ЗЕМНОЙ ПОКЛОН: 1.Что первым опустить |
Автор: Administrator |
ЗЕМНОЙ ПОКЛОН (суджуд ат-тилява) ЧТО ПЕРВЫМ ОПУСТИТ НА ЗЕМЛЮ В СУДЖУДЕ Всевышний Аллах сказал: «Соверши земной поклон и приблизься (к Аллаху)» (96:19) и «Мухаммад – посланник Аллаха, и те которые с ним – яростны против неверных, милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их – на их лицах от следов падения ниц» (48:29). Абу Зарр и Абу Дарда рассказывают, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «В День Суда я узнаю свою общину среди других общин». Сахабы спросили: «О Посланник Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям), как вы узнаете свою общину?» Он ответил: «Я узнаю по тому, что их книги деяний будут даны им в правую руку, и по знаку на их лицах, отметин из-за множества сажда, и по свету, идущему впереди них» (Ахмад). В каждом рака'ате намаза совершается подряд два суджуда. Но, прежде чем совершить земной поклон, молящемуся человеку надо с положения «стоя», опустить свою голову низко до соприкосновения с землей. На первый взгляд ничего особенного и трудного нет в этом самом простом процессе. Но как всегда многие ученые и тут перестарались, усложнив жизнь всех мусульман своими высосанными с воздуха правилами. Они этот элементарный процесс совершения земного поклона превратили в большую и не решаемую проблему - какая часть тела первым касается земли во время суджуда и какая часть тела последним поднимается с земли, как двигаться, как сидеть и т.д.. Как всегда, каждая секта только себя считает на пути истины, а других заблудшими. Поэтому, почти за 1400 лет существования Ислама, практический ни по одному вопросу намаза нет единого мнения среди ученых и их сект. И какое может быть единое мнение в религий, когда из-за каких-то мелочей искусственно создаются не решаемые проблемы мирового масштаба?! Что интересного, за время существования Ислама никто из ученых даже не пытался минимизировать эти разногласия. Вместо призыва всеобщего объединения в одну единую умму, каждый ученый хвалил только свою секту и призывал людей стать членом только своей секты, не забыв при этом поливать помойкой своих конкурентов со всех сторон. Не спорю и признаю, что когда изучаешь Сунну, встречаются очень много противоречащих друг другу хадисы, как будто одни из них опровергают другие. Функцией ученых как раз является сортировка этих хадисов и выявления более-менее достоверных, объединить все хадисы в одну тему и разложить все по полочкам, чтобы малограмотному человеку не слишком трудно было разобрать их общий смысл и увидеть не их противоречие, а наоборот, взаимную связь. Но вместо этого произошла гонка между учеными по разделению на мазхабы, секты и всякого рода течения. И получилось в результате то, что сегодня мы видим – сотни противоречащих друг другу секты из-за каких-то мелочей, от которых в намазе и в жизни ничего не зависит. Только просьба всем вам, когда внимательно и несколько раз прочтете, иншааЛлах, эту мою книгу, больше не создавайте пожалуйста с мухи слона, хватить уже делиться и враждовать верующим друг с другом! Когда люди обычно читают хадисы, они все воспринимают их без учета срока давности и без учета хронологий, все механический, как написано, буква в букву. Некоторые хадисы сказаны именно по определенному конкретному случаю, поэтому они не являются универсальными и не подходят в других случаях. Не все ученые учитывают хронологию появления хадисов, поэтому кажется, что многие хадисы противоречат друг другу или одни заменяют других. А на самом деле все наоборот, они дополняют друг друга, они взаимозаменяемы. Все те движения, о которых говорится в хадисах, они все правильные и дозволены. Главной ошибкой всех ученых является то, что они все упустили из своего внимания самый важный момент - Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) также являлся одним из простых смертных, как они сами, поэтому он также болел как и все люди, состарился с возрастом, пополнел со временем, падал с лошади, неоднократно были организованы покушения на его жизнь, у него тоже часто были проблемы со здоровьем, как и у всех людей. Поэтому в зависимости от своего возраста и общего состояния организма, Посланник (мир ему и благословение Аллаха) по разному совершал движения в намазе в разные годы своей жизни. Почему в хадисах кажется, что есть противоречия в его намазах? Да потому, что в этих