношения, и только ради Аллаха. Тогда

жертвоприношение будет принято Всевышним Аллахом.

 

Вместо коровы или верблюда можно принести в жертву буйвола (от семерых человек). А вместо

овцы -козу (от одного человека). В «къурбане» от семерых человек может участвовать меньшее

количество людей, но ни в коем случае не большее.

 

• Известно, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заколол от Аиши (да

будет доволен ей Аллах) одну корову в праздник «къурбана».

Какого возраста должно быть животное, приносящееся в жертву.

 

Жертвенным животным может быть верблюд, крупный рогатый скот, овца или коза. Нельзя

приносить в жертву газель, кролика, индейку или курицу. Возраст жертвенного животного должен

достигать так называемого возраста «саниййа». Возраст «саниййа» у коз и овец составляет год с

лишним. У крупных баранов и овец возраст «саниййа» составляет шесть месяцев.

 

«Саниййа» у коров ибуйволов составляет два года с лишним. «Саниййа» у верблюдов -пять лет и

более. Имам Айний сказал: «Возраст овцы и козы должен составлять год, крупного рогатого скота

 

-два года, а верблюда -пять лет».

Какими качествами должно обладать животное, приносящееся в жертву.

 

1. Как уже было сказано, жертвенным животным может быть овца, коза, корова, бык, буйвол,

верблюд. Независимо от того самка это или самец.

Следует выбрать то животное, чей вес больше, а мясо лучше.

2. Животное должно быть здоровым и полноценным (т.е. без недостатков). Непригодными для

жертвоприношения являются следующие животные:

а) «’Амя’у» -слепое на один или оба глаза;

б) «Авро’у» -с закрытым глазом;

в) «Арджа’у» -хромое животное, которое не сможет дойти до места жертвоприношения;

г) «Аджфа’у» -худое;

д) «Хатма’у» -беззубое или без большинства зубов;

е) «Сакка’у» -без ушей;

ж) «Джазза’у» -с высохшим выменем.

Если у животного отрезана одна треть хвоста, ушей или курдюка, то оно не пригодно для

жертвоприношения. Разрешается жертвовать животное с продырявленными или разорванными

ушами, но это делать не желательно. Разрешается резать безрогое животное, животное со

сломанными рогами и кастрированное животное. Это не считается их недостатком.

 

Если человек купил животное и до жертвоприношения у него повредился какой-либо орган, то

человеку нужно обязательно заменитьэто животное на здоровое. Если же по неосторожности

 

человек нанесет животному вред во время закалывания (случайно выбьет глаз или сломает ногу),

то это животное заменять не надо.

 

Когда наступает время жертвоприношения.

 

Время жертвоприношения начинается после праздничного намаза, и резать животное до намаза

нельзя.

 

• Так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто зарезал до

намаза, то это лишь мясо, преподнесенное своей семье, и не является «къурбаном». (Сборник

Муслима).

То есть это не является жертвоприношением, за которое обещана награда. А награжден будет тот,

кто совершит жертвоприношение в надежде получить милость от Аллаха.

 

• Аль-Бухари приводит хадис от Баря Ибн Азиб. Он сказал: «Я слышал, что посланник Аллаха (да

благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Первое, с чего мы начинаем этот день (праздничный день) – это праздничный намаз, потом

возвращаемся и делаем «къурбан». Кто сделает так, тот достигнет нашей сунны, а кто зарежет до

праздничного намаза, то это мясо считается мясом, преподнесенным своей семье, и не является

«къурбаном». И тогда Абу Бурда спросил: «О, посланник Аллаха, я зарезал до того, как мы

помолились и у меня еще есть баран (возраст которого больше шести месяцев). Тогда посланник

Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Зарежь этого барана вместо первого,

но никому кроме тебя это не будет разрешено».

 

• В другом хадисе в сборнике Муслима посланник Аллаха (да благословит его Аллах и

приветствует) сказал: «Кто сделал «къурбан» до праздничного намаза, то сделал это для себя. А

кто зарезал животное после праздничного намаза, тот совершил «къурбан» и придерживается

сунны мусульман».

Все дни праздника жертвоприношения являются временем для жертвоприношения. Первый день

праздника и еще три дня (по масхабу Шафии).

 

Абу Ханифа сказал: «Днями жертвоприношения являются три дня: день праздника и два дня после

него, на четвертый день не разрешается делать «къурбан».

 

Так же Омар, Али, Ибн Аббас, и Абу Хурайра (да будет доволен ими всеми Аллах), назвали днями

жертвоприношения три дня.

 

Тот, кто зарезал животное после указанного срока, чтобы искупить грех, делая садака, должен

отдать животное живым или раздать его мясо, при этом, не взяв себе ни кусочка. В тех местах, где

нет мечетей и не совершается праздничный намаз, время жертвоприношения начинается после

рассвета и заканчивается перед закатом последнего дня праздника.

 

Правила жертвоприношения

 

1. «Къурбан» по мазхабу Ханафий является «уаджиб». Если мусульманин купил животное и не

зарезал в дни «къурбана», то он, делая его садака, отдает его живым или раздаёт мясо, ничего не

взяв себе. Так как по истечении праздника «къурбан» жертвоприношение становится садака. Если

же человек не купил животное, то он должен, делая садака, отдать деньгами стоимость животного,

чтобы искупить грех. (из книг «Бадаи и Санаи» и «Раддуль Мухтар»).

