| Во имя Аллаха Милостивого Милосердного Картинки из жизни сподвижников.2Из книги "Сувару мин хаяти ассохаба" Абдуррахман Рафат Аль-Баша
ХАБИБ ИБН ЗАЙД АЛЬ-АНСАРИ«Да будет благословение Аллаха вам и всей семье, да смилостивится Аллах над вами всеми...» (Из соболезнования посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всей семье Хабиба) В каждом уголке этого дома ощущается приятный аромат веры... Чело каждого его обитателя отмечено стремлением к пожертвованию и жертвенности... Именно в этом доме вырос и возмужал Хабиб Ибн Зайд аль-Ансари. * * * Его отец Зайд Ибн Асым был одним из лучших мусульман Йасриба. Он был также среди тех первых семидесяти мусульман, которые в аль-Акабе присягнули на верность лично посланнику Аллаха, пожав его руки. При этом с Зайдом были его жена и родители. Мать Хабиба Умм Амара Насиба аль-Мазинийа стала первой женщиной, взявшей в руки оружие для защиты религии Аллаха и посланника Аллаха Мухаммада. Его брат Абдулла Ибн Зайд спас от верной гибели Пророка, заслонив его своей грудью в битве при Ухуде... Как-то посланник Аллаха сказал им даже следующее: Да будет благословение Аллаха вам и всей семье... Да смилостивится Аллах над вами всеми... * * * Ещё в ранней юности в сердце Хабиба Ибн Зайда проник Божественный свет, навсегда утвердившись в нём. Вместе со своими матерью, отцом, дядей и братом Хабибу было суждено отправиться в Мекку, чтобы в составе семидесяти лучших и самых славных людей сделать свой вклад в сотворение истории Ислама. Он протянул свою маленькую ручку и присягнул на верность посланнику Аллаха в аль-Акабе под покровом глубокой тайны. Начиная с этого дня, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал для Хабиба более любимым человеком, чем мать и отец... Ислам стал для Него дороже собственной жизни... * * * По причине малого возраста Хабиб Ибн Зайд не участвовал в битве при Бадре. По той же причине ему не выпала честь сражаться в битве при Ухуде, поскольку в то время он ещё не мог носить оружие. Но, возмужав, он принимал активное участие во всех походах посланника Аллаха, повсюду проявляя свой героизм, готовность к самопожертвованию и завоёвывая славу... Однако при всём величии и грандиозности этих событий, они явились преамбулой и серьёзнейшей подготовкой другого крупнейшего события, речь о котором пойдёт ниже. Этот рассказ потрясёт вашу совесть точно так же, как потряс совесть миллионов мусульман, начиная с эпохи пророчества и вплоть до наших дней. Несомненно, история Хабиба поразит тебя, о читатель, подобно тому, как она поражала людей во все времена. Так выслушаем же это жестокое повествование с самого начала. * * * К девятому году по Хиджре окрепла основа Ислама, стали могучими его корни и столпы. Со всех концов Аравийского полуострова в Йасриб потянулись многочисленные арабские делегации, чтобы встретиться с посланником Аллаха, лично объявить ему о принятии исламской веры и присягнуть на верность и повиновение. Среди этих делегаций была и делегация племени бану Ханифа, прибывшая из Верхнего Наджда. * * * Оставив своих верблюдов в пригородах Медины, делегация поручила присматривать за ними одному их своих людей по имени Мусайлима Ибн Хабиб аль-Ханафи. Все остальные отправились к Пророку, где объявили ему о переходе их и всего своего племени в исламскую веру. Посланник Аллаха с почестями встретил их и оказал им большое гостеприимство. Он повелел одарить каждого человека в делегации, в том числе и того, кого оставили присматривать за верблюдами. * * * Не успела делегация вернуться к своим жилищам в Наджде, как Мусайлима Ибн Хабиб стал вероотступником. Встав перед людьми, он заявил им: — Я являюсь пророком, посланным Аллахом племени бану Ханифа подобно тому, как Аллах послал Мухаммада Ибн Абдуллу пророком к племени Курайш... Люди племени начали постепенно сплачиваться вокруг Мусайлимы, побуждаемые разными причинами, важнейшая из которых заключалась в их крайнем национализме. Один из людей племени даже сказал: — Могу засвидетельствовать, что Мухаммад является истинным Пророком, а Мусайлима лжец, но лжец племени Рабиа мне милее, чем правдивый человек из племени Мудар. * * * Когда Мусайлима достаточно окреп, приобретя силу и многих сторонников, он написал послание Пророку следующего содержания: «От посланника Аллаха Мусайлимы к посланнику Аллаха Мухаммаду. Мир тебе. Итак, я был приобщён к пророческой миссии наряду с тобой. Пусть же половина всей земли принадлежит нам, а другая половина курайшитам, хотя они и творят беззакония». Затем он отправил это послание с двумя людьми. Когда Пророку прочитали его, он воскликнул, обращаясь к посланцам: «А вы что скажете на это?!» Оба они ответили: «А мы скажем так же, как он сказал». Тогда посланник Аллаха сказал им: «Клянусь Аллахом, если бы послов можно было убивать, то я отрубил бы вам головы». Затем он написал Мусайлиме послание следующего содержания: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. От Мухаммада, посланника Аллаха, к лжецу Мусайлиме. Мир тем, кто следует истинным путём. Итак, вся земля принадлежит Аллаху, а Он оставляет её в наследство тому, кому угодно Ему из Его рабов, а победа будет за праведниками». Затем с этими людьми он отправил послание Мусайлиме. * * * Зло и смута, творимые лжецом Мусайлимой, возрастали, и посланник Аллаха счёл необходимым направить ему новое послание с требованием прекратить творить зло и одуматься. Вручить это послание Мусайлиме он поручил герою нашего рассказа Хабибу Ибн Зайду. В то время это был цветущий и дышащий молодостью юноша, преисполненный верой в Аллаха от головы и до кончиков пальцев на ногах. * * * Без проволочек и колебаний Хабиб Ибн Зайд устремился выполнять поручение посланника Аллаха. Он преодолел немало гор и долин, пока не добрался до территории, где проживали бану Ханифа Верхнем Наджде и вручил послание Мусайлиме. Едва Мусайлима прочитал послание, как его грудь преисполнилась злобой и ненавистью, а зло и коварство исказили его некрасивое, отливающее желтизной лицо. Он приказал заковать Хабиба Ибн Зайда в кандалы и привести к нему на следующее утро. На другой день Мусайлима возглавил собрание своих приспешников. Справа и слева от него сидели главные безбожники из числа его последователей, а тем, кто был рангом пониже, было разрешено присутствовать на собрании. Затем Мусайлима повелел привести Хабиба Ибн Зайда, который вошёл к нему, тяжело передвигаясь с кандалами на ногах. * * * Во весь рост, с гордо поднятой головой, Хабиб Ибн Зайд встал в центре этого злобного сборища подобно стальному копью безукоризненной прямизны. Обратившись к нему, Мусайлима спросил: — Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — посланник Аллаха? Хабиб ответил: — Да, я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. Поперхнувшись от злобы и гнева, Мусайлима спросил: — А свидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха? Хабиб язвительно ответил: — Мои уши глухи к твоему вопросу. Мусайлима изменился в лице, а губы его задрожали от гнева. Он приказал своему палачу: — Отрежь кусок его тела! Взмахнув мечом, палач отсёк кусок тела Хабиба, и он упал на землю. Мусайлима повторил вопрос: — Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — посланник Аллаха? Хабиб ответил: — Да, я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. Мусайлима спросил: — А свидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха? Хабиб ответил: — Я же сказал тебе: «Мои уши глухи к твоему вопросу». Мусайлима приказал отрубить ещё один кусок тела Хабиба. Палач сделал это, и второй кусок упал на землю рядом с первым. Взгляды всех присутствующих были устремлены на Хабиба, настолько они были поражены его стойкостью и мужеством. Мусайлима продолжал задавать свои вопросы, палач рубил тело Хабиба, а Хабиб продолжал отвечать: „ — Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. Уже почти половина его тела превратилась в куски, разбросанные по земле, но оставшийся обрубок продолжал говорить... Наконец отлетела душа Хабиба, но на его праведных губах было имя Пророка, которому он присягнул на верность ночью в аль-Акабе... имя Мухаммада, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. * * * Печальную весть о кончине Хабиба сообщили его матери Насиб аль-Мазинийе, которая сказала только: «Именно к этому подвигу я и готовила его. Я безропотно принимаю его гибель во имя Аллаха... Совсем маленьким он присягнул на верность посланнику Аллаха когда-то ночью в аль-Акабе и до конца выполнил свой долг уже будучи взрослым... Если Аллах позволит мне встретиться когда-нибудь с Мусайлимой, то я сделаю так, что его дочери будут хлопать себя по щекам в знак траура по нему...» * * * Недолго пришлось ждать Насибе заветного дня... Вскоре муэдзин Абу Бакра возвестил в Медине, чтобы правоверные поднимались на войну с лжепророком Мусайлимой... В рядах выступившей в поход мусульманской армии находилась Насиба аль-Мазинийа и её сын Абдулла Ибн Зайд. В славный день аль-Йамамы все видели Насибу, которая подобно свирепой львице крушила ряды врагов, восклицая: — Где же враг Аллаха? Покажите мне врага Аллаха... Наконец она пробилась к нему и обнаружила Мусайлиму распростёртым на земле, а мечи мусульман были испачканы его кровью. Насиба обрадовалась, а её душа пришла в умиротворённое состояние. А почему бы и нет?! Разве Всевышний и Всемогущий Аллах не отомстил за смерть её праведного и добросердечного сына его коварному и злобному убийце? Разумеется, да! Каждый из них ушёл к своему Владыке, но один попал в Рай, а другой — в адское пламя... АБУ ТУЛХА АЛЬ-АНСАРИ (Зайд Ибн Сахл)
