Арабские термины с переводом |
Автор: Administrator |
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} ‘Абд ? раб. ‘ад ? древний народ, живший после Нуха и уничтоженный за своё неверие страшным ураганом. ‘адль ? справедливость. азан ? призыв на молитву, который состоит из: 1. Четырёхкратного произнесения слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”. 2. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/”. 3. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что Мухаммад ? посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/”. 4. Двукратного произнесения слов “Спешите на молитву! /Хаййа ‘аля-с-салят!/” 5. Двукратного произнесения слов “Спешите к спасению! /Хаййа ‘аля-ль-фалях!/” 6. Двукратного произнесения слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”. 7. Произнесения слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”. Кроме того, перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению” дважды произносятся слова “Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/” аййам ат-ташрик ? дни ташрика (11-й, 12-й и 13-й дни месяца зу-ль-хиджжа), когда паломники после совершения хаджжа продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина и готовятся к возвращению домой. айат ? знамение, чудо; наименьший выделяемый отрывок текста Корана. ‘Акаба ? название места, находящегося в долине Мина близ Мекки. В сезон паломничества 620 г. к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, прибыло двенадцать его последователей из числа представителей племён аус и хазрадж, живших в Медине (доисламское название города – Йасриб). Они присягнули ему на верность исламу и поклялись отказаться от совершения ряда запрещаемых в исламе вещей. В мусульманской историографии это событие получило название “первой ‘Акабы”. “Второй ‘Акабой” называют встречу пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с группой из семидесяти с лишним жителей Медины, с которыми он окончательно условился о переселении /хиджра/ в Медину, назначив для обеспечения этой акции двенадцать своих представителей или же старшин /нукаба’/. ‘акида (мн. ч. ? ‘акаид) ? вероучение; догмат веры. ‘акль ? разум. ‘акика ? принесение в жертву одной овцы за рождение дочери или двух овец за рождение сына в знак благодарности Аллаху. амана ? многозначное слово, образованное от слова “амн” (безопасность; спокойствие) и являющееся однокоренным со словом “иман” (вера). Среди прочего это слово означает “надёжность” и “то, что отдано на хранение”. Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом являются тем, что отдано им на хранение и что необходимо вернуть, иначе говоря, выполнить. Величайшим залогом /аль-аманат аль-кубра/ является обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов ислама. В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока какие-нибудь обстоятельства или наущения дьявола не свернут его с этого пути. Амин ? это слово означает: О Аллах, ответь на нашу мольбу! амр ? веление Аллаха. ансар (мн. ч. от насир ? “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. ? ансары) ? жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своём городе и оказали им материальную помощь. арак ? кустарник, ветки которого используются в качестве зубочисток. ‘Арафат ? долина, расположенная примерно в двадцати километрах от Мекки и являющаяся местом проведения главного обряда хаджжа ? стояния /вукуф/. Место стояния находится перед невысокой горой, которая носит название Джабаль ар-Рахма или же ‘Арафат. ‘ард ? представление дел людей для расчёта в День воскресения или же взвешивание их на Весах, когда каждому будет показано всё, что он совершил. ‘арш ? престол Аллаха. аль-асма’ аль-хусна ? прекраснейшие имена Аллаха, по которым верующим следует обращаться к Нему. ‘аср ? послеполуденная молитва. асхаб ас-суффа ? неимущие сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, жившие под навесом мечети в Медине. ‘аурат ? общее название тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей. Для мужчин это всё, что находится ниже пупка и выше колен. То же самое касается и женщин, если среди них нет мужчин. В присутствии постороннего мужчины всё тело свободной женщины, кроме кистей рук и лица, представляет собой “‘аурат”, иначе говоря, посторонним мужчинам смотреть на него нельзя. ахль аль-байт ? семья пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. ахль аз-зимма ? иноверцы, признающие власть мусульман, выплачивающие подушную подать /джизйа/ и получившие за это покровительство /зимма/ мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами. ахль аль-Китаб – люди или же обладатели Писания; так именовались иудеи, христиане и сабии. ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а ? приверженцы сунны и согласия; сунниты. ахляк ? нравы; нравственные качества. аль-ахира ? мир вечный. ‘ашура ? десятое число мухаррама, первого месяца лунного календаря, когда рекомендуется соблюдать пост. аль-ашхур аль-мухаррама ? священные или же запретные месяцы. Так именовались месяцы зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджжа, мухаррам и раджаб, являющиеся, соответственно, 11-м, 12-м, 1-м и 7-м месяцами лунного календаря. Бадр ? название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. в этом месте отряд мусульман под командованием пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, пообещал, что им будут прощены все грехи. бай‘а ? клятва, которую приносят подданные на верность своему правителю в соответствии с установлениями ислама. бай‘ат ар-ридван ? клятва, угодная Аллаху. Имеется в виду клятва на верность исламу и готовность в случае необходимости сражаться насмерть, принести которую в условиях возможного сражения с курайшитами пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидевший под деревом, потребовал от своих сподвижников, да будет доволен ими Аллах. аль-байт аль-ма‘мур или же байт аль-‘изза ? аналог Каабы, который находится напротив неё на седьмом небе; небесный храм, куда ежедневно являются по семьдесят тысяч ангелов, которые молятся там, после чего покидают это место и больше никогда туда не возвращаются. барака ? дар божий; благодать. барзах ? переходное состояние или же период времени, который наступает после смерти и будет длиться для каждого человека до Дня воскресения. барид ? расстояние, равное четырём фарсахам (около 19,2 