3. Выравнивание рядов
Автор: Administrator   

3. ВЫРАВНИВАНИЕ РЯДОВ

Многие ученые ошибочно считают, что выравнивание рядов и смиренность во время намаза является всего лишь Сунной, поэтому перед коллективным намазом не все имамы предупреждают верующих и совсем не следят за мусульманами, чтобы они выравнивали свои ряды и заполняли сначала пустые места впереди стоящих рядах, а только потом между собой. При этом они за основу своих убеждений ошибочно берут хадис, где говорится: «наши ряды похожи на ряды ангелов». Поэтому во время коллективных намазов в средних и задних рядах обычно есть пустующие места между молящимися, некоторые люди стоят, как попало, а другие вообще стоят на стороне отдельно от других из-за незнания тонкостей намаза.

На самом деле стоять смиренно и выравнивание рядов мусульман во время намаза является не Сунной, а приказом Всевышнего Аллаха. Многие люди, когда читают Коран, читают механически, не обращая свое внимание на этот аят: «Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они – прочное строение» (61:4). Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) не зря сказал: «Выравнивайте свои ряды, так как выравнивание рядов является частью совершенства намаза» (Бухари). А в сборнике Муслима сообщается: «Является одним из признаков совершенства намаза». Совершение намаза есть сражение на пути Аллаха – во время намаза мусульмане сражаются с шайтаном и со своим нафсом, которые нашептывают ему всякие наущения, чтобы верующие отвлеклись и перестали быть смиренными во время намаза. Шайтаны также раздражают разные части нашего тела, чтобы во время намаза люди начали чесать свои тела, ковыряться в носу, поправлять свою одежду и т.д. Не каждому человеку дано смиренно совершать намаз как следует, не отвлекаться на посторонние мысли. Победит свой нафс и шайтана нелегко. Совершение намаза это великая тягость не только для лицемеров, но и для многих мусульман, которые любят поспать вместо утреннего намаза, а дневные намазы совершают как попало или вообще их не совершают, придумав мировые проблемы на пустом месте. Поэтому намаз является сражением мусульманина на пути Аллаха. Только смиренные верующие могут совершить намаз должным образом. О тяжести намаза говорит Всевышний Аллах: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему» (2:45–46). В хадисе, приведённом у Муслима и Ахмада, говорится: «Причиной разрушения преграды между человеком и большим грехом является отказ от намаза». Потому что намаз - главный признак веры. Во время намаза мы стоим смиренно, склонив свои головы вниз перед Аллахом и проводим с Ним тайную беседу. В первое время появления Ислама Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) постоянно перед каждым намазом сам лично выравнивал ряды стоящих сподвижников, пока это не вошло в обязанность мусульман.

Доказательством обязательности для всех молящихся выравнивать и выстраивать свои ряды во время намаза является специальная сура в Коране под одноименным названием: «Выстроившиеся в ряды» (37), которая как раз начинается со следующего аята: «Клянусь выстроившимися в ряды, гонящими упорно, читающими напоминание!» (37:1-3). Поэтому выравнивание рядов и выстраивать ряды во время намаза является фардом, а не Сунной! В этой суре есть также другие аяты, указывающие, как ангелы выстраиваются в ряды: «Ангелы сказали: «У каждого из нас есть известное место. Воистину, мы выстраиваемся рядами. Воистину, мы прославляем Аллаха» (37:164-166). Поэтому не подумайте, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, с потолка взял или сам придумал выравнивание рядов во время намаза.

Абу Давуд передал со слов ан-Нугмана ибн Башира, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повернувшись лицом к людям, сказал: «Выстраивайте свои ряды!» Он повторил это трижды, а потам сказал: «Клянусь Аллахом, либо вы будете выстраивать свои ряды, либо Аллах устроит раздор между вашими сердцами». Похожий хадис также передали Ахмад и аль-Бухари. В версии ан-Насаи говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выстраивал нас в ряды, как выкладывают стрелы. Однажды он увидел человека, чья грудь выступала вперед, и сказал: "Либо вы будете выстраивать свои ряды, либо Аллах устроит раздор между вами"». Ахмад, Муслим, ан-Насаи, Абу Давуд и Ибн Маджа передали со слов Ибн Мас'уда: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выравнивал наши плечи перед намазом, говоря: «Выстраивайтесь ровно и не разнитесь, а не то ваши сердца станут разниться, и пусть ближе всех ко мне стоят обладающие твердостью и разумом среди вас, потом - те, которые ближе всего к ним, а потом - те, которые ближе всего к последним».

Абу Давуд передал со слов Анаса ибн Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Заполняйте передний ряд, а потом - следующие за ним. И если какой-либо из рядов останется незаполненным, пусть это будет последний ряд».

