5. НАМЕРЕНИЕ ПЕРЕД НАМАЗОМ И ИСКРЕННОСТЬ Намерения (ният) означает, чтобы было решение и намерение в сердце читать такой-то намаз или какое-то действие только ради довольства Аллаха. Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся» (Бухари, Муслим). Некоторые лжеученые игнорируют намерения перед намазом и постом, считая намерение пустым и не обязательным перед совершением любого дела. Например, аль-Албани в своей книге: «Описание молитвы пророка, С самого начала до конца, как если бы вы это видели собственными глазами» сам приводит хадис: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям…» и позже своим невежеством сам же отрицает делать намерения перед намазом в этой же книжке! Многие ученые также ошибочно полагают, взяв за основу вышеприведенный хадис, что намерение является всего лишь Сунной, поэтому считают, что не обязательно намереваться перед намазом и постом. Намерение не является Сунной, а наоборот, является фардом: «Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39). Потому что любой мусульманин свои действия будет совершать только ради довольства Всевышнего Аллаха, а не ради кого-нибудь другого. В противном случае получается, что он начинает свои действия от безделья или показухи, или еще хуже - ради шайтана?! Раз намерение связано с такими понятиями, как сердце и размышление, то не является условием произносить это намерение языком. Однако если намерение произносится вслух, но не подтверждается сердцем, то такое намерение не принимается. Так же Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «если человек искренне желает стать шахидом, то будет считаться таковым, даже если умрет в свой постели» (Муслим). Абу Умама аль-Бахими передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые совершены с искренностью и ради Его благословения» (ан-Насаи). Ибн Аббас передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если кто-то, совершив благое дело, рассказывает о нем людям, чтобы обрести славу, Всевышний Аллах сделает явным для всех его намерение. Кто, совершив благое дело, показывает его людям, чтобы заслужить их ободрение, Всевышний Аллах покажет всем его лицемерие» (Муслим, Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа). Искренность есть полное очищение сердца раба Аллаха через спасении от всех болезней души, стремление во всех помыслах и словах только к облегчению благоволения Аллаха, отдалению показухи и лицемерия, престижа и самолюбования. Всевышний хочет, что его рабы были искренними: «Скажи, (Мухаммад): «Воистину, мне велено поклоняться Аллаху в искренней вере» (39:1) и «Воистину, мы ниспослали тебе писание ( т.е. Коран) в истине. Посему поклоняйся Аллаху, будучи искренним в вере» (39:2). Поэтому все наши благодеяния, поклонения и прочие действия должны совершатся с правильным намерением, только с искренностью ради довольства Аллаха, а не на показ, не ради славы, не ради мирских благ, а только ради Аллаха, т.е. ради достижения Его довольствия и лишь в этом случае это поклонение будет принято. Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (98:5). Некоторые ученые ошибочно полагают, что люди свои намерения обязаны говорить только языком и шептать губами, что только тогда будет принято такое намерение. Если рассуждать так, то получается, что все глухонемые мусульманы на самом деле являются неверующими, потому что не сказали шахаду языком и не шевелили губами?! Если следовать такой ошибочной логике, то получается, что мы сомневаемся в великих сыфатах Всевышнего Аллаха, что Он не услышит наши намерения и не узнает наши мысли. Такие предположение (сомнение) может человека вывести с Ислама! Ведь Всевышний Аллах нас заранее предупреждает о своих сыфатах: «Он знает о том, что на небесах и на земле, и знает о том, что вы скрываете и что обнародуете. Аллах ведает о том, что в груди» (64:4). Поэтому все свои намерения мы должны сказать не словами, а искренне принять душой и сердцем, с сосредоточением. При этом насколько возможно, необходимо отрешится от мирских забот. Не забывайте перед Кем вы встали, Кого собираетесь просить и от Кого ожидаете помощь. Все наши деяния мы должны совершать ради довольства Аллаха, ведь Всевышний сказал: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» (6:162). А Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто полюбил ради Аллаха, возненавидел ради Аллаха, дал ради Аллаха и отказал ради Аллаха, тот обладает совершенной верой» (Абу Дауд). Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши» (Муслим). Перед началом намаза необходимо чётко определять намаз, которую человек намеревается совершить, поскольку в противном случае может оказаться, что совершается не тот намаз. После того, как человек вознамерится совершить намаз, ему не следует предпринимать никаких действий, не имеющих отношения к намазу, вплоть до произнесения «такбират аль-ихрам», поскольку всё это делает недействительными как намерение, так и намаз. Если участвуете в коллективном намазе, то намерение постарайтесь принять до произнесения имамом вступительного такбира (Тахрима). Тахрима является первым рукном намаза и обозначает собой вступление к намазу за имамом. С этого момента становятся запретными все действия, не относящиеся к намазу. Вступление к намазу раньше имама, не будет обозначать следования имаму. Человек, который молится за имамом, сначала должен вознамериться делать это, одного же намерения совершить предписанный намаз будет недостаточно. В намерения человека должно входить обязательное следование имаму, поскольку если намаз имама окажется недействительной, то недействительной станет и намаз того, кто ему не следует. Если верующий принял намерение следовать имаму, то его намаз будет принято в любом случае, несмотря даже на ошибки имама. А за свои ошибки имам потом сам ответит. Если собрались участвовать в джаназе намазе, то перед заупокойным намазом следует вознамериться помолиться Аллаху и обратиться к Нему с мольбами за покойного, поскольку в этом и состоит отличие заупокойного намаза от всех прочих. В своих намерениях перед намазом не является обязательным условием сделать намерение совершить определённое количество рака'атов. Если вы намереваетесь совершать фаджр намаз, то так и надо принимать намерения, без указания количества ракаатов. Точно также и с другими обязательными намазами. Так, например, если человек вознамерится совершить зухр намаз, то не обязательно принимать намерение совершать фард зухр намаза в 4 ракаата, т.