О сомнительности хадиса "о 73 общинах"
Автор: Administrator   

Во время хутбы часто можно слышать от имамов: "умма мусульман разделится на 73 течения, все они в огне, кроме одной" - заставляет задумать над тем, насколько этот хадис правдоподобен?

Об этом ничего не сказано в Коране! Ладно, можно поверить, что мусульмане разделятся на разные течения, однако они же от этого не перестанут быть мусульманами! Они не станут вероотступниками, многобожниками или атеистами! НЕТ! Они просто будут верить немного иначе, чем другие люди!
А хоть за крупицу веры, Аллах обещал спасти таких людей в Священном Коране!

И вот сейчас, много раз уже над этим задумываясь я наткнулся на анализ имама Шамиля Аляутдинова.
Прочитайте, может быть вам это будет полезно и вы поймете, что нельзя верить всем хадисам, пусть даже они и приводятся в так называемых сводах хадисов сахих....
Если они противоречат Корану, они не могут быть достоверными (лично мой вывод, никому не навязываю!). В конце статьи брата Шамиля я добавил аяты Корана, чтобы понятнее было вам!

73 ТЕЧЕНИЯ

Вопрос. Правда ли, что Пророк Мухаммад говорил о разделении его последователей на 73 течения (группы)? Какова степень достоверности этих слов?

Вопрос. Какова достоверность хадиса, часто цитируемого среди людей как религиозно грамотных, так и малограмотных, о том, что "иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72, мусульмане разделятся на 73 течения, только одно из которых попадет в Рай"? Если этот хадис достоверный, то как его понимать в практическом плане?

Ответ. По данному вопросу есть богословское и хадисоведческое исследование у известного богослова, имама аль-Кардави. Думаю, что просмотреть его и проанализировать будет достаточно для ответа на поставленный вопрос.

1. Несмотря на то что хадис имеет очень важное смысловое значение, он отсутствует в обоих самых авторитетных сводах хадисов: своде хадисов имама аль-Бухари и своде хадисов имама Муслима. То есть он не является достоверным по тем критериям, которые применялись этими выдающимися богословами-мухаддисами.

2. В наиболее распространенном варианте хадиса, переданном Абу Хурайрой[1], говорится о разобщенности мусульман и количестве течений. При этом оговорка, что "все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения" отсутствует. Хотя некоторые хадисоведы говорили о достоверности риваята (версии хадиса), переданного Абу Хурайрой. Однако такие ученые, как, например, Ибн Хаджар, аз-Захаби и другие, занимавшиеся подробными исследованиями достоверности слов, приписываемых Пророку, говорили, что этот хадис нельзя считать достоверным по причине несоответствия критериям достоверности одного из передававших его.

3. Что же касается риваятов, где в конце говорится о том, что "все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения", то эти версии недостоверны иснадом (цепью передававших). Если кто-то и говорил об их достоверности, то он имел в виду ту частичную достоверность (хасан ли гайрихи), которая предположительно может быть, когда по одному вопросу имеется несколько недостоверных хадисов. Но такого рода предположительно достоверные хадисы принимаются во внимание тогда, когда смысл их соответствует общему духу веры и не вступает в противоречие с аятами или достоверными хадисами. А упомянутое повествование вступает в противоречие со многими религиозными положениями и является весомой причиной и импульсом к разжиганию смут и смертоносных конфликтов, где каждая из сторон будет приписывать себе избранность пред Богом и безжалостно оскорблять, унижать и уничтожать противоборствующую сторону, с уверенностью в их неверии и безбожии. Исламские ученые говорили: "Страшитесь стать ослепленными и обманутыми словами "все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения". Это недостоверное дополнение противоречит религиозным правилам, и наиболее вероятно, что оно было специально внедрено атеистами-безбожниками".

4. Также немало исламских ученых-богословов как прошлого, так и настоящего говорили о смысловой недостоверности текста хадиса:

Та часть человечества, которая последовала за последним Посланником Всевышнего, упоминается в Священном Писании как "наилучшая" из тех, что когда-либо следовали за пророками и посланниками Творца (см., Св. Коран, 3:110). А текст хадиса говорит о том, что мусульмане окажутся хуже иудеев и христиан, так как разделятся на большее количество течений?! Например, об иудеях сказано в Писании: "И Мы [говорит Господь] пустили меж них враждебность и ненависть до Конца Света" (см., Св. Коран, 5:64), а о христианах: "Мы взяли обещание, договор с тех, кто говорил "мы – христиане", а они забыли о том, что напоминалось им. Мы [говорит Всевышний] пробудили меж них враждебность и ненависть до Конца Света. В последующем [в Судный День] Всевышний объявит им о том, что они делали" (см., Св. Коран, 5:14). Что же касается последователей заключительного Посланника Божьего, то о них нет такого рода повествований в Священном Коране.

