3. Положение рук во время намаза |
Автор: Administrator |
3. ПОЛОЖЕНИЕ РУК ВО ВРЕМЯ НАМАЗА После открывающего такбира следует опустить руки вниз. И в этом вопросе ученые перестарались, каждый защищает свою позу – с сожалением хочется отметить, что ни один так называемый великий ученый так и не догадался, что от положения рук и ног во время намаза ничего не зависит. Многие ученые забывают, что в первую очередь спрос будет за искренность и смиренность в намазе, а не за то, куда он положил руки - выше пупка или ниже. Несмотря на то, что не существует ни одного прямого хадиса от самого Посланника (мир ему и благословение Аллаха) с указанием где именно держать руки во время намаза, ученые фанатично до сих пор спорят на эту тему и не могут придти к единому мнению, распространяя фитну среди мусульман, приводящий их к разделению и вражде, вместо объединения их всех в единую умму. Тут уместно будет привести народную мудрость, гласящий как: «Каждая лягушка хвалит своё болото». На самом деле есть только хадисы от разных сподвижников, которые видели, как и в каком положений держал свои руки Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователи в разные промежутки времени. Несмотря на отсутствие прямого хадиса где держать свои руки во время намаза, есть только один достоверный хадис, указывающий где именно нельзя держать свои руки во время намаза: Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил класть руки на талию во время намаза» (Бухари, Муслим). Аль-Бухари также передал хадис со слов Аиши: «Так поступают иудеи». Из дошедших до нас статуэток языческих богов видно, что они держат свои руки не только на своих талиях, но и на уровне груди. Мусульманам запрещено уподобляться неверующим в любых вопросах, и этим объясняется причина данного предписания. По мнению некоторых, класть руки на талию во время намаза запрещено потому, что так поступает сатана, или потому, что иблис был низвергнут из Рая с руками, сложенными на талии, или потому, что так поступают высокомерные люди. Однако все это - всего лишь предположения, а истину знает лишь один Аллах. Из дошедших до нас хадисов, где говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время намаза держал свои руки ниже или выше пупка, на уровне груди или вдоль своего тела опущенными вниз, иногда опущенными вдоль тела, видно, что все эти положения рук дозволены в намазе и вы можете на свое усмотрение принять любую из этих положении. Запрещается только класть руки на талию. Я только не понимаю тех ученых, которые приказывают держать свои руки рядом с самым грязным местом - половыми органами, сильно опустив свои руки ниже пупка. Самым оптимальным положением во время намаза является положение «смирно», когда ноги чуть раздвинуты для сохранения равновесия, а руки опущены вниз вдоль тела. Все ученые почему-то единогласны и молчат, когда молящийся после поясного поклона, выпрямившись, держит свои руки вдоль своего тела, а не ниже пупка или на уровне груди как во время чтения Корана. А вот когда во время намаза держат свои руки вдоль тела опущенными, многие из них придираются к такому положению рук, утверждая, что это не по Сунне. Поэтому, к тем, кто привык буквоедству своего мазхаба, рекомендую держать свои руки в «районе пупка» - чуть выше или чуть ниже. А к тем, кому их живот мешает, им можно держать свои руки над животом на уровне груди. При этом правая кисть возлагается на левую – на запястье или на самом кисте, как будет вам удобно, все это никакой роли не играет в намазе. Но в то же время вы обязаны учесть, что так поступали иудей и византийские первосвященники, возлагающие в молитве свои правые руки на левые. А из Сунны известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, через некоторое время, после проживания в Медине, запретил следовать за людьми Писания и брать от них дела. Ибн аль-Мунзир передал сообщения о том, что Ибн аз-Зубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха'и не складывали руки, а опускали их. Также поступал имам Малик, также поступают шииты. Когда же один из учёных-шафи’итов попытался сказать о нежелательности этого, ему был дан ответ, что сам Имам аш-Шафии в книге «Аль-Умм» сказал, что ничего