v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} С именем Аллаха Милостивого, Милосердного ТОРГОВЛЯ В ИСЛАМЕ Всевышний Аллах сказал: «…и сделал Аллах дозволенной торговлю, а ростовщичество запретил». (Корова, 275). «..и отвели Мы день для (добывания) средств для жизни…» (Весть, 11). «И Мы утвердили вас на земле и даровали вам на ней средства к жизни. Мало же вы благодарны!» (Преграды, 10). «О вы, которые уверовали! Не пожирайте имущество ваше путём неправедным, если это только не торговля по взаимному согласию меж вами». (Женщины, 28). О достоинстве правдивой торговли, и о побуждении зарабатывать на жизнь трудом своих рук Сообщается от Абу Хурайры, что пророк сказал: «Поистине, Аллах любит, когда проявляют великодушие при продаже, при покупке и при возврате долга». ат-Тирмизи. Передаётся от Абу Са'ида, что посланник Аллаха сказал: «Праведный, честный торговец, будет среди пророков, праведников и шахидов». ат-Тирмизи, ад-Дарими. Сообщается, что как-то раз посланник Аллаха находился в обществе своих сподвижников, которые увидели молодого человека, отличавшегося выносливостью и силой, рано утром вышедшего из дома в поисках заработка, и они сказали: “Горе ему! О если бы он использовал свою молодость и выносливость на пути Аллаха Всевышнего!” На это пророк сказал: «Если он вышел в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для себя самого, воздерживаясь от всего дурного, то он на пути Алаха. Если же он вышел на показ другим и ради похвалы, тогда он на пути шайтана». ат-Табарани. Однажды пророка спросили: “О посланник Аллаха, какой заработок является наилучшим?” – он ответил: «Заработанный человеком трудом его рук и заработанный любой честной торговлей». Ахмад. Передают со слов аль-Микдама, что посланник Аллаха сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той пищи, которую он заработал трудом своих рук, и поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, что он зарабатывал (и готовил) своими рук». аль-Бухари. Также пророк сказал: «Поистине, любому из вас нарубить вязанку дров и принести их на своей спине будет лучше, чем просить кого-нибудь, кто (может) дать или отказать!» аль-Бухари и Муслим. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть никто из вас не оставляет поисков своего удела, (возлагая свои надежды только) на слова: “О Аллах, даруй мне средства к существованию! Аллахумма-ррзукъни”, - ибо известно вам, что ни золото, ни серебро с неба не падают”. О том, что зарабатывать на жизнь следует дозволенным путём Передаётся от Абу Хурайры, что посланник Аллаха сказал: «Настанут для людей времена, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является приобретаемое им имущество». аль-Бухари. Нет ни одного существа, ни в небесах, ни на земле, которому Всевышний не предопределил бы его удел, ведь Он сказал: «Это Мы распределили между ними средства к существованию» (Украшение, 32), - поэтому мусульманин может не беспокоиться за свой удел, а должен стараться заработать его дозволенным образом, а не запретным, ибо пророк сказал: «Поистине, Святой дух [1] внушил мне, что человек не умрет, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха и обращайтесь с мольбами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путём ослушания Аллаха, ибо поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». Абу Ну’айм. Йахйя ибн Му’аз сказал: “Дирхам – это скорпион, и если ты не умеешь хорошо заговаривать скорпионов, не бери его, ибо, поистине, если он ужалит тебя, его яд тебя погубит!”. Его спросили: “А что служит заговором от него?”. Йахйя сказал: “То, что добывать его следует дозволенными путями, а расходовать – на должное”. О том, что не следует впадать в крайность, зарабатывая себе на жизнь, занимаясь этим целыми днями и не оставляя ни какого времени для своей религии Передаётся от Ибн Ма'суда, что посланник Аллаха сказал: «Ближе к концу Света люди будут здороваться только со знакомыми и повсеместно заниматься торговлей, и даже женщины будут заниматься ею вместе со своими мужьями». Ахмад, аль-Хаким. Также пророк сказал: «Никогда не насытиться двум ненасытным: ищущему знания и ищущему мирского». ад-Дарими. А также он сказал: «Если сможешь, ни в коем случае не становись ни первым из тех, кто входит на рынок, ни последним из тех, кто покидает его, ибо на рынке ведёт свои сражения шайтан и там он водружает свое знамя».