Как совершать намаз?
Автор: Administrator   
Во имя Аллаhа Милостивого, Милосердного Нажмудин Нажмудинов 11.5606 Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Адыгейский исламский международный конгресс

Как совершать намаз?

издание подготовлено специально для проекта «Воронеж – территория ислама!»

Воронеж 2007

Во имя Аллаhа Милостивого, Ми-лосердного.

От автора.

Хвала Аллаhу, Господу миров, благословение и мир господину нашему Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Намаз является одной из форм поклонения, но для того чтобы это поклонение было принято Аллаhом, оно обязательно должно удовлетворять двум требовани-ям.

Первое: намаз должен быть посвящен Одному лишь Аллаhу и иметь целью со-искание Его милости.

Второе: он должен совершаться правильно и в соответствии с тем, как это де-лал наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллаh и приветствует.

Данная брошюра касается, в основном, второго требования, ибо, когда у начи-нающего возникает правильное намерение и он обращается к поклонению Аллаhу, ему обязательно потребуется наставник, который мягко приведет его к широким горизонтам намаза. По этой причине в нашем исследовании мы и коснулись ос-новных и важных аспектов совершения намаза, постаравшись изложить все свя-занные с ними вопросы ясно и просто.

В этой брошюре рассказывается о том, как следует совершать частичное и пол-ное омовение, потом объясняются способы совершения намаза и его правила, а за-вершается брошюра приложением, в котором приводятся некоторые подробности относительно способов совершения омовения и намаза, что необходимо знать му-сульманину. В этой брошюре приводятся также некоторые аяты Корана и хадисы, касающиеся омовения и намаза.

Наша брошюра является всего лишь отправной точкой благого пути совершаю-щего намаз, который может обратиться к более подробным источникам, если по-желает узнать больше; мы же для начала советуем такому человеку тоже, что со-ветовал людям посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, кото-рый сказал:

“Поистине, эта религия легка, но тот, кто вступить в борьбу с ней, обязательно окажется побежденным! Так направляйте на правильный путь, сближайте, радуйте и просите о помощи ран-ним утром, вечером и в некоторые часы ночи!”

ЧАСТИЧНОЕ И ПОЛНОЕ

ОМОВЕНИЕ.

Ч астичное омовение является ключом к намазу, ибо намаз не будет принят, если мусульманин не совершил перед ним омовения, а посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал:

“Если кто-нибудь из вас осквернился, Аллаh не примет его на-маз до тех пор, пока он не совершит омовение”.

Под осквернением понимается то, что уничтожает ритуальную чистоту, и осквернение бывает двух видов:

1. Малое осквернение.

Малым осквернением считается то, что делает недействитель-ным частичное омовение, а приводит к этому выделение мочи или кала, испускание ветров или истечение липкой жидкости (маза или же вада) из половых членов человека (смотри приложение).

Кроме того, недействительным делает омовение и глубокий сон.

1. Большое осквернение.

Большим осквернением является то, что требует полного омове-ния, а именно:

- истечение семени под воздействием страсти;

- соприкосновение мужских и женских половых органов;

- месячные или послеродовое кровотечение у женщин (в эти пе-риоды женщине не следует совершать намаз).

МАЛОЕ

ОСКВЕРНЕНИЕ

- выделение мочи или кала;

- испускание ветров;

- истечение липкой жидкос-

ти из половых органов;

БОЛЬШОЕ

ОСКВЕРНЕНИЕ:

- истечение семени под

воздействием страсти;

- соприкосновение мужск-

их и женских половых

органов;

- месячные и послеродовое

кровотечение у женщин;

Совершив одно частичное омовение, мусульманин может совер-шить сколько угодно обязательных и дополнительных намазов, что может продолжаться до тех пор, пока его омовение не станет не-действительным вследствие того, о чем мы уже упоминали. В этом случае, прежде чем приступить к намазу, ему следует совершить омовение заново.

Как частичное, так и полное омовение совершается чистой водой, а как именно это делается мы поясним ниже:

ЧАСТИЧНОЕ ОМОВЕНИЕ.

Омовение рук.

Прежде всего, ты должен вознамериться совершить частич-ное омовение (это намерение долж-но возникнуть в твоем сердце и нет необходимости говорить что-либо), потом сказать

Бисми-Ллаh” - Во имя Аллаhа, а потом трижды омыть кисти рук.

Полоскание рта.

Набери правой рукой воды в рот, прополоскай его и выплюнь воду. Сделай это трижды.

Полоскание носа.

Набери воды в рот с помощью правой руки, а потом извергни ее с помощью левой. Сделай это три раза.

Омовение лица.

Трижды помой лицо от верх-ней части лба и до подбородка по длине и от уха до уха по ши-рине.

Омовение рук до лок-тей.

Трижды омой правую руку до локтя, после чего точно также трижды омой левую руку до локтя.

Протирание головы.

Смочи руки водой, после чего проведи ими по голове от перед-ней ее части к затылку и обрат-

но. Сделай это один раз, и мо-жешь ограничиться час-тичным протиранием головы.

Протирание ушей.

Уши протираются той же водой, которой ты протрешь голову. Это делается один раз, что мож-но сочетать с проти-ранием го-ловы.

Омовение ног.

Сначала трижды омой правую ногу, а потом трижды - левую. Следует отметить, что при омо-вении ног следует смачивать щиколотки.