км). басмала ? произнесение слов “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/”. бид‘а ? нововведение в области религии; ересь. Бурак ? животное больше осла, но меньше лошади, на котором пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил своё ночное путешествие в Иерусалим и был вознесён на небо. Ваджиб ? обязательное. Во всех мазхабах, за исключением ханафитского, термины “ваджиб” и “фард” являются синонимами, ханафиты же определяют обязательное (ваджиб) как то, степень обязательности чего ниже степени обязательности предписанного (фард), но выше степени обязательности того, что совершается добровольно (нафиля) по примеру сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. вакиз ? всё то, что забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу. вакф ? имущество, право собственности на которое по воле учредителя ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. Вакф может быть передан как отдельному дееспособному лицу, так и группе лиц или же предназначен для использования в общественно-полезных целях. Вакф имеет строго определённое назначение, и если, например, он завещан детям, то после их смерти вакф переходит не к их наследникам, а передаётся в пользу бедных. вали ? в Коране этот термин по отношению к Аллаху означает “Покровитель”, а в хадисах часто используется в значении “близкий к Аллаху” (подразумевается человек, отличающийся крайним благочестием, неуклонно выполняющий все свои религиозные обязанности и делающий много другого помимо этого). Кроме того, слово “аулийа” (мн. ч. от “вали”) имеет и другое значение ? члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство. валима ? свадебное пиршество. Василя ? название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. васыйа ? завещание. вахи ? откровение свыше. витр ? добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов. Самая краткая такая молитва может состоять из одного раката, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов. вуду ? частичное омовение, которое необходимо совершать перед молитвой в случае малого осквернения. Речь идёт об особом ритуале омовения определённых частей тела, которое совершается мусульманином перед молитвой или в случае малого осквернения, наступающего в результате выделения мочи или кала или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечения, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях. Насчитывается десять необходимых условий действительности частичного омовения: исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, наличие намерения совершить молитву, что подразумевает намерение не прерывать омовение вплоть до его завершения, устранение причины, в силу которой омовение стало обязательным, подмывание или очищение с помощью камней до совершения омовения, чистота и дозволенность воды[1], устранение препятствия, мешающего доступу воды к коже, и наступление времени обязательной молитвы для тех, кто постоянно находится в состоянии осквернения[2]. Шестью обязательными элементами омовения являются: омовение лица от верхней границы лба до подбородка по длине и от уха до уха по ширине, включая полоскание рта и промывание носа; омовение рук до локтей; полное протирание[3] влажными руками головы, включая уши; омовение ног до щиколоток; соблюдение установленного порядка и непрерывность омовения. Недействительным омовение делают восемь вещей: выделение мочи или кала, а также испускание ветров; любые нечистые выделения[4]; умопомрачение; прикосновение к женщине под воздействием страсти; прикосновение рукой к половым органам или заднему проходу; употребление в пищу верблюжатины; обмывание покойного и отступничество от ислама. вукуф ? стояние близ горы ‘Арафат в 9-й день месяца зу-ль-хиджжа; основной обряд хаджжа. Гайб ? имеется в виду знание того, что сокрыто от людей. Это знание доступно лишь Аллаху, Который ниспосылал его пророкам. В таком значении слово “гайб” употребляется в Коране (2: 3; 3: 44; 10: 20; 16: 77; 27: 65 и др.) и в хадисах. гарар ? продажа того, чего нет в наличии, например, ещё непойманной рыбы. гулюль ? присвоение части военной добычи до ёе раздела между участниками сражения. гусль ? полное омовение, которое верующий должен совершать в случае большого осквернения, а также в некоторых иных случаях. Да‘ват ? религиозный призыв. далиль шар‘и – указание шариата. К числу таких указаний относятся айаты Корана, хадисы, единодушное мнение улемов (иджма‘) и суждение по аналогии (кыйас). даляля ? заблуждение. джамрат ? три столба (малый /аль-джамрат ас-сугра/, средний /аль-джамрат аль-вуста/ и большой /джамрат аль-‘акаба/), символизирующие собой шайтана, некогда преградившего путь Ибрахиму, мир ему, с целью помешать ему выполнить веление Аллаха. Подобно Ибрахиму, который бросал камешки в шайтана, во время хаджжа паломники бросают мелкие камешки в эти столбы. джанаба ? большое осквернение. Действительной молитва считается только в том случае, если она совершается в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различаются большое /джанаба/ и малое /хадас/ осквернение, что требует, соответственно, полного /гусль/ или частичного /вуду/ омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права /фикх/. джаннат ? рай. джаханнам ? геенна; ад. джахилийа ? букв. “неведение, невежество”. Данное слово в своем узком терминологическом значении служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, ХХХ . В широком смысле оно обозначает неисламское состояние всякого общества. джизйа ? подушная подать, которую выплачивали мусульманам иноверцы, жившие на мусульманских землях. джильса ? сидение в течение короткого времени между двумя земными поклонами. джинн ? одна из трёх категорий разумных существ, сотворённых Аллахом из огня (две другие ? люди и ангелы). джихад ? священная война за веру. Это слово образовано от глагола “джахада” ? отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Во многих случаях речь может идти не только о вооружённой борьбе с врагами ислама, но и о борьбе за веру в более широком смысле слова, например, о борьбе с собственными дурными наклонностями, о побуждении других к совершению всего одобряемого шариатом, о приложении всех сил ради противостояния всему порицаемому шариатом и так далее. джум‘а ? пятница. аль-Джухфа ? микат для жителей Шама. дийа – вира, компенсация за убийство или ранение, выплачиваемая виновным родственникам пострадавшего или ему самому. дин ? религия. ду‘а ? обращение с мольбой к Аллаху. ду‘а аль-истифтах (ду‘а ас-сана’) – обращение к Аллаху со словами: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ва табарака исму-кя, ва та‘аля джадду-кя, ва ля иляха гайру-кя/»[5]. Эти слова произносятся сразу после “такбират аль-ихрам”. духа ? период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня. Закят ? обязательные отчисления в пользу нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят является одним из столпов ислама, и выплачивать его должен каждый взрослый и дееспособный мусульманин при том условии, что он владеет определённым минимумом /нисаб/ имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и т.