2. Кунут |
Автор: Administrator |
2. КУНУТ Слово «кунут» имеет много значений, в том числе «усердие», «набожность», «смирение». В данном случае оно является названием молитвы, которую читают во время намаза до или после поясного поклона. Абу Давуд передал со слов Ибн 'Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал кунут в течение целого месяца к ряду во время полуденных, послеполуденных, закатных, вечерних и рассветных намазов, в конце каждого из них. Сказав: «Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!» в последнем рака'ате, он начинал проклинать племена бану сулейм, ри'л, закван и 'усаййа, а стоящие позади него говорили: «Аминь». В «Сахихе» аль-Бухари, где отмечается, что в таких случаях он читал кунут после поясного поклона. Следует отметить, что в том же сборнике приводится хадис 'Асима аль-Ахвала, рассказанный со слов Анаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал кунут до поясного поклона. Ибн Маджа передал, что Анаса спросили, когда следует читать кунут во время рассветного намаза: до или после поясного поклона. Он ответил: «Мы поступали и так, и так». Как видите, кунут можно читать как до поясного поклона, так и после, на усмотрение имама. Передают, что Анас ибн Малик также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал молитву кунут только тогда, когда хотел помолиться за людей или обратить против них проклятия. Таким образом, мы не располагаем убедительными свидетельствами о том, что разрешается регулярно читать кунут во время рассветных и других намазов, особенно Уитр. Но это не означает, что в обязательных намазах кунут можно читать только при несчастьях и больших проблемах, причем не обязательно поступать так только во время рассветных намазов. Если у молящегося человека появится желание прочесть кунут в своем намазе, пожалуйста, читайте и не делайте с этого мировую проблему. Если не хотите читать кунут, на ваше усмотрение, не читайте. В пользу чтения кунута после поясного поклона свидетельствует и следующий рассказ Анаса, переданный Мухаммадом ибн Насром: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал кунут после поясного поклона. Таким же образом поступали Абу Бакр и Умар. 'Усман же стал читать кунут до поясного поклона, чтобы люди успели присоединиться к нему». Следовательно, из совокупности преданий на эту тему следует, что разрешается читать кунут как до, так и после поясного поклона. При этом обязательно надо учесть, что нет определенного и зафиксированного для кунута текста, поэтому молящийся может на свое усмотрение составит любой текст и чередовать их во время своего намаза. Передают, что Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в течение одного месяца читал молитву кунут после поясного поклона, проклиная некоторые арабские племена, а за тем перестал делать это (Бухари, Муслим). Ахмад и ад-Даракутни передали похожий хадис, в котором добавлено: «А в рассветном намазе он продолжал читать молитву кунут до тех пор, пока не расстался с этим миром». Передают, что аль-Хасан ибн 'Али рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, научил его читать молитву кунут во время витра: «О, Аллах, наставь меня на правильный путь наряду с теми, кого Ты наставил на него! Даруй мне благополучие наряду с теми, кому Ты даровал его! Опекай меня наряду с теми, кого Ты опекаешь! Благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают. Воистину, не будет унижен тот, кого Ты поддержал. Господь наш, Ты – Благословенный, Всевышний» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насай, Ибн Маджа). До нас дошли и другие предания, содержащие молитвы, которые разрешается читать во время кунута. Ат-Тахави передал со слов 'Абд ар-Рахмана ибн Абза аль-Хуза'и, что он совершил утренний намаз позади 'Умара ибн аль-Хаттаба, и тот, завершив чтение Корана, до совершения поясного поклона сказал: «О, Аллах, Тебе мы поклоняемся, Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны. К Тебе мы устремляемся и спешим, о Твоем милосердии просим и Твоего наказания боимся. Поистине, твое наказание постигнет неверующих. О, Аллах, мы просим Тебя о помощи и прощении, благодарим Тебя за благо и не являемся неблагодарными. Мы веруем в Тебя, покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто не верует в Тебя». |