ПОЛНОЕ ОМОВЕНИЕ.

Прежде всего, ты должен вознамериться со-вершить полное омовение, потом сказать

“Бисми-Ллаh” - Во имя Аллаhа,

потом трижды омыть кисти рук, а потом омыть свои половые органы левой рукой. По-сле этого следует еще раз омыть кисти рук и совершить частичное омовение так, как мы

объяснили это ранее. Затем следует трижды слить воду на голову, убедившись, что она дошла до корней волос. После этого тебе сле-дует омыть все остальные части тела, начи-ная справа и переходя на лево следя за тем, чтобы вода попадала во все вкладки тела. За-вершать же полное омовение следует омове-нием ступней.

НАМАЗ.

Эта часть нашей брошюры касается способа совершения намаза и включает в себя также объяснение некоторых важ-ных моментов, имеющих отношение к его совершению. Пре-жде всего, нам необходимо знать, что есть два вида намаза.

1. Обязательные намазы, это такие, которые мусульманин обязан совершать, а именно - пять предписанных намазов: ут-ренний, обеденный, послеобеденный, вечерний и ночной.

2. Намазы, совершаемые по примеру Сунны Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, а также различные до-полнительные намазы. К этому виду относятся те намазы, за совершение которых мусульманин получает награду, если же он не совершит их, то в этом нет греха.

Каждый намаз состоит из определенного числа ракатов, за-висящего от времени совершения обязательного намаза, что же касается второго вида намазов, то они состоят из двух ра-катов.

10 Сначала ознакомимся с тем, что представляет из себя ра-кат, а потом посмотрим, каким образом он исполняется при совершении различных намазов.

РАКАТ.

Ракат начинается в положении стоя, когда ты стоишь, сложив руки у себя на груди правую поверх левой. В этом по-ложении ты должен прочитать первую суру Корана “Аль-Фа-тихат” и что тебе нетрудно из других аятов Корана (смотри подробное изложение 2). Закончив чтение, ты должен под-нять руки до уровня плеч и сказать

“Аллаhу Акбар” (Аллаh Превелик), а по-том склониться в поясном поклоне, произнося слова

Субхана Раббияль-Азим” (Слава моему

Великому Господу) один раз или более того. Затем нужно выпрямиться со словами

“Самиа-Ллаhу-лиман хамида” (Да услышит Аллаh того, кто воздал Ему хвалу) и поднять руки, а потом опустить их со словами

“Раббана лака - ль - хамду” (Хвала Тебе, Господь наш). После этого необходимо сказать “Аллаhу Ак-бар” и совершить земной поклон, опустившись на колени и коснувшись пола руками и лбом. Оставаясь в таком положе-нии, следует сказать

“Субхана Раббия-ль-Аъла” (Слава Госпо-ду моему Всевышнему) один раз или более того, а потом про-изнести слова

“Аллаhу Акбар”, выпрямиться и сесть со словами

“Рабби гфир ли, Рабб игфир ли” (Гос-подь, прости мне). Затем следует снова произнести слова

“Аллаhу Акбар”, совершить еще один зем-ной поклон и сказать при этом

“Субхана Раббия-ль-Аъла”

один раз или более того. На этом совершение первого ракаата заканчивается. Необходимо совершать все эти действия пол-ностью, внимательно и без спешки, ибо в каждом положении ты должен оставаться столько времени, чтобы его хватило на произнесение однократного славословия Аллаhу.

Названия молитвенных поз с рисунка слева на право: по-ложение стоя; воздевание рук; поясной поклон; выпрямление после поясного поклона; первый земной поклон; положение сидя после земного поклона; второй земной поклон.

Все это составляет один ракат. Теперь посмотрим, каким образом исполняются ракааты при совершении намаза, но до этого нам следует ознакомиться с условиями, которые необ-ходимо выполнить перед совершением любого намаза.

УСЛОВИЯ СОВЕР-

ШЕНИЯ НАМАЗА:

- Ты должен совершить омовение и не находиться в состоянии осквернения, твоя одежда и место совершения намаза должны быть чисты

- определенные места твоего тела (аврат) должны быть прикрытыми одеждой (смотри

12 приложение, где эти места определены пол-ностью)

- должен знать время начала намаза;

- ты должен лицом обратиться к Кибле;

- ты должен иметь намерение совершить на-маз;

Если же эти условия не соблюдены, то намаз ты совер-шать не можешь.

СОВЕРШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НАМАЗОВ

1.Утренний

намаз:

Утренний намаз состоит из двух ракатов, которые совершаются следующим образом:

Ты должен поднять руки до уровня плеч со словами “Аллаhу Акбар”. Это на-зывается “такбирату-ль-ихрам” и совершается в начале каждого намаза. После этого ты должен сложить руки на груди. Правую поверх левой и произнести “дуау-ль-истифтах” (молитву нача-ла), которая произносится только при соверше-нии первого ракаата каждого намаза (смотри приложение). После этого необходимо прочи-тать суру “Аль-Фатиха” и что сможешь из Ко-рана и полностью совершит первый ракат так, как объяснили это ранее. После совершения

первого ракаата следует сразу же приступить ко второму, приняв положение стоя, прочитав суру “Аль-Фатиха” вместе с тем, что сможешь из Корана, и полностью совершив второй ракат до конца. После завершения второго ракаата необ-ходимо совершить “джальсат ат-ташаhhуд”, т.е. посидеть, полностью читая приветствия, ташаhhуд и салят Ибрахима (смотри подробное изложение 7), а потом произносятся слова тас-лима

“Ас-саламу алайкум ва рахмату - Ллаh” (мир вам и милость Аллаhа), повернув голову направо и налево. На этом утренний намаз заканчивается, а во время совершения этих двух ракатов ты мо-жешь вслух прочитать суру “Аль-Фатиха” и что тебе нетрудно из Корана.