2. Если купленное для «къурбана» животное потерялось, умерло или его украли, то следует купить

другое вместо первого. Если после покупки второго животного найдется первое, то следует

зарезать лучшее из них. А зарезать двух животных – щедрость и великодушие.

3. Для несостоятельного человека, «къурбан» не является обязательным. Но если он все же купил

животное для «къурбана», то «къурбан» для него становится обязательным. Ине обязательным в

случае кражи или потери животного. Если несостоятельный человек не сделает «къурбан»

своевременно, то он, как и богатый человек, сделает его садака.

Чтобы жертвоприношение было принято Аллахом, необходимо соблюдать следующие условия:

 

* животное для «къурбана» должно соответствовать всем требованиям, указанным выше.

* «къурбан» следует делать своевременно (смотри выше).

* перед жертвоприношением следует сделать намерение («ният»). Намерение делается в душе (т.е.

его необязательно произносить).

4. Мясо «къурбана» желательно сделать садакой. Часть мяса человек среднего достатка может

съесть сам, часть раздать или оставить для своей семьи и гостей. Так как в дни праздника и

бедные, и богатые люди считаются гостями Аллаха и должны есть то, что зарезано ради Аллаха.

5. Человек, делающий «къурбан» может поручить кому-либо зарезать животное. Или же дать

денег этому человеку, чтобы он сам купил животное, а затем зарезал его.

6. Если самка, которую приносят в жертву, беременна, то нужно поступить следующим образом.

Если у зарезанного животного выйдет живой плод, то его следует зарезать вслед за матерью. А

если плод окажется мертвым, то он будет считаться зарезанным так же как и его мать.

7. Не разрешается продавать ничего из «къурбана». Это касается как мяса, так и шкуры

животного. Если по ошибкечеловек продаст что-либо из «къурбана», то полученные деньги

нужно сделать садака. Разрешается поменять что-либо из «къурбана» на вещи, предназначенные

для длительного пользования. Но лучше этого не делать.

8. Если животное для «къурбана» зарежет мясник, то нельзя дать ему за работу мясо из этого

«къурбана». Можно дать деньги или подарить что угодно из «къурбана».

Если человек умеет резать животных, то лучше это сделать своими руками.

 

• Передают Аль-Бухари и Муслим от Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) зарезал на «къурбан» белых баранов с черными

пятнами и сделал это своими руками, сказав: «Бисмилляh. Аллаху акбар» и поставив свою ногу на

шею животного.

Тот, кто неумеет резать животных, можетпозвать на помощь мясника. Еще раз напомним, что

нельзя дать за работу мясо животного, которого он зарезал. Нужно дать деньги, чтобы это

животное было принесено в жертву только ради Аллаха. Во время закалывания следует

произнести: «Бисмилляh. Аллаху акбар».

 

• В сборнике Муслима передается от Аиши (да будет доволен ей Аллах), что посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и да приветствует) велел принести рогатого барана, сказав: «О, Аиша,

принеси нож и поточи его камнем». Затем он взял нож, уложил барана, сказав: «С именем Аллаха.

Господь мой, прими от Мухаммада, семьи Мухаммада и от нации Мухаммада». И зарезал животное. Также известно, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) попросил свою дочь Фатиму присутствовать при жертвоприношении.

 

Совершающему жертвоприношение не желательно стричь свои волосы ногти.

 

Также, не следует тому, кто делает «къурбан», стричь волосы и ногти, когда начинается месяц

«Зуль-Хиджа» (12-й месяц по лунному календарю).

 

• Достоверно известно, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Когда начинаются первые десять дней месяца «Зуль – Хиджа», пусть тот из вас, кто хочет делать

«къурбан» не стрижет себе волосы и ногти». (Муслим).

Ученые толкуют этот хадис следующим образом. За каждую целую часть тела животного Аллах

избавит тело верующегоот огня. Верующий получит награду за каждый волосок животного.

 

Желательно есть свой «къурбан» и давать его другим.

 

«Ешьте их и накормите несчастного бедняка!» (Сура «Хадж»:28).

 

Часть для садака не может составлять меньше 1/3 всего мяса. Желательно 1/3 всего мяса съесть,

1/3 сделать садакой и 1/3 подарить.

 

• Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ешьте, кормите других и

запасайтесь». (Ат-Тирмизи).

Дорогиебратья и сестры! Даже если у вас не получится (по каким-либо причинам) совершить

жертвоприношение вэтом году, то намеревайтесь сделать его в следующем, и, Иншааллах, Аллах

поможет вам в этом.

 

Праздник «Къурбан» напоминает нам о том, что все мусульмане должны помогать и

поддерживать друг друга, особенно в праздничные дни. Жертвоприношение помогает нам

приблизиться к Аллаху, искупить грехи, а также выразить нашу благодарность Аллаху за все его

дары. Укрепляйте свою веру иАллах (свят Он и велик) поможет вам и вознаградит вас.

 

Надеемся, что наша работа поможет вам в вашей жизни. Пусть Аллах (свят Он и велик) примет

ваш «къурбан» и наградит вас за ваши старания.