2. Земной поклон, совершаемый во время чтения Корана
Автор: Administrator   

2. Земной поклон, совершаемый во время чтения Корана

Тиляуаат Суджуд – земной поклон, после того, как услышан или произнесен аят, с указанием суджуда. Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Мы совершали земные поклоны вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при чтении сур "Когда небо развернется..." и "Читай во имя Господа твоего..."» (Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа). Из дошедших до нас хадисов следует, что если читающий Коран вслух прочел аят, после которого следует совершить земной поклон, то поступить так надо всем, кто слышал данный аят. Кадий 'Ийад сообщил, что все присутствующие при том событии совершили земной поклон потому, что это был первый из таких аятов, ниспосланный с небес. Последнее утверждение опирается на слова Ибн Мас'уда. Передают, что 'Умар стоя на кафедре в пятницу, читал Коран. Когда он дошел до того места, где упоминается земной поклон, он сошел с кафедры и совершил земной поклон, и люди поклонились вместе с ним. В следующую пятницу он снова прочел эту суру. Дойдя до того места, где упоминается земной поклон, он сказал: «О люди! Мы читаем аяты, после которых совершаем земные поклоны. Кто совершает их, тот поступает правильно. А кто не делает этого, тот не впадает в грех» (Бухари). В версии Малика говорится: «Аллах не обязал нас совершать земные поклоны, если только мы не пожелаем этого». Из хадисов также следует, что при чтении Корана земной поклон совершается всеми, кто читал или слышал соответствующие аяты. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн 'Умара: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал нам Коран, и когда он доходил до места, где следует совершить земной поклон, то падал ниц, а мы делали это вслед за ним, и некоторые из нас не могли найти место, чтобы положить лоб». В версии Муслима отмечается, что это происходило вне намаза. Как видите, весь «бардак» пошел от Умара, который несмотря на то, что ходил рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), мало что понимал в шариате Аллаха. Нельзя следовать за безграмотными действиями сподвижников, пусть будут они и халифами, предлагающие вместо шариата Аллаха свои действия. Поэтому и сподвижники говорили вслух, что «Женщины более грамотны в религии, чем Умар!» Также нельзя забывать, что читая такие хадисы, надо всегда помнить, что в свое время были придуманы сотни тысяч лживых хадисов, чтобы запутать мусульман!

Прочитав такого содержания хадисы, многие ученые были заблуждены в отношений обязательности такого поклона при чтений Корана, посчитав это движение просто как одним из желательных. При этом они сами не заметили, как начали игнорировать приказ Аллаха по этому вопросу. Если таким ученым приказ Аллаха не приказ, то грош цена их учености.

Всевышний Аллах сказал: «Почему же они не веруют и не падают ниц, когда им читают Коран» (84:20-21). В этом аяте слова Аллаха выражены в виде возмущения и приказа, а не как очередная рекомендация! Поэтому совершать земной поклон является обязательным после прочтения таких аятов, независимо, читаете ли такой аят сами или слушаете. Совершая такой земной поклон, не следует поднимать руки, а после него не читается ни ташаххуд, ни таслим. В Коране насчитывается четырнадцать таких аятов: 7:206; 13:15; 16:50; 17:109; 19:58; 22:18; 25:60; 27:25; 32:15; 38:24; 41:37; 53:62; 84:21; 96:19.

На обязательность совершения земного поклона в вышеупомянутых случаях указывают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Когда человек, прочитавший (айат, в котором упоминается о) земном поклоне, совершает его, шайтан удаляется от него, плача и восклицая: "О, горе! Сыну Адама было велено совершать земной поклон, и он совершил его, за что его ждёт рай, мне же было велено склониться в земном поклоне, но я отказался, за что меня ждёт огонь!"» (Муслим). Здесь указывается на то, что человеку было велено совершать Аллахом земной поклон, а веление Аллаха предполагает обязательность выполнения. При этом совершение земного поклона в равной степени обязательно как для читающего, так и для слышащего чтение Корана. Сообщается, что Ибн 'Умар сказал: «Земной поклон обязан совершить тот, кто услышит (такой аят)» (Ибн Абу Шайба). Сообщается, что 'Усман сказал: «Поистине, земной поклон обязан совершить тот, кто услышит (такой аят)» ('Абд ар-Раззак).