2. Обеденный

намаз.

Обеденный намаз состоит из четырех рака-тов. Сначала тебе следует произнести такбира-ту-ль-ихрам и дуау-ль-истифтах в положении стоя, после чего совершить один за другим два ракаата. После их завершения ты должен поси-деть, читая приветствия и промежуточный ташаhhуд (смотри подробное изложение 6), по-сле чего следует приступить к третьему ракаату. Для этого нужно встать, поднять руки до уровня плеч со словами

“Аллаhу Акбар” и из этого положения приступить к выполнению еще двух ракатов. Завершив четвертый ракат,

ты должен посидеть, читая приветствия, по-следний ташаhhуд и салят Ибрахима полно-стью, а потом произнести слова таслима. Следу-ет обратить внимание на то, что во время полу-денного намаза вслух читать не нужно.

3. Послеобеденный

намаз.

Послеобеденный намаз состоит из четырех ра-катов и совершается точно также, как и обеден-ный намаз.

4. Вечерний намаз.

Вечерний намаз состоит из трех ракатов. Как и предыдущие два намаза, этот намаз тебе сле-дует начать с такбирату-ль-ихрам и дуау-ль-ис-тифтах, после чего совершить два ракаата, чи-тая аяты Корана вслух. После второго ракаата необходимо посидеть, прочитав приветствия до окончания ташаhhуда. После этого следует встать для совершения третьего ракаата и под-нять руки до уровня плеч, произнеся слова

“Аллаhу Акбар”. Заняв положение стоя, следует приступить к совершению этого ракаата, но при этом ничего не читать вслух (это нужно делать во время совершения первых двух ракатов). Завершив этот ракат, необходимо посидеть для завершающего ташаhhуда, полно-стью прочитав приветствия, ташаhhуд и салят Ибрахима, завершив намаз таслимом.

5. Ночной намаз.

Ночной намаз состоит из четырех ракатов и проводится также, как полуденный и послепо-луденный, однако читать вслух суру “Аль-Фа-тиха” и другие аяты Корана следует только во время совершения первого и второго ракатов.

ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗОВ.

 

Данная схема поясняет, в какое время следует совершать каждый из обязательных намазов, при этом раньше поло-женного времени совершение его не допускается. Недопусти-мо также и затягивание того или иного намаза до тех пор, по-ка уже наступит время следующего, если только это не вызва-но неизбежной необходимостью, ибо в этом случае его мож-но возместить позже. На схеме отмечено, что время утренне-го намаза истекает с восходом солнца и что между восходом солнца и тем моментом, когда оно начинает клонит к закату, обязательные намазы не совершаются, поэтому если мусуль-манин не проснется вовремя, ему надо будет возместить позднее пропущенный утренний намаз.

Примечание: тебе следует постараться достать расписа-ние обязательных намазов, специально предназначенное для того места, где ты живешь.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗОВ ПО ПРИМЕРУ СУН-НЫ

И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАМАЗОВ

Обычно во время таких намазов совершается по два ракаата, что подобно совершению утреннего намаза, но если

мы скажем, что намаз по примеру Сунны Пророка, да благо-словит его Аллаh и приветствует, совершаемый до полуден-ного намаза, состоит из четырех ракатов (смотри таблицу ко-личества ракатов обязательных намазов и намазов по приме-ру Сунны), это означает, что сначала ты должен будешь со-вершить два ракаата и произнести слова таслима, а после это-го совершить еще два ракаата. Из таблицы ты также узнаешь, что ночной намаз по примеру Сунны состоит из трех ракатов.

Это означает, что ты должен совершить два полных ракаата и произвести слова таслима, потом встать и сказать “Аллаhу Акбар” для нового намаза, но затем совершить лишь один ракат, после которого необходимо посидеть для чтения приветствий, ташаhhуда и салята Ибрахима, завершив все это словами таслим.

Таблица количества ракаатов обязатель-ных и желательных намазов в каждый день.

Время.

Сунна перед обязательным

намазом

Обязатель-ный намаз.

Сунна после обя-за-

Утреный.

2

2

Обеденный.

2 или 4

4

Послеобе-

денный.

2 или 4

4

Вечерний.

2

3

Ночной.

2

4

      

 

тельного намаза.

Не совершается намаз после утреннего намаза до восхода солнца.

2

Нежелателен намаз между послеобеденым и вечерним намазами.

2

2

Сунна витр от 1 до 11 ракаатов.

Примечание: Молящийся должен помнить, что обязатель-ный намаз должен быть отделен от совершае-мого после него намаза по примеру Сунны небольшим промежутком времени, то есть его не следует совершать непосредственно после обязательного, но немного выждать. В течение этого времени желательно произно-сить слова восхваления Аллаhа и обращать к нему слова мольбы, а уже после этого при-ступать к намазу.

