АЗАН И ИКАМАТ
Автор: Administrator   

АЗАН И ИКАМАТ

Среди ученых, которые до сегодняшнего дня спорят о количестве повторений фраз по поводу азана и икамата, до сих пор нет единого мнения. Каждый приводит свой довод, лишь бы отличится от других. Я не понимаю тех людей, которые хотят сокращать азан и икамат – разве они не понимают, что за каждую произнесенную фразу мы получаем награду от Аллаха или они хотят получить только половину вознаграждения?! Лучше всего произносить полную версию азана и икамата, где содержится больше слов поминания Аллаха! Ведь азан и икамат являются концентрированным выражением единобожия. Не будьте жадными в поминаний Аллаха! Всевышний Аллах посредством азана призывает к Себе Своих рабов, чтобы они поклонялись Ему и были потом прощены. Всевышний Аллах сказал нам: «Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом, а также ночью. Пади ниц пред Ним и славь Его долгой ночью»(76:25-26). На самом деле между этими мнениями нет противоречий, поскольку все варианты призыва на намаз и объявления о начале намаза разрешены. Тем не менее лучше произносить их полные варианты, где больше слов поминания единобожия, так как дополнения в некоторых версиях хадисов допустимы, и если они не противоречат самому хадису и их рассказчик заслуживал доверия, то ими нужно руководствоваться. Ибн Хазм сказал: «Мы выбираем призыв на намаз жителей Мекки, так как в нем содержится больше слов поминания Аллаха».

Слово «азан» (призыв на намаз) в арабском языке означает «оповещение». Азан является символом Ислама и выражением единобожия. Призывая к намазу, муэдзин сообщает о наступлении времени намаза и созывает мусульман на коллективный намаз. Есть разочарования, когда слышишь, как многие муэдзины читают азан нараспев по мотиву восточных мелодий, стараясь всем показать свой красивый голос. При этом все забывают, что во время такого пения меняется текст самого азана и азан превращается в простое песнопение с добавлением разных звук и выражений! Во время азана не разрешается изменять фразы азана, добавляя к ним огласовки (харакят) или буквы (харф), дополнительные звуки, будь то начало или конец слов. Из числа порицаемых нововведений – это распевание азана, подобно песням, что влечет искажение слов азана, упуская или добавляя некоторые звуки к словам. Таким примером, например, служат обычно турецкие азаны – очень красивые, но искажённые из-за добавление лишних звуков. Отсутствием единого мнения по поводу озвучивания азана является то, что даже в главных святынях Ислама - Мекке и Медине по разному призывают на намаз и каждый из них считает свой азан правильным.

Разногласие в этом вопросе среди ученых дошло до того, что усложняя Ислам всякого рода методами и предложениями, некоторые из них запрещают произносить азан без омовения. Среди ханафитов есть также ошибочное мнение, что во время произнесение азана надо срочно прекратить чтение Корана и совершение суннат намазов, после чего про себя повторять слова азана за муэдзином. При этом они извращенно понимают смысл некоторых существующих хадисов, где говорится, что при азане следует повторят слова азана про себя и сказать салават. Это делается только в том случае, когда вы сидите в ожиданий намаза или занимаетесь другими делами. Не понимаю таких ученых, которые ставят азан выше намаза! Получается, что чтение Корана и совершение намаза ниже по достоинству, чем произнесение азана, чуть усложненной формы шахады?! Тогда всем вообще следует оставит чтение Корана и совершение намаза, целый день повторяя слова азана?! Азан - это только призыв к намазу, а не призыв остановить свой намаз или чтение Корана. Азан является всего лишь Сунной, в первое время хиджры мусульманы и без азана обходились, поэтому нельзя до такой степени усложнять религию, всем предлагая свои заблуждения за настоящую истину. За чтение Корана (за каждую прочитанную букву получаем от 10 до 700 вознаграждений) и совершение намаза мы  больше получаем вознаграждений, чем произнесение азана про себя. Азан есть чуть усложненная форма шахады, а шахаду можно и без омовения повторять, как делали сподвижники в свое время в разных ситуациях при принятий Ислама, даже во время войны. Поэтому утверждение лжеученых о том, что азан нельзя говорить без омовения, является грубым заблуждением! Просто произнесение азана без омовения нежелательно, лучше будет, если муэдзин совершит омовение, чтобы больше получить вознаграждения. А для произнесение икамы омовения обязательно, потому что после икамы сразу же начинается фард намаз, времени не остается на омовение. Поэтому нельзя прекращать совершение намаза или чтение Корана, если в это время муэдзин начнет произнести азан. Нельзя отвлекаться во время намаза, пусть это будет даже суннат намазом. Но в то же время это не означает, что азан надо считать незначительным и пустяковым, проявлять неуважение к муэдзину, если в это время вы сидите в мечети в ожиданий начало намаза.