В случае, когда человеку из-за болезни трудно сделать земной поклон, если у него имелось соответствующее намерение, поясной поклон может служить заменой земному. Сообщается, что 'Абд ар-Рахман бин Йазид сказал: «Мы спросили 'Абдуллаха бин Мас'уда о том, поясной или земной поклон следует совершать после чтения аята, в котором упоминается о земном поклоне, и он сказал: "Можно совершить поясной поклон, если только он отделяет тебя от земного, поскольку он близок к нему"» (Ибн Абу Шайба).

Сообщается, что Ибн Мас'уд сказал: «Тот, кто будет читать суру "Преграды", или "Звезда", или "Сгусток", может совершить поясной поклон, если захочет, так как он служит заменой земному. Если же он захочет, то может совершить земной поклон, а потом продолжить чтение». В другой версии этого сообщения говорится, что он сказал: «Если аят с упоминанием о земном поклоне читается в конце, ты можешь по собственному желанию совершить либо поясной, либо земной поклон, лишь бы это было сделано во время того же рака'ата» (Ат-Тирмизи).

Сообщается, что 'Абд ар-Рахман бин Абу Ляйля сказал: «(Однажды) 'Умар бин аль-Хаттаб проводил с нами утреннюю молитву в Мекке. Во время второго рака'ата он прочитал суру "Звезда", потом совершил земной поклон, а потом встал и прочитал суру "Землетрясение"» (Ат-Тахави).

В том случае, когда человек, прочитавший один из таких аятов или услышавший его, не имеет возможности совершить земной поклон, желательно, чтобы он сказал: «Слушаем и повинуемся! Прости, Господь наш, к Тебе предстоит вернуться!» /Сами'на уа 'ата'на гуфрана-кя Роббана уа иляй-кя-ль-масыр/. Поступив так, человек выполнит веление в той мере, в какой сможет сделать это, сам же земной поклон ему следует совершить позднее.

Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который находился на минбаре, читал Коран. Дойдя до аята, в котором упоминается о земном поклоне, он спустился вниз и совершил земной поклон, и вместе с ним совершили его все остальные» (Абу Дауд; аль-Хаким; Ибн Хузайма). Поэтому если имам прочтёт один из таких аятов во время намаза, после чего совершит земной поклон, все её участники должны последовать его примеру независимо от того, слышали они его или нет.

Совершая такой земной поклон во время обязательного намаза, следует ограничиться произнесением обычных славословий (тасбихат). Если же человек совершает добровольную молитву или не молится, он может произнести любые слова, которые в подобных случаях произносятся по примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха), например, "Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением посредством Своей силы и мощи /Суджида уаджhи ли-Ллязи халяка-hy, уа саввара-hy, уа шакка сам'а-hy уа басара-hy би-хаули-hи уа куввати-hи/" или "О Аллах, сделай (этот поклон) моим запасом, который будет храниться у Тебя, даруй мне за него большую награду, сними с меня бремя (моих грехов) и прими его от меня, как принимал Ты их от Дауда, мир ему /Аллаhумма-дж'аль-ha ли 'инда-кя зухран, уа а'зым ли би-ha аджран, уа да' 'ан-ни уизран, уа такаббаль-ha мин-ни кя-ма такаббальта-ha мин Дауда 'аляй-hи-с-салям/".

Сообщается, что 'Аиша сказала: «Совершая земной поклон после чтения Корана ночью, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил: «Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением посредством Своей силы и мощи» (Ат-Тирмизи). В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил также: «Благословен Аллах, лучший из творцов! /Табаракя-Ллаhу, ахсану-ль-халикын!/» (Аль-Хаким),

Также можно сказать следующую молитву: «Ради Всевышнего я совершил земной поклон и уверовал во Всевышнего, о Всевышний прости мои грехи. Слушаемся и повинуемся! Прости, Господь наш, к Тебе предстоит вернуться» /Саджадту лир-Рахмани уа аманту бир-Рахмани, фаг-фир-ли зунуби я Рахман. Сами'на уа 'ата'на гуфрана-кя Роббана уа иляй-кя-ль-масыр/.