Абу Давуд передал со слов Джабира ибн Самуры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отчего вам не выстраиваться в ряды так, как выстраиваются ангелы перед Господом?» Люди спросили: «А как ангелы выстраиваются перед Господом?» Он ответил: «Они заполняют передние ряды и стоят плотными рядами».

Ахмад и Ибн Маджа передали со слов 'Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто соединяет ряды, и Аллах поднимет на целую ступень того, кто закроет брешь в ряду».

Ат-Табарани в «Аусате» передал со слов Ибн 'Умара: «Самую великую награду за сделанный шаг получит тот, кто шагнет для того, чтобы заполнить брешь в ряду».

Ахмад и ат-Табарани в «Кабире» передали со слов Абу Умамы, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют первый ряд». Его спросили: «О Посланник Аллаха, а второй?» Он ответил: «И второй».

Ахмад и аль-Баззар передали со слов ан-Ну'мана ибн Башира, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто молится в первом ряду (или первых рядах)».

Аль-Баззар передал со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды попросил прощения за молящихся в первом ряду, дважды - за тех, кто молится во втором ряду, и один раз - за тех, кто молится в третьем ряду.

В ряде сообщений упоминается превосходство тех, кто стоит справа от имама. Ат-Табарани в «аль- Аусате» передал со слов Абу Бурды, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если сможешь встать позади имама, то встань там. Если же нет, то встань справа от него». Ат-Табарани в сборниках «Аусат» и «Кабир» передал со слов Ибн 'Аббаса: «Молитесь в первом ряду, молитесь по правую сторону, и остерегайтесь тех рядов, которые оказываются между столбами».

Передают, что Анас рассказывал: «Совершая намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я и сирота стояли позади него, а Умм Сулейм - позади нас» (Бухари, Муслим). Согласно Сунне, женщины не имеют права стоять в одном ряду с мужчинами. И если даже женщина одна, она все равно должна стоять позади мужчин. В случае, когда совершающих намаз позади имама двое или больше, то они должны стоять позади него. При этом нельзя забывать, что несовершеннолетний ребенок имеет право стоять в одном ряду со взрослыми, причем его присутствие может сделать ряд, состоящий всего из двух мусульман, правильным.

Ан-Насаи и аль-Хаким передали со слов Ибн 'Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто присоединится к ряду, к тому присоединится Аллах, а кто поломает ряд, того поломает Аллах».

Анас рассказывает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Заполняйте первый ряд, затем второй, а если не хватает рядов, то пусть это будет последний ряд» (ан-Насаи). В другом хадисе приводится: «Лучшим из вас является тот, кто держит свои плечи мягкими» (Абу Дауд). В этом хадисе имеется в виду тот случай, когда кто-то хочет встать на пустое место между молящимися или когда кто-нибудь трогает вас за плечо и тем самым просит выровнять ряд, то не следует противиться ему из-за своего упрямства. Несколько хадисов о том, что надо стоять плечом к плечу: «Выравнивайте свои ряды, стойте плечом к плечу, уступайте рукам ваших братьев и заполняйте пустоты» («Мишкат» т.1, стр. 99). ‘Абдуллах ибн ‘Умар передаёт: «Выравнивайте свои ряды и держитесь плечом к плечу» («Мишкат» т.1, стр. 99).

Ряды надо строить таким образом, чтобы имам стоял посередине, затем построить сначала первый ряд, и когда он заполнится, то строить второй и после этого третий. Заполнение ряда начинается всегда с середины за имамом, а не с правой или с левой стороны, как обычно утверждают лжеученые. Абу Хурайра передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Поставьте имама посередине и заполните пустые места» (Абу Дауд). Как следует из этого хадиса и от простой логики, надо заполнять ряды начиная с середины, за имамом, в обе стороны равномерно. Если следовать логике таких лжеученых, то левая сторона всегда останется пустой, в случае малого числа присутствующих мусульман в намазе. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Те из вас должны стоять рядом со мной, кто является разумным, совершеннолетним, а затем те, кто следует за ними». Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) повторил эти слова три раза (Муслим). Анас рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Заполняйте первый ряд, затем второй, а если не хватает рядов, то пусть это будет последний ряд» (ан-Насаи).

Многие верующие, участвующие в коллективном намазе, особенно те, кто обычно любит стоять в задних рядах, не сильно обращают внимание на выравнивание своих или впереди стоящих рядов. Часто можно видеть, когда впереди стоящий мусульманин покидает свое место, чтобы заполнить освободившееся впереди себя место, а те, которые стоят сзади него, как стояли, так и стоят на своем месте, вместо того, чтобы заполнить освободившееся впереди себя место. Они из-за своей малограмотности думают, что самое главное для них участие в коллективном намазе за имамом, а все остальное не главное. По поводу выравнивание рядов во время коллективного намаза есть немало хадисов:

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Лучший ряд у мужчин — первый ряд, а худший – последний. У женщин лучший ряд – последний, а худший – первый» (Муслим).