Если произнесение азана будете принимать как за шутку и забаву, это может стать признаком неверия (куфра). Не забывайте слова Аллаха: «Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это потому, что они – люди неразумные» (5:58). Этот аят предупреждает мусульман о должном обращений к азану. Другим доказательством важности азана для мусульман является другой аят Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9). О важности азана и икамат можно прочесть из нижеприведенных хадисов:

Сахль ибн Са'д рассказывает, что Расулюллах (салляллаху "алейхи уа саллям) сказал: «В два времени ду'а не отвергается: во время азана, и когда идёт сильный бой» (Абу Дауд).

Анас бин  Малик  рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Между азаном и икаматом ду'а не отвергается». Сахаба спросили: «О Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям), что нам просить?» Он ответил: «Просите у Аллаха благополучия в этом мире и в ахирате» (Тирмизи).

Джабир рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Когда говорится икамат, то двери небес открываются и ду'а принимается» (Муснад Ахмад).

Передают, чтоДжабир ибн Самура рассказывал: «Я совершал с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, праздничный намаз не один и не два раза, и мы не возвещали ни призыв на намаз, ни объявление о его начале» (Муслим). Похожие хадисы аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн 'Аббаса.

Передают, что Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мольба между призывом на намаз и объявлением о его начале не будет отвергнута» (ан-Насаи). Хадис указывает на то, что мольба, произнесенная между призывом на намаз и объявлением о его начале, принимался Всевышним Аллахом. Здесь имеется в виду любая мольба, за исключением тех случаев, когда человек молит о грехе или разрыве родственных связей. В Пречистой Сунне до нас дошли молитвы, произнесение которых желательно в промежутке между призывом на намаз и объявлением о его начале. Передают со слов Сада ибн Абу Ваккаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто, услышав муэдзина, сказал: "Я тоже свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад - Его раб и посланник. Я доволен Аллахом как Господом, Мухаммадом - как посланником, и исламом - как религией", будут прощены его грехи» (Муслим, ан-Насаи, Ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра, что какой-то мужчина сказал: «О Посланник Аллаха, муэдзины превзошли нас». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Повторяй то, что говорят они, а когда закончишь, то проси, и тебе будет даровано» (Ахмад, Абу Давуд). Таким образом, промежуток времени между призывом на намаз и объявлением о его начале является подходящим временем для произнесения мольбы.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, явился слепой человек и сказал: "О Посланник Аллаха! У меня нет поводыря, который провожал бы меня до мечети". Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил ему совершать намаз дома, но как только мужчина повернулся и собрался уйти, он спросил: "Слышишь ли ты призыв на намаз?" Он ответил: "Да". Тогда он сказал: "Отвечай же на него!"» (Муслим).

Передают, что Ибн 'Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если молящийся услышал призыв на намаз и не явился на коллективный намаз без уважительной причины, то он не совершил намаз» (Ибн Маджа, ад-Даракутни, Ибн Хиббан, аль-Хаким).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не делал разницы между намазами, пропущенными по забывчивости или из-за сна. Он сказал: «Кто забыл о намазе или проспал его, пусть совершит его, когда вспомнит, и это будет для него искуплением» (Ахмад, Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи со слов Анаса).

Передают, что 'Усман ибн Абу аль-'Ас рассказывал, что он попросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха! Назначь меня руководить намазом моих соплеменников». Он сказал: «Будь их имамом, но ты должен принимать во внимание присутствие немощных людей и назначить муэдзина, который не будет брать платы за то, что призывает на намаз» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа).

В отношении того, кто совершает намаз в уединении, призыв на намаз считается желательным. Это мнение подтверждается целым рядом достоверных хадисов. Передают со слов 'Укбы ибн 'Амира, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваш Всемогущий и Великий Господь удивляется пастуху, который, будучи на вершине холма, призывает на намаз и молится. Всемогущий и Великий Аллах говорит: "Посмотрите на Моего раба: он призывает на намаз и молится из страха передо Мной. Я уже простил Моего раба и ввел его в Рай"» (Ахмад, Абу Давуд).

