О ПРОТИРАНИЙ НОСКОВ (МАСХ)
Автор: Administrator   

О ПРОТИРАНИЙ НОСКОВ (МАСХ)

 

          Я очень долго думал по поводу этого хадиса и пришел к мнению, что все таки лучше не пользоватся Масхом и решил поделиться со своим мнением с вами:

В основе данного вопроса лежит единственный хадис от аль-Мугийра ибн Шу‘ба, в котором говорится, что пророк Мухаммад иногда при омовении “протирал ноги влажными руками поверх “джаврабейн”. Условия, оговариваемые исламскими учеными в случае “протирания (масх) поверх “джаврабейн” вместо мытья ног”, связаны с характеристикой того, что конкретно подразумевается под “джаврабейн”. На этот счет было много суждений и нет однозначного определения. В тексте хадиса употреблено слово “джаврабейн” , которое характеризует все то, что надевается на ноги (кроме кожаных сапог, обуви или кожаных носков) высотой выше щиколотки. Люди по разному понимают этот хадис. Однажды мне один из знатоков Корана предложил просто провести масх на тонкие нейлоновые носки. Если такие люди ошибаются, то что говорить о простых малограмотных мусульманах?!!

 

              Ученые ханафитского мазхаба считают, что протирание поверх носков вместо промывания самих ног во время омовения допустимо в том случае, если носки плотные, толстые. Под плотностью подразумевается то, что они не просвечиваются и самостоятельно держатся на ногах. Ученые шафиитского мазхаба оговаривают как плотность носков, так и наличие у них кожаной подошвы.

             Во всех сборниках встречается лишь три хадиса, переданные Билялем, Абу Мусой Аш‘ари и Мугирой ибн Шу‘ба (да будет доволен ими Аллах). Повествование Биляля приводится в книге «Му‘жам Сагир» Табрани, а повествование Абу Мусы в сборниках «Ибн Маджа» и «Байхаки».

Однако, Хафиз Зайла‘и (знаменитый хадисовед) в известном труде «Насбур-Рая доказал, что оба иснада (цепь рассказчиков) имеют дефекты и слабы. Касательно повествования Абу Мусы, имам Абу Дауд Саджастаани (да будет милостив к нему Аллах), автор «Суннан Абу Дауд», (одного из шести сборников достоверных хадисов) написал: «Цепь передатчиков (иснад) этого хадиса не непрерывна, а значит не достоверна». («Базлюль-Муджхуд») Поэтому, нет необходимости в дальнейшем обсуждении этих двух хадисов.

Третий хадис, переданный Мугирой ибн Шу‘ба, приводится у имама Тирмизи (да будет милостив к нему Аллах), как хороший. Некоторые выдающиеся знатоки хадисов не согласились с ним.

Имам Абу Дауд (да будет милостив к нему Аллах) после записи этого хадиса писал: «И ‘Абдуррахман ибн Махди не должен рассказывать этот хадис, потому что достоверное известное повествование от Мугиры ибн Шу‘ба говорит, что Пророк (мир ему и благословение совершал «масах ‘аляль хуффайн». («Базлюль-Муджхууд»).

Имам Насаи (да будет милостив к нему Аллах) пишет в «Сунан Кубра»: «Кроме Абу Каиса, никто больше не рассказал этот хадис. И я не знаю никакого другого рассказчика, подтверждающего это повествование. Зато с уверенностью можно сказать, что хадис Мугиры ибн Шу‘ба о «масах ‘аляль хуффайн» является достоверным (сахих)» («Насбур-Рая»).

Многие имамы, например, имам Муслим, имам Байхаки, имам Суфьян Саури, имам Ахмад, имам Яхья ибн Му‘ин, имам ‘Али ибн Мадини и другие объявили этот хадис слабым из-за Абу Каиса и Хузайля ибн Шурджиля, которые были ненадёжными рассказчиками.

Имам Навави (да будет милостив к нему Аллах), автор комментария к «Сахиху Муслима», пишет: «Даже если бы все хадисоведы, критикующие этот хадис как слабый, не были едины в своих суждениях, даже тогда они были бы правы согласно правилу имама Тирмизи, в котором фундаментальным принципом является то, что критика выше одобрения. Все знатоки хадисов считали этот хадис слабым, поэтому утверждение имама Тирмизи, что этот хадис – хасан, сахих, неприемлемо» («Насбур-Раая»).

Таково положение иснада хадиса, который Са‘ид Абуль ‘Аля Маудуди и ряд др. приводят в подтверждение своего заявления. Теперь вы можете проверить и убедиться, что большинство учёных-хадисоведов объявило этот хадис слабым и неприменимым в качестве доказательства (далеля).