д. В Коране указывается, что материальные ценности, собранные в качестве закята, могут использоваться для оказания помощи следующим категориям людей: бедным /фукара’/; нуждающимся /масакин/; сборщикам закята, тем, кто может склониться к исламу (с целью привлечения их сердец или укрепления их в религии); рабам с целью их выкупа; несостоятельным должникам; участникам священной войны /муджахидуна/ и путникам, не имеющим средств на возвращение домой (см.: Коран, “Покаяние”, 60). В хадисах и литературе по фикху обязательный закят часто обозначался термином “садака” (добровольное даяние). замзам ? священный источник, находящийся в пределах аль-Масджид аль-Харам, главной мечети ислама, в непосредственной близости от Каабы. зина’ ? прелюбодеяние, которым считается связь мужчины с любой женщиной, которая ему не дозволена, если оба прелюбодея знают об этом. зульм ? несправедливость. Зу-ль-Хуляйфа ? микат для жителей Медины. В настоящее время это место называется Абйар Али. зухд ? отречение от мира. ‘Ибада ? поклонение. ‘ид аль-адха ? праздник жертвоприношения, начинающийся десятого числа месяца зу-ль-хиджжа и продолжающийся четыре дня. ‘ид аль-фитр ? трёхдневный праздник, начинающийся в первый день шавваля, месяца, следующего за рамаданом. ‘идда ? период, равный четырём месяцам и десяти дням или исчисляемый по трём менструальным циклам, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выходить замуж. иджма‘ ? единодушное решение общины или же религиозных авторитетов. иджтихад ? деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований. икама ? объявление о начале молитвы. Икама читается муаззином в мечети непосредственно перед началом молитвы среди собравшихся людей. По форме икама идентична азану, если не считать того, что она в два раза короче[6], так как всё то, что во время азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а повторяемое во время азана дважды здесь произносится один раз. Ещё одно отличие состоит в том, что после слов “Спешите к спасению!” во время икамы дважды повторяются слова “Молитва началась /Кад камат ас-салят/”. изар – название одежды в виде куска ткани, который обматывается вокруг бёдер. ‘ильм ? знание. иля’ ? клятва, которую муж даёт в том, что он в течение определённого времени не будет поддерживать никаких отношений с женой. имам ? предстоятель на молитве; духовный руководитель; глава мусульманской общины. иман ? вера. инаба ? обращение; имеется в виду возвращение к Аллаху Всевышнему с помощью проявления повиновения и удаления от непокорности. Обращение близко к покаянию, но подразумевает нечто более тонкое, указывая на доверие по отношению к Аллаху и поиски убежища у Него. иснад ? перечисление или же цепь передатчиков хадиса. ислам ? покорность воле Аллаха. исра’ ва ми‘радж ? вознесение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, на небеса и его ночное путешествие в Иерусалим. О ночном путешествии /исра’/ и вознесении /ми‘радж/ упоминается в 1-м айате суры “Ночное путешествие” (см. также: “Звезда”, 12 ? 17) и в ряде достоверных хадисов. Согласно наиболее распространённому мнению, ночное путешествие и вознесение состоялись в 27-ю ночь месяца раджаб за год до переселения в Медину (то есть в 621 г.). истикама ? прямота; как шариатский термин означает неуклонное выполнение всех велений Аллаха и полный отказ от всего запрещённого Им. истинбат – извлечение правовых решений из основополагающих источников шариата по непредусмотренным этими источниками прямо случаям. и‘тикаф ? период неотлучного пребывания в мечети в течение определённого времени с целью постоянного поклонения Аллаху, когда человек покидает её только в силу крайней необходимости, например, для удовлетворения своих естественных потребностей, участия в похоронах мусульман, а также по иным уважительным причинам. ифтар ? состояние, противоположное состоянию поста. ифтираш ? название такой позы молящегося, когда во время произнесения слов первого ташаххуда он сидит левой ягодицей на левой ступне, подняв правую ступню вертикально и направив её пальцы в сторону киблы.[7] ихлас ? искренность; искреннее исповедание единобожия. ихрам ? состояние паломника, совершающего хаджж или умру, когда он должен соблюдать ряд запретов, от которых свободны все остальные мусульмане. Ихрамом именуется также особая одежда, в которую в определённом месте /микат/ облачается человек, совершающий большое или малое паломничество. Ихрам состоит из двух кусков чистой белой нескроенной материи. Один кусок /рида/ паломник (мужчина) набрасывает на шею и левое плечо, а другим /изар/ опоясывается. ихсан ? слово “ихсан” образовано от глагола “ахсана” ? делать что-либо хорошо; совершать благодеяние; делать добро (кому-либо). В Коране и сунне “ихсан” понимается как искренность (чистосердечие), проявляемая человеком при исполнении религиозных обязанностей и противопоставляемая всему показному. Йалямлям ? микат для жителей Йемена. йакин ? истинная уверенность, глубокая убеждённость. Йасриб ? доисламское название Медины. Йаум ад-дин ? Судный день. Йаум аль-кийама ? День воскресения. йаум ан-нафр ? 