7. Смиренность в намазе
Автор: Administrator   

7. СМИРЕННОСТЬ В НАМАЗЕ (ХУШУ‘)

Всевышний Аллах сказал всем мусульманам: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, …, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус (Рай), в котором они пребудут вечно» (23:1-11), «Взывайте к Господу- своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников» (7:55) и «Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые творят очищение» (23:1-4).

В хадисе говорится: «Семь вещей в молитве от шайтана: кровотечение из носа, сонливость, посторонние мысли, зевота, почесывание, осматривание по сторонам и игра руками с чем-либо» (Муслим, Тирмизи и Аль-Бухари). Часто можно видеть тех, которые во время намаза чешут разные части тела, подправляют свои одежды, ковыряются в носу, постоянно меняют местоположение ног, смотрят в разные стороны или наверх, некоторые смотрят на арабские буквы на стене или узоры на потолке мечети, перекладывают вес своего тела с одной ноги на другой, вытирают пот с лица, перебирают свою бороду и т.д. и т.п., которые даже не подозревают о существований приказов Аллаха и хадисов во время намаза вести себя смиренно.

Ибн 'Аббас передал, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны, (опираясь) на семь костей: на лоб, - и при этом он указал рукой себе на нос - ладони, колени и кончики пальцев ног и не подбирая волосы и одежду» (Бухари). Особо хочется акцентировать внимание на тех людей, которые одеты в арабские национальные одежды и во время всего намаза занимающиеся поправкой своей одежды и головного убора. Понаблюдавши некоторое время за ними, приходишь к мысли, что их одежда как будто специально сшиты для того, чтобы нарушить смиренность в намазе. Некоторые люди подражают арабам (афганцам, пакистанцам и т.д.) и носят их национальную одежду, надеясь таким образом больше получить вознаграждение. Таким людям хочу напомнить, что Аллах не смотрит на ваш внешний вид, на цвет вашей одежды, Аллах смотрит только на искренние намерения вашего сердца и на вашу смиренность. Как раз смиренность является большим дефицитом в наше время:

«Воистину слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (22:46).

Аммар бин Йасир говорит: «Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человек закончит намаз, а ему запишется одна десятая, одна девятая, одна восьмая, одна седьмая, одна шестая, одна пятая, одна четвертая, одна третья или половина намаза» (Абу Дауд, Ахмад).

Абу Дарда рассказывает, что Расулюллах (салпяплаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Самой первой у этой общины заберётся смиренность в намазе (хушу), так, что не найдется ни одного человека (читающего намаз) со смирением» (ат-Табарани).

Молящийся человек должен совершать намаз всем сердцем, стоя перед своим Господом смиренно. Однако достичь обязательного смирения можно, только устранив все, что мешает сосредоточению и является причиной для беспокойства. Поэтому шариат запрещает совершать намаз, когда еда уже подана, и молящийся сильно хочет ее попробовать. Так же запрещается совершать намаз, когда человек испытывает необходимость сходить по большой или малой нужде. Молитва в таком состоянии не может быть совершенной, поскольку человек все время думает о том, как скорее избавиться от того, что причиняет ему беспокойство:

Передают, что 'Аиша слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет намаза, если еда уже подана на стол или если молящийся сдерживает позывы по большой или малой нужде» (Муслим).

Передают, что Зейд ибн Аркам рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы разговаривали во время намаза и говорили друг с другом при необходимости, пока не был ниспослан аят: "Оберегайте намазы, и особенно средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно" (2:238). Нам было приказано во время намаза соблюдать тишину и запрещено разговаривать» (Бухари, Муслим). Что же касается предписания соблюдать тишину во время намаза, то оно опирается на толкование арабского слова «кунут» (смирение). Это слово имеет множество значений, однако сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предпочитали толковать его как «молчание».