«Мы не знаем более ценного махра, чем тот, который Абу Тулха выделил Умм Сулайм. Он одарил её на свадьбу своим переходом в Ислам». (Мединские женщины) Когда Зайд Ибн Сахл ан-Наджари, получивший прозвище Абу Тулха, узнал, что ар-Румайса Бинт Милхан ан-Наджарийа стала вдовой после смерти её мужа, то буквально подпрыгнул от радости. Да в этом и не было ничего удивительного, поскольку ар-Румайса, прозванная Умм Сулайм, была идеально целомудренна, умна, рассудительна и обладала другими совершенными качествами. Абу Тулха решил немедленно посвататься к ней, пока его не опередил какой-нибудь другой мужчина из тех, кому нравятся такие женщины. Он был убеждён, что Умм Сулайм никогда не отдаст предпочтения никому другому из претендентов на её руку, кроме него самого. Абу Тулха был мужественным, знатным и весьма богатым человеком... Кроме того, он был искусным наездником и рыцарем племени бану ан-Наджар, а также одним из лучших лучников Йасриба. * * * Абу Тулха направился к дому Умм Сулайм... По пути он внезапно вспомнил, как, наслушавшись речей мекканского проповедника Мусаба Ибн Умайра, Умм Сулайм уверовала в Мухаммада и приняла его религию. Однако тут же Абу Тулха сказал сам себе: «Ну и что из того? Разве её умерший муж не исповедовал религию своих предков, выступая против Мухаммада и его призыва?» * * * Подойдя к дому Умм Сулайм, Абу Тулха попросил разрешения войти, на что Умм Сулайм дала согласие. Кроме неё в доме находился её сын Анас. Когда Абу Тулха сделал Умм Сулайм предложение, она ответила: — Людей, подобных тебе, о Абу Тулха, не отвергают, но я не выйду за тебя замуж, так как ты неверный... Абу Тулха решил, что Умм Сулайм пытается тем самым найти отговорки и отказать ему, так как предпочла ему другого, более богатого и более знатного жениха. Он сказал ей: — Клянусь Аллахом, вовсе не это мешает тебе стать моей женой, о Умм Сулайм. —Тогда что же мне мешает? — воскликнула Умм Сулайм. Абу Тулха сказал: — Жёлтое и белое... Золото и серебро... — Золото и серебро?! — Да, — ответил Абу Тулха. Тогда Умм Сулайм сказала: — Истинно, я свидетельствую тебе, о Абу Тулха, а также свидетельствую Аллаху и Его посланнику, что если ты примешь Ислам, то я готова стать твоей женой без всякого золота и серебра. Твой переход в Ислам и будет моим махром. * * * Услышав слова Умм Сулайм, все помыслы Абу Тулхи обратились к идолу, которого он сделал из ценного сорта дерева и стал поклоняться ему, как своему личному богу. Так поступали вожди его племени. Однако Умм Сулайм решила ковать железо, пока оно горячо, поэтому тут же предложила: — Разве ты не знаешь, о Абу Тулха, что твоё божество, которому ты поклоняешься, не признавая Аллаха, выросло из земли? — Да, знаю, — ответил Абу Тулха. Умм Сулайм воскликнула: — И не стыдно тебе поклоняться корню дерева или пню, сделав из части его себе божество, когда другой человек использовал другую его часть в качестве дров, чтобы согреться или испечь лепёшку? Если ты, о Абу Тулха, примешь исламскую веру, то я соглашусь быть твоей женой. И никакого другого калыма мне не нужно, кроме твоего Ислама. — А кто примет меня в Ислам? — спросил он. — Я могу сделать это, — ответила Умм Сулайм. — Каким образом? — Скажи слово истины, засвидетельствуй, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха. Затем отправляйся к себе домой, разбей и выбрось своего идола. С выражением смешанных чувств на лице Абу Тулха произнёс: — Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. Затем Абу Тулха взял себе в жёны Умм Сулайм... Мусульмане говорили по этому поводу: — Мы никогда не слышали о более ценном махре, чем тот, который получила Умм Сулайм... Она сделала Ислам своим калымом... * * * Начиная с этого дня, Абу Тулха встал под знамя Ислама, отдавая все свои незаурядные силы его служению. Он был одним из тех семидесяти, кто присягнул на верность посланнику Аллаха в Акабе, где с ним также была его жена Умм Сулайм. Он стал одним из двенадцати старших мусульман Йасриба, назначенных посланником Аллаха в ту же ночь. После этого Абу Тулха участвовал во всех военных походах посланника Аллаха, проявив подлинный героизм и храбрость. Однако лучшие дни, проведённые им вместе с посланником Аллаха — это битва при Ухуде. Предлагаем вашему вниманию рассказ об этих событиях. * * * Искренняя и пылкая любовь к посланнику Аллаха проникла в глубину сердца Абу Тулхи и вместе с кровью растеклась по всем жилам. Он никак не мог вдоволь насмотреться на Пророка и наслушаться его чистых и возвышенных речей. Преклоняя колена перед ним, Абу Тулха говорил ему: «Моя душа будет выкупом для твоей души, а моё лицо будет защитой для твоего лица». В битве при Ухуде мусульмане отступили от посланника Аллаха, и его со всех сторон атаковали язычники, выбили ему зуб, рассекли кожу на лбу, повредили губу, и кровь залила лицо Пророка... Паникёры распустили даже слух, что Мухаммад убит. Это известие ещё больше потрясло мусульман, и они начали в беспорядке отступать перед врагами Аллаха. В этот напряжённый момент рядом с посланником Аллаха осталась горстка людей во главе с Абу Тулхой. * * * Подобно несокрушимой скале перед посланником Аллаха встал Абу Тулха, и Пророк прикрылся им, как щитом. Абу Тулха подтянул тетиву своего безотказного лука и приготовил разящие без промаха стрелы. После этого, защищая посланника Аллаха, он начал одного за другим уничтожать язычников. Пророк, следя за полётом стрел, постоянно высовывался из-за Абу Тулхи, который, опасаясь за его жизнь, уговаривал его не делать этого, взывая: — Ты для меня отец и мать. Заклинаю тебя не показываться, а не то они поразят тебя. Истинно, я защищаю тебя своей грудью и телом. Да буду я твоим выкупом! Когда мимо посланника Аллаха пробегал один из отступающих мусульман с колчаном стрел, Пророк позвал его и попросил: — Рассыпь свои стрелы перед Абу Тулхой, а не убегай с ними. Абу Тулха продолжал защищать посланника Аллаха, пока не сломал три лука и не убил столько язычников, сколько было угодно Аллаху. Затем битва закончилась, и Аллах даровал Своему пророку спасение и защиту. * * * Подобно тому, как Абу Тулха не щадил собственной жизни в самых тяжёлых боях во имя Аллаха, точно так же он бескорыстно и щедро жертвовал свои средства. Он был владельцем, например, самого крупного в Медине сада с пальмами и виноградником, где были чистейшая вода и вкуснейшие плоды. Как-то раз Абу Тулха молился среди тенистой зелени своего сада, и его внимание привлекла красивая певчая птичка зелёного цвета с красным клювом и красивыми лапками. С приятным щебетанием птичка порхала среди деревьев и её вид привёл Абу Тулху в восхищение. Наблюдая за ней, он замечтался... Внезапно придя в себя, Абу Тулха обнаружил, что он не помнит, сколько же он молился? Два раката... Три... Он никак не мог вспомнить... Закончив Намаз, Абу Тулха немедленно отправился к посланнику Аллаха и пожаловался ему на свою душу, которую прекрасный сад, тенистые деревья и певчая птичка отвлекли от Намаза. Затем он сказал Пророку: — Будь же свидетелем, о посланник Аллаха, что я отдаю этот сад в качестве моего пожертвования Всевышнему Аллаху... Распорядись же им, как это угодно Аллаху и Его посланнику. Свою жизнь Абу Тулха провёл в непрерывном посте и Джихаде и умер постящимся муджахидом... .„ Об Абу Тулхе рассказывают, что после кончины посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он почти тридцать лет провёл в непрерывном посте, разговляясь только в праздники, когда пост запрещён. Он прожил долгую жизнь, став стариком преклонного возраста, но его старость не помешала ему продолжать Джихад во им Аллаха, вознося над Землёй Его Слово и укрепляя Его религию. В эпоху правления халифа Усмана Ибн Аффана мусульмане приняли решение осуществить военно-морской поход. Абу Тулха начал готовиться к выступлению в поход с армией мусульман, но его сыновья сказали ему: — Да смилостивится Аллах над тобой, отец. Ты же глубокий старик. Ты участвовал в походах посланника Аллаха, Абу Бакра и Умара. Пришло время тебе отдыхать, а вместо тебя воевать будем мы. Абу Тулха ответил: — Истинно Всевышний и Всемогущий Аллах говорит: «Поднимайтесь на Джихад налегке и отягощённые». Это означает, что все обязаны участвовать в Джихаде, в том числе старики и молодёжь, и возрастные границы нам не определены. Его решимость выступить в поход оставалась непреклонной... * * * Находясь на борту судна среди мусульманских воинов в открытом море, Абу Тулха серьёзно заболел и скончался. Мусульмане начали искать какой-нибудь остров, чтобы похоронить его там. Это удалось им только через семь дней, и за всё это время находившийся среди них покойник абсолютно не изменился, как будто пребывая в глубоком сне. На одном из морских островов, вдали от родной земли, своих близких и дома был похоронен Абу Тулха... Но что такое удалённость от людей по сравнению с близостью ко Всевышнему и Всемогущему Аллаху... РАМЛА БИНТ АБУ СУФЙАН