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

Пятничный намаз является обязательным только для мужчин. Он проводится в мечети после полуденного на-маза и заменяет его собой (то есть полуденный намаз по-сле пятничного проводить не нужно). Этот намаз состоит из двух ракатов, совершаемых тобой после хутбы (пят-ничной проповеди) по примеру имама (то есть ты совер-шаешь его, находясь позади имама и действуя по его при-меру).

1. Поднимание рук

до уровня плеч.

Во время намаза руки подни-маются до уровня плеч в четы-рех случаях:

- во время произнесения такби-рату-ль-ихрам;

- перед поясным поклоном;

- во время выпрямления после поясного поклона;

- перед третьим ракаатом.

Руки следует поднимать до уровня плеч или же до уровня ушей, произнося при этом слова

“Аллаhу Акбар”, что же касается выпрямления после поясного поклона, то в по-яснении 4 описывается, как при этом следует поднимать руки.

2. Положение стоя.

Ты должен выпрямиться, поста-вив ноги на ширину плеч, сло-жить руки на груди так, чтобы правая лежала на запястье и предплечье левой, и устремить взгляд на то место, где ты бу-дешь совершать земной поклон. Во время первого ракаата про-чти дуауль-истифтах, суру “Аль-Фатиха” и что сможешь из Кора-на, что же касается третьего и четвертого ракатов, то можешь ограничиться чтением одной су-ры “Аль-Фатиха”. Читать следу-ет вслух во время утреннего, вечернего и ночного намазов, а во время обеденного и по-

слеобеденного читать следует про себя.

3. Поясной поклон.

Поясной поклон выполняется путем наклона туловища вперед и возложения рук на колени. По-сланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, скло-нялся при этом до тех пор, пока спина его не принимала гори-зонтального положения, и широ-ко расставляя пальцы рук на ко-ленях.

Во время поясного поклона ты должен, по меньшей мере, один раз сказать

“Субхана Раббия-ль-Азим”

или повторить эти слова, сколь-ко пожелаешь. Ты можешь так-же обратиться с мольбой к Аллаhу, но аяты Корана в таком положении читать не следует.

4.Выпрямление после поясно-го поклона.

Завершив поясной поклон, ты должен выпрямиться и принять

положение стоя, говоря при этом

“Самиа-Ллаh лиман хамида” и поднимая руки так, как мы объ-яснили это в пояснении 1, но ты должен также произнести слова

“Раббана лякя-ль-хамду”.

Ты должен выпрямиться пол-ностью и побыть в таком поло-жении короткое время, прежде чем приступить к совершению земного поклона. Кроме того, тебе не следует смотреть вверх, а устремлять взор к месту зем-ного поклона, как и в положении стоя.

5. Земной поклон.

При совершении земного по-клона ты должен касаться пола семью частями тела: лбом, но-сом, кистями рук, коленями и пальцами ног. Причем ступни ног должны касаться друг друга. Совершая земной поклон, надо сидеть затем, чтобы ни одна из этих частей не отрывалась от земли, а также не касаться земли локтями.

Во время земного поклона ты должен, по меньшей мере, один раз сказать

Субхана Раббия-ль-Аъля” или повторить эти слова, сколько по-желаешь. Поскольку в этом по-ложении ты наиболее близок к Аллаhу, Преславному и Все-вышнему, побольше взывай к Нему, совершая земные покло-ны.

Один ракат включает в себя два земных поклона. После пер-вого ты должен сесть и сказать

“Рабби гфир ли, Раб-бигфир ли”, а потом совершить второй ракат, который в точности подо-бен первому.

6. Положение сидя после второго ракаата.

Ты должен посидеть после вто-рого ракаата намаза, состоящего из трех или четырех ракатов. За-вершив второй ракат, ты должен усесться на свою левую ступню (как бы подостлав ее под себя, что показано на рисунке), а пра-вую ступню поднять так, чтобы пальцы ноги оказались направ-ленными к Кибле. Левую кисть следует положить на колено, а правую - на бедро, подняв указа-тельный палец, который оказы-вается как бы в кольце из боль-

23 шого и среднего пальцев, и уст-ремив взгляд на указательный палец. При этом следует читать приветствия до окончания ташаhhуда:

“Аттахиййяту лиллаhи вас-саляват ва-ттайибат, ас-саляму аляйка айуhа-ннаби ва рахмату-Ллаh ва баракятуhу, ас-саля-му аляйна ва аля ибади-Ллаh ас-салихин, ашhаду ан ля иляhа илля-Ллаh ва ашhаду анна Мухаммадан абдуhу ва расулhу”.

Почести Аллаhу и молитвы и добрые слова. Мир и здра-вие тебе, о Пророк! И милость Аллаhа и Его благодать. Мир и здравие нам и добрым рабам Аллаhа. Я свидетель-ствую, что нет божества кроме Аллаhа, что Мухаммад Его раб и Посланник.

После произнесения этих слов следует перейти к третьему ракаату намаза.

7. Положение сидя после по-следнего ракаата намаза.

В конце намаза перед таслимом ты должен посидеть, подняв правую ногу и подсунув под нее левую ступню (это положение

24 показано на рисунке и называет-ся “таварук”). Руки должны быть в таком же положении, как и во время положения сидя по-сле второго рааката. При этом ты должен прочесть тоже, что и после второго ракаата, а также салят Ибрахима:

“Аллаhумма салли аля Мухаммад ва аля али Мухаммад кама салляйта ала Ибрахим ва ала Ибрахим, ва барик ала Мухамма-дин ва ала Мухаммадин кама баракта ала Ибрахим ва ала али Ибрахим филь-аламина, иннака Хамид, Маджид”

О Аллаh! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, также как бпагославил Ты Ибрагима и семью Ибрагима. И ниспошли благодать на Мухаммада и семью Мухаммада, также как ниспослал на Ибрагима и на семью Ибрагима во всех мирах. Истинно Ты достоин похвалы и славы.