12-й или 13-й день месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники покидают долину Мина после выполнения всех необходимых обрядов хаджжа у ‘Арафата, в Муздалифе и Мине. йаум ат-тарвийа ? восьмой день месяца зу-ль-хиджжа. Ка‘ба (Кааба) ? главная святыня ислама, храм в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы. каба’ир ? тяжкие грехи, искупление которых требует покаяния и возмещения нанесённого людям ущерба. кадар ? предопределение. калиму-Ллах ? собеседник Аллаха (эпитет пророка Мусы, мир ему). кари’ ? чтец и знаток Корана. касама ? клятва, которую должны принести пятьдесят соплеменников человека, обвиняемого в убийстве. аль-Каусар ? река в раю. кафир ? неверный. каффара ? искупление за совершённый грех (так, например, человек, нарушивший клятву, в качестве искупления должен накормить десять бедняков). кыбла ? направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места. кыйас ? суждение по аналогии. Китаб ? Писание; Коран. кыра’а ? один из семи способов чтения Корана. кысас ? разряд наказаний, требующих воздаяния равным за убийство или нанесение увечья. кунут ? обращения к Аллаху со словами мольбы во время молитвы, а именно ? во время последнего раката до или после поясного поклона. кунья ? почётное прозвище по имени сына или дочери, например, Абу Ахмад (отец Ахмада). куфр ? неверие. Ли‘ан ? призывание супругами проклятий друг на друга в том случае, когда муж обвиняет жену в неверности, но не может этого доказать, а жена обвиняет мужа во лжи. аль-Ляух аль-махфуз ? Хранимая Скрижаль, небесный источник всех Священных Писаний (см.: “Знаки Зодиака”, 22). Магази (ед. ч. ? магза) ? военные походы. мази – прозрачная уретральная жидкость, которая может выделяться у мужчины в состоянии возбуждения. макам Ибрахим ? место стояния Ибрахима. Так называется камень со следами человеческих ног, на котором стоял пророк Ибрахим, мир ему, во время строительства Каабы. Около этого места паломник совершает молитву после обхода Каабы. аль-макам аль-махмуд ? высшее место в раю, предназначенное только для пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и обещанное ему Аллахом. маля’ика ? ангелы; одна из трёх категорий разумных существ, сотворённых Аллахом из света (две другие ? люди и джинны). манасик ? обряды хаджжа. аль-Марва ? холм в Мекке, расположенный в непосредственной близости от Каабы. ма‘рифа ? познание (Аллаха). ма‘руф ? одобряемое шариатом. аль-Масджид аль-Акса ? мечеть в южной части харама Иерусалима, одна из важнейших святынь ислама. аль-Масджид аль-Харам ? Запретная или же Священная мечеть, на территории которой находится Кааба, главная святыня ислама. аль-Масих ад-даджжаль ? Антихрист, ложный мессия, который явится в мир в конце времён. матн ? информационная часть хадиса. махрам ? близкий родственник, заключение брака с которым по шариату запрещено. махр ? имущество, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака. Махр принадлежит только жене и обеспечивает её в случае смерти мужа или развода по его требованию. махшар ? место сбора всех людей в День воскресения. аль-Маш‘ар аль-Харам ? название места в долине Муздалифа. Это место, находящееся близ горы, которая называется Майкада, считается наиболее предпочтительным местом пребывания паломников в Муздалифе во время хаджа. микат ? место, в котором паломник облачается в ихрам и начинает произносить тальбийу во время совершения хаджжа или умры. миллят ? это слово используется в Коране для обозначения религии /дин/, а также для обозначения сообщества единоверцев, религиозной общины /умма/. Вместе с тем аль-Куртуби указывает, что термин “милла” идентичен термину “шари‘а”, а не термину “дин”, и определяет “милла” и “шари‘а” (религиозный закон) как “то, к совершению чего Аллах призвал Своих рабов”, а “дин” ? как “то, что рабы Аллаха совершают по Его велению”. Мина ? долина, расположенная за пределами Мекки, где совершается один из обрядов хаджжа – побивание камнями идолов. минбар ? возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу. михраб ? ниша в стене, обращённой в сторону Мекки, куда должны быть поворачиваться молящиеся. му‘аввизат ? общее название 112-й (“Искренность”), 113-й (“Рассвет”) и 114-й (“Люди”) сур Корана. му‘аввизатани ? общее название 113-й (“Рассвет”) и 114-й (“Люди”) сур Корана. муаззин ? человек, обязанностью которого является произнесение призыва к молитве. мудд ? мера объёма. Мудды разных периодов времени и разных регионов могли значительно отличаться друг от друга. В хадисах речь идёт о канонических муддах периода возникновения ислама, объём которых составлял от 1,053 до 1,055 литра. му‘джизат ? сверхъестественные вещи или же чудеса, которые с соизволения Аллаха совершались пророками, мир им, или же происходили с ними. музара‘а ? издольщина. При такой форме аренды земли арендатор рассчитывается с хозяином частью урожая. Муздалифа ? долина между ‘Арафатом и Миной, именуемая также Джам‘, где паломники проводят всю ночь или большую её часть (имеется в виду ночь с девятого на десятое зу-ль-хиджжа). мукаллаф ? каждый совершеннолетний, то есть достигший возраста половой зрелости и дееспособный мусульманин, который обязан выполнять установления шариата, за что он несёт полную ответственность. По мнению имама аш-Шафи’и, человек достигает совершеннолетия в пятнадцать лет, а, по мнению имама Абу Ханифы, – в восемнадцать. мультазам – так именуется часть стены Каабы между Чёрным камнем и её дверью. мунафик ? лицемер. мункар ? порицаемое шариатом. мусалля ? место молитвы. мут‘а ? временный брак. Заключать такие браки разрешалось в первые шесть лет после переселения пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медину, однако во время похода на Хайбар в 628 г. они были запрещены. мутафаххиш ? человек, который передаёт людям непристойные или неподобающие слова, произносимые другими. муташабихат ? не вполне ясные айаты Корана. муфассаль ? общее название всех сур Корана, начиная с 50-й суры “Каф” и до конца. мухабара ? такой вид издольщины, когда арендатор засевает землю своими семенами. мухаддис ? знаток хадисов, занимающийся их собиранием, передачей и классификацией. мухаджир ? переселенец. Мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников. мушрик ? многобожник. Наби ? пророк. навафиль ? общее название любых добровольных молитв, постов и прочих благочестивых дел. насиха ? благожелательное и искреннее отношение; искренний совет. нафс ? душа. нахи ? запрет (имеется в виду не абсолютная запретность, а крайняя степень нежелательности). нахр ? жертвоприношение. никах ? фактическое вступление в супружеские отношения, после чего брак считается свершившимся. нифак ? лицемерие. нубувва ? пророчество. Раджм ? смертная казнь за прелюбодеяние через побивание камнями, которая осуществляется в присутствии кади или его уполномоченного только по приговору суда, выносимому на