Муслим. Один из наших праведных предшественников сказал: “Я увидел, что люди прилагают все силы ради снискания своего удела, и обратил внимание на слова Аллаха Всевышнего: «Нет на земле ни одного живого существа, (обеспечение) пропитание которого не взял бы на себя Аллах» (Худ, 6) - после чего занялся тем, что должен Ему я, перестав думать о том, что обещал мне Он”. О строгом запрещении обвешивания на весах и мошенничества в торговых делах Всевышний Аллах сказал: «Наполняйте меру полностью и не будьте в числе тех, кто недомеривает, и взвешивайте на точных весах» (Поэты, 181 - 182). От Хакима ибн Хизама сообщается, что пророк сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если они оба были правдивыми и всё разъясняли, то сделка их будет благословенной, если же они скрывали что-то и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено». аль-Бухари и Муслим. Мусульманам категорически запрещается мошенничать, скрывать недостатки товаров, обманывать, уменьшать меры веса, объёма и длины и совершать прочие подобные этим поступки, поскольку всё это есть не что иное, как ложь и утаивание, и является большими грехами (харам), за которые Аллах наказал и уничтожил некоторые из предшествующих народов. Сообщается от Укъбы, что пророк сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и не дозволяется мусульманину продавать своему брату вещь, в которой есть недостаток, если он не указал на него». Ибн Маджа. Однажды один человек сказал пророку , что он часто остаётся обманутым в торговых делах, и пророк сказал ему: «Когда будешь заключать торговые сделки, говори: “Без обмана!” Ля хиляба!». аль-Бухари и Муслим. Имам Ахмад сказал: “Хиляба - это такой обман, когда обманывают в том, в чём обычно люди друг друга не обманывают. Например, когда что-нибудь стоимостью в один дирхем хотят продать за пять” Сподвижники посланника Аллаха и их последователи очень серьёзно относились к честной торговле. Так например, сообщается, что как-то раз, когда Уасиля ибн аль-Аска’ стоял где-то, один человек продал другому свою верблюдицу за триста дирхемов. Сначала Уасиля не заметил этого, но затем бросился за ним, крича: “Эй, ты купил её на мясо или для того, чтобы ездить на ней?” Тот сказал: “Для того, чтобы ездить”. Тогда Уасиля сказал: “Я видел, что у неё на лапе дыра, и долго она идти не сможет”. После чего тот её вернул, а продавец отдал ему деньги, и сказал Уасиле: “Да помилует тебя Аллах, ты испортил мне торговлю!” На это Уасиля сказал: “Поистине, мы поклялись посланнику Аллаха , что будем проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину”, и он также упомянул, что слышал, как пророк Аллаха сказал: «Не дозволено никому продавать товар, не указав на его недостатки, и не дозволяется тому, кто знает об этом, молчать о том, что связано с их сделкой». аль-Хаким. Ибн Сирин, продавая свою овцу, сказал покупателю: “Я снимаю с себя ответственность перед тобой за её недостаток, который заключается в том, что она опрокидывает ногой корм”. Один из наших праведных предшественников говорил: “Я не стану покупать у Аллаха бедствие за одно зёрнышко”. В хадисе сказано: «В День воскресения торговцы будут воскрешены как нечестивцы, кроме тех, кто боялся Аллаха, проявлял благочестие и был правдив». ат-Тирмизи. О некоторых запретах в торговых делах Всевышний Аллах сказал: «Горе обвешивающим, которые берут сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то причиняют им убыток». (Обвешивающие, 1 - 3) Посланник Аллаха сказал: «…обманувший нас не имеет к нам отношения». Муслим. Абу Хурайра сказал: “Посланник Аллаха запретил торговые