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Мас'уда: «Раньше, когда мы приветствовали Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он отвечал нам даже во время намаза. Когда же мы вернулись от негуса, то поприветствовали его, и он не ответил нам. Мы сказали: "Посланник Аллаха, мы приветствовали тебя во время намаза, и ты отвечал на наше приветствие". Он ответил: "Поистине, намаз занимает человека"». В версии Ахмада и ан-Насаи также сказано: «Поистине, Аллах обновляет Свою религию, как пожелает. Ему было угодно ниспослать нам новое предписание о том, чтобы мы не разговаривали во время намаза».

Многие из нас забывают, что во время намаза стоим перед Аллахом и ведем тайную беседу с Ним, поэтому должны быть смиренными особенно в эти моменты. Нельзя забывать, что намаз следует совершать с ихсаном. Объясняя, что такое ихсан, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто ты Его видишь. Ежели ты и не видишь Его, то, воистину, Он видит тебя». Т.е. ихсан - это совершение богослужения с такой искренностью и ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто мы видим присутствие Аллаха и всегда обязаны помнить, что Аллах наблюдает за нами. Поэтому нужно стараться не поддаваться наущениям шайтана и всегда совершать намаз с ихсаном. Для этого необходимо постоянно поминать Всевышнего Аллаха, усердствовать в различных видах богослужения, бороться против своего нафса и очищать свою душу и сердце от всех пороков, то есть отрицательных качеств. Нужно понимать, что Аллах всегда видит и слышит нас, Он всегда знает все наши мысли и намерения. Как сказал Всевышний: «Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам  и двигаешься среди падающих ниц»(26:218-219). Нужно воспитывать в себе такое чувство как «муракаба» т.е. чувство контроля, наблюдения Аллаха. Муракаба - это постоянное знание раба и, его убежденность в том, что Всевышний наблюдает за ним, за его делами, за каждым  его мгновением. Как сказано в Коране:«Аллах наблюдает за всякой вещью» (33:52). Рассказывают, что у одного учителя, было множество учеников, но к одному из них он питал больше симпатии и любви, и поэтому остальные ученики с ревностью относились к нему. Для того чтобы ответить на их постоянные вопросы о том, почему он любит этого ученика больше остальных, учитель попросил их принести по одной курице, зарезав ее так, чтобы никто не видел. На следующий день все ученики принесли по одной зарезанной курице, а тот его любимец пришел с живой курицей. Это рассмешило их. На вопрос наставника, почему он не зарезал ее, ученик ответил: «Вы ведь сказали зарезать так, чтобы никто не видел, но я не нашел места, где бы меня Аллах не увидел». Тогда наставник сказал ученикам: «Вот за что я его люблю». Если человек знает, что Аллах его всегда и везде видит и если он знает, что Аллах наблюдает за ним во время его намазов, то он всегда будет стараться совершать намаз с ихсаном.

Абдуллах бин Абу Бакр передает: «Абу Талха совершал намаз в своем саду. Одна птичка захотела вылететь из сада, и в поисках выхода перелетала с места на места. Это понравилось Абу Талхе и он отвлекшись на миг, бросил взгляд на нее. Потом снова обратился к намазу, но забыл, сколько ракаатов совершил. Расстроившись из-за того, что это его имущество (сад) стало причиной его рассеянности, нарушило благоговение, он пришел к Посланнику Аллаху, поведал ему о событии в саду и сказал: «О Посланник Аллаха! Пусть это мое имущество будет милостыней (садака) ради Аллаха, можешь использовать его, как хочешь и отдать, куда хочешь» (Муватта').

Во время намаза нельзя заниматься чем-либо, помимо самого намаза. Передают, что Абу Зарр рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершает намаз, то пусть не стряхивает мелкие камушки, потому что в это время милость смотрит ему в лицо» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа). В версии Ахмеда говорится: «Стряхни их всего один раз либо не трогай».

Сподвижники придавали большое значение совершению намаза с благоговением. Как передает Аиша, ее мать Умми Румам рассказывала: «Совершая намаз, я раскачивалась из стороны в сторону. Увидев это, Абу Бакр так отругал меня, что я чуть не прервала намаз. Потом сказал мне: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-либо из вас встает на намаз, его тело должно замереть, пусть он преисполнится благоговения и не раскачивается из стороны в сторону, как евреи. Ибо неподвижность тела в намазе делает его совершенным» (Абу Нуайм, Алуси).