В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если время намаза застало мужчину в пустыне, пусть он совершит омовение. Если же он не найдет воды, пусть очистится песком. Если после этого он объявит о начале намаза, то с ним помолятся два ангела, находящиеся рядом с ним. Если же он призовет на намаз, а затем объявит о его начале, то за ним помолятся столько воинов Аллаха, что их нельзя будет объять взором» ('Абд ар-Раззак и аль-Бейхаки со слов Салмана).

Призыв на намаз нужно произносить неторопливо, так как он является оповещением тех, кто находится вдалеке, и его неторопливое произношение позволяет им лучше расслышать слова муэдзина. Что же касается объявления о начале намаза, то его лучше произносить быстро, чтобы присутствующие могли поскорее начать намаз.

Богословы не были единодушны по поводу того, должны ли собравшиеся на намаз вставать и выстраиваться в ряд сразу после объявления о начале намаза. Передают со слов Абу Катады, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если объявлено о начале намаза, то не вставайте до тех пор, пока не увидите меня» (Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат Тирмизи). Этот хадис указывает на то, что люди не должны вставать на намаз, пока не увидят имама внутри мечети. На него опирались большинство ученых. Ат-Тирмизи сказал: «Сподвижники и другие ученые мусульмане не одобряли то, что люди дожидаются имама стоя. Некоторые из них говорили: "Если имам находится в мечети и объявляется начало намаза, то люди должны встать, когда муэдзин скажет: «Намаз начинается! Намаз начинается». Так считал Ибн аль-Мубарак.

Муавия рассказывает, что он слышал, как Расулюллах (салляллаху 'алейхи у а саллям) говорил: «В День Суда муэдзины будут иметь самые длинные шеи» (Муслим).

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Имам ответственный, а на муэдзина полагаются. О Аллах, веди имамов путем праведности и прости муэдзинов» (Абу Дауд). Из содержания этого хадиса следует, что имам несёт ответственность не только за свой намаз, но и за намаз молящихся сзади себя. Поэтому Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сделал ду'а за имамов. А вот в отношении времени намаза надо полагаться на муэдзина и люди должны доверится ему.

Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Если бы люди знали о наградах за азан и за первый ряд, и если бы не было другого пути, кроме как бросать для этого жребий, они бы бросали» (Бухари). Бараа бин 'Азиб рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Несомненно, Аллах и Его ангелы благословляют первый ряд. И муэдзину прощается, на расстояние его голоса. Подтверждают его все, кто услышат, из живого и неживого. И ему награда, как всем, кто читает с ним намаз» (ан-Нисаи).

Сальман Фарси рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Когда человек находится в пустынной земле, и наступило время намаза, то пусть делает омовение, а если нет воды, то пусть сделает таяммум. Когда он читает икамат, то вместе с ним читают намаз два его ангела (записывающие деяния), а если он произносит азан и икамат, то за ним читает намаз воинство Аллаха, которому в обе стороны не видно конца и края» (Муснад 'Абдурраззак).

Малик ибн Хувейрис рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:«Читайте намаз так, как видите меня читающим намаз, поэтому, когда приходит время намаза, пусть один из вас сделает азан, затем старший из вас становится имамом»(Бухари).

Некоторые ученые взяв за основу сомнительные хадисы, рекомендуют мусульманам отказатся от азана и икамата, если они совершают намаз мелкой группой, дома или наедине. По своей природе азан и икамат являются Сунной. Но это не означает, что находясь вне мечети надо игнорировать призыв на намаз, сразу же переходя на икамат. Многие считают, что когда совершают намаз дома одни или в узком кругу мусульман, необязательно читать азан. Но они не знают, что тот, кто призывает на намаз, получает большую награду. Передают со слов 'Укбы ибн 'Амира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ваш великий и Могучий Господь удивляется пастуху, который, будучи на вершине холма, призывает на намаз и молится. Великий и Могучий Аллах говорит: «Посмотрите на Моего раба: он призывает на намаз и молится из страха передо мной. Я уже простил Моего раба и ввел его в Рай» (Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи). Также из других достоверных хадисов знаем, что в День воскресения самые длинные шей будут у муэдзинов и его грехи прощаются настолько, насколько распространяется его голос. Из Сунны также знаем, что если призывать на пустынной местности, то все люди, джины и любые другие твари, которые слышат голос муэдзина, будут свидетельствовать в его пользу в День воскресения.