 

 

           В действительности, Коран предписывает нам совершать омовение определенным способом. В суре «аль-Ма’ида», аят 6, ясно и чётко приказано мыть, а не протирать ноги.

Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Когда встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтя, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. …Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны.» (5:6).

 

В вышеупомянутом аяте Аллах приказывает во время омовения мыть ноги!!! Это означает, что ни в коем случае нельзя протирать их, даже если носки сделаны из кожи. Читайте данный аят несколько раз – Аллах этими действиями хочет нас очистить!!!

Что для вас превыше всего – какие-то сомнительные хадисы или слова Всевышнего Аллаха, Который приказывает мыть ноги до щиколоток во время омовения (Вуду)?!! Это не пустые слова, а приказ Аллаха!!!

НЕ СЛУШАЙТЕ ЭТИХ МАЛОГРАМОТНЫХ ИМАМОВ!!!

В итоге, Аллах предписывает в Коране мыть ноги во время омовения (вуду). Из этого предписания не может быть никаких исключений или ограничений на основе нескольких повествований от Пророка (мир ему и благословение).

Я не исключаю, что пророк (сас) на самом деле проводил влажными руками по своим кожаным носкам! Но пророк (сас) может быть в данной ситуаций просто обновлял свое омовение, которое не было нарушено и не делал новое Вуду, а просто ОБНОВЛЯЛ!!! Например, я сам лично тоже стараюсь проводить новое омовение перед каждым намазом, если даже не было нарушено мое Вуду!

 


Даже допустив, что имам Тирмизи прав, и тогда это всего лишь один хадис из всех сборников. И вновь возникает вопрос, можем ли мы оставить ясный приказ Всевышнего Аллаха мыть ноги во время омовения (вуду) на основе лишь одного хадиса?

Как было упомянуто выше, допустимость «масах ‘аляль хуффайн» (протирания кожаных носков) достигла уровня таваатур, и что Имам Абу Юсуф сказал, что, если бы не был достигнут этот уровень, тогда мы не могли бы сделать исключение из предписания Аллаха мыть ноги. Хадисы о «масах ‘аляль джаурабейн» не достигают уровня таваатур.

Фактически, во всех сборниках хадисов мы находим лишь три повествования, из которых два единогласно слабые, а третий критикуется большинством хадисоведов. Только имам Тирмизи приводит его как сахих хадис.

Таким образом, в шариате неприемлемо делать исключение из приказа Аллаха на основе такого слабого хадиса. Имам Абу Бакр Джассаас пишет в книге «Ахкам уль-Коран Лиль-Джассаас»: «Как упоминалось ранее, подлинным указанием аята про омовение является мыть ноги. Более того, протирание кожаных носков никогда не было бы разрешено, не будь оно установлено мутаваатир хадисами. И так как повествования о «масах ‘аляль джаурабейн» не достигают того же масштаба как хадисы о «масах ‘аляль хуффайн», то нужно применять основное правило о мытье ног».

Утверждение о том, что сахабы протирали носки и разрешали другим, является неправильным. Ни одним повествованием или практикой сахабов не доказано, что они протирали носки из тонких тканей и т. д.

Пророк (мир ему и благословение) протирал обувь или свои кожаные носки только тогда, когда он уже был в состоянии омовения (вуду). Он совершал новое омовение перед каждым намазом. И потому что он был уже в состоянии вуду, вместо того, чтобы мыть ноги, он протирал обувь. Доказательство этому приводиться в «Сахихе Ибн Хузеймы»: «Сообщается что ‘Али (да будет доволен им Аллах) попросил воды, затем совершил краткое омовение и протёр обувь. После этого он сказал, что так Пророк (мир ему и благословение) совершал вуду, когда оно не было нарушен» («Сахих Ибн Хузейма). Из этого хадиса следует, что человек, у которого нет вуду, не может протирать обувь. После того, как приведено ясное свидетельство, нет никаких послаблений в этом вопросе.

Просто люди все времена искали для себя самый легчайший путь. В молодости не так трудно в день несколько раз проводить омовение. А вот в старости это становится затруднительным из-за своего возраста или состояния здоровья. Вот вам пример ученого - по этому поводу имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Я не разрешал протирать кожаные носки, пока это не стало для меня очевидным, как дневной свет» («Аль-Бахр ур-Ра’иг»).

 

Выполняйте приказы Аллаха и никогда не ошибетесь!

Истину знает лишь один Аллах!

 

Мейрханов Мейрам - http://www.religia.kz