основании показаний четырёх свидетелей. К подобному наказанию приговариваются только лица, состоящие в браке. ар-Раййан ? название врат, через которые войдут в рай люди, соблюдавшие пост. рак‘ат ? цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных айатов Корана по желанию молящегося. Единственным исключением является первая сура Корана “Аль-Фатиха”, которая каждый раз читается в обязательном порядке. рамаль ? быстрый и мелкий шаг, которым мужчины согласно сунне должны совершать первые три круга во время обхода Каабы. рами ? побивание камешками идолов в долине Мина во время хаджжа. расул ? посланник Аллаха. риба’ ? ростовщичество. Различаются два вида ростовщичества ? “риба’ аль-фадль” (когда товары или драгоценные металлы одного вида обмениваются друг на друга не в равных количествах) и “риба’ ан-наси’а” (когда что-либо даётся человеку в долг с условием, что через определённое время он вернёт больше, или же когда ему предоставляется отсрочка по выплате долга на таких же условиях). Как эти, так и все прочие виды ростовщичества, к числу которых относятся и любые банковские услуги, связанные с выплатой или взиманием процентов, являются запретными. рида’ ? благоволение (Аллаха). ридда ? вероотступничество. рийа’ ? совершение чего-либо напоказ другим. рукба ? такая форма дарения, когда, например, один человек говорит другому: «Я отдаю тебе дом в пожизненное владение, и если я умру первым, то он останется тебе, если же ты умрёшь первым, то он снова будет принадлежать мне». рукйа ? заговор, который состоит в чтении определённых сур (айатов) Корана или обращениях к Аллаху с мольбами по примеру пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в случае болезни, укуса змеи или умопомешательства. рукн (мн. ч. ? аркан) ? столп. руку‘ ? поясной поклон. рух ? дух. Са‘ ? мера объёма, о которой часто упоминается в хадисах. Канонический са‘ равен четырём муддам или же 4,212 литра. ас-саб‘у-ль-масани ? семь повторяемых. Так именуются семь постоянно повторяемых айатов Корана, из которых состоит сура “Аль-Фатиха”. саваб ? награда. савик ? походная еда быстрого приготовления. Её основу составляла пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли. садака ? добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня. са‘й ? ритуальный бег паломника, семь раз преодолевающего расстояние между холмами ас-Сафа и аль-Марва во время умры или хаджжа. салаф (букв. – “предки”, “предшественники”) – общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама призывали людей ориентироваться на образ жизни и религиозную практику членов первой мусульманской общины праведных предшественников (ас-салаф ас-салихун) и рассматривали как предосудительные новшества (бид‘а) все позднейшие нововведения, не согласовывавшиеся с установлениями Корана и не подтверждавшиеся сунной. салят ? молитва, являющаяся одним из пяти столпов ислама. Девятью условиями /шурут/ действительности молитвы являются: исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, устранение осквернения, устранение нечистого, прикрывание определённых частей тела, наступление установленного времени, обращение лицом к кибле и наличие намерения. Насчитывается четырнадцать столпов /аркан/ молитвы: совершение молитвы стоя при наличии такой возможности; произнесение слов “Аллах велик” в начале молитвы; чтение “Аль-Фатихи”; совершение поясного поклона; выпрямление после поясного поклона; совершение земного поклона на семи частях тела; выпрямление после земного поклона; сидение между двумя земными поклонами; сохранение спокойствия при совершении всех столпов молитвы; совершение всех столпов молитвы в определённом порядке; чтение последнего ташаххуда; сидение для чтения последнего ташаххуда; мольба за пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и произнесение двух таслимов. Насчитывается восемь обязательных элементов /ваджибат/ молитвы, которыми являются каждое произнесение слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”, за исключением произнесения их в начале молитвы[8], произнесение слов “Слава моему великому Господу /Субхана Рабби-ль-‘Азым/” во время поясного поклона, произнесение слов “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Cами‘а-Ллах ли-ман хамида-ху/” имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, произнесение слов “Господь наш, хвала Тебе! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд!/” каждым молящимся, произнесение слов “Слава моему высочайшему Господу /Субхана Рабби-ль-А‘ля/” во время земного поклона, произнесение слов “Господь мой, прости меня /Рабби-гфир ли!/” между каждыми двумя земными поклонами и сидение для чтения первого ташаххуда. Если во время молитвы по невнимательности или намеренно не будет выполнен один из её столпов, это сделает молитву недействительной. Если во время молитвы намеренно не будет выполнен какой-нибудь из её обязательных элементов, это сделает молитву недействительной, если же какой-нибудь обязательный элемент не будет выполнен по невнимательности, положение можно исправить с помощью совершения земного поклона. салят аль-‘аср ? обязательная послеполуденная молитва. салят аз-зухр ? обязательная полуденная молитва. салят аль-‘иша ? обязательная вечерняя молитва. салят аль-магриб ? обязательная закатная молитва. салят аль-фаджр ? обязательная утренняя молитва. сахаба (синоним ? асхаб) ? сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. сивак ? зубочистка в виде палочки, сделанной из корней или ветвей арака. сига ? брачный договор. Сират ? мост, который будет воздвигнут над адом. В День воскресения по этому мосту предстоит пройти каждому человеку. Кроме того, это слово более сорока раз встречается в Коране в значении “прямой путь /ас-сират аль-мустаким/”. сифат ? атрибуты (Аллаха). суджуд ? земной поклон. суджуд ас-сахв ? совершение двух земных поклонов до или после произнесения таслима в случае ошибки при совершении молитвы или несовершения одного из её столпов (рукн) или обязательных элементов (ваджиб) в качестве искупления за проявление невнимательности. суджуд ат-тилява ? земной поклон, который следует совершать при чтении тех айатов Корана, в которых упоминается о земном поклоне или содержится веление совершить его; имеются в виду следующие суры и айаты: 7: 206; 13: 15; 16: 50; 17: 109; 19: 58; 22: 18; 25: 60; 27: 25; 32: 15; 38: 24; 41: 37; 53: 62; 84: 