8. Таслим.

Закончив читать приветствия, ташаhhуд и салям Ибрахима, ты должен повернуть голову напра-во и сказать

“Ассаламуалайкум ва рахмату-Ллаh”, после чего ты должен

повернуть голову налево и ска-зать то же самое, и на этом на-маз завершается.

Намаз

так, мы И

коснулись основных моментов, связанных с соверше-нием частичного или полного омовения и намаза. Для того чтобы от читателя не ускользали некоторые их упомянутых нами деталей, мы посчитали необходимым пояснить их в данном приложении, присовокупив к ним и некоторые до-полнительные детали, знание которых для совершающего на-маз, как правило, необходимо.

В этом приложении приводятся также специально подоб-ранные хадисы, в которых говорится о частичном и полоном омовении и намазе. В предисловии к этой брошюре, мы уже говорили, что для того чтобы различные формы поклонения человека Аллаhу были приняты Им, они должны соответст-вовать религиозному закону Ислама, с которым был послан в мир наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллаh и при-ветствует. Приводимые нами хадисы подтверждают, что пер-вым совершать те действия, о которых мы упоминали, стал сам Посланник, да благословит его Аллаh и приветствует. В это же самое время можно считать их совершение ознакомле-нием начинающего со знанием, заключенным в хадисах, и это позволит ему также ознакомиться с одной из важных ос-нов благородного исламского шариата.

НАМЕРЕНИЕ:

Читатель понял, что мы отнесли намерение к числу основных условий, соблюдать которые необходимо для того, чтобы приступить к час-тичному или полному омовению и намазу, по

27 сути же дела предварение соответствующим на-мерением любого из дел поклонения является важным, о чем свидетельствуют и слова По-сланника, да благословит его Аллаh и привет-ствует:

“Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому дается то, что он внутрен-не намеревался обрести.” Важность намерения состоит в том, что дело, которое ты собираешь-ся совершить, например, одно из дел поклоне-ния, совершается тобой с целью соискания бла-годаря ему милости Аллаhа Преславного и Все-вышнего. Таким образом, если ты вознаме-ришься совершить полное омовение с целью очищения от осквернения, то твое омовение бу-дет соответствовать требованиям шариата и действительно избавит тебя от этого оскверне-ния. Если же ты совершишь полное омовение, не имея подобного намерения, а просто пожела-ешь смыть с себя грязь, то ты и останешься ос-кверненным, даже если и сделаешь все так, как мы это описывали ранее.

Намерение возникает в сердце, так как на са-мом деле оно представляет собой решение со-вершить то или иное действие, и поэтому нет никакой необходимости говорить при этом вслух что-нибудь, например: “Я намерен совер-шить частичное омовение”. Вполне достаточно будет присутствия твоего сердца и решимости совершить то определенное дело, к которому ты стремишься.

ДУАУ-ль-ИСТИФТАХ

28 Дуау-ль-истифтах произносится в начале каж-дого обязательного или совершаемого по при-меру Сунны Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, намаза, после произнесения такбирату-ль-ихрам и перед началом чтения су-ры “Аль-Фатиха”. Существуют разные формы этой мольбы, из которых мы выбрали следую-щие:

“Субханака Аллаhумма, Раббана, ва ляка-ль-хамду,табаракя исмукя ва таъаля джаддука, ва ля иляhа гайракя”.

Преславен Ты, о Аллаh, Господь наш, хвала Тебе, благословенно имя Твое, и нет божества, кроме Тебя.

Вадджаhту ваджhия ли-ллязи фатара-с-са-мават валь-ард ва ма ана мин аль-мушрикин. Инна саляти ва нусуки махйаh ва мамати ли-Ллаh Рабби-ль-алямин, ля шарика ляhу, ва биза-лика умирту, ва ана мин аль-муслимин”.

Я обратил свое лицо к Тому, кто сотворил не-бо и землю, будучи ханифом [истинно верую-щим в единого Аллаhа] и мусульманином, и я

29 не отношусь к многобожникам. Поистине, моя молитва и мое благочестие, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаhу, Господу миров, Которому нет подобного. Это мне было повеле-но, и я принадлежу к мусульманам.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ “ПРИБЕГАЮ К АЛЛАhУ ОТ ШАЙТАНА, ПОБИВАЕМОГО КАМНЯМИ” И СЛОВ “ВО ИМЯ АЛЛАhА МИ-ЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО”.

В соответствии с Сунной Пророка, да благосло-вит его Аллаh и приветствует, слова “Аъузу би-Ллаhи мин аш-шайтани-раджим” (Прибегаю к Аллаhу от шайтана, побиваемого камнями) произнося во время каждого намаза перед чте-нием суры “Аль-Фатиха” при совершении пер-вого раката. Этого достаточно и для всех ос-тальных ракатов данного намаза, поэтому нет необходимости повторять их перед чтением при совершении других ракатов.