«Всем остальным Умм Хабиби предпочла Аллаха и Его посланника. Ей было ненавистно возвращение к язычеству, подобно тому, как человеку ненавистно быть брошенным в огонь». (Из высказываний историков) Абу Суфйану Ибн Харбу и в голову не приходило, то кто-то из курайшитов может его ослушаться или перечить ему в каком-нибудь важном деле. Он был правителем Мекки, которому все подчинялись, и её вождем, которому все покорно следовали. Однако его дочь Рамла, прозванная Умм Хабиба, развеяла это заблуждение. Это произошло, когда, прекратив поклоняться божеству своего отца, она вместе со своим мужем Убайдуллой Ибн Джахшем уверовала в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища, а также в миссию Его пророка Мухаммада Ибн Абдуллу, да благословит его Аллах и приветствует. Используя всю свою силу и мощь, Абу Суфйан попытался вернуть свою дочь и её мужа в лоно религии своих предков, но все его усилия оказались безуспешными. Вера, укрепившаяся в сердце Рамлы, настолько глубоко укоренилась, что её не смогли вырвать никакие потуги Абу Суфйана, а его гнев был не в состоянии поколебать её. * * * Из-за перехода в исламскую веру Рамлы глубокая тревога овладела Абу Суфйаном. Он не представлял себе, как он будет смотреть в глаза курайшитам, встретившись с ними после того, как не смог добиться подчинения от собственной дочери и заставить её отказаться от следования Мухаммаду. * * * Когда курайшиты узнали, что Абу Суфйан разгневался на Рамлу и её мужа, то это придало им смелости в нападках на них. Курайшиты начали всячески притеснять Рамлу и её мужа, и их травля достигла того, что жизнь в Мекке для обоих супругов стала почти невыносимой. Когда посланник Аллаха разрешил мусульманам переселиться в Эфиопию, Рамла Бинт Абу Суфйан, её маленькая дочь Хабиба и муж Убайдулла Ибн Джахш были среди первых мухаджиров, кто решили спасти свою веру и уберечь религию Аллаха под защитой и покровительством эфиопского негуса. Однако Абу Суфйан Ибн Харб и другие вожди курайшитов никак не могли смириться с тем, что из их рук ускользнули эти мусульмане, вкусив прелесть спокойной жизни в Эфиопии. Они направили к негусу своих посланцев, чтобы поссорить его с ними и попросить у него выдать беглецов. Посланцы курайшитов сказали также негусу, что мухаджиры распускают гнусные измышления о Христе и его матери Марйам. Негус послал к вождям мухаджиров, чтобы узнать их подлинное положение, и о том, что они говорят о Исе Ибн Марйам и его матери. Он попросил также, чтобы ему прочитали некоторые аяты Корана, ниспосланного в сердце их Пророка. Когда негусу сообщили истину об Исламе и прочитали некоторые аяты из Корана, он так расплакался, что борода у него стала мокрой, после чего он сказал: — Поистине, то, что ниспослано вашему Пророку Мухаммаду, и то, с чем пришёл Иса Ибн Марйам, проистекает из одного источника света. Затем он объявил, что верует в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища, и пророчество Мухаммада... Негус объявил также, что любой мусульманин, переселившийся на территорию Эфиопии, находится под его защитой, несмотря на то, что его епископы отказались принять исламскую веру и остались христианами. * * * После всего этого Умм Хабиба решила, что после тягостей настали светлые дни, и что её долгие хождения по мукам закончились, наконец, в оазисе безопасности... Однако она и не подозревала, что ей уготовано судьбой... * * * Аллаху, да будет благословенна Его мудрость, было угодно подвергнуть Умм Хабибу суровому экзамену, в ответах на вопросы которого запутались самые умные и обладающие глубокими знаниями мужчины. Ей также было суждено с блеском и триумфом выйти победительницей из этого тяжёлого испытания... * * * В одну из ночей Умм Хабиба увидела во сне, что муж её Убайдулла Ибн Джахш барахтается в морской пучине, а морские волны захлёстывают его, и он, находясь в безвыходном положении, всё глубже погружается во мрак бездны... Обеспокоенная и напуганная, Умм Хабиба очнулась от сна. Ей не хотелось рассказывать мужу или кому-нибудь ещё о том, что ей привиделось. Однако очень скоро её сон стал реальностью, так как не прошло и одного дня после той злополучной ночи, как Убайдулла Ибн Джахш отказался от своей религии и перешёл в христианство... После этого он зачастил в винные лавки, пристрастился к «зелёному змию» и уже был не в состоянии прекратить злоупотреблять спиртным. Перед Умм Хабибой встала дилемма, причём каждое из двух возможных решений было хуже другого: ей предстояло либо развестись, либо самой перейти в христианскую веру... * * * Внезапно Умм Хабиба обнаружила, что есть ещё третий вариант выхода из сложившейся ситуации. Таким образом, она могла, во-первых, пойти навстречу своему мужу, который всё более настойчиво призывал её принять христианство и отказаться, страшно сказать, от своей религии, что стало бы страшным позором в этом мире и повлекло бы за собой тяжкую кару в ином. Такое решение было абсолютно неприемлемым для Умм Хабибы, даже если бы с неё живой срывали плоть с костей железными гребнями... Во-вторых, она могла вернуться в дом своего отца в Мекке, который продолжал быть оплотом язычества, где бы влачила жалкое существование, униженная в своей религии... В-третьих, она могла остаться одинокой и бездомной в Эфиопии, не имея родных, потеряв родину и все средства существования. Однако Умм Хабиба предпочла другое решение, угодное Всемогущему и Всевышнему Аллаху, кроме трёх, указанных выше. Она твёрдо решила остаться в Эфиопии, пока Аллах Сам ниспошлёт ей облегчение. * * * Не надолго затянулось ожидание Умм Хабибы. Облегчение и радость пришли к ней сразу же после окончания положенного срока выжидания (идда) после смерти её мужа, прожившего очень недолго после перехода в христианство. Наконец-то удача распростёрла свои изумрудно-зелёные крылья над домом Умм Хабибы, где царила необычная тоска. Как-то светлым утром в дверь её дома постучали. Открыв её, Умм Хабиба обнаружила, что к ней пришла Абраха — личная служанка царя Эфиопии. Вежливо и с достоинством поприветствовав её, Умм Хабиба позволила ей войти. Служанка сказала: — Царь Эфиопии приветствует тебя и просит передать, что посланник Аллаха Мухаммад посватался к тебе... Он прислал царю послание, в котором попросил его быть доверенным при заключении с тобой брачного контракта. Своим доверенным лицом ты можешь сделать кого угодно тебе. * * * Умм Хабиба пришла в восторг и радостно воскликнула: «Аллах прислал тебя с доброй вестью! Аллах прислал тебя с добром!» Она начала срывать с себя драгоценности, чтобы одарить ими Абраху. В первую очередь она сняла два браслета и вручила их ей. За ними последовали ножные кольца, серьги и перстни... Если бы Умм Хабибе принадлежали даже все сокровища этого мира, то в этот момент она бы с лёгкостью отдала бы их все. Затем она сказала Абрахе: — Моим доверенным человеком будет Халид Ибн Саид Ибн аль-Ас, поскольку он один из моих родственников. * * * Дворец негуса располагался на заросшем зеленью холме, возвышавшемся среди одного из прекрасных парков Эфиопии. В одном из просторных залов дворца, украшенного затейливой резьбой и орнаментами с блестящими и ярко горящими светильниками, обставленном богатой мебелью, собрались самые знатные из сподвижников посланника Аллаха, проживавшие в Эфиопии... Среди них были такие известные личности, как Джаафар Ибн Абу Талиб, Халид Ибн Саид Ибн аль-Ас, Абдулла Ибн Хузайфа ас-Сахми и другие, чтобы быть свидетелями заключения брачного контракта между Умм Хабибой Бинт Суфйан и посланником Аллаха. Когда все собрались, собрание возглавил негус, обратившись к присутствующим со следующими словами: — Я воздаю хвалу Аллаху Священному, Верному, Могущественному. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его раб и Его посланник. Именно о нём принёс благую весть Иса Ибн Марйам. Итак, посланник Аллаха попросил меня, чтобы я выдал за него замуж Умм Хабибу Бинт Абу Суфйан. Я положительно ответил на эту просьбу, и в соответствии с законом Аллаха и Его посланника от имени Пророка предоставил Умм Хабибе четыреста динаров золотом. После этого он отсыпал динары Халиду Ибн Саиду Ибн аль-Асу. Поднявшись, Халид сказал: — Хвала Аллаху, я восхваляю Его, и испрашиваю Его помощи, отпущения грехов и каюсь пред Ним. Я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, принёсший от Него религию истинного пути и Истины, чтобы она превзошла все религии, даже если и ненавистно это неверным. Итак, я ответил положительно на просьбу посланника Аллаха и отдаю ему в жёны свою доверенную Умм Хабибу Бинт Абу Суфйан. Да благословит Аллах посланника Его женой его. Пусть же счастлива будет Умм Хабиба тем добром, которым наградил её Аллах... Затем он поднялся с деньгами и направился к Умм Хабибе, чтобы вручить их ей. Вслед за тем поднялись его товарищи, собираясь разойтись. Но тут негус сказал: — Прошу вас оставаться на местах, так как по закону пророков при такой церемонии следует подавать угощение. Негус попотчевал гостей, которые после этого удалились. * * * Умм Хабиба рассказывала: «Когда мне принесли деньги, я отправила пятьдесят мискалей золота Абрахе, принесшей мне добрую весть, и сказала; “Я бы обязательно вознаградила тебя в тот день, когда ты принесла мне добрую весть, но у меня тогда не было денег...” Однако очень скоро ко мне пришла Абраха и вернула мне золото, а затем, достав сосуд для благовоний, где находились подаренные ей мною драгоценности, также вернула мне их со словами: “Царь строго повелел мне, чтобы я ничего у тебя не брала, а всем своим женщинам повелел одарить тебя всеми благовониями, которые у них есть”. На следующий день мне привезли благовонное жёлтое дерево, палочки для воскурения и амбру. Обратившись ко мне, Абраха сказала: — У меня к тебе есть одна просьба. — Какая же? — поинтересовалась я. — Я приняла исламскую веру и следую религии Мухаммада, поэтому обязательно не забудь передать ему, что я уверовала в Аллаха и Его посланника. После этого она приготовила всё моё приданое». * * * Далее Умм Хабиба рассказала: «Меня отвезли к посланнику Аллаха, и когда я встретилась с ним, то рассказала ему всё о том, как прошла церемония, как я поступила с Абрахой, и передала ему от неё большой привет. Пророка это очень обрадовало и он сказал: — И ей мир, милость Аллаха и Его благословение». ВАХШИ ИБН ХАРБ
