5. Ташаххуд и салават |
Автор: Administrator |
5. ТАШАХХУД и САЛАВАТ Ташаххуд всегда надо читать про себя в каждом ка‘да, несмотря на то, является она первой или последней: «Ташаххуд надо читать про себя» (Абу Дауд, Тирмизи). Многие ученые единогласны в том, что если намаз состоит больше 2-х ракаатов, то после 2-го ракаата кроме ташаххуда ничего дополнительно нельзя читать: ‘Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) научил меня ташахуду в середине намаза и в конце намаза. Когда он находился в середине намаза, то после ташахуда вставал, а когда был в конце намаза, то просил для себя ду‘а, какое желал» (Ахмад). ‘Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда из вас кто-нибудь читает намаз, то пусть читает «ат-тахияту лиЛляхи...». После этого Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) научил полному ташаххуду следующим образом: «Ат-тахийяту лиЛляхи уа-с-салауату уа-т-тайибату. Ас-саляму ‘алейка айюха-н-набийю уа рахматуЛлахи уа барякатуху. Ас-саляму ‘алейна уа ‘аля ‘ибадиЛляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илляЛлаху уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху» (Прославления, молитвы, хорошие деяния — Аллаху. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения. Мир нам и праведным слугам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. И свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Его раб и Посланник)» (Бухари, Муслим). При ташахуде нельзя двигать пальцами, об этом свидетельствуют десятки достоверных хадисов, когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) учил своих сподвижников как читать ташахуд – нет ни одного прямого достоверного хадиса от самого Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) на эту тему (об этом в разделе об указательном пальце), т.к. единство Аллаха мы должны признавать всем сердцем, а не показывать указательным пальцем и заниматься показухой, стараясь походить на иудеев. ‘Айша рассказала об обычном методе сидения Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в аттахияте, несмотря на то, это ка‘да уля или ка‘да ахира: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после каждых двух рака‘атов читал аттахият. Он подкладывал свою левую ногу и ставил свою правую ногу, запрещал сидеть сидением шайтана и также запрещал расставлять руки, подобно хищнику, завершал намаз произнесением саляма» (Муслим). Вайль ибн Хаджар передаёт: «Я читал намаз за Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Когда он сел в ташаххуд, то положил свою левую ногу на землю и сел на неё» ( Передал этот хадис Са‘ид ибн Мансур и Тахави). Другой Хадис Вайля ибн Хаджара такого же содержания находится в Тирмизи т.1, стр. 38. ‘Абдуллах ибн ‘Умар говорит: «В суннат намаза входит поставить правую ступню на носки, чтобы пальцы были направлены в сторону кыблы, и сесть на левую ногу» (ан-Насаи). В хадисе от ибн Мансура говорится: «Я молился позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и когда он уселся для ташаххуда, то положил левую ступню на землю и сел на нее» (Ат-Тирмизи). В хадисе Абу Хумеида также сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, садился, кладя левую голень на землю, а тыльная сторона его правой стопы была обращена в сторону Киблы (ат-Тирмизи). Взяв за основу эти сообщения, не усложняя свою жизнь и жизнь других, при чтении любого ташаххуда желательно садиться на левую голень, а пятка правой ноги надо поставить вертикально в землю, поднимая ступню. Также можно сидеть и в других положениях ног, когда левая ступня просовывается под правую ногу и человек усаживается на ягодицы, которые приведены в некоторых хадисах. Все эти позы действительны в намазе, только не надо создавать фитну из-за них, т.к. сам Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сидел при чтении ташаххуда в разных позах и не оставил за собой никаких замечаний о том, что какой именно способ сидения относится ташаххуду. Он даже сидел скрестив ноги во время своей болезни! Это заключение относится как к первому ташаххуду, так и второму ташаххуду. Поэтому молящийся может самостоятельно выбирать, как именно ему лучше сесть. Если это ваш последний ташаххуд, т.е. заканчиваете намаз, то по Сунне является обязательным произнесение салауата после прочтения «ташаххуда». Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как один человек взывает к Аллаху в намазе, не призвав при этом благословение на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и сказал: «Этот поторопился». Затем он подозвал его и сказал ему или кому-то другому: «Когда кто-то из вас молится (т.е. взывает к Аллаху), пусть он начнет с восхваления и прославления Аллаха, затем призовет благословение на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а после этого просит (Аллаха), о чем хочет» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Следует знать, что в достоверных хадисах упоминаются несколько версий ташаххуда, каждая из которых является правильной, не надо делать трагедию с этого, следуя некоторым ученым, все они действительны, если скажете их искренне. В хадисе, переданной имамом Маликом со слов 'Абд ар-Рахмана ибн 'Абд ль-Кари говорится: «Я слышал, как 'Умар ибн аль-Хаттаб, находясь на кафедре, обучал людей ташаххуду: "Приветствия, чистые и благословенные поступки, благодеяния обращены к Аллаху! Мир тебе Пророк, милость и благословение Аллаха! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Посланник"». Муслим передал со слов Ибн 'Аббаса: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, учил нас читать ташаххуд следующим образом: "Приветствия, благословенные поступки, молитвы и благодеяния обращены к Аллаху! Мир тебе, Пророк, милость и благословение Аллаха! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник"». Из хадиса Ибн Мас'уда следует, что разрешается обращаться к Аллаху с мольбой непосредственно перед произнесением приветствия в конце намаза. Подобная мольба может включать в себя любые просьбы, связанные с мирской или будущей жизнью, не являющиеся греховными. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас прочтет ташаххуд, пусть попросит у Аллаха защиты от четырех вещей и скажет: «О Аллах, упаси меня от мук Ада, от мучении в могиле, от искушении жизни и от искушения Антихриста» (Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи). Они также передали со слов 'Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время намаза взывал со словами: «О Аллах, упаси меня от мучений в могиле и искушения Антихриста, упаси меня от искушения жизни и смерти! О Аллах, упаси меня от греха и непосильного долга». Ему сказали: «Как же часто ты просишь уберечь тебя от непосильного долга!» Он ответил: «Если человек не может вернуть долг, он начинает лгать, когда говорит, и нарушает данные им обещания». Если это последний ракаат в намазе, то после ташаххуда следует сразу же произнести салауат. Вот примерный текст салауата, которому по просьбе сахабов научил их Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, уа ‘аля аали Мухаммадин, ка-ма салляйта ‘аля Ибрахима, уа ‘аля аали Ибрахима, инна-кя Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин, уа ‘аля аали Мухаммадин, кяма баракта ‘аля Ибрахима уа ‘аля аали Ибрахима, иннакя Хамидун Маджид» (О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный! О Аллах, ниспошли благословение Мухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!)» (Бухари). Передают, что Абу Мас'уд аль-Ансари рассказывал, что однажды они находились в обществе Сада ибн Убады, когда к ним пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Башир ибн Сад сказал ему: «Аллах повелел нам молиться за твое благословение, но как мы должны делать это?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не отвечал ему до тех пор, пока мы не подумали, что лучше бы он не спрашивал его об этом. Потом он сказал: «Говорите: "О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ибрахима, и даруй благодать Мухаммаду и семейству Мухаммада, как даровал Ибрахиму. Воистину, Ты - Достохвальный. Славный". А приветствие миром вы знаете» (Муслим). А в версии Ибн Хузеймы говорится: «Как мы можем молиться за твое благословение во время намаза?» Большинство же ученых полагало, что молиться за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, желательно, но не обязательно и считали это всего лишь Сунной. Это мнение высказывали Абу Ханифа и его ученики, Малик, аль-Ауза'и, ас-Саури и др. По словам аль-Куртуби и ат-Тахави, ранние и поздние богословы были единодушны в том, что это предписание не носит обязательный характер. Но это предположение является неверным, т.к. все эти люди когда читали Коран, практический ничего не поняли о приказе Аллаха. Всевышний Аллах приказал всем мумульманам в Коране: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56). Как видите из этого аята, когда Сам Аллах и Его ангелы говорят салауат, а наши невежественные ученые это нагло игнорируют, это говорит об очень низком уровне знания этих так называемых «великих» ученых! Поэтому читать салауат в намазе обязательно для любого совершающего намаз человека, других мнений не должно быть! Тем более, читающему салауат человеку предназначено вознаграждения Аллаха! В хадисе упоминается, что в каждый понедельник наказание Абу Лахаба будет облегчаться. Причиной этому служит проявленная им радость по случаю рождения племянника (т.е. Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует), который как известно родился в понедельник. В этот день Абу Лахаб освободил рабыню Сувайбу, которая первая поведала ему об этом радостном событии. Раз так, значит за каждый салауат мусульманы получают огромные вознаграждения от Всевышнего Аллаха. Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям), улыбаясь, подошел к своим сподвижникам и поведал, что Джибрил (алейхис салям) обрадовал его радостной вестью: «О Посланник Аллаха! Разве не обрадует тебя то, что, когда один из твоей уммы произносит один салават тебе, я совершаю десять раз истигфар о прощении его грехов. А когда он отправляет тебе один «салям», я отдаю ему десять «салямов» (Насаи). Пророк (саллаллаху алейхи уа салям) говорил: «В Судный день из людей ближе всего будет ко мне тот, кто больше всех произносил мне салаваты и салямы» (Тирмизи). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа салям) говорил: «Кто совершит салават и салям мне один раз, тому Всевышний Аллах дарует десять милостей» (Муслим). |