Что же касается слов “Бисми Ллаhи-Рахма-ни-р-Рахим” (Во имя Аллаhа, Милостивого, Милосердного), то они произносятся каждый раз, когда ты будешь читать суру “Аль-Фати-ха” или то, что сможешь из Корана.

ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ И ЧТЕНИЕ ВСЛУХ.

Все слова, которые ты говоришь, и все славо-словия, которые ты произносишь, должны про-износиться про себя. Это не относится только к

чтению суры “Аль-Фатиха” и некоторых аятов из Корана, произносимых тобой во время двух ракатов утреннего намаза, а также во время со-вершения двух первых ракатов вечернего и ночного намазов. Посланник Аллаhа, да благо-словит его Алларh и приветствует, всегда шеве-лил губами, читая про себя, но иногда произно-сил вслух один или два аята, а его сподвижники слушали его.

Что же касается намазов, совершаемых по примеру Сунны Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, и дополнительных мо-литв, то читать, совершая их, следует про себя, если дело происходит днем, а если ты соверша-ешь их ночью, то по своему желанию можешь делать это вслух.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ “АЛЛАhУ АКБАР”.

при изменении молитвенных поз.

Молящийся должен произносить слова “Аллаhу Акбар” при каждом переходе от одной молитвенной позы к другой за исключением то-го случая, когда он выпрямляется после совер-шения поясного поклона со словами “Самиъа Ллаhу ли-ман хамида”.

Во время совершения группового намаза слова “Аллаhу Акбар”, произносимые имамом, служат сигналом для перехода остальных моля-щихся от одной молитвенной позы к другой. Имам произносит эти слова вслух, а молящийся повторяет их про себя, переходя к следующей

31 позе, при этом делать это раньше имама недо-пустимо.

СОМНЕНИЕ

Если у мусульманина возникает опасение, что произошло нечто такое, что сделало его омове-ние недействительным, ему следует отвергнуть свои сомнения и продолжать молиться, не во-зобновляя омовение, если он уверен, что рань-ше уже совершил его, ибо сомнение не уничто-жает достоверное знание.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Во время намаза молящийся может забыть, сколько ракатов он совершил. В этом случае он должен взять за основу наименьшее количество ракатов, относительно которых он сомневается, и совершить остальные, завершив этот намаз. Так, например, если во время полуденного на-маза он забудет, сколько ракатов он совершил - два или три, то пусть считает совершенными два и совершает еще два, а после этого пусть со-вершит еще два земных поклона перед тасли-мом во искупление своей невнимательности. Эти поклоны совершаются следующим обра-зом: после совершения первого поклона следует приподняться и посидеть, потом совершить еще один поклон, снова посидеть, а потом произне-сти слова таслима.

МАЗА И ВАДА

Маза и вада были упомянуты нами в числе то-го, что делает омовение недей-ствительным. Маза представляет собой прозрачную липкую жидкость, которую человек (будь то мужчина или женщина) иногда обнаруживает на своей одежде, испытав прилив страсти. Вада представляет собой нечто подобное, но в боль-шинстве случаев ее истечение происходит после мочеиспускания. Обнаружив следы того или другого, совершать полное омовение не следует, достаточно промыть следы, оставшиеся на теле или одежде пригоршней воды, а потом со-вершить частичное омовение в соответствии с тем, как мы это описали.

ВОЗМОЖНОСТЬ

По милости своей Аллаh Всевышний позво-лил мусульманам совершать намаз в том поло-жении, которое они способны принимать. Так, если человек не в состоянии совершить его стоя, он может совершит его сидя или лежа, обозначая движениями головы поясные и зем-ные поклоны.

Возможно, что многие люди окажутся не спо-собными сидеть в позе “таваррук” после по-следнего раката, которую мы описали в поясне-нии 7. В таком случае можно принять положе-ние описанное в приложении 6, и полностью прочитать последний ташаhуд и салят Ибрахи-ма, как это было описано нами ранее.

33 РАЗЛИЧИЯ

Поистине, упомянутые нами детали и прави-ла совершения частичного и полного омовения и намаза являются описанием всего лишь одно-го из многочисленных и притом правильных путей, берущих свое начала от Пророка Мухам-мада, да благословит его Аллаh и приветствует. В процессе совершения намаза мусульманин обязательно ознакомится и с другими способа-ми совершения его отдельных элементов, ибо он увидит, как делают это его братья или най-дет описание этого в соответствующих книгах. Человек может придерживаться какого угодно способа, лишь бы он определенно восходил к Посланнику, да благословит его Аллаh и при-ветствует. Мусульманину следует стремиться к совершению правильных действий, а выше-упомянутые различия не должны становиться источником спора и разногласий, ибо эти раз-личия ни в коей мере не свидетельствуют о рас-коле между мусульманами, но лишь служат до-казательством широты и богатства этой рели-гии, охватывающей собой всех людей, невзирая на различие их возможностей.

ПРИЗЫВ К НАМАЗУ, ОБЪЯВЛЕНИЕ О НАЧА-ЛЕ НАМАЗА И ГРУППОВОГО НАМАЗА.

Когда наступает время намаза, в мечетях громко произноситься азан (призыв к намазу), чтобы известить людей о наступлении времени и призвать их к совместному ее совершению. Вот как произносится азан:

34 Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар,

Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар, (Аллаh Пре-велик 4-раза).

Ашhаду алля иляhа илл-Ллаh,

Ашhаду алля иляhа илл-Ллаh, (Свиде-тель-ствую, что нет божества, кроме Аллаhа 2-раза).