«Он убивал лучших людей после Мухаммада... Но он также убил и худших людей». (Из высказываний историков) Кто же этот человек, который нанёс кровавую рану в сердце посланника Аллаха, убив его дядю Хамзу Ибн Абдель Мутталиба в битве при Ухуде? Кто же он, кто впоследствии излечил сердца мусульман, убив лжепророка Мусайлиму в день аль-Йамамы? Этим человеком был Вахши Ибн Харб аль-Хабаши, получивший прозвище Абу Дасама. Его история драматична, кровава и печальна. Приготовься же, о читатель, выслушать её так, как он сам рассказывает драму своей жизни. Итак, слово самому Вахши: «В детстве я был рабом одного из вождей курайшитов по имени Джубайр Ибн Мутым. В битве при Бадре его дядя Туайма пал от руки Хамзы Ибн Абдель Мутталиба. Мой хозяин крайне тяжело переживал эту утрату, а затем поклялся своими божествами ал-Лат и аль-Уззой отомстить за смерть дяди, покончив с его убийцей, чего бы это ни стоило. После этого он стал выжидать удобного случая, чтобы убить Хамзу». * * * Вахши Ибн Харб далее рассказывал: «Вскоре после этого курайшиты решили выступить в поход к Ухуду, чтобы покончить с Мухаммадом Ибн Абдуллой и отомстить за своё поражение при Бадре. Курайшиты собрали свои собственные войска, а также привлекли силы союзников, тщательно всё подготовили и назначили Абу Суфйана Ибн Харба командующим армии. Абу Суфйан счёл необходимым включить в состав выступающих в поход войск отряд знатных курайшиток, которые потеряли в битве при Бадре своих отцов, сыновей, братьев или кого-нибудь из родственников. Задача этих женщин состояла в том, чтобы вдохновлять войска в бою и не допускать бегства мужчин. Женское подразделение возглавляла жена Абу Суфйана Хинд Бинт Утаба, отец, дядя и брат которой были убиты в битве при Бадре... Перед самым выступлением армии в поход Джубайр Ибн Мутым обратился ко мне и спросил: — Не хотелось бы тебе, о Абу Дасама, избавиться от рабства? — А кто это может сделать? — спросил я. — Я могу это сделать, — сказал Джубайр. — Каким образом? — спросил я. Он ответил: “Если ты убьёшь Хамзу Ибн Абдель Мутталиба, дядю Мухаммада, отомстив тем самым за смерть моего дяди Туаймы Ибн Ади, убитого им, то ты свободен. — А кто даст мне гарантию того, что это действительно так? — спросил я. — Да кто угодно! Могу засвидетельствовать это перед всеми публично, — ответил он. — Я готов, и я сделаю это, — заявил я». Далее Вахши продолжал: «Я был эфиопом по происхождению и был обучен искусному метанию ножей без промаха. Взяв свой кинжал, я отправился в поход со всей армией. Я находился в арьергарде рядом с женщинами и страстно стремился в бой... Всякий раз, когда я проходил мимо жены Абу Суфйана Хинд, или же она, пройдя мимо меня, замечала сияющий на солнце кинжал в моей руке, то восклицала: — О Абу Дасама! Избавь наши сердца от неукротимой ярости к Мухаммаду и его двоюродному брату... Когда мы достигли Ухуда, и две армии сошлись в яростном бою, я бросился искать Хамзу Ибн Абдель Мутталиба, которого я знал раньше. Однако Хамза не собирался ни от кого скрываться, поскольку на его голове было укреплено страусиное перо, чтобы его видели его соратники. Этот обычай был принят у храбрых и отважных воинов среди арабов. Очень скоро я заметил Хамзу, который, подобно могучему верблюду пепельной масти, отважно сражался в самой гуще схватки. Он буквально разрубал своим мечом солдат противника на части, и никто не мог устоять или противостоять этому чудовищному напору. Когда я готовился напасть на него и поджидал, прячась за деревом или камнем, пока Хамза приблизится ко мне, я увидел, как к нему подскакал курайшитский воин по имени Сибаа Ибн Абдель Узза с криком: — Выходи на поединок, о Хамза! Выходи на поединок со мной. Хамза принял вызов и крикнул: “Давай, подходи ко мне, о сын язычницы! Давай ко мне!” Хамза бросился на него и первым нанёс удар мечом. Сибаа замертво рухнул на землю перед Хамзой, обливаясь кровью... В этот момент я занял удобную позицию по отношению к Хамзе и начал взмахивать кинжалом, ожидая выгодного момента. Наконец я метнул свой кинжал, который попал Хамзе в нижнюю часть живота и вышел между ног. Он тяжело сделал пару шагов в направлении меня, а затем рухнул на землю. Кинжал наполовину торчал в его теле. Убедившись, что он мёртв, я подошёл к нему и выдернул кинжал. Затем я вернулся в палатку и уселся там. Больше мне никто не был нужен, так как я убил Хамзу ради своего освобождения...» * * * Далее Вашхи продолжал: «Сражение постепенно усиливалось и, хотя шло с переменным успехом, кольцо в окружении вокруг Мухаммада становилось всё теснее, а убитых всё больше. В это время группа женщин под предводительством Хинд Бинт Утабы подошла к убитым мусульманам, и они начали творить над нами всяческие надругательства. Сама Хинд и другие вспарывали им животы, выкалывали глаза, вырезали носы и отсекали уши. Затем Хинд сделала из носов и ушей ожерелье и серьги, повесив их на себя. Свои же серьги и ожерелье она бросила мне со словами: — Это тебе, о Абу Дасама... Возьми их себе и сохрани, так как это ценные вещи. Когда битва при Ухуде завершилась, я вместе с армией вернулся в Мекку. Джубайр Ибн Мутым выполнил данное мне обещание и сбросил с меня ярмо рабства. Я стал свободным человеком...» * * * Вахши далее рассказывал: «Однако призыв Мухаммада и его религия крепли день ото дня. С каждым днём мусульман становилось всё больше. По мере того, как религия Мухаммада становилась всё более популярной среди людей, я впадал всё в большую тоску, и в моей душе рос страх, постепенно захватив её целиком. В таком состоянии я и продолжал пребывать, пока в Мекку не вступил Мухаммад во главе огромной освободительной армии. В такой ситуации мне пришлось бежать в Таиф, чтобы найти там убежище. Однако в скором времени и население Таифа начало склоняться к Исламу. Они выбрали делегацию, которая должна была встретиться с Мухаммадом и объявить ему о их переходе в исламскую веру. Тут уже всё начало валиться у меня из рук, и размеры земли для меня очень сузились, несмотря на её обширность, а многие дороги оказались для меня закрытыми. Я сказал себе: “Отправлюсь-ка я в аш-Шам, Йемен или ещё в какую-нибудь страну”. И вот, когда я пребывал в таком крайнем смятении, надо мною смилостивился один мудрый человек, сказав мне: — Горе тебе, о Вахши! Клянусь Аллахом, но Мухаммад никого не убивает из тех, кто принял его религию и произнёс свидетельство Божественной Истины: “Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха”. Едва услышав от него эти слова, я тут же собрался и направил свои стопы к Йасрибу, стремясь встретиться с Мухаммадом. Прибыв туда, я начал расспрашивать людей о нём, пока не узнал, что он находится в мечети. Тихо и осторожно подойдя к нему, я остановился над его головой, так он стоял коленопреклоненным, и сказал: — Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его раб и посланник Его. Услышав дважды формулу шахады, Пророк поднял на меня свой взор, и, узнав меня, воскликнул: “О Вахши, это ты?” — Да, о посланник Аллаха, — ответил я. — Садись и расскажи мне, как ты убил Хамзу, — повелел Пророк. Сев рядом с ним, я всё ему рассказал. Когда я закончил своё повествование, Пророк, отвернувшись от меня, сказал: — Горе тебе, о Вахши! Прочь с глаз моих, чтобы я тебя больше не видел с этого дня... С того самого дня я всячески старался не попадаться на глаза Пророку. Если на собрании, например, люди садились перед ним, то я выбирал место сзади него. Всё так и продолжалось до тех пор, пока посланник Аллаха не отправился к своему Владыке». * * * Далее Вахши продолжал: «Несмотря на то что я знал, что принятие Ислама списывает все грехи, совершённые ранее, я продолжал ощущать великую тяжесть содеянного мною и огромный ущерб, нанесённый этим Исламу и всем мусульманам. Я очень стремился воспользоваться подходящей возможностью, чтобы искупить совершённое преступление». * * * Далее Вашхи рассказывал: «Когда посланник Аллаха скончался, халифатство перешло к его сподвижнику Абу Бакру. В это же время племя бану Ханифа под предводительством лжепророка Мусайлимы отказалось от Ислама и впало в ересь. Халиф