21; 96: 19. сунна ? пример; обычай. Имеется в виду пример жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунна представляет собой совокупность сообщений о поступках /фи‘ль/ пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, его высказываниях /кауль/, его качествах и невысказанном одобрении /такрир/ поступков или слов других людей. сунна му’аккада ? подтверждённая сунна (синонимы суннат аль-худа; сунна ратиба). Так именуется всё, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал неуклонно. сура ? название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. сутра ? любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети. Такой предмет, например палка, которую втыкают в землю, указывает направление киблы и служит предостережением о том, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить. В помещении в качестве преграды можно использовать стену или колонну. сухур ? период времени незадолго до рассвета, когда мусульмане в последний раз перед наступлением дня могут принимать пищу во время рамадана; это время является наиболее предпочтительным для приёма пищи. Та‘аввуз ? обращение к Аллаху с мольбами о защите от шайтана во время молитвы после “ду‘а аль-истифтах”, когда молящемуся следует сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана /А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим/». Таба ? один из многочисленных эпитетов Медины. Корень этого слова /та-йа-ба/ передаёт значения ? быть хорошим; нравиться. таби‘и – последователь. Последователями /таби‘уна/ называли таких людей, которые встречались со сподвижниками пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и умерли в исламе. таваррук ? название такой позы молящегося, когда во время произнесения слов второго ташаххуда он сидит левой ягодицей на полу, просунув левую ногу под голень правой и подняв стопу правой ноги вертикально. таваф ? обход Каабы. таваф аль-ифада ? обход Каабы, который паломники совершают в 10-й день месяца зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины. таваф аль-вада‘ ? прощальный обход Каабы, который паломники совершают перед отъездом из Мекки домой. тагут ? любой объект поклонения, кроме Аллаха. Кроме того, это слово используется для обозначения тех, кто уводит людей от истины к заблуждению. та‘зир ? назидательное наказание, которое налагается за всевозможные мелкие проступки. тайаммум ? очищение песком, пылью и так далее, совершение которого допускается в том случае, когда у человека нет возможности совершить частичное или полное омовение водой. Осуществлять такое очищение необходимо с помощью чистого песка, которым протираются кисти рук, после чего пыль с них необходимо сдуть и провести руками по лицу. такбир ? произнесение молитвенной формулы “Аллаху акбар /Аллах велик/”. такбират аль-ихрам или тахрима ? произнесение слов “Аллаху акбар” в начале молитвы имамом или человеком, совершающим индивидуальную молитву, который поднимает руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей, как это принято в ханафитском мазхабе. такбират ат-ташрик – слова “Аллах велик, Аллах велик, нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик, Аллах велик, и хвала Аллаху /Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-Ллах; Аллаху акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд/”. Эти слова желательно произносить после каждой молитвы в день стояния на ‘Арафате, в день жертвоприношения, а также в течение трёх дней ташрика. таква ? благочестие, богобоязненность. талак ? развод. тальбийа ? особая формула, которую начинает произносить в микате паломник после вхождении в состояние ихрама. Человек, который намеревается совершить умру или хаджж, должен произносить общие для обоих случаев слова: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя cотоварища! /Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!/» Однако совершающий умру должен сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, cовершая умру! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан!/» ? а совершающий хаджж говорит: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя хаджжан!/» танзиль ? ниспослание откровения свыше. таравих ? дополнительные вечерние молитвы, совершаемые мусульманами во время поста в рамадане. тарджи‘ – по мнению факихов шафиитского мазхаба, после того как муаззин четырежды громко скажет: «Аллаху акбар /Аллах велик/», ему следует произнести слова: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха; свидетельствую, что Мухаммад ? посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/, свидетельствую, что Мухаммад ? посланник Аллаха», так, чтобы это было слышно только ему и тем, кто будет находиться поблизости. Произнесение этих слов и именуется “тарджи‘”. Маликиты считают, что эти слова следует произносить громко, тогда как ханафиты и ханбалиты вообще отрицают необходимость этого. тартиль ? чтение Корана по всем правилам, подразумевающее чёткое произнесение каждой буквы. тасбих ? произнесение слов “Слава Аллаху! /Субхана-Ллах!/”. Так же именуется произнесение слов “Слава моему Великому Господу! /Субхана Раббийа-ль-‘Азым!/” во время поясного поклона (руку‘) и произнесение слов “Слава моему Высочайшему Господу! /Субхана Раббийа-ль-А‘ля!/” во время земного поклона (саджда). тасвиб ? двукратное произнесение муаззином слов “Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/” перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению!”