'Ирбад бин Сария рассказывает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) просил прощения для первого ряда трижды, а для второго один раз (Ибн Маджа).

Бара бин 'Азиб рассказывает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) проходил с одного конца ряда до другого. И он выравнивал наши ряды, проводя рукой нам по груди и плечам, говоря: «Не стойте криво, чтобы не было в ваших сердцах разногласия, - и также добавил, -истинно, Аллах  и Его ангелы благословляют первые ряды» (Абу Дауд).

Бара бин 'Азиб рассказывает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Истинно, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, которые близки к первым рядам. И нет шагов любимее для Аллаха, чем шаги, сделанные для заполнения ряда» (Абу Дауд).

'Аиша рассказывает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Истинно, Аллах и Его ангелы благословляют правую сторону рядов» (Абу Дауд).

Ибн 'Аббас рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Кто встаёт на левой стороне в мечети из-за того, что там мало людей, то ему двойная награда» (ат-Табарани).

'Аиша рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Истинно, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто заполняет ряды» (Хаким).

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Человеку, который заполняет ряд, Аллах возвышает степени, и ангелы осыпают его милостью» (ат-Табарани).

Ибн Умар рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Того, кто соединяет ряд, Аллах соединит его со своей милостью, а кто разрывает ряд, Аллах оторвёт его от своей милости» (Абу Дауд).

Кто в состояний стоять во время намаза, тот обязан совершить намаз стоя. Только в исключительных случаях рекомендуется совершать фард намазы сидя или лёжа. На это указывает хадис 'Имрана бин Хусайна, который сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о молитве, совершаемой человеком сидя, и он сказал: «Наиболее предпочтительной является молитва того, кто молится стоя; (человек,) совершивший молитву сидя, получит половину награды стоявшего, а совершивший молитву лёжа - половину награды сидевшего"» (Бухари). В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:«...если же и это окажется тебе не по силам, то (молись) лежа ничком, ибо Аллах обязывает человека делать лишь то, что ему по силам» (Ан-Наса'и). В любом случае мы не должны забывать, что кто может стоять во время фард намазов, ему сидеть не разрешается, однако если человек не в силах стоять, то награда его не уменьшится, на что указывает передаваемый со слов Абу Мусы хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, находясь у себя дома и будучи здоровым» (Бухари). Ахмад, Ибн Абу Шейба и аль-Хаким передали со слов Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кого-либо из мусульман постигает телесный недуг, то Аллах приказывает оберегающим его хранителям: "Пока Мой раб скован Моими оковами, записывайте ему за каждый день и каждую ночь столько же, сколько он совершал, будучи здоровым"». Ахмад передал со слов Анаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Испытывая раба-мусульманина телесным недугом, Аллах велит записывать ему праведные дела, которые он совершал. Если Он исцеляет его, то омывает и очищает; если же Он забирает его душу, то прощает и милует».

Когда человек в силах совершить намаз стоя, но все таки решил совершить намаз сидя, то его награда может уменьшаться. Аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов 'Имрана ибн аль-Хусайна: «Лучше, если молящийся совершит намаз стоя. Кто совершит его сидя, тот получит половину награды, молящегося стоя, а кто совершит его лежа, тот получит половину награды, молящегося сидя».

В том случае, когда человек может стоять, но не может совершать земные поклоны, лучше молиться сидя, чтобы не мучить себя. Всевышний сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185). Если во время совершения коллективного намаза человек настолько ослабнет или почувствует себя плохо, что не сможет стоять в мечети, он должен молиться стоя или сидя у себя дома, в крайнем случае лёжа, лицом в сторону Киблы. При этом нельзя отказываться от стояния тому, кто способен молиться стоя, даже если это будет связано с некоторыми затруднениями. Если переборите эти затруднения, получите, иншааЛлах, больше вознаграждения за свой намаз. Этот случай касается и того момента, когда человек может стоять во время намаза, опираясь на палку или прислонившись к чему-либо. Исключение составляют такие случаи, когда стояние может вызвать острую боль, или усугубить болезнь, или привести к тому, что она затянется. В случае, когда человек не сможет стоя читать аяты Корана, но сможет делать это в сидящем положений, он должен совершать намаз сидя и читать Коран. Если человек начнёт стоя совершать намаз, а через некоторое время внезапно почувствует усталость и слабость, в таком случае ему разрешается либо опереться о палку или стену, либо сесть или лечь. Если кто-либо начнёт совершать добровольный намаз сидя, а закончит стоя, такой намаз будет действительным, поскольку достоверно известно, что так поступал и Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Передают со слов матери правоверных 'Аиши, что до тех пор, пока Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не достиг преклонного возраста, она никогда не видела, чтобы он молился ночью сидя, и когда состарился и заболел, (только после этого) он стал читать Коран сидя. Когда же он хотел совершить поясной поклон, то вставал, прочитывал тридцать или сорок айатов, а потом совершал поклоны:

В хадисе от 'Аиши говорится: «Я никогда не видела, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал ночной намаз сидя. Когда же он состарился, он стал читать сидя. Когда ему оставалось прочесть до конца суры тридцать или сорок аятов, он вставал и читал их стоя, после чего совершал поясной поклон» (Бухари, Муслим). Из него следует, что если больной в состоянии простоять некоторое время, то ему разрешается начать намаз сидя, а незадолго до совершения поясного поклона встать, чтобы совершить его должным образом. Но если принять во внимание, что стояние - один из столпов намаза, то можно сказать, что больной, способный простоять на ногах некоторое время, не ощущая беспокойства, должен начать намаз стоя. Если он почувствует себя нехорошо, то он должен сесть. Если после этого он почувствует в себе силы для того, чтобы подняться и совершить поясной поклон должным образом, то он должен сделать это. Если больной может стоять и сидеть, но не в состоянии совершать поясные и земные поклоны, то он должен обозначать поясные поклоны стоя, наклоняясь настолько, насколько у него хватает сил или кивая головой. В то же время земные поклоны он должен обозначать сидя, наклоняясь настолько, насколько у него хватает сил, или кивая головой. Подобные предписания объясняются высказыванием Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16). Если намаз совершается сидя, то при чтении Корана и совершении поясного поклона желательно, чтобы молящийся скрестил ноги, потому что, во-первых, такое положение является самым удобным, и продолжительное чтение не будет обременительным для верующего. Во-вторых, это позволяет молящемуся принять разные позы во время чтения Корана и ташаххуда. В-третьих, существуют предания о том, что именно так поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Ан-Насаи, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Бейхаки передали со слов Аиши: «Я видела, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился, скрестив ноги». Другой хадис также доказывает о дозволенности скрещивать ноги во время сидения в намазе:

'Абдуллах бин 'Абдуллах бин 'Умар передал, что он часто видел, как 'Абдуллах бин 'Умар во время суджуда садился (для произнесения ташаххуда), скрещивая ноги. 'Абдуллах бин 'Абдуллах сказал: «И я, будучи тогда ещё молодым, поступил так же, однако 'Абдуллах бин 'Умар запретил мне (поступать так), сказав: "В соответствии с сунной (при произнесении ташаххуда) во время молитвы необходимо ставить вертикально правую ступню, (опираясь о землю пальцами ног), а левую ногу - сгибать". Я сказал: "Но ты ведь делаешь это!". Он сказал: "Поистине, ноги уже не держат меня"» (Бухари). Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал занимать какую-либо конкретную позу. Если намаз совершается лежа, то молящемуся следует лечь на бок, не конкретизируется, на какой именно бок следует лечь, лучше принять то положение, которое доставляет больному меньше всего беспокойства. Если ему удобнее лежать на правом боку, то ему следует лечь на этот бок. Если ему удобнее лежать на левом боку, то пусть ляжет на левый бок. Если же он не ощущает разницы между этими положениями, то предпочтительнее лечь на правый бок.

Передают, что Джабир рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, навестил больного, который молился на подушке. Он взял ее и отбросил в сторону. Тот взял палку, чтобы опереться на нее, но он и ее отбросил в сторону. Потом он сказал: «Молись на земле, если ты в состоянии сделать это. В противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона» (аль-Бейхаки).

Некоторые мусульмане во время намаза, когда их совершают вдвоем или втроем, обычно стоят с левой стороны или далеко позади от имама. Если вдвоем совершают намаз, то второй должен стоять с правой стороны чуть позади имама, а если втроем, то с обеих сторон немного позади имама. Но в любом случае они должны учесть, чтобы во время суджуда их головы не выступали вперед головы имама!

Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Однажды я остался на ночь в доме своей тетки Маймуны бинт аль-Харис, жены Пророка, да благославит его Аллах и приветствует, находившегося в ту ночь у нее. Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, совершил вечернюю молитву в мечети, вернулся домой, совершил молитву в четыре раката и лёг спать. Через некоторое время он встал и спросил: «Мальчик поспал?» Затем он встал на молитву, я же встал слева от него, но он поставил меня справа, совершил пять ракатов молитвы, а потом ёще два, после чего снова заснул, и я услышал его храп, а (ещё через некоторое время) он отправился на (утреннюю) молитву» (Бухари).