Также история не подтверждает того, что иудеи и христиане разделялись когда-либо на такое большое количество течений.

К тому же упомянутое повествование говорит о том, что подавляющая часть мусульман окажется в Аду, а это явно вступает в противоречие со многими аятами и хадисами, где, например, говорится о том, сколь значительно будут помилованы последователи последнего Пророка, а также о том, что они будут составлять одну третью часть обитателей Рая, а в некоторых хадисах – половину.

5. Даже если принять во внимание некоторую достоверность первой части хадиса, то она никак не говорит о постоянстве такого рода противоречий и разногласий до Конца Света. А также не указывает на то, что отделившиеся и отклонившиеся перестанут быть мусульманами.

6. Да, были такие радикальные течения, которые объявляли себя единолично правыми, смотрели на всех остальных враждебно, с ненавистью. Однако они оставались в истории, не имели продолжения!

 

Имам Муслим в сборнике хадисов "Сахих" передает слова пророка, салаллаху алейхи уа салам:"Тот, кто передает от меня сообщение и видит его ложным, то он - один из двух лжецов", там же "Тому, кто сознательно возведет на меня ложь, приготовлено место в Аду".

 

Объясните, почему такие нестыковки между Кораном и хадисами, а также между самими хадисами?

Аллах обещает спасти любого человека, который верил в Аллаха, даже если был последним грешником, но умер с верой в Него и никого к Нему не приобщая....

И в тоже время есть хадис, по которому оказывается, что целых 72 общины мусульман будут в аду,
как может быть такое, чтобы верующие, самые любимые Аллахом мусульмане оказались в аду?

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, шейх аль-Альбани.

 

Что же касается слова «саляф», то первым, кто упомянул его в языковом значении в этой общине, был сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), который сказал своей дочери Фатиме: «Я прекрасный саляф (предок) для тебя». Муслим 2/234. Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима):
«Что такое саляфия, и каково ваше мнение в отношении саляфитов?»

Ответ на это вопрос дали шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, шейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Къу’уд и шейх ‘Абдуллах ибн Гъудаян: “Саляфия – это причисление себя к саляфам, а саляфы – это сподвижники и праведные имамы из первых трех поколений, о которых посланник (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовал благом: «Лучшие люди в моей общине – это мое поколение, а затем следующие за ним, и затем следующие за ним».

А саляфийюн (саляфиты) – это множественное число от слова саляфий (саляфит), что означает причисление себя к саляфам. Мы уже говорили о значении этого термина – это люди, которые следуют манхаджу саляфов, придерживавшихся Корана и Сунны. Они призывают к Корану и Сунне и совершают деяния в соответствии с Кораном и Сунной, по причине чего являются ахлю-Сунна уаль-джама’а”.

 

Инша Аллах думаю у вас нет теперь сомнений по поводу этого хадиса, я прошу Аллаха, чтобы Он вдохновил нас на благочестие в словах и делах, ведь Он – Всемогущий и Слышащий!

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

БаракаЛлаху фикум, ас саляму алейкум уа рахматуЛЛахи уа баракатуху!

Все сказанное подтверждается другим высказыванием Всевышнего:«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (3:110).

Смысл этого довода заключается в том, что Всевышний Аллах сообщил о том, что правоверные мусульмане призывают только к одобряемому, и если они единодушны в том, что какое-либо предписание является обязательным или желательным, то они призывают окружающих выполнять его, а из этого аята следует, что оно непременно относится к одобряемым поступкам. Если же они единодушны в том, что какое-либо предписание является запрещенным, то оно непременно относится к предосудительным поступкам.

 

В пользу этого также свидетельствует следующее высказывание Всевышнего:

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).

Всевышний сообщил о том, что Он сделал мусульманскую общину справедливой и наилучшей из всех религиозных общин, дабы они свидетельствовали обо всем происходящем, и если мусульмане единодушно свидетельствуют о том, что Аллах приказал или запретил какой-либо поступок или объявил его дозволенным, то их свидетельство не может быть ошибочным, потому что они обладают соответствующими знаниями и поступают справедливо. Если бы дело обстояло не так, то свидетельство мусульман нельзя было бы считать справедливом, а их самих нельзя было бы относить к обладателям знания.