. таслим ? завершающий обязательный элемент /рукн/ молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо, произнося слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”. В соответствии с сунной эти же слова следует произнести, повернувшись налево. тасми‘ ? произнесение имамом вслух слов “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами‘а-Ллаху ли-ман хамида/” во время молитвы при выпрямлении после поясного поклона. таухид ? единобожие. тафсир ? толкование Корана. тахаджжуд ? добровольная ночная молитва, совершаемая в любое время между обязательными вечерней /‘иша/ и утренней /фаджр/ молитвами. тахаллюль авваль ? совершение двух из трёх нижеперечисленных действий: побивания камнями большого столба (джамрат аль-‘акаба), бритья головы или укорочения волос, обхода Каабы, который паломники совершают в десятый день зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины (таваф аль-ифада) и ритуального бега (са‘й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Паломник, который совершил два из трёх вышеперечисленных обрядов, может надевать скроенную одежду и пользоваться благовониями. Кроме того, ему разрешается делать всё, что мусульманину дозволено делать в обычных условиях, кроме совершения половых сношений. тахара – очищение; состояние ритуальной чистоты, являющееся обязательным условием действительности молитвы. тахлиль ? произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”. тахмид ? произнесение слов “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”. тахник – так называется практикующееся по примеру пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, разжёвывание финика, когда немного образовавшейся кашицы кладут в рот младенцу, смазывают ему этой кашицей нёбо и читают ему на ухо слова азана, а потом дают имя. тахрима – см. такбират аль-ихрам ташаххуд – слова, которые молящемуся следует произносить сидя после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима. Человек, произносящий слова ташаххуда, должен сказать: «Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник /Ат-тахиййату ли-Лляхи, ва-с-салявату ва-т-таййибату; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихина. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху/». Есть и другие формы ташаххуда, после которого перед завершением молитвы следует призвать благословения[9] на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказав: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения[10] Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/» – или: «О Аллах, благослови Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты семейство Ибрахима, и пошли благословения Мухаммаду, его жёнам и его потомству, как послал Ты их семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма салляйта ’аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма баракта ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/» ташмит – благопожелание чихнувшему. Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/». Умм аль-му’минин (мать правоверных) – почётный эпитет жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. ‘умра – добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия. ‘умра – такая форма дарения, когда один человек предоставляет другому что-либо в пожизненное владение, если же получивший такой подарок умирает, то подаренное возвращается дарителю по его требованию. ‘Умра, получившая распространение в доисламские времена в подобном виде, была отменена пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, если только условие о возвращении не оговаривается при дарении. Фай’ – всё то, что мусульмане получают от иноверцев мирным путём. факих – законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам. фара’ид – доли наследства близких родственников покойного, размеры которых определены в Коране. фард – обязательное. фард ‘айн – всеобщая и безусловная обязанность. фард кифайа – обязанность по способности, отказ от выполнения которой может быть оправдан обстоятельствами. Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода возьмут на себя лишь некоторые члены мусульманской общины или даже один человек, если же их не будет выполнять никто, бремя греха понесёт на себе каждый, кто мог выполнить такую обязанность, но не сделал этого без уважительной причины. фарсах – мера длины, равная 5760 метрам. фатва – решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо. аль-Фатиха – первая сура Корана. фахиш – человек, который говорит нечто непристойное.
фидйа – искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определённых обстоятельств. фикх – исламский комплекс социальных норм; мусульманское право в широком смысле слова. Фирдаус – центральная и высшая часть рая. фитна – смута; искушение; соблазн; заблуждение; испытание. фитра – врождённое свойство; синоним слова “ислам”. Хадас – малое осквернение (см. “джанаба”). Состояние малого осквернения наступает в результате выделения мочи (кала) или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечений, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях, и требует частичного омовения /вуду/. хадд (мн. ч. – худуд) – границы дозволенного и запретного, установленные Аллахом; наказания, налагаемые за преступления, указания на которые имеются в Коране и сунне. Применение таких наказаний, которые не могут отменяться ни при каких обстоятельствах, является прерогативой мусульманского правителя. хаджж – большое паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Обряды хаджжа совершаются в месяце зу-ль-хиджжа. Совершение хаджжа было вменено в обязанность в 9 г. х. хаджж аль-ифрад – совершение одного только хаджжа без совершения умры. хаджж аль-киран – совершение хаджжа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджжа, не снимая ихрама и избегая всего того, что запрещается делать паломникам. хаджж мабрур (безупречный хаджж) – хаджж, принятый Аллахом в силу того, что он был совершён не только по всем правилам, но и на деньги, приобретённые дозволенным образом. хаджж ат-таматту‘ – совершение и малого (умра), и большого (хаджж) паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение “хаджж ат-таматту‘” не допускается. хадис – передаваемое со слов очевидца сообщение о том, что сказал, сделал или одобрил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. хадис кудси – хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, переданные посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда – через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает. “Хадис кудси” отличается от обычного хадиса лишь тем, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, передаёт его со слов своего Господа. Ввиду этого, в большинстве случаев он возводится к Аллаху Всевышнему, но может возводиться и к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, поскольку это он передаёт его от Аллаха. Приводимое выше определение показывает, что “хадис кудси” во многом отличается от священного Корана. а) В отличие от “хадиса кудси” Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу. б) Молитва, во время которой читается Коран, будет действительной, а чтение “хадиса кудси” делает её недействительной. в) Человек, не признающий Корана, является неверным /кафир/, тогда как тот, кто не признаёт какой-либо из “хадисов кудси”, является