хадисах показаны совершенные намазы Посланника (мир ему и благословение Аллаха) в разное время его жизни, а не только в какой-то определенный отрезок времени. А совершал намаз он по разному в разное время. В последние годы жизни вообще старался совершать свои намазы в сидящем положений из-за своего здоровья: Абдулла Ибн Шакык сказал: «Я спросил Аишу: «Совершал ли Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молитву сидя?» Она ответила: «Да, после того, как его сокрушили люди» (Муслим). Как видите из этого хадиса, были неоднократные покушения и конфликты в жизни Посланника (мир ему и благословение Аллаха), которые не дошли до нас по известным причинам. А вот в этом нижеприведенном хадисе видим, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) из-за своей болезни вынужден был совершать намаз не только сидя, как у всех принято, да еще и скрестив свои ноги: Ан-Насаи, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Бейхаки передали со слов Аиши: «Я видела, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился, скрестив ноги». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал никому занимать какую-либо конкретную позу во время намаза, т.к. все эти придуманные людьми позы никакого непосредственного отношения к намазу не имеют, а просто помогают занимать какие-то удобные позиций, чтобы самим молящимся удобно было в первую очередь во время совершения намаза. В зависимости от возраста и здоровье человека, не имеет большого значения что именно первым опускать на пол – колени или ладони. Если у человека со здоровьем все в порядке, желательно сначала опустить колени, а затем ладони. Если человек молодой и энергичный, то он может падать быстрее, сначала опустив ладони, а потом колени. При этом не имеет большого значения где именно держать руки во время падения на землю – на уровне плеч или головы, раскрытыми пальцами рук или сомкнутыми. А если человек в возрасте или у него проблемы с коленными суставами и ожирением или еще хуже - болезнями позвоночника, то ему легче всего первым опустит ладони (или кулаки) рядом с ногами и опираться на них, переводя вес своего тела сперва на руки, только потом на колени, чтобы ограничит нагрузку на коленные суставы или на позвоночник. На ваше усмотрение как держать ладони на земле – прижатыми друг другу пальцами или сомкнутыми. После этого необходимо коснуться земли или молитвенного коврика лбом и носом, или наоборот, носом, а потом лбом, или одновременно, опустив голову между двумя ладонями – ладони также можно поставить по своему усмотрению, как будет удобнее самому человеку, на уровне головы или на уровне плеч, не слишком прижимая, и не слишком расставляя их широко. При суджуде необходимо касание пола только лбом и носом и нежелательно касаться пола только лбом, не кладя на пол и нос. В этом положений самое главное во время намаза касание носа и лба, а не очередность их касание коврика. Не надо с этого делать мировую проблему. Касание пола щекой, подбородком или другими частями головы не являются суджудом. Во время суджуда обязательно надо касаться земли восьмью (в некоторых хадисах нос и лоб считают одной частью) частями тела – пальцами и коленями обеих ног, двумя ладонями, носом и лбом. Пальцы рук и ног должны быть обращены с сторону Киблы и плотно прижаты к земле. Надо следит, чтобы во время суджуда одна или обе ноги не висели в воздухе. Передают, что Абу Хумейд ас-Са'иди рассказывал: «Я лучше всех из вас помню, как молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я видел, что, произнося слова "Аллах превелик", он поднимал руки до уровня плеч; когда совершал поясной поклон, то упирался руками в колени, а затем сгибал спину, когда поднимал голову, то выпрямлялся, пока все позвонки не возвращались на свои места; когда совершал земной поклон, то опирался руками о землю, не расставляя их широко, но и не прижимая их к телу, и при этом кончики пальцев его ног были обращены к кибле; когда он садился после двух рак'атов, то усаживался на левую стопу и приподнимал пятку правой стопы; а когда садился после последнего рака'ата, то приподнимал пятку правой ноги, просовывал под нее левую ногу и усаживался на ягодицы» (Бухари). Передают, что Имран ибн Хусайн рассказывал, что он страдал от геморроя и спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как ему молиться. Он сказал: «Молись стоя, но если ты не в состоянии