посланника Аллаха снарядил армию для войны с Мусайлимой, чтобы возвратить его племя бану Ханифа в лоно религии Аллаха. Тут я сказал себе: “Клянусь Аллахом, о Вахши, это твой шанс, и ты должен его использовать. Ни в коем случае не упускай его из рук”. Я выступил в поход вместе с войсками мусульман, взяв свой кинжал, которым я убил главного мусульманского мученика Хамзу Ибн Абдель Мутталиба. Кроме того, я поклялся самому себе, что либо убью Мусайлиму, либо паду смертью героя. Когда мусульмане атаковали Мусайлиму и его армию в Акраба, он вместе со своими приверженцами пытался найти убежище на участке, огороженном стеной [хадика — араб. «сад», «парк»; это место впоследствии стали называть «садом смерти» — Ред.], и завязалась яростная схватка с врагами Аллаха, я начал искать самого Мусайлиму. Я увидел его стоящим с мечом в руке, в то время как один из ансаров, подобно мне, наблюдал за ним. Очевидно, обоим нам хотелось убить его... Заняв выгодную позицию, я покачал кинжалом и, приноровившись, метнул его. Было видно, что он попал в цель... В тот же самый момент, когда я метнул в Мусайлиму свой кинжал, человек из ансаров подскочил к нему и нанёс удар мечом... Одному Господу известно, кто из нас двоих убил его. Если это сделал я, то значит, что я убил лучшего человека после Мухаммада... и худшего из людей также...» ХАКИМ ИБН ХИЗАМ«Истинно, в Мекке есть четыре человека, которых я слишком уважаю, чтобы считать их язычниками. Я очень хочу, чтобы они были в Исламе». (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) Известно ли тебе, о мой читатель, что-нибудь об этом сподвижнике посланника Аллаха? Исторически подтверждено, что это единственный человек, родившийся в стенах великой Каабы. История его рождения такова. Как-то его мать с группой сверстниц вошла внутрь Каабы, чтобы получше рассмотреть её... Она в тот день как раз была открыта в связи с какими-то событиями. Находясь в Каабе, его беременная мать почувствовала, что у неё внезапно начались предродовые схватки, и она уже не смогла покинуть стены святилища. Её положили на кожаную подстилку, где она и родила своего младенца. Этим ребёнком и был Хаким Ибн Хизам Ибн Хувайлид — сын брата матери правоверных госпожи Хадиджи Бинт Хувайлид. * * * Хаким Ибн Хизам вырос в семье, принадлежавший к старому и знатному роду, занимавшей высокое положение и владевшей большими богатствами. Наряду с этим, Хаким был умным, рассудительным и честным человеком, что побудило его соотечественников сделать Хакима своим руководителем и ответственным за оказание помощи нуждающимся и попавшим в беду паломникам... Он из своих собственных средств снабжал одиноких и отставших паломников в Священный Дом Аллаха в эпоху джахилиййи. Хаким был близким другом посланника Аллаха ещё до того, как он начал выполнять пророческую миссию. Несмотря на то что Хаким был старше благородного Пророка на пять лет, он очень любил общаться с ним, поддерживал самые добрые дружеские отношения с ним, охотно повсюду сопровождал его и проводил с ним своё время. Посланник Аллаха отвечал Хакиму взаимностью, любовью на любовь и дружбой на дружбу. Когда они стали родственниками, их отношения ещё больше окрепли. Это произошло, когда Пророк женился на тёте Хакима Хадидже Бинт Хувайлид. * * * После всего этого, о мой читатель, что мы рассказали тебе о теснейших отношениях Хакима с посланником Аллаха, ты, вероятно, очень удивишься, узнав, что Хаким принял исламскую веру лишь только в день покорения Мекки, когда прошло уже более двадцати лет с тех пор, как началась миссия пророчества. Разумно было бы предположить, что такой человек, как Хаким Ибн Хизам, которого Аллах наградил рассудительностью и такой тесной связью с Пророком, должен был бы стать первым из уверовавших в посланника Аллаха, его миссию и вставших на путь истинного наставления. Но на всё есть воля Аллаха и Его предопределение. Происходит только то, что угодно Аллаху. * * * Подобно тому, как мы удивляемся такому позднему переходу Хакима Ибн Хизама в Ислам, точно так же он сам удивился этому. Приняв Ислам и вкусив сладость веры, Хаким ощутил острое чувство раскаяния за каждое мгновение своей прежней жизни, когда он был язычником, неверующим в Аллаха и клевещущим на Его пророка. Увидев Хакима плачущим после того, как он принял исламскую веру, его сын спросил: — Что тебя так расстраивает, отец? — Абсолютно всё в моей прошлой жизни расстраивает меня, — ответил Хаким. — Во-первых, это моё позднее принятие Ислама, из-за чего я отстал в праведных делах, в то время как многие опередили меня в этом. Даже если я потрачу всё золото Земли, то и тогда не верну упущенного. Во-вторых, Аллах спас меня в битвах при Бадре и Ухуде. Я сказал тогда самому себе: “Больше я не буду помогать курайшитам в их борьбе с посланником Аллаха и никогда не выйду из Мекки. Но тут же меня силой заставили помогать курайшитам. В-третьих, всякий раз, устремляясь к Исламу, я оглядывался на пожилых и почтенных курайшитов, которые строго придерживались обычаев эпохи джахилиййи. Мне приходилось руководствоваться их примером и подражать им... О, если бы я не сделал этого... Нас погубило слепое подражание нашим отцам и руководителям. Как же мне не расстраиваться, сынок?! * * * Подобно тому, как мы удивились позднему переходу Хакима Ибн Хизама в Ислам, и как он сам изумился этому, точно так же сам Пророк удивлялся человеку, обладавшему умом и сообразительностью, которые сочетались в личности Хакима, что он не принял Ислама, хотя Пророк и желал этого ему и подобным ему людям, чтобы они были в числе первых, обратившихся в религию Аллаха. В ночь, предшествовавшую покорению Мекки, посланник Аллаха сказал своим сподвижникам: — Истинно, в Мекке есть четыре человека, которых я слишком уважаю, чтобы считать их язычниками. Я очень хочу, чтобы они были в Исламе. Его спросили: «А кто эти люди, о посланник Аллаха?» Он ответил: — Это Аттаб Ибн Асйад, Джубайр Ибн Мутам, Хаким Ибн Хизам и Сухайл Ибн Амру. Аллаху принадлежит заслуга в том, что все они стали мусульманами... * * * Вступив покорителем в Мекку, посланник Аллаха непременно хотел благородно обойтись с Хакимом Ибн Хизамом. Поэтому он повелел своему глашатаю провозгласить следующее: «— Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его, тот в безопасности... — Кто сидит на территории Каабы и сложил оружие, тот в безопасности... — Кто сидит за закрытой дверью, тот в безопасности... — Кто вошёл в дом Абу Суфйана, тот в безопасности... — Кто вошёл в дом Хакима Ибн Хизама, тот в безопасности...» Дом Хакима Ибн Хизама располагался в нижней части Мекки, а дом Абу Суфйана в её верхней части. * * * Принятый Хакимом Ибн Хизамом Ислам целиком овладел им, а его вера вошла в кровь и сердце... Хаким поклялся сам себе, что он искупит все свои языческие убеждения и неверные действия во время джахилиййи, а также многократно возместит все расходы, связанные с борьбой против посланника Аллаха. Он с честью выполнил данную им самому себе клятву... Хакиму принадлежал, например, старинный дом для проведения собраний, представлявший большую историческую ценность... В этом доме в эпоху джахилиййи курайшиты проводили свои встречи и собрания. Здесь собирались также их вожди и старейшины для ведения заговорщической деятельности против посланника Аллаха. Хаким Ибн Хизам хотел покончить со всем этим, как будто он стремился опустить завесу забвения над всем ужасным и мрачным прошлым. Когда Хаким продал этот дом за сто тысяч дирхемов, кто-то из молодых курайшитов заметил ему: — Дядя, ты продал историческую гордость курайшитов. Хаким ответил ему: — Ничего подобного, сынок! Взамен всех исторических гордостей осталась только праведность. Я продал этот дом, чтобы на вырученные деньги приобрести себе дом в Раю... Я свидетельствую перед вами, что все эти деньги я израсходую во имя Всевышнего и Всемогущего Аллаха. * * * После перехода в исламскую веру Хаким Ибн Хизам совершил паломничество. Он привёл с собой сто верблюдиц, украшенных богатыми покрывалами, которых принёс в жертву, стремясь приблизиться к Аллаху. Совершая паломничество в другой раз, он поднялся на гору Арафат вместе с сотней своих рабов. На шее каждого из них было серебряное кольцо, на котором было выгравировано: “Освобождены Хакимом Ибн Хизамом во имя Всевышнего и Всемогущего Аллаха”. Затем он сделал их всех свободными людьми... Совершая следующее паломничество, он привёл с собой тысячу, да, именно тысячу, барашков и в Мине принёс их всех в жертву, накормив этим мясом бедных мусульман, стремясь тем самым приблизиться к Всевышнему и Всемогущему Аллаху. * * * После похода на Хунайн Хаким Ибн Хизам попросил у Посланника своей доли трофеев и получил её. После этого он попросил ещё, и Пророк опять наградил его. В итоге его доля составила сто верблюдов, а Хаким тогда был мусульманином недолгое время. Посланник Аллаха сказал ему: «Послушай, Хаким, всё это имущество — желанный дар для каждого человека. Тот, кто принимает это без корысти в душе, получит благословение, а тот, кто с корыстью берёт это, не получит благословения. Он уподобится тому, кто всё время ест, но не может насытиться. Известно, что верхняя рука лучше, чем рука снизу». Услышав такие слова от посланника Аллаха, Хаким Ибн Хизам воскликнул: — О посланник Аллаха, клянусь тем, Кто послал тебя с истинной миссией, после тебя я ни у кого и ничего не попрошу... Я также ни у кого ничего не возьму до самой смерти... Хаким выполнил и эту клятву самым достойным образом. В эпоху Абу Бакра Правдивейший много раз приглашал его получить причитающееся ему имущество и деньги из мусульманской казны. Однако Хаким отказывался от всего... Когда халифом стал аль-Фарук, он также неоднократно приглашал Хакима получить свою долю, но он также отказался взять что-нибудь... Однажды Умар встал перед людьми и сказал: — Свидетельствую перед вами, о мусульмане, что я постоянно зову Хакима взять свою долю, но он всегда отказывается. Так до самой своей смерти Хаким ни у кого ничего не взял. АББАД ИБН БИШР