нечестивцем /фасик/. г) Как по форме, так и по смыслу Коран исходит от Аллаха, что же касается фраз “хадиса кудси”, то они являются словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, но смысл его есть откровение от Аллаха. д) В отличие от “хадиса кудси” айаты Корана передавать по смыслу нельзя. е) К священному Корану могут прикасаться только люди, находящиеся в состоянии ритуальной чистоты /тахара/, тогда как в отношении “хадиса кудси” это необходимым условием не является. ж) Человеку, находящемуся в состоянии ритуального осквернения, нельзя ни читать, ни носить с собой Коран, а “хадис кудси” такому человеку можно и читать, и носить. з) Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха, в качестве награды запишется совершение десяти добрых дел, что же касается “хадиса кудси”, то за одно только его чтение человеку награда не полагается. и) В отличие от “хадиса кудси”, продажа которого не запрещается и не порицается никем, Коран нельзя продавать (как считает имам Ахмад) или же продажа его является предосудительной (как считают шафииты). Хадисов “кудси” /аль-ахадис аль-кудсийа/, именуемых также “божественными хадисами” /аль-ахадис аль-иляхийа/, насчитывается более ста. хадй – скот, который приносят в жертву паломники, пригоняющие его с собой в Мекку. хайа – стыдливость; застенчивость; скромность. хайр – благо. хакк – истина. халиль – такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы, что касается и отношений между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим, мир ему, именуется в Коране “халилю-Ллах”, что же касается пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, то друзей у него было много, но словом “халиль” он называл только Аллаха. халяль – дозволенное. ханиф – человек, исповедующий чистое единобожие. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему. харадж – поземельный налог. харам – запретное. харам – священная территория, на которой запрещается не только убивать всё живое, но и вырубать деревья. Хасба – название места вне пределов Мекки, где собираются паломники после завершения всех обрядов хаджжа. Это место называют также Абтах и Мухассаб. хауд – водоём пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, куда впадает райская река аль-Каусар. Водой из этого водоёма верующие будут утолять жажду в День воскресения. аль-Хатим – полукруглая невысокая стена, ограждающая непокрытую крышей часть Каабы. аль-Хиджр – огороженная полукруглой невысокой стеной и непокрытая крышей часть Каабы. хиджра – так именуется не только переселение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще переселение мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать. хикма – мудрость; смысл. хитба – сватовство. хубб – любовь. Худайбийа – местность на границах харама Мекки, где в марте 628 г. мекканцы преградили путь мусульманам, которые намеревались совершить умру. Противостояние завершилось перемирием, которое имело очень большое значение для мусульман, поскольку они впервые были признаны равноправной договаривающейся стороной. хукм (мн. ч. – ахкам) – многозначный термин, который может означать “решение Аллаха”, “установление, исходящее от авторитетного или облечённого властью лица”, “решение по правовому вопросу, вынесенное на основании Корана и сунны”, “суждение” и, наконец, “разряд” или “категория”. Последнее подразумевает собой пять категорий, на которые подразделяет все действия человека мусульманское право, а именно: а) “ваджиб” /обязательное/ – любое действие, которое по шариату является обязательным; б) “мандуб” /рекомендуемое/ – любые похвальные, но не обязательные действия; в) “мубах” или “джа’из” /дозволенное/ – любые разрешаемые шариатом действия, за которые не полагается награда Аллаха; г) “макрух” /неодобряемое/ – нерекомендуемые действия, совершение которых не влечёт за собой наказания; д) “харам” или “махзур” /запретное/ – любые безусловно запрещаемые и наказуемые действия. хуль‘ – развод по инициативе жены, после которого брак возобновлён быть не может. При этом жена не только возвращает мужу его брачный дар /махр/, но и выплачивает ему определённую компенсацию /‘ивад/. хумс – пятая часть военной добычи, которой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, распоряжался по своему усмотрению. хутба – проповедь, которую имам читает перед пятничной молитвой или после праздничных молитв. хуффани (двойственное число от “хуфф”) – род обуви наподобие доходящих до щиколоток или выше носков из кожи, шерсти или какого-нибудь другого материала. Шайтан – сатана, дьявол. шакк – сомнение. Шам – старое название территорий, занимаемых ныне такими странами, как Иордания, Ливан, Сирия и Палестина. шари‘ат (синонимы – шар‘, шир‘а, ташри‘) – религиозный закон исламской религии, комплекс предписаний, установлений и запретов, зафиксированных в Коране и сунне. шарр – зло. шафа‘а – заступничество. шахада – символ веры; свидетельство исповедания единобожия, выражаемое формулой “Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах /Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха/”. шахва – страсть; желание. шахид – воин, павший в сражении за веру. шигар – запрещаемая в исламе форма брака, когда два человека отдают своих дочерей замуж друг за друга, не давая им никакого брачного дара. ширк – многобожие. [1] Вода становится недозволенной для употребления в случае попадания в неё чего-нибудь запретного. [2] Например, в таких случаях, когда у больного не прекращается кровотечение. [3] Имеется в виду проведение влажными руками по голове. [4] Например, гной или рвота. [5] Здесь приводится один из видов “ду‘а аль-истифтах”, произносимых по примеру пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [6] Это утверждение справедливо для всех мазхабов, кроме ханафитского, поскольку у ханафитов икама полностью идентична азану, если не считать того, что во время азана слова “Молитва началась” не произносятся.
[7] Ханафиты считают, что молящийся должен находиться в положении, именуемом “ифтираш”, независимо от того, слова какого ташаххуда он произносит. [8] Имеется в виду “такбират аль-ихрам”. [9] Этот элемент молитвы именуется также “ас-саляват аль-ибрахимийа”. [10] Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нём с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл - “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”. |