сделать этого, то совершай намаз сидя. Если ты не в состоянии сделать даже это, то совершай его лежа на боку. В противном случае совершай намаз знаками» (Бухари). Ад-Даракутни передал со слов 'Али ибн Абу Талиба, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Больной по возможности должен молиться стоя. Но если он не может сделать этого, то он должен молиться сидя. Если он не может пасть ниц, то должен наклонить голову, причем во время земного поклона ее следует наклонить ниже, чем во время поясного поклона. Если же он не может молиться сидя, то он должен делать это, лежа на правом боку». Из этих двух хадисов видно, что все эти искусственно созданные проблемы ученых никакого отношения к намазам не имеют, кому как удобно, так и должен совершать свой намаз, не обращая внимание на положение рук и ног, что первым опустить и что первым потом поднять и т.д. и т.п. Если бы все эти лишние движения были важными рукнами в намазе, то Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) обязательно предупредили бы нас об этом в первую очередь. Но, увы, они всего лишь являются вспомогательными движениями в намазе и никак не влияют на результат намаза. Если бы все эти движения и позы были обязательными, то как быть больным, которые не могут стоять или сидеть?! Поэтому не создавайте пожалуйста искусственную проблему на пустом месте. Всевышний сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185). Аль-Бейхаки передал со слов Джабира: «Однажды облачной ночью мы не сумели определить направление киблы и совершили намаз. После того, как мы завершили молитву, нам стало ясно, что мы молились не в направлении киблы. Мы рассказали об этом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: "Вы поступили правильно". Он не велел нам повторить тот намаз». Таким образом, если мусульманин, не сумев определить направление Киблы, совершил намаз в другую сторону, то его намаз засчитывается, независимо от того, на каких примерах он основывался при определении ее направления. Такой намаз не нужно повторять даже в том случае, если молящийся узнал о своей ошибке до того, как истек срок намаза. Если искренний намаз, совершенный не в сторону Киблы принимается, то кому интересно, что вы первым опустите на землю, а что потом первым поднимете и в каком положений будете держать свои руки и ноги во время намаза?! Я не говорю уже о совершенных намазах Посланником (мир ему и благословение Аллаха) в пути, сидя на верблюдице или осле! Думаю, иншааЛлах, дошли до вас мои мысли?! Аллах принимает в намазе от молящегося смиренность и искренность, а не его определенные позы: Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши» (Муслим). Сообщается, что ан-Нуман бин Банир сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это – сердце» (Бухари). Поэтому сами себе не создавайте пожалуйста трудности. Каждый должен в первую очередь двигаться так, как ему удобно, как ему комфортно, а не так, как об этом диктуют невежды. Только из-за того, что некоторые невежественные ученые требуют первым опускать колени, почему больные и пожилые люди обязаны их слушать и вредить своему организму, терпеть страдания от этого процесса?! Вспомните также слова Всевышнего Аллаха: «Не губите самих себя. Поистине, Аллах вечно к вам милосерден!» (4:29). Всевышнему Аллаху не требуется положения наших рук и ног во время намаза, как и порядок падения на землю и вставание обратно. Всевышнему Аллаху требуется только истинные намерения наших сердец и смиренность во время намаза, и не более того! Раз Всевышний Аллах приказывает нам «падать ниц», то мы обязаны падать, при этом не должны быть обязательные условия и специальные правила для этого падения, кто как может, так и должен падать, но искренне! Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не хотели создавать для верующих затруднений: «Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарными» (5:6). А мы сами себе всюду создаем проблемы и трудности только из-за того, что некоторые ученые хотят показать себя умнее других и выделиться, усложняя не только свою жизнь, но и жизнь других. А теперь вашему вниманию предлагаю дошедшие до нас хадисы на эту тему – на первый взгляд противоречивые, но сказанные в начале появления намаза и в конце жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда из-за болезни ему трудно было двигаться: Абу Давуд передал со слов Ваиля ибн Хаджара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая земной поклон, опускался на колени прежде, чем клал наземь руки. Во время земного поклона он клал лоб между ладонями, отдаляя их от подмышек. Вставая же, он поднимался на колени и опирался на бедра. В версий ат-Тирмизи передаётся: «Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда он совершал сажда, то прежде, чем класть руки, опускал на землю колени и когда поднимался из сажда, то руки поднимал раньше, чем колени». Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Атака, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-либо из вас совершит земной поклон, пусть не садится так, как садится верблюд, а кладет руки раньше коленей» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджой со слов Ваила ибн Худжра: «Я видел, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая земной поклон, опускался на колени прежде, чем клал наземь руки». Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов Ваила ибн Худжра: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершая земной поклон, клал колени раньше рук, а поднимаясь - отрывал руки раньше коленей». Из сообщения Ваила ибн Худжра следует, что при совершении земного поклона разрешается опускать на землю колени раньше кистей рук, а при вставании - отрывать руки от земли раньше коленей. Аль-Хазими передал со слов аль-Ауза'и: «Я застал людей, которые клали на землю руки раньше коленей». Ибн Абу Давуд отметил, что так считали многие ученые, исследовавшие хадисы. Это мнение опирается на предание Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-либо из вас совершает земной поклон, пусть не садится так, как садится верблюд, а кладет руки раньше коленей» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи). Передают со слов Мутрифа, сказавшего: «Я и Имран Ибн Хасын однажды совершали молитву во главе с Али Ибн Абу Талибом. Исполняя суджуд, он совершал такбир, затем, отрываясь (от земли) тоже совершал такбир, а также он исполнял такбир, когда вставал на ноги после второго ракаата. Выйдя из молитвы, Имран взял меня за руки и спросил: «Только что, вот он вел нашу молитву именно так, как ее совершал Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Возможно, он сказал иначе: «Это напомнило мне молитву Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Передают со слов Абу Салямы, что Абу Хурайра исполнял такбир каждый раз, когда поднимался и опускался и мы спросили: «Абу Хурайра что это за такбиры?» Он ответил: «Истинно, они относятся к молитве Посланика Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». ‘Абдуллах бин Абу Катада рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Наихудший вор — это тот, кто ворует из своего намаза». Сахабы спросили: «Как можно воровать из своего намаза, о Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?» Он ответил: «Когда человек не делает свои руку‘ и сажда полностью, или когда он не распрямляет спину ни в руку‘е, ни в сажда» («Муснад Ахмад»). От Абу Хурейры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы пришли на намаз, когда мы совершаем земной поклон, то совершайте земной поклон вместе с нами, но не засчитывайте его. А тот, кто успел совершить поясной поклон, успел на намаз» (Абу Давудом). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) предостерегал своих сподвижников, чтобы они совершали намаз с точным выполнением всех его движений (та'дил-и аркан) и пребывали в благоговении: «Вы думаете, что моя кибла - это только то, что впереди? (Вы думаете, я больше ничего не вижу?) Клянусь Аллахом, не останется от меня скрытым ни ваш поясной поклон (руку'), ни ваше благоговение. Я вижу вас со спины. Совершайте поясной и земной поклоны должным образом!» (Бухари). В хадисе от 'Али ибн Шейбана говорится о том, что тот прибыл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в качестве делегата. Он сказал: «Мы помолились позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и краем глаза он заметил человека, который не выпрямлял спину в поясных и земных поклонах. Когда же он завершил намаз, то сказал: «0 мусульмане! Поистине, не совершил намаз тот, кто не выпрямил спину в поясных и земных поклонах». А еще он увидел мужчину, молившегося позади ряда. Он дождался, когда тот завершил намаз, и сказал ему: «Повтори намаз, потому что не совершил намаз тот, кто молился один позади ряда» (Ахмад, Ибн Маджа). |