«Никто не мог превзойти в добродетели троих из ансаров... Саада Ибн Муаза, Асйада Ибн аль-Худайра и Аббада Ибн Бишра». (Аиша, мать правоверных, да будет доволен ею Аллах) Светлое и сияющее имя Аббада Ибн Бишра навсегда вошло в историю призыва Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В поклонении Аллаху он всегда был истинным праведником, бодрствующим ночь для чтения Корана. Среди бойцов своего отряда он отличался мужеством и отвагой во всех сражениях во имя возвышения Слова Аллаха. Если рассматривать его в ряду наместников или руководителей, то Аббад Ибн Бишр был сильной личностью и надёжным хранителем средств мусульман. Аиша сказала о нём и ещё о двух его соплеменниках: — Никто не мог превзойти в добродетели троих из ансаров, которые принадлежали к роду Абдель Ашхала: Саада Ибн Муаза, Асйада Ибн аль-Худайра и Аббада Ибн Бишра. * * * Когда на горизонте Йасриба забрезжили первые лучи истинного наставления пророка Аллаха Мухаммада, Аббад Ибн Бишр аль-Ашхали был в расцвете молодости и юности. Его лицо светилось целомудрием и чистотой, а в поведении сквозила солидность и рассудительность, присущие зрелым людям, хотя в то время Аббаду едва исполнилось двадцать пять лет. * * * Когда Аббад встретился с молодым мекканским проповедником Мусабом Ибн Умайром, то почувствовал к нему большую тягу, и вскоре два сердца связали прочные узы дружелюбия и симпатии, взращённые на основе общей веры. Их души обрели единение в их общих благородных и возвышенных моральных качествах, достоинствах и добродетелях. Внимая Мусабу, нараспев читающему Коран своим нежным серебристым голосом с мелодичной и пленительной интонацией, Аббад воспылал сильнейшей любовью к Слову Аллаха, широко распахнув для него своё сердце. Это стало для него главной заботой и важнейшим делом. Днём и ночью, в пути и на стоянке он непрерывно повторял священные аяты до тех пор, пока сподвижники Пророка не назвали его имамом и другом Корана. * * * Как-то ночью посланник Аллаха совершал Намаз в доме Аиши, примыкавшем к мечети. Заслышав голос Аббада Ибн Бишра, читавшего Коран так мягко и нежно, как Пророк слышал это своим сердцем от Джибриля, он спросил: «О Аиша! Это голос Аббада Ибн Бишра?» — Да, о посланник Аллаха, — ответила Аиша. — О Аллах, прости ему его прегрешения, — сказал Пророк. * * * Аббад Ибн Бишр участвовал во всех боевых походах посланника Аллаха, и в каждом из них он проявлял себя достойным образом, присущим носителю идей Корана. Однажды посланник Аллаха находился в пути, возвращаясь из дальнего похода. В одной из долин он остановился со своим отрядом на ночёвку. В этом походе один из мусульман пленил у язычников их женщину в отсутствие её мужа. Вернувшись и не найдя своей жены, муж поклялся именем ал-Лат и аль-Уззы во что бы то ни стало догнать Мухаммада и его спутников и не возвращаться, пока не прольётся кровь виновного. * * * Едва мусульмане распрягли своих верховых животных в долине, как посланник Аллаха спросил: — А кто будет охранять нас этой ночью? К нему подошли Аббад Ибн Бишр, Аммар Ибн Йасир и сказали: «Мы, о посланник Аллаха!» Пророк побратал этих людей, когда мухаджиры прибыли в Медину. Подойдя к выходу из долины, Аббад Ибн Бишр спросил своего брата, Аммара Ибн Йасира: — Ты предпочитаешь спать первую или вторую половину ночи? Аммар ответил: — Я предпочитаю спать первую половину ночи. Затем он устроился неподалёку на ночлег. * * * Стояла тихая и спокойная ночь. Звёзды, деревья и камни воздавали хвалу своему Господу и восславляли Его. Душа Аббада Ибн Бишра настроилась на поклонение Аллаху, а его сердце страстно тянулось к Корану. Необыкновенно приятным для него было читать Коран во время Намаза, что прибавляло наслаждения и делало его удвоенным. Обратившись к Кибле, Аббад приступил к совершению Намаза и начал читать аяты из суры «Пещера» своим волшебным, притягательным голосом. И вот, когда Аббад купался в этом Божественном сияющем свете, целиком погрузившись в его сверкающий блеск, к долине приблизился человек. Издали заметив стоящего у входа в долину Аббада, человек понял, что в долине находится Пророк со своим отрядом, а этот человек охраняет их. Тогда пришелец, достав из колчана стрелу, вложил её в лук, а затем пустил в Аббада. Аббад вырвал из своего тела стрелу, не переставая читать Коран и совершать Намаз. Ночной пришелец выпустил в него другую стрелу, которая также попала в цель. Однако Аббад выдернул её из тела, как и первую. Человек поразил его третьей стрелой, но Аббад выдернул её, как и две предыдущие. После этого он дополз до отдыхающего неподалеку товарища и разбудил его со словами: «Вставай, я ранен и ослаб». Когда пришелец увидел их обоих, то тут же поспешил ретироваться. * * * Посмотрев на Аббада, Аммар увидел кровь, обильно текущую из его трёх ран. Тогда он спросил его: «Хвала Всевышнему Аллаху, почему же ты не разбудил меня, когда в тебя попала первая стрела?» Аббад ответил: — В это момент я как раз читал суру из Корана, и мне не хотелось прерывать её, прежде чем она закончится. И клянусь Аллахом, если бы я не боялся оставить без прикрытия проход, который посланник Аллаха поручил охранять мне, то моя собственная гибель была бы мне угоднее, чем прервать чтение суры. * * * Когда в эпоху Абу Бакра начались войны с вероотступниками, Правдивейший снарядил большую армию, чтобы покончить со смутой, чинимой лжепророком Мусайлимой, подчинить поддерживавших его вероотступников и вернуть их в лоно Ислама. В авангарде этой армии находился Аббад Ибн Бишр. Во время сражений, не принесших мусульманам заметного успеха, Аббад заметил, что ансары полагались на мухаджиров, а мухаджиры полагались на ансаров. Такое положение наполнило его душу скорбью и гневом. Всякий раз, слыша взаимные упрёки и пререкания, он чувствовал себя сидящим на угольях. Аббад прекрасно осознавал, что мусульмане добьются успеха в этих сражениях только в том случае, если каждая из сторон будет стремиться взять на себя всю полноту ответственности... Пусть же знают это истинно стойкие муджахиды. * * * В ночь перед решающим сражением около Акраба Аббад Ибн Бишр увидел сон, что как будто небо раскрылось перед ним, а когда он вступил на Небеса, они приняли его, и небесные врата закрылись за ним... Проснувшись утром, Аббад рассказал об увиденном во сне Абу Саиду аль-Худри. При этом он добавил: «Клянусь Аллахом, о Абу Саид, это означает мою смерть на поле боя». * * * Когда рассвело и сражение возобновилось, Аббад Ибн Бишр поднялся на возвышенное место и провозгласил: «О ансары, отличитесь же среди других людей! И не вкладывайте ваши мечи в ножны! Не посрамите же Ислам!» Он продолжал выкрикивать это, пока вокруг него не собралось около четырёхсот ансаров во главе с Сабитом Ибн Кайсом и аль-Бара Ибн Маликом. Здесь же был и меч посланника Аллаха — Абу Дуджана. Аббад Ибн Бишр и те, кто были с ним, бросились в гущу вражеских рядов, сея смерть своими мечами и грудью встречая опасность. Бой продолжался до тех пор, пока не были сломаны клыки лжепророка Мусайлимы и его приспешников, бежавших в «сад смерти». И там, у стен «сада смерти», Аббад Ибн Бишр бездыханным рухнул на землю, обливаясь кровью... На его теле было бесчисленное число ран от мечей, копий и стрел врага, так что Аббада опознали только по имевшимся особым приметам. ЗАЙД ИБН САБИТ