Важность азана можно видеть и из этого хадиса, переданного 'Абд ар-Раззак и аль-Бейхаки со слов Салмана, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если время намаза настало мужчину в пустыне, пусть он совершает омовение. Если же он не найдет воды, пусть очистится песком. Если после этого он объявит о начале намаза, то с ним помолятся два ангела, находящиеся рядом с ним. Если же он призовет на намаз, а затем объявит о его начале, то за ним помолятся столько воинов Аллаха, что их нельзя объять взором».

Передают, что Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба между призывом на намаз и объявлением о его начале не будет отвергнута» (ан-Насаи).

В первое время после переселения в Медину мусульмане, собиравшиеся на намаз, старались определить, когда им начинать её, так как никто к ней не призывал. Однажды они стали обсуждать этот вопрос, и некоторые сказали: «Заведите себе такой же колокол, как и у христиан». Другие сказали: «Нет, (лучше) трубу наподобие рога иудеев». Здесь под призывом имеется в виду не общеизвестный азан, а просто уведомление людей о наступлении времени молитвы. В те дни Билал громко кричал: «Собирайтесь на намаз

Первым исполнителем Азана в Медине был Билял Хабаши, а первым муадзином Мекки был Хабиб б. Абд-ур-Рахман. Второй азан перед пятничным намазом придумал третьи халиф Усман и является нововведением в религию Аллаха, которую исповедовал мусульманам Посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому это является всего лишь сунной Усмана и никакого отношения к Сунне Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) не имеет, какие бы благие цели не преследовали! Если бы была в этом необходимость, то Посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обязательно бы так поступил или предупредил своих последователей. Исторический опыт показывает, что обычно безграмотные люди всегда следуют за сомнительными советами лжеученых. В наше время, когда есть микрофоны и мощные громкоговорители, когда все люди сидят внутри мечети в ожиданий жума намаза, вообще нет никаких оснований для второго азана. Во время халифа Абд-ул-Малика правитель Медины Аббан б. Усман велел читать этот азан с минарета. Малик Насыр б. Мансур в 700 г. велел по пятницам перед азанами читать салауаты (ас-саляту уа-с-саляму). В 58 г. по приказу халифа Му’авийа правитель Египта сподвижник Маслама б. Махлед велел построить первый минарет и велел читать муадзину Шархабилю салауаты перед утренним Азаном.

В том виде, в каком он известен ныне, азан был узаконен позднее, после того как 'Абдуллах бин Зайд увидел азан во сне. Сообщается, что 'Абдуллах бин Зайд сказал: «(Однажды) я увидел (во сне) человека, который был одет в две зелёные одежды и нёс с собой колокол, и спросил его: «О раб Аллаха, продашь ли ты этот колокол?». Он спросил: «А что ты будешь с ним делать?». Я ответил: «Призывать с его помощью на молитву». Тогда он сказал: «Не указать ли тебе на то, что лучше этого?». Я спросил: «А что это?». Он сказал: «Говори: "Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик /Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар/. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах, аш-хаду алля иляха илля-Ллах/. Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха, свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/. Спешите на молитву! Спешите на молитву! /Хаййа 'аля-с-салят! Хаййа 'аля-с-салят!/ Спешите к спасению! Спешите к спасению! /Хаййа 'аля-ль-фалях! Хаййа 'аля-ль-фалях!/ Аллах велик, Аллах велик /Аллаху акбар, Аллаху акбар/. Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/". Наутро я пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему о своём сновидении. Он сказал: «Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха. Ступай вместе с Билалом и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего». Я встал вместе с Билалом. Я начал говорить ему эти слова, а он стал призывать людей к намазу. 'Умар ибн аль-Хаттаб услышал это, находясь в своем доме. Он вышел, волоча за собой накидку, и сказал: «Клянусь Тем, Кто отправил тебя с истиной! Я увидел во сне такой же сон». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хвала Аллаху!» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Со слов Са'ид ибн аль-Мусейиб знаем, что когда Билал на рассвете закончил призывать на намаз, ему сказали, что халиф Умар все еще спит. Тогда Билал изо всех сил крикнул перед его дверью дома: «Намаз лучше сна!» и эти слова стали частью призыва на рассветный намаз (Ахмад).