Ашhаду анна Мухаммадан расулю- Ллаh,

Ашhаду анна Мухаммадан расулю-Ллаh, (Сви-детельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаhа 2-раза).

Хайя аля-с-салят, Хайя аля-с-са-лят, (Спе-шите к намазу 2-раза).

Хайя аля-ль-фалях, Хайя аля-ль-фалях, (Спе-шите к спасению 2-раза)..

Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар,

Ля иляhа илля-Ллаh.

Примечание:

к азану перед утренним намазом после произ-ношения слов

“Хайя аля-ль-фалях” добавляется двукрат-ное произнесение слов

“Ас-салят хайр мин ан-навм” (Молитва лучше сна).

После азана молящиеся направляются в свои мечети для совершения группового нама-за, который превосходит совершение мусульма-нином намаза у себя дома или на работе на два-дцать семь ступеней. Это - одна из величайших милостей Аллаhа по отношению к мусульма-нам, ибо совершение группового намаза прино-сит мусульманину много блага.

Войдя в мечеть, молящийся совершает два раката намаза, что является выражением его уважения мечети и соответствует Сунне Проро-ка, да благословит его Аллаh и приветствует, поступавшего так до начала обязательного на-маза, после чего он садиться и ждет объявления о начале обязательного намаза.

Через некоторое время приходит имам и объ-являет о начале намаза, что выглядит следую-щим образом:

36 Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар,

Ашhаду алля иляhа илля-Ллаh,

Ашhаду анна Мухаммадан расулю-Ллаh,

Хайя аля-с-салят, Хайя аля-ль-фалях,

Кад камат ас-салят, кад камат ас-салят, (На-маз начинается).

Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар,

Ля иляhа илля-Ллаh.

После этого молящиеся выстраиваются в ря-ды для совершения обязательного намаза. По-сле того, как имам выровняет эти ряды и убе-дится в их стройности, он обращается в сторону Киблы и произносит такбирату-ль-ихрам, что же касается молящихся, стоящих позади него, то они тоже говорят “Аллаhу Акбар”, но про се-бя, а потом они начинают совершать намаз вместе с ним, следуя его примеру и прислуши-ваясь к словам “Аллаhу Акбар”, которыми имам сообщает им о необходимости перехода к следующей молитвенной позе.

После совершения обязательного намаза мо-лящиеся должны немного посидеть, славя Аллаhа, а затем они расходятся по домам для совершения намазов по примеру Сунны Проро-ка, да благословит его Аллаh и приветствует, и дополнительных намазов, совершаемых после обязательного намаза, ибо такие намазы жела-тельно совершать дома (однако нет ничего дур-ного и в совершении их в мечети).

Примечание:

Совершающий намаз самостоятельно может произнести слова азана и объявления о начале намаза так, как это было объяснено нами, что-бы получить за них награду и познать благо этих слов.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ДЕЙСТВИЯ ПО ПРИМЕРУ СУННЫ ПРОРОКА, да благословит его Аллаh и приветствует, ПРИ СОВЕРШЕНИИ ЧАС-ТИЧНОГО И ПОЛНОГО ОМОВЕНИЯ И НАМА-ЗА.

Мы уже узнали о том, что намазы бывают двух видов: намазы обязательные и намазы, совер-шаемые по примеру Сунны Пророка, да благосло-вит его Аллаh и приветствует, или же дополни-тельные намазы. Следует знать также и о том, что часть элементов намаза является обязатель-ной, другая же часть совершается по примеру Сунны. Знать обязательные элементы частичного и полного омовения и намаза необходимо, так как неисполнение их делает эти элементы недействи-тельными и приводит к тому, что ни омовение, ни намаз не принимаются. Если же человек не вы-полнит то или иное действие по примеру Сунны, то это не сделает омовение или намаз недействи-тельными, а выполнять эти действия требуется лишь для увеличения предназначенной за них на-грады, а также для того, чтобы во всем следовать нашему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллаh и приветствует.

Обязательно. Сунна.

1. Произносение слов

“Бисмиллаh”.

2. Омовение кистей рук

3.Омовение рук

3.Полоскание рта.

4.Промывание носа.

 

1. Намерение

2.Омовение лица

до локтей.

4. Протирание головы.

39

5.Омовение ног

5.Протирание ушей.

6.Соблюдение вышеупо-мянутого порядка действий.

до щиколотки

6.Троекратное омовение,

начиная справа.

1.Намерение.

1. Произнесение

“Бисм-иллаh”.

2. Омывание половых органов.

 

2.Смачивание водой всех частей и складок тела, а также корней волос.

3. Совершение частично-го омовения до и после полного.

1.Намерение.

1.Дуау-пь-истифтах.

2.Такбирату-ль-ихрам.

2.Возлоожение левой ру-ки на правую

3.Положение стоя для тех, кто может.

3Произнесение слова “Амин” после чтения суры “Аль-Фатиха”.

4.Чтение суры “ Аль-Фа-тиха”.

4.Чтение того, что тебе не трудно из аяятов Корана после чтения суры “Апь-Фатиха”.

5.Чтение вслух при

овершении соответству- ющих мопитв.

6.Выпрямление после поясного поклона.

6.Славословие Аллаhу во время поясного и земного покпона.

7.Произнесение слов “Самиаллаhу лиман хамида” и “Рабана вала-калхамд” при выпрям-лении после поясного поклона.