сделки, осуществляемые с помощью бросания камешков[2], и торговые сделки, связанные с опасностью”. Муслим. Сделка, связанная с опасностью - это такая сделка, в результате которой человек может приобрести то, чего он не ожидал. Это имеет отношение например, к продаже ещё не родившегося приплода животных, или урожая, который ещё не созрел, а также иных подобных сделок, ибо все они относятся к числу сделок, связанных с опасностью. Пророк сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет». Абу Дауд, ат-Тирмизи. В хадисе сказано: «Человек, старающийся повысить цены на что-то необходимое для мусульман, заслуживает того, чтобы Всеблагой и Всевышний Аллах в День воскресенья вверг его в великое Пламя». Ахмад. Пророк также сказал: “Поистине, если Аллах сделал что-либо запретным, то Он сделал запретным и назначение цены за это”. ад-Дарукъутни. Пророк сказал: «Аллах проклял тех, кто живёт за счёт ростовщичества, а также тех, кто берёт в займы под проценты, их свидетелей и писарей. Все они равны в этом деле (по степени греха)». Муслим. Пророк сказал: «Не взвинчивайте цены, и пусть человек не вмешивается в торговые дела своего брата (в Исламе), и пусть не сватается к той, что уже посватана за его брата…» аль-Бухари. Пророк сказал: «Поистине, Аллах и Его посланник запретили продавать вино, и падаль, и свинину, и идолов…» аль-Бухари. Передаётся от Абу Мас'уда аль-Ансари, что пророк Аллаха запретил брать деньги за собаку, и деньги, заработанные блудом, и деньги, получаемые прорицателем. аль-Бухари. Пророк сказал, что среди людей, на которых в Судный день не посмотрит Аллах и не очистит их, и которым уготовано мучительное наказание, это “человек, который после послеполуденной молитвы договорившись с другим человеком о продаже какого-либо товара, поклявшись Аллахом, что сам он взял его по такой-то цене, и покупатель поверил ему, хотя на самом деле было не так”.аль-Бухари и Муслим. Также посланник Аллаха сказал: «Если увидите того, кто продаёт или покупает в мечети что-либо, скажите: “Да лишит Аллах прибыльности твою торговлю!”, – а если увидите разыскивающего пропажу, скажите: “Да не вернёт тебе этого Аллах!”» ат-Тирмизи. В пятницу, за полтора-два часа до пятничной молитвы следует прекратить все торговые и иные дела, приносящие прибыль, ибо сказано Всевышним: «О вы, которые уверовали! Когда в пятницу призывают вас на молитву, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив дела торговые. Это лучше для вас, если вы разумеете!» (Пятничная молитва, 9). О важных моментах связанных с торговлей и заработком на жизнь Клятва Аллахом в торговле нежелательна, даже если она правдивая. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «Клятва способствует сбыту товара, но уничтожает благодать»” аль-Бухари. Сальман аль-Фариси сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «С тремя людьми Аллах не заговорит в день Воскресенья и не очистит их от грехов и постигнет их мучительное наказание. Это – блудливый старик, горделивый бедняк, и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продаёт ничего, не поклявшись Аллахом»”. ат-Табарани, аль-Хайсами. - О том, что торговцам желательно давать милостыню с зарабатываемого имущества, даже если оно не достигает такого уровня, с которого обязательно следует выплачивать закят.
Сообщается со слов Къайса ибн Абу Гъараза, что посланник Аллаха сказал: «О торговцы! Поистине, в торговле присутствуют пустословие и клятвы, так компенсируйте же это милостыней». Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ахмад, Ибн Маджа. - Лучшее время для заработка и торговли.
Имам ат-Тирмизи (да смилуется над ним Аллах) передал хадис Сахра аль-Гьамиди о том, что пророк сказал: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!». ат-Тирмизи сказал, что пророк отправлял боевые отряды в начале дня. Сахр был торговцем и всегда отправлял свои караваны в начале дня, и его богатство умножалось и росло. - О достоинстве мольбы, произносимой при входе на рынок.