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы люди знали, какая награда обещана за призыв на намаз и совершение намаза в первом ряду, а затем не нашли бы иного способа, кроме как бросить из-за этого жребии, то они сделали бы это. Если бы они знали, что им уготовано за совершение намаза в начале отведенного для него времени, то поспешили бы с ним. Если бы они знали, что им уготовано за вечерний и рассветный намаз, то приходили бы на них даже ползком».

Особо хочется отметить, что наиболее важным фактором выбора муэдзина является красивый и громкий голос. Передают, что Абу Махзура рассказывал, что его голос понравился Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и тот научил его призыву на намаз (Ибн Хузейма).

Передают, что Абу Джухейфа рассказывал: «Я следил за Билалом, когда он призывал на намаз. Он поворачивал голову то в одну сторону, то в другую сторону, держа пальцы в ушах» (Ахмад, ат-Тирмизи). В версии Абу Давуда говорится: «Когда он доходил до слов «Спешите на намаз», то поворачивал шею направо и налево, но не поворачивал туловище». Есть также много разногласий по поводу того, в какой именно фразе куда поворачивать голову. Эта фитна до сих пор не дает покоя мусульманам спокойно спать, каждый ученый считает только себя на истинном пути и рекомендует своим ученикам только свои доводы. Смешно, но хочется особо отметить, что разногласие ученых дошло до того, что каждый по своему рекомендовал держать на ушах определенное количество пальцев. Мой совет: не создавайте трудности, не усложняйте религию – здесь самое главное призыв на намаз, а не поза вашего тела и количество пальцев в ушах! Тем более в наши дни, когда все мечети оборудованы микрофонами и громкоговорителями.

Находящемуся в мечети мусульманину не дозволяется выходить без уважительной причины после чтения азана, не совершив предстоящий коллективный намаз совместно. Но, как только будет произнесён икама, все эти причины перестают быть уважительными. Некоторые наши имамы после азана сразу же икаму читают и приступают к совершению обязательного намаза. Особенно почему-то во время закатного намаза (магриба), такие случай замечал даже во время Рамадана, когда многие мусульмане не успевали даже разговляться (ифтар) как следует сидя в мечети. Между призывом на намаз и его началом должно пройти время, достаточное для того, чтобы люди собрались в мечети. В противном случае предписание призывать людей на намаз теряет всякий смысл. Передают, что Джабир рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Билалу: «Возвещай призыв на намаз неторопливо, а объявление о начале намаза – быстро. Между призывом на намаз и объявлением о его начале оставь время, достаточное для того, чтобы человек завершил свою трапезу» (ат-Тирмизи). Похожие хадисы передал аль-Хаким со слов Абу Хурейры, Абу аш-Шейх – со слов Сулеймана, 'Абдуллах ибн Ахмад – со слов Убея ибн Ка'ба.

Шайтан всегда стремится испортить поклонения человека своими наущениями. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Когда раздаётся призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы (икама), а когда икама завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и душой его и говорить ему: «Вспомни о том-то, вспомни о том-то», - о чём тот и не (думал) вспоминать (до молитвы, и шайтан делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном положении), не ведая, сколько (ракаатов) молитвы он совершил» (Аль-Бухари; Муслим). Такое действительно происходит. Когда человек встает на намаз, он вспоминает то, что давно уже забыл или, то, о чем он даже не думал прежде. Таким образом, он совершает намаз не искренне. Поэтому согласно дошедшим до нас хадисам лучше всего перед намазом трижды сплюнуть через левое плечо и произносить проклятие Аллаха шайтану. Однажды ‘Усман ибн Абу-ль-‘Ас сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, шайтан мешает мне совершать молитву и читать Коран, запутывая меня!» В ответ ему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это шайтан по имени Хинзаб, и если ты почувствуешь его (присутствие), то обратись за защитой к Аллаху и трижды сплюнь налево». Он сказал: «Я так и сделал, и Аллах удалил его от меня» (Муслим).