«Кто же силён в рифме более Хассана и его сына, и кто может быть сильнее в идее более Зайда Ибы Сабита?» Итак, идёт второй год по Хиджре... Вся Медина, этот славный город посланника Аллаха, переполнена людьми, готовящимися к выступлению в поход на Бадр. Благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, последним взглядом окидывает первую армию мусульман, которая под его личным командованием выступит на Джихад во имя Аллаха и утверждения Его Слова на Земле. И в этой обстановке к рядам воинов приблизился мальчик в возрасте не более тринадцати лет. По его лицу было видно, что он умён и сообразителен. В его руке был меч, равный по длине его росту или даже чуть выше. Приблизившись к посланнику Аллаха, он воскликнул: — Да буду я твоим выкупом, о посланник Аллаха! Позволь мне быть с тобой и сражаться с врагами Аллаха под твоим знаменем. Благородный Посланник, радостно и восхищённо глядя на него, мягко и отечески похлопал его по плечу и с самыми добрыми побуждениями отправил его обратно по причине малолетства. * * * Волоча свой меч по земле, мальчик возвращался домой, страшно расстроенный тем, что его лишили чести сопровождать посланника Аллаха в его первом военном походе. Вслед за мальчиком шла его мать ан-Наввар Бинт Малик, опечаленная и расстроенная не менее своего сына. Ей так хотелось усладить свой взор видом своего мальчика, идущим вместе с мужчинами муджахидом под знаменем посланника Аллаха. Она очень надеялась также, что её сын займёт рядом с посланником Аллаха место, которое было предназначено для его отца, если бы он был жив. * * * Однако, когда мальчику из ансаров не удалась попытка стать приближённым посланника Аллаха по причине его малолетства, то его сообразительность подсказала ему другую сферу приближения к Пророку, в которой возраст не имеет никакого значения. Это была область науки и знания Корана... Когда мальчик рассказал о своей идее матери, она пришла в восторг и начала активно помогать ему в этом. * * * Ан-Наввар рассказала своим соплеменникам о страстном желании своего сына и поведала им о его идее. Тогда они привели мальчика к посланнику Аллаха и сказали: — О пророк Аллаха, это наш сын Зайд Ибн Сабит, который знает наизусть семнадцать сур из Книги Аллаха. Он читает их точно таким образом, каким они были ниспосланы в твоё сердце. Кроме того, это очень сообразительный мальчик, который хорошо пишет и читает. Он очень хочет тем самым приблизиться к тебе и стать нужным. Поэтому послушай его, если хочешь. * * * Благородный посланник послушал кое-что из того, что помнил наизусть юный Зайд Ибн Сабит. Оказалось, что у мальчика есть ораторские задатки, и его речь отличалась ясностью произношения... Слова Корана сияли в его устах, подобно звёздам на чёрном бархате неба. Кроме того, его чтение было чрезвычайно выразительным и трогательным. Он делал уместные паузы, что свидетельствовало о сознательном чтении и хорошем понимании текста. Благородному посланнику мальчик очень понравился, так как его впечатления превзошли ожидания. Пророк обрадовался ещё больше, когда узнал, что мальчик хорошо умеет писать. Обратившись у нему, Пророк сказал: — О Зайд, изучи-ка ты иудейскую грамоту. Я не уверен, что они меня понимают. Зайд ответил: «Слушаюсь и повинуюсь, о посланник Аллаха». Он тут же уселся за изучение иврита, который освоил очень быстро. После этого все послания, которые Пророк направлял иудеям, Зайд записывал на иврите, а их послания читал ему на арабском языке. После этого по повелению посланника Аллаха Зайд изучил ассирийский язык так же быстро, как и иврит. Таким образом, юный Зайд Ибн Сабит стал личным переводчиком посланника Аллаха. * * * Убедившись в честности, правдивости, точности и правильном понимании всего Зайдом, Пророк доверил ему Небесное Послание, ниспосылаемое на Землю. Он сделал его писцом Откровения Аллаха... Как только в сердце Пророка ниспосылались аяты Корана, он тут же посылал за Зайдом и говорил ему: «Записывай, о Зайд». И Зайд записывал всё под его диктовку. Таким образом, Зайд Ибн Сабит слушал и записывал аяты Корана от посланника Аллаха постепенно слово за словом, в результате чего выросли его знания... Воспринимая из уст Пророка Божественные аяты в связи с определённым поводом или конкретными обстоятельствами, душа Зайда обогащалась светом истинного пути, а его разум познавал тайны божественного Шариата... В результате этого он стал счастливым юношей, специализирующимся в Коране, и главным источником доведения Божественных знаний для нации Мухаммада после ухода из этой жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Зайд был главным из тех, кто в эпоху Правдивейшего Абу Бакра составляли и собирали полный текст Корана. Он руководил работой по унификации свитков Корана во времена Усмана. Разве может человеческая душа стремиться к чему-либо более возвышенному, чем это почётное положение? Разве может желать человек большей славы, чем эта? * * * Именно благодаря воздействию Корана, Зайд Ибн Сабит увидел освещённые им правильные пути решения сложных вопросов, которые ставили в тупик самых умных и проницательных людей. Так, например, в день ас-Сакифы мусульмане разошлись во мнениях по поводу преемника посланника Аллаха: Мухаджиры сказали: — Халифатство принадлежит нам, поскольку мы заслуживаем этого больше. Некоторые из ансаров заявили: — Нет, халифатство принадлежит нам, поскольку мы более достойны этого. Другие же ансары говорили: — Нет, халифатство должно принадлежать и нам и вам вместе... Ведь посланник Аллаха, когда использовал кого-нибудь из вас для определённой работы, всегда давал ему в напарники одного из нас. И тут чуть было не вспыхнула большая смута в то время, когда тело Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завёрнутое в саван, ещё не было погребено. В данный момент все ощущали необходимость услышать твёрдое, решительное и мудрое слово, освещённое истинным наставлением Священного Корана, чтобы в зародыше подавить смуту и показать правильный путь растерявшимся. Это мудрое слово было сказано Зайдом Ибн Сабитом аль-Ансари. Обратившись к людям, он сказал: — О ансары! Посланник Аллаха был из мухаджиров, так пусть же и его халиф, подобно ему, тоже будет из мухаджиров. А поскольку мы были ансарами у посланника Аллаха, то нам следует быть ансарами и у его халифа, а также добрыми помощниками ему в его праведных делах. Затем он протянул руку в сторону Правдивейшего Абу Бакра и сказал: — Вот ваш халиф. Присягните ему на верность! * * * Благодаря своему знанию и глубокому пониманию Корана в силу своего многолетнего общения с посланником Аллаха, Зайд Ибн Сабит стал наставником и маяком света для всех мусульман. В сложных проблемах с ним консультировались халифы, а простой народ советовался с ним по своим вопросам. Особенно часто к помощи Зайда прибегали в вопросах наследования, поскольку в то время никто лучше него не мог разобраться во всех этих тонкостях и лучше поделить имущество. Обращаясь к мусульманам с проповедью в день аль-Джабийи, Умар сказал: — О люди! Если кто-то хочет спросить что-нибудь о Коране, то пусть обращается к Зайду Ибн Сабиту... Если кто-то хочет посоветоваться по вопросам права, пусть обращается к Муазу Ибн Джабалу... Если кто-то хочет узнать что-нибудь о деньгах и имуществе, то пусть обращается ко мне. Волей Всевышнего и Всемогущего Аллаха я распоряжаюсь всеми денежными средствами и делю их... * * * Все, кто искал знаний из сподвижников и последователей, хорошо знали способности Зайда Ибн Сабита. Они уважали, чтили и ценили те огромные знания, средоточием которых он являлся. Премудрый Абдулла Ибн Аббас, увидев, как Зайд Ибн Сабит собирается сесть на своё верховое животное, становился перед ним, держал стремя и поводья, подавая в нужный момент. Зайд Ибн Сабит говорил: — Прекрати это, о двоюродный брат посланника Аллаха! Ибн Аббас отвечал: — Так повелено нам обходиться с нашими учёными... Тогда Зайд сказал ему: «Покажи мне руку». Когда Ибн Аббас протянул руку, Зайд наклонился, поцеловал её и сказал: — А так нам повелено поступать со всем родом нашего Пророка... * * * Когда Зайд Ибн Сабит ушёл к своему Владыке, мусульмане оплакивали его вместе со смертью знаний, которые он унёс с собой в могилу. Абу Хурайра сказал: — Сегодня умер выдающийся учёный нашей нации. О, если бы Аллах сделал Ибн Аббаса его преемником! В своей элегии поэт посланника Аллаха Хассан Ибн Сабит, оплакивая Зайда, сказал: — Кто же силён в рифме более Хассана и его сына? И кто же может быть сильнее в знаниях более Зайда Ибн Сабита? РАБИА ИБН КААБ
Рабиа Ибн Кааб рассказывал: «Я был совсем юным, когда мою душу осветил свет веры, а в моё сердце вошли истины Ислама. Когда мои глаза осчастливились лицезрением посланника Аллаха, я с первого же взгляда возлюбил его огромной любовью, которая захлестнула меня всего целиком. Меня так влекло к нему, что я не мог думать ни о чём другом. Однажды я сказал самому себе: “Горе тебе, о Рабиа! Почему бы тебе не посвятить себя служению посланнику Аллаха? Предложи ему свои услуги... Если он будет доволен тобой, то ты обретёшь счастье быть рядом с ним, завоюешь его любовь и благо в этом и ином мирах”. Не медля, я предложил посланнику Аллаха свои услуги, и попросил его принять меня к нему на службу. Он не отклонил моей просьбы и согласился взять меня к себе в слуги. Начиная с этого дня, я стал неразлучной тенью благородного Пророка: куда бы он ни направлялся, я всюду сопровождал его и бывал везде, где бывал он. Достаточно было лёгкого движения в мою сторону, как я тут же представал перед ним. Стоило только ему чего-нибудь захотеть, как я тут же бросался исполнять его желание. Я оказывал ему услуги в течение дня, а после заката солнца, когда Пророк совершал вечерний Намаз и возвращался к себе домой, я мог быть свободен. Однако в таких случаях я всегда задавал себе вопрос: “Куда же тебе идти, о Рабиа?» А вдруг посланнику Аллаха чего-нибудь понадобится ночью?” Я садился у его дверей и никуда не отходил от порога. Посланник Аллаха часто проводил ночь в бодрствовании и Намазе. Я слышал, как он начинал читать «аль-Фатиху» Книги Аллаха, и часть ночи повторял её, пока не уставал, и прекращал чтение, а может быть смежались мои веки, и я засыпал. Иногда мне казалось, что я слышу, как он произносил: “Слышит Аллах, кто воздал хвалу Ему”. Он повторял это дольше, чем «аль-Фатиху» Книги Аллаха».
