4. Надо ли снова сесть на ноги после второго суджуда |
Автор: Administrator |
4. НАДО ЛИ СНОВА СЕСТЬ НА НОГИ ПОСЛЕ ВТОРОГО СУДЖУДА (джальса истирахат) Некоторые ученые после второго суджуда рекомендуют снова сесть, выпрямить свое тело и только после этого подниматься. Но это неправильно, они неправильно понимают смысл некоторых хадисов, рекомендующих верующим фиксировать каждое движение (та'диль-и аркан) - вы же не собираетесь заканчивать свой намаз после этого суджуда (например, если это не конец второго ракаата для ташахуда), поэтому надо сразу же подниматься, все движения должны быть едиными! Такие дополнительные движения могут восприниматься как ошибочное в намазе, когда из-за невнимательности пришлось снова сесть на землю и после намаза совершить два суджуда за свои ошибки. Потому что по завершению второго суджуда завершается один рака‘ат намаза, после чего надо вставать на второй рака‘ат, чтобы дальше продолжит свой намаз. Таким же образом, надо сразу вставать после второго суджуда третьего рака‘ата, без “джальса истирахат”. Это было обычной практикой Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он вставал сразу. Поэтому после второго суджуда надо сразу же вставать, не садясь. Этот вопрос является большой проблемой среди ученых, поэтому решил специально остановиться на этом вопросе. Ибн аль-Мунзир передал со слов ан-Ну'мана ибн Абу 'Аййаша: «Я застал многих сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и они, поднимаясь после первого и третьего рака'атов, вставали на ноги, не присаживаясь». Передают, что Малик ибн аль-Хувейрис рассказывал, что видел, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, после нечетных рака'атов намаза не вставал на ноги, пока не усаживался как следует (Бухари). Из этого хадиса видно, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) иногда садился после второго суджуда, немного отдыхал в этом положений и только потом вставал. Но это было исключением! Это происходило только тогда, когда он заболел и его организм ослаб от болезни, когда он часто начал совершать свой намаз сидя. Если Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в каком-нибудь случае сделал что-нибудь, то это не является доказательством того, что данное действие является обязательной Сунной в намазе, пока не станет известно, что он совершил его для того, чтобы другие мусульмане последовали за ним. Если бы это было необходимым действием намаза, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обязательно бы сказал об этом другим. Но, если верующий совершить такие действия, то нет греха в нём. Также нет греха в тех верующих, которые из-за старости, болезни или по другой причине не могут сразу же вставать со второго суджуда, пока немного не отдохнуть и вынуждены собраться силами. Поэтому время от времени посидеть перед вставанием не является основным предписанием в намазе. Если вы здоровый человек, обязаны сразу же вставать после второго суджуда. Доказательством моих слов являются следующие хадисы и слова ученых: Абу Хурайра рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время намаза вставал на ноги (Тирмизи). Передав этот хадис, имам Тирмизи рассказывает: «Учёные поступают соответственно хадису Абу Хурайры, и они одобряют, чтобы читающий намаз вставал на ноги» (Тирмизи). В хадисе Абу Хамида Са‘иди также не упомянуто о «джальса истирахат», а в нём рассказывается, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вставал на второй рака‘ат следующим образом: «И так он встал, не садясь на ягодицы» (Абу Дауд, Тахави). Однажды Абу Малик Аш‘ари совершал намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) перед своими соплеменниками, в котором он не делал “джальса истирахат”, а говорил следующим образом: «Затем сказал “Аллаху Акбар”, сделал сажда, затем сказал “Аллаху Акбар” и встал» (Ахмад). Так, все великие сахабы, которые и во время путешествия или дома часто находились вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), отрицают “джальса истирахат”. Они совершали намаз таким образом, что после совершения сажда первого и третьего рака‘ата, не садясь, сразу вставали. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд в намазе вставал на ноги, а не сидел («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 394). На этой же странице “Мусаннаф ибн Аби Шейба” передаются подобные хадисы и высказывания от ‘Умара, ‘Али, ‘Абдуллы ибн ‘Умара, ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, ‘Абдуллы ибн Зубейра и Ибн Аби Лейлы. Имам Ша‘би рассказывает: «‘Умар, ‘Али и другие сахабы во время намаза вставали на ноги» («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 394). Передаётся со слов Лукмана ибн Аби ‘Аяша: «Я видел много сахабов, когда они поднимались из второго сажда первого рака‘ата и второго сажда третьего рака‘ата, то сразу вставали, не садясь» («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр. 395). ‘Аллама Хафиз ибн Кайим Ханбали в книге “Задуль Ма‘ад” пишет: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вставал с носков ног и колен, опираясь на бедра, как это упомянули Вайль ибн Хаджар и Абу Хурайра, и не опирался руками о землю» (т.1, стр. 61). Через несколько строк он пишет дальше: «Юсуф ибн Муса передаёт, что у Абу Умамы Бахили спросили: «Как надо вставать после сажда?» Он ответил: «Соответственно хадису Рафа‘а, надо вставать на ноги». И в хадисе Ибн ‘Иджлана приведено, что Абу Умама вставал на ноги. Об этом передали много сахабов. Никто из сахабов, которые передали метод намаза Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), не упомянул “джальса истирахат”. О нём упомянуто только в хадисе Абу Хамида Са‘иди и Малика ибн Хувейриса. Но если бы это было обычной практикой Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то все сахабы, которые передали метод намаза Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обязательно бы сказали об этом. Это еще раз доказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) из-за своей болезни вынужден был сидеть, чтобы немного отдохнуть и набрать силы перед вставанием. В хадисе от 'Аиши говорится: «Я никогда не видела, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал ночной намаз сидя. Когда же он состарился, он стал читать сидя. Когда ему оставалось прочесть до конца суры тридцать или сорок аятов, он вставал и читал их стоя, после чего совершал поясной поклон» (Бухари, Муслим). Аль-Баззар в «Муснаде» передал хадис Ваила ибн Худжра о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поднимая голову после двух земных поклонов, поднимался на ноги и выпрямлялся. Из него все равно следовало бы только то, что усаживаться перед вставанием на второй и четвертый рака'аты не обязательно, если вы здоровы. Таким образом, если вы совершаете первый ракаат, то сразу же встаете после суджуда, не садясь снова на ноги для продолжения своего намаза. А если заканчиваете свой намаз, то после суджуда надо сесть на ноги и после ташахуда должны прочесть салауат нашему любимому Пророку и его семье, потом сделать дуъа и приветствие, после чего закончить свой намаз. |