Посланник Аллаха сказал: «Кто придя на рынок произнесёт: “Нет божества кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала. Он оживляет и умерщвляет, а Он Живой, Которого не постигнет смерть, в Его руке благо, и Он над всякой вещью Мощен” Ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, юх-йи уа юмит уа ху-уа хайю ля емут, биедихиль хъейр, уа ху-уа гъаля кулли шей-ин къадир» – Тому Аллах зачтёт тысячу – тысяч благого, снимет с него тысячу – тысяч злого, возвысит его на тысячу тысяч степеней и возведёт ему дом в Раю». ат-Тирмизи, Ибн Маджа. - Мусульмане по мере возможностей должны стараться иметь торговые отношения между собой, чтобы помогать тем самым друг другу, и для того, чтобы их деньги оставались внутри общины мусульман!
- Мусульманин занимающийся торговыми делами должен знать, что является дозволенным, а что запретным, и о всех деталях спрашивать у людей знающих!
О некоторых вещах способствующих увеличению удела Всевышний сказал: «Молите Господа вашего о прощении, ибо поистине, Он – Прощающий! Он ниспошлет вам с неба обильный дождь, и поддержит вас имуществом и сыновьями, и устроит для вас сады и реки». (Нух, 10-12). Имам Ибн Касир толкуя этот аят, сказал: “Это значит: если вы будете просить Его о прощении и станете повиноваться Ему, удел ваш будет обильным, и Он ниспошлёт вам дары с неба, и произрастёт для вас дары земли, и заставит расти для вас посевы...” См. тафсир Ибн Касира 4/449. Всевышний Аллах сказал: «А тому, кто боится Аллаха, устроит Он выход (из любой трудности), и даст ему средства к жизни, откуда он и не ждёт». (Развод, 2 - 3). Относительно этого аята Ибн Касир также сказал: “Боящемуся Аллаха относительно того, что Он повеливает, и отказывающемуся от того, что Он запрещает, Аллах укажет выход из его положения и даст ему средства к жизни откуда он и не ждёт”. См. тафсир Ибн Касира 4/400. - Поддержание родственных связей.
Посланник Аллаха сказал: «Пусть человек, который обрадуется тому, что удел его будет увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи со своими родственниками». аль-Бухари и Муслим. Посланник Аллаха сказал: «Чередуйте хадж с умрой, ибо поистине, они изгоняют бедность и грехи подобно тому, как кузнечный мех выдувает окалину из железа, золота и серебра, а за безупречный хадж не будет иного воздаяния, кроме Рая». ат-Тирмизи. - Расходование на пути Аллаха.
Посланник Аллаха сказал: «Каждое утро, когда раб Аллаха просыпается ото сна, сверху обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, даруй расходующему возмещение!” – другой же говорит: “О Аллах, приведи скупого к ущербу!”» аль-Бухари и Муслим. - Оказание благодеяний слабым.
Посланник Аллаха сказал: «Если хотите, чтобы я был доволен вами, оказывайте помощь слабым, ибо вам оказывается помощь и даруются средства к жизни только благодаря слабым». Абу Дауд, ат-Тирмизи. Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: “О сын Адама! Отдавайся поклонению Мне полностью, и Я сделаю так, что сердце твоё ни в чём не будет нуждаться, а удел твой будет обильным. О сын Адама! Не удаляйся от Меня, иначе сделаю Я сердце твоё нуждающимся, и будешь ты работать, непокладая рук!”» аль-Хаким.
1 - Имеется ввиду ангел Джибриль. 2 - Здесь речь идёт о таком случае, когда продавец говорит: “Брось камешек, и тот товар или та вещь, в который он попадёт, достанется тебе за столько-то”. Такие сделки были распространены во времена языческого невежества. Т. е. имеется ввиду сделки неопределённого характера, случайные, на авось. И в заключение хвала Аллаху - Господу миров! |