* * * «У посланника Аллаха был обычай, который состоял в том, что если кто-то делал ему доброе дело, то он предпочитал этого человека в гораздо большей степени. Желая вознаградить меня за оказываемые ему услуги, Пророк как-то подошёл ко мне и сказал: — О Рабиа Ибн Кааб! — Слушаюсь и повинуюсь, о посланник Аллаха, да многократно осчастливит тебя Аллах, — отозвался я. — Проси чего хочешь, и я дам тебе это, — сказал Пророк. Немного подумав, я спросил: — Дай мне срок, о посланник Аллаха, чтобы я подумал, что мне попросить у тебя, а потом я тебе скажу об этом. — Не бойся, проси, — сказал Пророк. Тогда я был бедным юношей, не имеющим ни родных, ни имущества, ни жилья. Моим пристанищем был угол в мечети, предназначенный для бедняков, где разделяли со мной кров такие же обездоленные, как я сам. Люди называли нас “гостями Ислама”. Когда кто-нибудь из мусульман приносил своё пожертвование посланнику Аллаха, то он целиком отправлял его нам. Если же кто-то приходил к Пророку с дарами для него лично, то часть этих даров он брал себе, а остальные отдавал нам. Душа подсказала мне попросить у посланника Аллаха что-нибудь из мирских благ, чтобы тем самым избавиться от бедности и стать похожим на других людей, у которых есть имущество, жёны и дети. Но не успел я подумать об этом, как меня внезапно осенило: “Берегись, о Рабиа Ибн Кааб! Всё мирское преходяще и тленно. У тебя есть в этом мире достаточно пропитания от Всевышнего и Всемогущего Аллаха, которое несомненно придёт к тебе. Посланник Аллаха занимает у своего Господа такое положение, что Он не отклоняет ни одной его просьбы. Поэтому проси у посланника, чтобы он испросил у Аллаха блага для тебя в иной жизни”. Моя душа осчастливилась этим и обрела умиротворение. Когда я пришёл к посланнику Аллаха, он спросил: — Ну, что скажешь, о Рабиа? Я ответил: “О посланник Аллаха, я прошу тебя, чтобы ты испросил у Аллаха сделать меня твоим спутником в Раю”. Он спросил: — И кто же надоумил тебя просить этого? Я ответил: — Клянусь Аллахом, никто мне не советовал этого. Однако когда ты сказал: “Проси что хочешь, и я дам”, то душа подсказала мне попросить у тебя что-нибудь из мирских благ. Однако тут на меня снизошло истинное наставление о необходимости предпочтения иного мира нашему. Поэтому я попросил тебя, чтобы ты испросил у Аллаха сделать меня твоим спутником в Раю. Посланник Аллаха надолго замолчал, а затем спросил: — Или же что-нибудь иное, о Рабиа? Я сказал: — Нет, о посланник Аллаха, ничто не может быть лучше того, что я попросил у тебя. Пророк сказал: — Уделяй больше внимания поклонению и Намазу. После этого я стал очень старательно и усердно поклоняться Аллаху, чтобы сопровождать посланника Аллаха в Раю так же, как я оказываю ему услуги и сопровождаю его в этом мире». * * * «Вскоре после этого меня позвал посланник Аллаха и спросил: — Разве ты не женился, о Рабиа? Я ответил: — Мне не хотелось бы, чтобы что-нибудь отвлекало меня от служения тебе, о посланник Аллаха. К тому же у меня нет средств, чтобы выплатить жене причитающуюся ей сумму. И жилища у меня нет, где бы я мог жить с женой. Посланник Аллаха промолчал. Увидев меня как-то после этого, он спросил: — Разве ты не женился, о Рабиа? Я ответил на этот вопрос так же, как и в первый раз. Однако вскоре я почувствовал в душе раскаяние и сказал сам себе: «Горе тебе, о Рабиа... Ей-богу, Пророк лучше тебя знает, что для тебя является благом в твоей религии и в твоём мире. Ему всё про тебя известно лучше. Клянусь Аллахом, если посланник Аллаха ещё раз призовёт меня жениться, то я отвечу на этот призыв». * * * «Вскоре после этого посланник Аллаха спросил меня: — Ты всё ещё не женился, о Рабиа? — Я не возражаю, о посланник Аллаха, но кто же пойдёт за меня замуж, если я в таком бедственном положении? Пророк сказал: “Отправляйся к такому-то человеку домой и скажи: “Посланник Аллаха повелевает вам, чтобы вы отдали мне в жёны такую-то вашу дочь”. В смущении я пришёл к этим людям и сказал им: “Посланник Аллаха прислал меня к вам, чтобы вы отдали мне в жёны такую-то вашу дочь”. Они спросили: “Именно эту?” — Да, — ответил я. Они сказали: “Приветствуем посланника Аллаха и приветствуем посланца посланника Аллаха. Клянёмся Аллахом, если посланник Аллаха посылает своего посланца, то значит это необходимо”. После этого они заключили со мной брачный контракт на эту девушку... Придя к Пророку, я сказал: — Я вернулся из доброго дома... Они поверили мне, приветствовали меня и заключили со мной брачный договор на свою дочь. Но где мне взять средства для выплаты причитающихся жене денег? Посланник Аллаха вызвал к себе одного из вождей моего племени бану Аслам Бурайду Ибн аль-Хасыба и сказал ему: — О Бурайда, соберите для Рабиа необходимое количество золота. Они исполнили это. Посланник Аллаха сказал мне: — Отправляйся с этим к ним и скажи: “Вот махр вашей дочери”. Я пришёл к ним и передал им золото, которое они приняли с удовольствием, сказав: “Это порядочная сумма...” Придя к посланнику Аллаха, я сказал: — Никогда не видел более благородных людей. Они очень довольны тем, что я вручил им, и хотя этого было немного, они сказали, что это хорошие деньги. Но где мне взять деньги на свадебное угощение, о посланник Аллаха? Посланник Аллаха сказал Бурайде: — Собери денег на хорошего барана. Соплеменники купили мне большого жирного барана, а посланник Аллаха сказал: — Иди к Аише и скажи ей, чтобы она дала тебе ячменя, который есть у неё. Когда я пришёл к Аише, она сказала: “Вот тебе корзина, где семь мер ячменя. Клянусь Аллахом, другой еды у нас нет”. После этого с бараном и ячменём я отправился в дом невесты, где мне сказали: “Ячмень мы приготовим, а барана пусть приготовят твои соплеменники”. Вместе со своими соплеменниками мы закололи, освежевали и приготовили барана. Таким образом, у нас уже были хлеб и мясо. Я устроил свадебное угощение, пригласив на него посланника Аллаха, который принял моё приглашение». * * * «После этого посланник Аллаха подарил мне участок земли рядом с землёй Абу Бакра. Таким образом, у меня появилось имущество, и я даже заспорил с Абу Бакром из-за одной пальмы, сказав ему: — Эта пальма на моей земле. Он возразил: — Нет, она находится на моей земле. Мы продолжали спорить, и с языка Абу Бакра сорвалось неприличное выражение. Сказав это, он тут же пожалел и предложил мне: — О Рабиа, ответь мне тем же, и мы будем квиты. — Клянусь Аллахом, я не сделаю этого, — ответил я. — Тогда я пойду к посланнику Аллаха, — сказал Абу Бакр, — и пожалуюсь ему на то, что ты не хочешь отомстить мне... Он пошёл к посланнику Аллаха, а вслед за ним направился и я. Со мной были также и люди из племени бану Аслам, которые говорили: “Это он начал первым, и он обругал тебя. А теперь он хочет первым прийти к посланнику Аллаха и пожаловаться на тебя?” Повернувшись к ним, я сказал: “Горе вам! Разве вы не знаете, кто это? Это же Правдивейший и старейшина всех мусульман... Уходите назад, пока он не обернулся и не увидел вас. Он подумает, что вы пришли помогать мне против него, и разгневается. Когда же он в гневе придёт к посланнику Аллаха, то от его гнева разгневается и сам Пророк. А если оба они будут в гневе, то очень рассердится и Аллах, с это будет означать мою погибель”. После этого мои спутники вернулись. Когда Абу Бакр пришёл к Пророку и рассказал ему всё, как было, посланник Аллаха поднял голову и спросил: — Что за проблема у тебя, о Рабиа, с Правдивейшим? — О посланник Аллаха, он захотел, чтобы я сказал ему то же самое, что он сказал мне, но я этого не сделаю. Пророк сказал: “Правильно. Не говори ему то, что он сказал тебе, но скажи: “Да простит Аллах Абу Бакра”. Я сказал ему: “Да простит тебя Аллах, о Абу Бакр”. Он ушёл со слезами на глазах, повторяя: — Да ниспошлёт Аллах тебе добро вместо меня, о Рабиа Ибн Кааб! Да ниспошлёт Аллах тебе добро вместо меня, о Рабиа Ибн Кааб!..
Из книги "Сувару мин хаяти ассохаба" Абдуррахман Рафат Аль-Баша |