Также хочется остановится об объявлений о начале намаза (икамат). Существуют немало противоречивых хадисов, как существуют противоречивые мнения ученых об икаме. Эти разногласия существовали даже среди сподвижников, каждый из которых утверждал о произнесений разных количеств фраз во время икамы. Все мы знаем, что азан и икама являются Сунной, поэтому не стоило бы из-за количества фраз в азане и икаме создавать фитну шайтана среди мусульман, разделившись на разного рода школы и течения. Аллах все видит и все слышит, если наши намерения искренние, Аллах примет их и воздаст каждому по заслугам. Поэтому будет правильным любое количество фраз в азане и икаме из ныне существующих, но в то же время нельзя забывать, что чем больше будем поминать Аллаха, тем больше будем получать от Него вознаграждения. Азан от икамы отличается только словами «Намаз начинается!», которые следует произносить два раза. Некоторые ученые утверждают, что именно в этот момент надо вставать со своих мест. Если во время икамы имама нет, не следует заранее стоят и ждать его. Следует вставать, когда увидите приближающего к своему месту имама. Всевышний Аллах сказал: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (87:14-15).

Из достоверного хадиса от Абу Катады, переданного Муслимом знаем, что возвещать призыв на намаз разрешается даже в том случае, если мусульмане проспали отведенное для него время и собираются совершить коллективный намаз:

Передают со слов Абу 'Убейды ибн 'Абдуллаха ибн Мас'уда, что его отец рассказывал: «Во время сражения у рва язычники доставили Пророку, мир ему и благословение Аллаха, столько забот, что он пропустил сразу четыре намаза. Когда наступила ночь и прошло столько времени, сколько было угодно Аллаху, он приказал Билалу призвать на намаз. Он сделал это, а затем объявил о начале намаза, и он совершил полуденный намаз. Потом Билал снова объявил о начале намаза, и он совершил послеполуденный намаз. Потом он снова объявил о начале намаза, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил закатный намаз. После того, как Билал еще раз объявил о начале намаза, он совершил вечерний намаз» (Ахмад, ам-Насаи, ат-Тирмизи). Похожий хадис передали Ахмад и ан-Насаи со слов Абу Са'ида, а также аль-Бухари и Муслим - со слов Джабира. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным!»  (Бухари). Сунной также является объявление икамы на каждый намаз при возмещений нескольких пропущенных намазов друг за другом. Передают, что Джабир рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыв в Муздалифу, совершил там закатной и вечерний намазы с одним призывом на намаз и двумя объявлениями о начале намаза (Муслим).

Если человек возмещает пропущенные молитвы в мечети, ему следует отказаться от азана, чтобы не мешать другим, за исключением таких случаев, когда он молится в одиночестве и возглашает икаму так, что это слышно только ему самому.

Есть некоторые исключения во время праздничных намазов, когда перед совершением праздничного намаза не нужно призывать на намаз и объявлять о его начале. Передают, что Джабир ибн Самура рассказывал: «Я совершал с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) праздничный намаз не один и не два раза, и мы не возвещали ни призыв на намаз, ни объявление о его начале» (Муслим, аль-Бухари передал от Ибн Аббаса).

Передают, что Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если услышите призыв на намаз, то повторяйте то, что говорит муэдзин» (Аль-Бухари, Муслим). В хадисе от 'Умара ибн аль-Хаттаба говорится, что после слов «Спешите на намаз!» и «Спешите к успеху!» нужно произносить слова: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха! /Ля хауля уа ля куууата илля би-Лляh» (Муслим). Передают со слов 'Абдуллаха ибн'Амра, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда услышите муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем молитесь за мое благословение. Поистине, если кто-либо помолится за мое благословение, того Аллах благословит в десятикратном размере. После этого попросите у Аллаха для меня наивысшее место в Раю. Оно полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им окажусь я. Тот же, кто попросит у Аллаха для меня наивысшее место в Раю, будет удостоен заступничества» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи).

Об этой мольбе говорится и в хадисе Джабира бин 'Абдуллаха, который передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскресения право на моё заступничество получит тот, кто, выслушав слова азана, будет говорить: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Уасиле и высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему! /Аллаhумма, Рабба hазиhи-д-да'уати-т-таммати уа-с-саляти-ль-ка'имати, ати Мухаммаданиль-Уасилята уа-ль-фа-дылята уа-б'ac-hy макаман махмудан-и-ллязи уа'адта-hy!» (Аль-Бухари).