8.Выпрямление сидя после

8.Произнесение “Аллаhу

 

5.Поясной поклон.

7.Земной поклон.

40

поясного поклона.

акбар” при совершении поясных и земных поклонов.

9.Сидение после последнего раката.

9. Произнесение первого ташаhhуда в сидячем по-ложении

10.Таслим.

10.Второй таслим.

11.Сохранение спокойствия в каждой из молитвенных поз.

СЛОВА ПРОСЬБ, ОБРАЩАЕМЫХ К АЛЛАhУ ПО ПРИМЕРУ ПРОРОКА, да благословит его Аллаh приветствует.

Поистине, милосердие Аллаhа столь велико, что люди не в состоянии постичь его границ, но и после всех благо-деяний, оказанных Аллаhом рабам Его (слава Ему). Он призывает их взывать к Нему и всегда внимает их моль-бе, ибо Он, слава Ему, говорит:

“А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь - близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же и они отвечают Мне и пусть уверуют в меня, - может быть, они пойдут прямым путем!” (“Коро-ва”, 186).

Аллаh любит, когда раб обращается к Нему за тем, в чем он нуждается, даже если это будет нечто незначитель-ное, поэтому правоверный должен обращаться к Господу своему с просьбами о том, чего он хочет достичь. Ниже мы приводим слова просьб, с которыми обращался к Аллаhу Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует,

совершая те или иные действия во время частичного и полного омовения и намаза. Правоверному следует запом-нить эти слова и обращаться с ними к Аллаhу в соответ-ствующие моменты, ибо Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, лучше всех знал, что угодно Госпо-ду его. Кроме того, обращаться к Аллаhу так же, как это делал Посланник, да благословит его Аллаh и приветству-ет, значит следовать его примеру и идти путем его благо-словенной Сунны.

МОЛЬБА ПОСЛЕ ЧАСТИЧНОГО ОМОВЕ-НИЯ.

Передают, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, сказал: “Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, ска-зал: ”Если человек совершить омовение долж-ным образом, а потом скажет: “Свидетельст-вую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаhа, Которому нет подобного, и свидетель-ствую, что Мухаммад - раб Его и Посланник Его. О Аллаh, причисли меня к кающимся и очи-щающимся”. - , перед ним откроются восемь во-рот Рая и он войдет туда, через какие захочет”. (Этот хадис приводят Муслим и ат-Тирмизи).

МОЛЬБА ПОСЛЕ АЗАНА.

Передают, что джабир бин Абдаллах, да будет доволен им Аллаh, сказал: “Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, ска-зал: “Если человек, услышавший призыв к нама-

зу, станет говорить: “О Аллаh, Господь этого совершенного призыва и намаза, к которому призывают, дай Мухаммаду василя и приведи его к ступени высокой, определи ему место дос-тохвальное, обещанное ему Тобой” -, то в День Воскресения он получит право на мое заступни-чество.” (Этот хадис приводит Аль-Бухари).

МОЛЬБА ВО ВРЕМЯ ПОЯСНОГО И ЗЕМНОГО ПОКЛОНОВ.

Передают, что Али, да будет доволен им Аллаh, сказал: “Когда он совершал земной поклон, то говорил: “О Аллаh, Тебе я поклонился, в Тебя уверовал и Тебе предался, и покорились Тебе мои слух, разум, зрение, кости и сухожилия”, когда же он совершал земной поклон, то говорил: “О Аллаh, перед Тобой я склонился, в Тебя уверовал и Тебе предался, лицо мое склонилось перед Тем, кто создал его и сформулировал его, и наделил его слухом и зрением. Благословен Аллаh, Луч-ший из Творцов!” (Этот хадис передал Муслим).

МОЛЬБА ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ТАШАh-hУДА.

Предают, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет до-волен им Аллаh, сказал, что однажды попросил Посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует: “Научи меня словам мольбы, с которыми я мог бы обращаться к Аллаhу во вре-мя своего салята.” Он ответил: Говори так: О Аллаh, поистине, я много раз притеснял самого себя, а грехов никто, кроме Тебя не прощает, отпусти же грехи мои и помилуй меня, поисти-не, Ты - Прощающий, Милосердный!” (Этот ха-дис приводит Аль-Бухари).

МОЛЬБА ПОСЛЕ НАМАЗА.

Саубан, да будет доволен им Аллаh, передал, что когда Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, завершал намаз, он трижды обращался к Аллаhу с просьбой о про-щении (то есть трижды произносил слова “Ас-тагфиру-Ллаh”), после чего говорил: “О Аллаh, Ты - Мир, и да снизойдет на меня мир от Тебя, о Обладающий величием и Почитаемый.” (Этот хадис приводит услим).

ИЗБРАННЫЕ ХАДИСЫ

Ниже мы приводим некоторые хадисы, касающиеся частичного и пол-ного омовения, а также мольбы. Хадисы расположены таким образом, что в случае необходимости их нетрудно найти. Приведем один пример и по-ясним, каких методов мы придерживались, приводя тот или иной хадис:

Сидет при ташаhhуде: ? 1

28 ?2 от аз-Зубайра, да будет доволен им Аппаh.? 3

“Когда Посланник Аллаhа садился при произнесении слов ташаhhуда, он возлагал правую руку на правое бедро, а левое - на левое, и он делал знак указательным пальцем правой руки, не опережая взглядом движения пальца.”