8. Надо ли протирать лицо после дуъа |
Автор: Administrator |
8. НАДО ЛИ ПРОТИРАТЬ ЛИЦО ПОСЛЕ ДЪУА Даже этот на первый взгляд самый простой вопрос является среди мусульман нерешенным до сих пор, т.к. одни ученые рекомендуют после дуъа протирать лицо, а другие наоборот, запрещают и каждый по своему считает только себя на пути истины. С сожалением хочется отметить обо всех этих смутьянах, создающих проблему на пустом месте. Долго подумав и логический обосновав имеющиеся доказательства с обеих противоборствующих сторон на основе Корана и Сунны, пришел к выводу, что нельзя создавать трудности самим себе, когда Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) облегчили мусульманам религию. Если в каждом вопросе будем искать скрытые подтексты и заниматься буквоедством, то никогда не найдем приемлемого ответа. Все мы должны исходить из того, что если Аллах захочет дать нам от Своего баряката, то итак даст, независимо, протираем ли мы свое лицо после своих дуъа или нет – выделенный и адресованный кому-то барякат Аллаха никогда не достанется другому адресату! А если протираем свое лицо после дуъа, то и тут нет ничего греховного, если Аллах положит адресованный нам барякат на наши открытые ладони, то от конкретного адресата этот барякат никуда не уйдет и никто не может забрать, независимо, протираем ли свое лицо или нет. Поэтому, хотите протирать свое лицо, протирайте! А если не хотите протирать, ничего греховного нет в вашем поступке. Только не спорьте из-за этого и не создавайте пожалуйста фитну. Доказательство моих слов есть в Коране и Сунне, но мало кто на них обращают внимание. Аллах сказал: «Никто не (в силах) удержать ту милость, которую Аллах оказывает людям, а то, что Аллах удержит, после Него никто не (в силах) будет послать» (35:2). В хадисе говориться: «…О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует то, чего Ты лишил…» (Муслим, ан-Насаи). Как видите из вышеприведенных аята и хадиса, если Аллах решил даровать вам немного милости, то никто не может отнять у вас эту порцию милости и кроме Аллаха никто не может вам даровать такую милость. Но в то же время мы не можем исключить такой вариант, когда во времена сподвижников и табийнов протирание лица после дуъа считалось как должное, поэтому мало кто акцентировался в этом вопросе. Возможно, что по этой причине никто не передавал хадисы на эту тему. Ниже решил привести несколько хадисов в пользу протирания лиц руками для размышления, которые имеют право на существование. В своде хадисов имама ат-Тирмизи приведен следующий достоверный хадис: «(Второй праведный халиф) Умар ибн аль-Хаттаб передал, что когда Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) возносил руки с мольбою (держа их на уровне груди, плеч), он всегда (по завершении молитвы-дуъа) протирал ими лицо». Передается от Язида ибн аль-Асвада, что он совершил утреннюю молитву вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), после чего люди стали прикасаться к руке Избранника Божьего (мир ему и благословение Аллаха) и протирать свои лица. Язид сделал то же самое и сказал: «Я никогда не встречал ничего прохладнее и приятнее руки Пророка (мир ему и благословение), ее запах был приятнее миска». Сообщается, что Абу Джухайфа сказал: «(Однажды) в полуденную жару Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, вышел в аль-Батху, совершил омовение, после чего совершил полуденную (зухр) и послеполуденную (аср) молитвы, каждая из которых состояла из двух ракатов и во время которых перед ним находилась палка с заостренным концом (сутра)» (Бухари). В другой версии (этого хадиса сообщается, что Абу Джухайфа) сказал: «И позади этой палки проходили женщины, (а потом) люди поднялись (со своих мест), стали брать (Посланника Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует) за руки и проводить ими по своим лицам. Я (тоже) взял за его руку и приложил ёе к своему лицу, и оказалось, что она холоднее снега и приятнее по запаху, чем мускус» (Бухари). Фадаль ибн ‘Аббас рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Намаз по два рака‘ата с чтением “ташахуда” после каждых двух рака‘атов. И надо проявлять смирение, покорность и свою беспомощность, а после совершения намаза протягивайте свои руки, чтобы просить милость, т.