Нельзя забывать, что по Сунне запрещается муэдзину получение материального вознаграждения за призыв к намазу. Передают, что 'Усман ибн Абу аль-'Ас рассказывал, что он попросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха! Назначь меня руководить намазом моих соплеменников». Он сказал: «Будь их имамом, но ты должен принимать во внимание присутствие немощных людей и назначить муэдзина, который не будет брать платы за то, что призывает на намаз» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа). Передают также, что Ибн Мас'уд сказал: «За четыре вещи нельзя брать вознаграждение: призыв на намаз, чтение Корана, разделение трофеев и вынесение судебных приговоров» (ат-Тирмизи).

В отношении женщин призыв на намаз не является обязательным. По этому поводу также существуют разные мнения среди ученых. Но в любом случае нельзя забывать, что призыв на намаз для женщин является нежелательным. Аль-Бейхаки передал со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара: «Женщины не обязаны призывать на намаз и объявлять о его начале».

Как следует произносить азан и икамат:

Аллаhу Акбар Аллаhу Акбар (Аллах велик, Аллах велик)

Аллаhу Акбар Аллаhу Акбар (Аллах велик, Аллах велик)

Ашhаду алля иляhа илля-Ллаh (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха)

Ашhаду алля иляhа илля-Ллаh (Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха)

Ашhаду анна Мухаммадан расулю-Ллаh (Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха)

Ашhаду анна Мухаммадан расулю-Ллаh (Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха)

Хаййа 'аля-с-салят! (Спешите на молитву!)

Хаййа 'аля-с-салят! (Спешите на молитву!)

Хаййа 'аля-ль-фалях! (Спешите к спасению!)

Хаййа  'аля-ль-фалях! (Спешите к спасению!)

Аллаhу Акбар Аллаhу Акбар (Аллах велик, Аллах велик)

Ля иляhа илля-Ллаh (Нет бога, кроме Аллаха)

Кроме того, во время призыва (икамат) к утренней молитве после слов "Спешите к спасению" дважды произносятся слова "Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/".

По мнению ханафитов, если верующий совершает дополнительный намаз и в это время призовут к фард намазу, то верующий сначала должен закончит суннат намаз и только после этого присоединится к коллективному намазу. Это ошибочное мнение. После икамата нельзя совершать суннат намазы. Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда сделали икамат для намаза, не разрешается читать никакой намаз, кроме фарда» (Муслим).

Вот еще один хадис о недозволенности совершение дополнительных намазов после икамата: «Передают со слов Абдуллаха бин Малика Ибн Бухайны из племени азд, что как-то раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что после обьявления о начале молитвы один человек совершает молитву в два раката. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) закончил молиться, его обступили люди и он дважды спросил (того человека): «Разве утренняя молитва состоит из четырех (ракаатов)?!» (аль-Бухари).

По форме икамат идентичен азану, если не считать того, что после слов "Спешите к спасению!" во время икамата дважды повторяются слова "Молитва началась /Кад камати-с-салят/". Некоторые ученые предлагают сокращать произнесение икамата. Как указал выше, азан и икамат являются концентрированным выражением единобожия и за каждую произнесенную букву получаем огромные вознаграждения от Аллаха. Поэтому, если не хотите сократить свои вознаграждения, то лучше не сокращать икамат.

Муэдзин должен произносить слова азана и икамата, повернувшись лицом к Кибле, о чём говорится в некоторых версиях хадиса, который передаётся со слов 'Абдуллаха бин Зайда. Азан и икамат читается лишь на арабском языке. Желательно азан читать медленно, с промежуточными паузами, а икамат можно читать без пауз и быстрее. 1400 лет тому назад не было микрофонов и громкоговорителей, поэтому муэдзины поднимались на крышу мечети или на возвышенные места, вставляли пальцы на свои уши, чтобы громче звучали слова азана, стоя поварачивали свои головы в разные стороны, чтобы все слышали их. А в наше время, когда есть все технические условия для распространения азана в населенных пунктах и все мечети оборудованы микрофонами и громкоговорителями, действие муэдзинов во время азана остается на их усмотрение. Если муэдзин из-за болезни скажет азан сидя перед микрофоном, ничего противоестественного не будет. Еще раз повторюсь – при произнесений азана самым важным моментом является призыв к намазу, а не поза муэдзина и количество пальцев в ушах!