страшного нет, если кто-то не будет возлагать руку на руку в молитве. Тут нельзя не вспомнить другие слова Имама аш-Шафи’и, сказавшего, что цель держания правой руки на левой – это их успокоение от движения, и если человек не поигрывает ими во время держания опущенными, то нет необходимости возложения их. Также вспомните пожалуйста те хадисы, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил намазу других, где нет ни одного слова о положений рук и ног в намазе. Самое главное в намазе – это смиренность и богобоязненность человека, а не положение ваших рук и ног. Во время коллективных намазов постарайтесь своими руками и ногами не мешать рядом стоящим людям. Стойте именно в той самой комфортной вам позе, а не в той, что навязывается вам в книгах. Но все таки предвижу спорщиков, которые не признают позу в намазе, когда руки находятся вдоль тела опущенными. Предлагаю им прочесть этот малоизвестный хадис: Однажды сподвижник Абу Хамид ас-Саъиди сидел в окружении десяти сподвижников (в их числе был и Абу Катада) и обратился к ним со словами: «Я научу вас намазу, который совершал Пророк». Тогда, сидящие рядом сподвижники, ему ответили: «Зачем? УаЛлахи, мы лучше тебя придерживаемся сунны Пророка и мы его первые сподвижники». «Конечно, это так» – ответил Абу Хамид. «В таком случае объясни!» – сказали сподвижники. Тогда Абу Хамид изложил это следующим образом: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, поднимал руки до уровня плеч и произносил такбир, далее принимал прежнее положение (все части тела находились на своем месте), затем он читал Коран и произносил такбир, поднимая руки до уровня плеч, и уже после делал поясной поклон (рукуг) и держал ладонями колени. При совершении поясного поклона (рукуг) голову не опускал и не поднимал, а держал на среднем уровне...». Услышав это, сподвижники сказали: «Ты прав, Пророк молился именно так» (Ибн Маджа - №1051; Тирмизи – Китабус сала, №304 хадис). В этом хадисе, где говорится о намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), нет ни одного слова о наложении одной руки на другую руку. Если бы сложение рук было бы одной из важный рукнов совершения намаза, то хотя бы один из десяти сподвижников сделал бы замечание, сказав: «Ты забыл сложить руки». А они наоборот, подтвердили законность опускание рук вдоль тела, сказав: «Ты прав, Пророк молился именно так». Поэтому ученые Маликитского мазхаба и шииты говорят, что это обстоятельство служит доказательством того, что нет складывания рук в намазе. Я сам лично также поддерживаю эту точку зрения как единственно верную из всех существующих. Если бы что-то зависело от положения рук и ног во время намаза, то Аллах или Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупредили бы верующих об этом в обязательном порядке. Или другой случай, когда больные люди могут совершать намаз только сидя или лежа – Аллах не принял бы их намаз, если бы так важно было определенное положение рук и ног в стоящей позе во время намаза. Поэтому многие шииты и маликиты во время намаза свои руки опускают вниз вдоль тела, некоторые сунниты держат руки сбоку с левой стороны, некоторые с правой стороны, а большинство суннитов держат руки вдоль передней части тела в разных уровнях - с положения «ниже пупка» до положения «ниже подбородка». Все эти положения законны, поэтому нельзя акцентировать свое внимание только на этих положениях - верующий человек должен держать свои руки и ноги там, где ему удобно и комфортно, а не слепо и фанатично следовать за ошибочными утверждениями некоторых ученых. В любом положении ваших рук и ног во время намаза, если вы даже совершаете намаз в положении сидя или лёжа, иншааЛлах, Аллах примет ваш намаз в зависимости от вашей смиренности и богобоязненности. Поэтому не помогайте пожалуйста шайтану разжигать фитну среди мусульман из-за каких-то мелочей, создавая на пустом месте проблему мирового масштаба. Рабы Аллаха всегда должны помнить, что Аллах принимает только наши истинные намерения и поклонения во время намаза, независимо от положения ваших рук и ног! После вхождения в намаз, ничто не должно отвлекать верующего от намаза. Аллах ценить вашу богобоязненность, а не вашу позу. |