4. ТАЙАММУМ – ОЧИЩЕНИЕ ЧИСТЫМ ПЕСКОМ, ЗЕМЛЁЙ Всевышний Аллах сказал: «…A ecли вы нe чиcты, тo oчищaйтecь; и ecли вы бoльны или в пyти, или ктo-нибyдь из вac пpишeл из oтxoжeгo мecтa, или вы кacaлиcь жeнщин и нe нaйдeтe вoды, тo oмывaйтecь xopoшo пecкoм, - oбтиpaйтe им cвoи лицa и pyки...» (5:6) и «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Снисходительный, Прощающий» (4:43). Хвала Аллаху, Который облегчил жизнь всем мусульманам, разрешив им в отсутствие воды совершит очищение землёй. Многие имамы тайаммум понимают извращенно и разрешают малограмотным людям даже внутри мечети совершить тайаммум с помощью пыли от коврика на полу или стены, если случайно у мусульманина нарушена омовение во время намаза или в ожидании имама перед намазом. Я сам не раз был свидетелем таких случаев и когда после окончания намаза спросил у тех людей, которые сделав тайаммум пылью от коврика и дальше продолжали свой намаз, они все отвечали, что их учили так поступать их учителя. В городских условиях практический нельзя совершать тайаммум, т.к. в любом месте можно найти воду, в крайнем случае можно купит бутилированную воду и совершить омовение. Также нельзя забывать, что сейчас во всех мечетях имеются специальные комнаты для омовения. А если поедите куда-нибудь далеко, то можно с собой взять на всякий случай бутилированную воду для омовения. Тайаммум совершается только в исключительных случаях, когда рядом поблизости нет воды. Тайаммум в домашних условиях может совершить только больной человек, которому противопоказано мыться в холодных условиях из-за состояние его здоровья. Но такому сильно больному человеку Аллах уже сделал облегчение и не осудит, если он восполнит пропущенные намазы после выздоровления. Поэтому нельзя злоупотреблять тайаммумом, если можно найти воду поблизости. Передают со слов Абу Зарра что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хорошая земля будет служить мусульманину средством очищения, даже если он не сможет найти воду и за десять лет. Если же ему удастся найти её, пусть даст воде прикоснуться к своей коже, ибо это - благо» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). Абу Хурайра передаёт: «К Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) пришли некоторые люди из пустыни и сказали: «Мы живем по три-четыре месяца на песке. Среди нас бывают осквернённые, женщины с менструацией и с нифасом (кровотечение после родов), и мы не находим воду (то что в данном случае нам делать?)» Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Вам надо делать таяммум землёй» (Ахмад, Хаким). Передают со слов Джабира бин 'Абдуллаха, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне были дарованы пять (вещей), которые не были дарованы никому (из Пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом, (который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; (вся) земля была сделана для меня местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, он (может) молиться (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из Пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества, и (кроме того, прежде) каждый Пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям» (Бухари). Порядок проведения Тайаммума с соблюдением Сунны (в порядке очередности): - найти чистую землю, именно землю, а не пыль от коврика! Земля не должна быть загрязнена наджасой, - сказать: А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим! Би-сми-Ллахи р-Рахмани р-Рахим! (Прибегаю к Аллаху от изгнанного Сатаны! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!). Можно не вслух, - сказать намерение для тайаммума сердцем, желательно совершать тайаммум в сторону Киблы, - засучит рукава обеих рук выше локтей, снимать браслеты и кольца, - раздвинуть (растопырить) пальцы рук и ударить ими о чистую землю, после чего проводить ладонями вперед-назад по земле. Прикладывать к земле внутреннюю сторону ладони. Затем поднять ладони вверх и ударить ими друг о друга ребрами больших пальцев, чтобы стряхнуть с них пыль и камешки, - раскрыть ладони с сомкнутыми пальцами рук горизонтально и подвести к границе волос и лба, после чего медленно провести обе ладони по лицу сверху вниз. При этом пальцы должны тщательно пройтись со лба через веки с обеих сторон носа вниз по губам и нижней челюсти, чтобы все участки лица остались протертыми, - еще раз провести по земле ладонями вперед-назад, после чего ударяя их ребрами больших пальцев стряхнуть с них лишний пыль и камешки. Затем ладонью левой руки протирать правую руку начиная от кончиков пальцев до локтя снизу вверх и сверху вниз. При этом внутренней стороной четырех пальцев левой руки протирается внешняя сторона правой руки, начиная с внешней стороны четырех пальцев и кончая локтем включительно снизу вверх. А внутренняя сторона большого пальца попутно протирает внешнюю сторону правой руки. После этого, внутренней стороной левой ладони протирается внутренняя сторона правой руки, опускаясь медленно сверху вниз до кончиков пальцев, - затем вышеописанным способом очищается левая рука, Очищение проводит без перерыва. Перед каждым намазом надо проводит тайаммум. Если есть возможность найти воду, то поиск воды обязателен. Если вода есть у другого человека, лучше его попросить поделиться. Как только появится возможность омовения водой, тайаммум считается нарушенным. Передают со слов Джабира, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищение песком включает в себя один удар (по земле) для лица и один - для рук до локтей» (Аль-Хаким; ад-Даракутни; аль-Байхаки). Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри сказал: «Как-то раз два человека отправились в путь. Когда настало время молитвы, у них не оказалось с собой воды, и поэтому они совершили очищение чистым песком, после чего помолились. Потом, когда время, установленное для этой молитвы, ещё не истекло, они нашли воду, и тогда один из них совершил омовение и помолился заново, а другой не стал делать этого. Спустя некоторое время они явились к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и рассказали ему об этом. (Выслушав их, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал тому, кто не повторил молитву: «Ты поступил в соответствии с сунной, а молитвы, которую ты совершил, было для тебя достаточно». Тому же, кто совершил омовение водой и повторил молитву, он сказал: «Тебя ждёт двойная награда» (Абу Дауд). Указанием на желательность откладывания молитвы в подобных обстоятельствах может служить сообщение о том, что 'Али сказал: «Тому, кто в пути окажется в состоянии большого осквернения, следует ждать (почти) до завершения срока молитвы, которую надо совершать в это время, а потом совершить очищение песком и молитву, если он не найдёт воду» (Ад-Даракутни). 'Абд ар-Рахман бин Хатиб передал, что однажды у 'Умара бин аль-Хаттаба, который совершал 'умру в составе каравана паломников, незадолго до наступления утра случилась поллюция. Ни у кого в караване не нашлось воды, и тогда он сел верхом (и не спешился), пока не нашёл воду. В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «Не кажется ли вам, что если мы поднимем животных, то сумеем найти воду до восхода солнца?». Люди сказали: «Да», после чего подняли своих животных и действительно нашли воду до восхода солнца, а 'Умар совершил полное омовение (Малик; 'Абд ар-Раз-зак; ат-Тахави). Очищение песком как средство устранения осквернения равноценно как частичному (вуду), так и полному (гусль) омовению. Указанием на это служат слова Аллаха: «...очищайтесь чистой землёй...» (5:6) и Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который, как сообщается в приведенном выше хадисе Джабира, сказал: «...(вся) земля была сделана для меня местом совершения молитв и средством очищения...». Тем самым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал, что песок, подобно воде, устраняет осквернение, ибо это качество у них является общим. В длинном хадисе, передаваемом со слов 'Имрана бин Хусайна аль-Хуза'и, сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который находился в пути, совершил молитву вместе с людьми. Завершив эту молитву, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел в стороне одного человека, который не молился вместе со (всеми), и спросил его: «О такой-то, что помешало тебе совершить молитву вместе с людьми?». Тот ответил: «Я осквернился, а воды у меня нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(В таком случае) тебе следует использовать (чистую) землю, и этого будет для тебя достаточно!» (Бухари). Но в то же время нельзя забывать о существований другого хадиса, где говорится, что в одном из походов под предводительством ‘Амра бин аль_‘Аси холодной ночью ‘Амр имел поллюцию. Когда наступило время намаза, он совершил таяммум – очистительная процедура с чистой землей – и совершил намаз со сподвижниками. Некоторые из них высказали ему порицание и пожаловались к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил 'Амра: «Ты совершил намаз со сподвижниками, не искупавшись?» ‘Амр ответил: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Ночью было очень холодно, и я вспомнил слова Всевышнего Аллаха: "Не губите самих себя. Поистине, Аллах вечно к вам милосерден!» (4:29). После этих слов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) улыбнулся, то есть одобрил и утвердил это решение ‘Амра. Отсюда следует, что человеку в таких исключительных ситуациях разрешается пользоваться тайаммумом. Нафи' передал, что Ибн 'Умар сказал: «Я видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал очищение песком в месте, именуемом Марбад ан-ни'ам, откуда ему были видны дома Медины» (Аль-Хаким). Нафи' передал, что однажды 'Абдуллах бин 'Умар, который достиг Марбад ан-ни'ам, спешился и совершил очищение чистым песком, протерев им лицо и руки до локтей, после чего помолился, а потом вступил в Медину в то время, когда солнце ещё не зашло, и он не стал повторять эту молитву (Малик; Бухари).
|