к. зухр намаз итак состоит из 4-х ракаатов. Если собрались совершать перед намазом зухр 4 ракаата дополнительного намаза, то неправильно будет принятие намерения совершать 4 ракаата дополнительного намаза перед зухр намазом, т.к. зухр намаз есть зухр намаз и по шариату Аллаха не имеет ни до, ни после себя других дополнительных намазов, которые были бы закреплены Аллахом. То, что мы совершаем до и после фард намаза, это дополнительные намазы, которые всего лишь являются Сунной для мусульманина. Если их совершим, то получим вознаграждения Аллаха и они потом могут заменить наши неправильно совершенные фард намазы в День Суда, а если откажемся, то на нас не будет греха. Поэтому, когда хотите совершить дополнительные намазы, так и надо принимать намерения, без указания количества ракаатов. Не является также обязательным условием перед намазом намереваться обратиться лицом к Каабе, вы итак уже стоите лицом к Кибле. Если верующий возмещает пропущенные намазы, то необходимо точно определять, какой именно пропущенный намаз человек намерен возместить. Примерный текст намерения: «Принимаю намерение ради довольства Всевышнего Аллаха совершить зухр (полуденный)» или «О Аллах! Ради Твоего довольства решил совершить дополнительный намаз». Таким же образом принимаем намерения перед остальными обязательными и дополнительными намазами. При коллективном намазе надо еще намереваться сердцем: «О Аллах! Прими мои намерения для совершения аср следовать за имамом» или «О Аллах! Ради твоего довольства решил следовать за имамом в магриб». Это Обязательно. Когда же человек сам становится имамом в намазе, то принимает намерение стать имамом в намазе для всех присутствующих мусульман. Абу Дарда во время своей смерти сказал: «Я расскажу вам хадис, который я слышал от Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям). Он сказал: "Поклоняйся Аллаху так, как будто ты Его видишь, а если не видишь, то Он тебя видит. Считай себя среди мертвых. Остерегайся проклятий обиженных, потому что их ду'а принимается. И кто может, пусть присутствует на 'иша и фаджр намазе с верующими, даже если придётся ползти» (ат-Табарани). Как вы знаете, намаз нужно совершать со смирением и искренностью. Нужно стараться сосредотачиваться на намазе и размышлять о прочитанных аятах и мольбах. Поэтому в мечети важно сохранять тишину и не мешать тем, кто молится. Мусульманин должен заботиться не только о своем намазе, но и о намазе других, не должен языком и губами повторять за имамом аяты. Он не должен становиться причиной того, что рядом стоящий человек теряет бдительность в молитве. Как часто бывает в мечетях, когда слушаешь кираат имама и находишь успокоение в намазе, твои наслаждения прерывает мелодия сотового телефона. Мысли теряются, и ты отвлекаешься от намаза. Поэтому мусульманин должен учитывать такие ситуации и не забывать отключать сотовый телефон, перед тем как войти в мечеть. Точно также если ваше кольцо или одежда отвлекает молящихся, то их лучше снять. Если собираетесь в мечеть, оставьте дома маленьких детей, чтобы они не мешали вам и присутствующим. Сообщая нам о ценности искренности, многие хадисы одновременно доводит до нас очень важный закон, которым мы должны руководствоваться в своей жизни. Согласно ему, оценивая рабов Аллаха, нужно обращать внимание не на их внешний вид, слова и богатство, а на их намерения и деяния. Потому что центром всего является сердце. После того, как сердце обрело чистоту, внешний вид и блага этого мира не имеют никакого значения. Если искренность является чувством, о котором ведает только Аллах, то только и Аллах вознаграждает за нее. И, как невозможно установить истинную цену вознаграждения от Аллаха, так же невозможно нам кого-то вознаградить чем-либо подобным. Мы всегда должны помнить о том, что раз Всевышнему Аллаху ведомы все наши внутренние порывы, то невозможно утаить от Него ни единого намерения или мысли. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Я – Тот, кто не нуждается в сотоварищах. Кто совершит деяние ради Меня и посвятит его еще кому-то, Я оставлю его наедине с тем, кого он сделал Мне сотоварищем» (Муслим). Т.е. здесь говорится о том, что человек получит вознаграждение не от Аллаха, а от того, кому он хотел показать свое деяние. Получить что-либо от людей в большинстве случаев просто невозможно, а на том свете тем более. А если и получишь, то разве это имеет цену по сравнению с наградой Аллаха? По этой причине сподвижники Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) придавали огромное значение искренности и были очень чувствительны к проявлению лицемерия. Достаточно привести следующий совет Абу Хурайры, чтобы показать, насколько сподвижники были далеки от лицемерия: «Соблюдающий пост человек должен содержать себя в порядке и расчесать волосы. По нему не должно быть видно, что он поститься!» (Бухари).
|