Передают также, что Му'айки рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о человеке, который выравнивает землю перед земным поклоном: «Если ты непременно должен сделать это, то проведи по ним рукой всего один раз» (Бухари, Муслим). В этих хадисах речь идет вроде о незначительных действиях человека, который хочет убрать неудобства во время намаза. Но, как видим из содержания хадисов, даже такие лишние действия запрещены в намазе, не говоря уже о разговоре или постоянно чесать свое тело и поправлять свою одежду. Перед намазом верующий человек должен помнить, что никакие мысли не должны отвлекать его в следующий момент, когда он начнет намаз. Он должен успокоиться, отрешиться от всего мирского так, чтобы при исполнении намаза предыдущие действия не могли его отвлечь. После икамата при коллективном намазе мусульманин обязан суметь собраться, сосредоточиться и в терпеливом молчании ждать начала намаза. Лишние движения, которые не относятся к самому намазу, должны быть прекращены. Каждый раз при совершении суджуда, вы заостряете свое внимание на своих брюках, начинаете мысленно думать о том, что их нужно подтянуть, подправить подол свой одежды и т.д. и т.п., а это естественным образом уводит вас из состояния той духовной чистоты, которую мы должны впитывать при совершении намаза. Поэтому, чтобы в будущем избежать мыслей о "брюках" во время намаза, покупайте удобные вещи, будь то: брюки, джинсы и т.п., которые не вызывали бы у вас дискомфорта и вы могли полностью погрузиться в намаз. Некоторые молодые люди одевают короткие футболки и шорты, открывающие свои аураты при руку и суджуде, заставляя других смотреть на их аураты. А имамы, которые все это видят, не всегда ведут соответствующую беседу с такими людьми. В хадисе переданным от Абдуллы ибн Масуда сказано: «Намаз - это чтение Корана и вспоминание Аллаха. Когда вы совершаете намаз, то только этим вы должны заниматься» (Абу Дауд). Муавия ибн Хакам рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Намаз не предназначен для разговора людей, это лишь тасбих, такбир и чтение Корана» (Муслим).

Раб Аллаха должен находиться в намазе в высшей степени смирения, осознавая свое бессилие, проявлять свою ничтожность и обращаться к Аллаху с пылающим сердцем. Намаз, не совершенный в состоянии глубокого благоговения и трепета, останется незавершенным. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху aлейxu уа саллям) велел во время намаза избегать блуждания взгляда по сторонам, которое может повредит сердцу намаза - благоговению. Когда человек во время намаза теребит волосы, бороду или перебирает что-то на земле, это несовместимо с состоянием благоговения. Так, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) увидел человека, который во время намаза теребил бороду. Он сказал по этому поводу: «Посмотрите, если бы сердце этого человека преисполнилось благоговения, то и его тело было бы в благоговении» (Али аль-Муттаки). Однажды Абу Джахм подарил Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) изящную рубаху, изготовленную специально для него. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал намаз в этой рубахе. Закончив, он сказал Айше: «Отдай эту рубаху обратно Абу Джахму, во время намаза мой взор упал на узоры на ней. Она всегда отвлекает меня в намазе» (Бухари).

Некоторые родители на намаз берут с собой своих маленьких или грудных детей, которые в неподходящий момент начинают плакать или шум поднимать, мешая молящимся. Если не хотите, чтобы из-за вас нарушились намазы других, оставьте свои дети дома. Также не пускайте в мечеть слабоумных, чтобы они не мешали другим:

Передают также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Держите в стороне от мечетей ваших детей и слабоумных, не обнажайте в них ваши мечи, не приводите в исполнение приговоры, не вступайте в тяжбы друг с другом...» (Ибн 'Ади, аль-Бейхаки, ат-Табарани, Ибн 'Асакир).

Аллах сказал: «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:277).