е. протягивайте их к своему Господу ладонями к лицу, и говорите: «О мой Господь (два раза)!» А кто не сделает этого, его намаз такой и такой». Имам Тирмизи рассказывает, что, кроме ‘Абдуллы ибн Мубарак другие передатчики этого хадиса передают: «Кто не сделал этого, его намаз является «хидаджун», т.е. неполноценным» (ат-Тирмизи). Передают со слов Ибн Аббаса, который сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда вы просите Аллаха, то просите внутренней стороной ладони, а не внешней, и обтирайте им лица» (Аль-Мустадрак алас-сахихайн лил-Хаким 1924, так же см. Абу Давуд бабуд-дуа). В книге имама Аль-Бухари «Адабул-муфрад» приводится высказывание от Абу Нуайма, который сказал: «Я видел как ибн Умар и ибн Зубайр делали дуа и обтирали ладонями лица» (Бухари «адабуль-муфрад» стр 134, «муаассасатул-кутубуль-илмия», Бейрут 1987г.). Есть также достоверные хадисы, в которых говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал суры «ихлас», «фалак» и «нас» на открытые ладони, затем обтирал ими лицо и все тело. Хадис приводит Аиша: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) перед сном читал на открытые ладони «Кул хувал-лаху ахад и муаввизатайн («фалак» и «нас») затем дул на ладони и обтирал ими лицо и тело» (Бухари, Муслим). В принципе, если Аллах захочет, может итак дать Свой барякат кому пожелает по предопределениию, если даже не просишь, даже кафирам и атеистам. На все воля Аллаха, Ему видней кому что и сколько давать. Но мы мусульманы знаем, что вся благодать и ризк находится в руках у одного лишь Аллаха и Он не устает их раздавать нам. Ну'ман бин Башир рассказывает, что он слышал, как Расулюлах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Ду'а —это поклонение». Потом (для доказательства) сказал: «И сказал Господь ваш: "Просите у Меня, Я отвечу вам. Поистине, те, которые возгордились перед поклонением Мне, скоро войдут в джаханнам униженными"» (Тирмизи). Если мы поднимаем свои руки вверх ладонями, показываем всем своим видом и искренностью, что ожидаем барякат только от одного лишь Аллаха, а не от кого-то еще другого, то это и есть показатель нашей богобоязненности и покорности. Если еще после дуъа ладонями протираем своё лицо, опустив голову вниз, то это показывает нашу дополнительную благодарность и признательность Всевышнему Аллаху. Так что, кто не хочет поднимать ладони и протирать ими своё лицо после дуъа, а также те, кто считает это лишним движением, пожалуйста, можете дальше не протирать свои лица ладонями. Это на ваше усмотрение. Только из-за этого не создавайте пожалуйста вражду между собой и не спорьте, кто именно из вас на правильном пути. Не забывайте пожалуйста также о существований хадиса, где говорится, что Аллах стесняется вернуть раскрытые вперед ладони пустыми у того, кто просит Его о помощи: «Аллах стесняется Своего раба, поднявшего руки и просившего у Него, чтобы раб опустил свои руки пустыми» (Абу Дауд). Всевышний Аллах сказал в Коране: «Просите Меня, и я отвечу вам...» (40:60). Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах стеснителен и щедр! Он стесняется вернуть руки Своего раба пустыми, когда тот воздевает их к Нему, (обращаясь с дуа-мольбами)». Тот барякат и ризк, что Аллах дарует своим рабам, независимо в ладони ему или нет, независимо также, протирает ли человек свои лица или нет, никуда не денется от адресата, пока сам Аллаха не лишит его от своего дара. Аллах сказал: «Никто не (в силах) удержать ту милость, которую Аллах оказывает людям, а то, что Аллах удержит, после Него никто не (в силах) будет послать» (35:2). В хадисе говориться: «…О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует то, чего Ты лишил…» (Муслим, ан-Насаи). Таким образом, кто желает протереть свое лицо, чтобы быть уверенным в том, что после своего дуъа получил на свои ладони то, о чем просил, пусть протирают свои лица и успокоят свои души. А те, которые это отрицают, пусть дальше отрицают. И те, и те по своему правы и нельзя такую мелочь превращать в мировую проблему и враждовать друг с другом. ИншааЛлах, на том свете получим правильный ответ. |