СПОСОБЫ ОЧИЩЕНИЯ (Тахарат) |
Автор: Administrator |
СПОСОБЫ ОЧИЩЕНИЯ (Тахарат) Мало кто понимает с какой целью мусульманы проводят омовение. Поэтому многие предполагают, что во время омовения смывается только грязь с тела. С большим сожалением хочу отметить, что читая Коран, ни один ученый не обратил свое внимание на слова Аллаха, где говорится, что Аллах ниспослал дождь и спокойствие мусульманам, чтобы смыть «скверну» шайтана с них: «Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить с вас «скверну дьявола», чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы» (8:11). Из хадисов видим, что шайтан испражняется в лицо людей и спит в их ноздрях: «Когда кто-нибудь из вас встает ото сна и совершает омовение, пусть трижды промоет нос, ибо шайтан проводит ночь в его ноздрях» (Бухари). Ибн Мас’уд рассказывал: «Однажды в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха) кто-то упомянул об одном человеке и сказал: “Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на намаз”. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шайтан помочился ему в ухо» (Бухари, Муслим). Как видите, основной целью омовения как раз является смывание с себя всей грязи вместе с скверной шайтана. Всевышний Аллах сказал: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (87:14-15). Термин “Мусульманин” можно ассоциировать с тем человеком, который постоянно заботится о своей телесной и духовной чистоте. Потому что без телесной чистоты не принимается в первую очередь наш намаз. А в ахирате согласно хадисам, первый спрос будет как раз за наш намаз. Поэтому чистота является неотъемлемой частью в Исламе. Важность чистоты тела можно увидеть со слов Всевышний Аллаха: «…Пoиcтинe, Aллax любит oбpaщaющиxcя и любит oчищaющиxcя!» (2: 222) и «...В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся» (9:108). Мусульманин не должен остановиться только очищением своего тела и души, он также обязан следить за своим внешним видом и одеждой: «И одежды твои очисть! И скверны беги!» (74:5-6). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Ключом к молитве является чистота, началом – такбир, а концом – приветствие», «Чистота, - половина Веры» и «Не будет принята чья-либо молитва, если у него было нарушено омовение, а он его предварительно не восстановил» (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Ахмад). В прямом смысле слово "тахарат" означает отсутствие грязи, т.е. всего оскверняющего (наджасат), в переносном же имеется в виду свобода от недостатков и грехов. "Татхир" означает очищение. В шариате слово "тахарат" (чистота) используется для обозначения отсутствия того, что обозначается терминами "хадас" и "хабас". Термином "хадас" (осквернение) обозначается всё то, что нарушает чистоту тех или иных частей тела, а также всё то, что делает недействительным омовение человека. Термином "хабас" (грязь) обозначается всё то, что по шариату считается оскверняющим, например, моча, кал или пролитая кровь. Передают со слов Аишы, сказавшей: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произнес: "Следующие десять деяний относятся уходу за телом - стрижка усов, отпуск бороды, чистка зубов, прочистка водой носовой полости, стрижка ногтей, тщательное промывание суставов, выщипывание волос из подмышек, бритье волос между ног, обрызгивание водой". Закария сказал: "Мусаб сказал: "Я забыл десятое, разве что это, может быть, полоскание во рту." Кутайба добавил: "Ваки сказал: "Сбрызгивай водой" значит подмывание» (Бухари, Муслим). Для малого омовения непосредственно перед намазом, и полного омовения при возникшей необходимости, используется совершенно (Мутлак) чистая вода. Вода может называться “Мутлак”, если в ней нет посторонних примесей. К такой воде относятся: дождевая, речная, родниковая, колодезная, морская и талая воды. Если есть подозрение в чистоте используемой воды, лучше подождать, пока не найдете чистую воду до начало следующего намаза. В крайнем случае можете использовать таяммум. О важности малого омовения в жизни мусульман можно узнать из следующего хадиса: Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и багословение Аллаха, произнес: «Мой пруд (простирается) еще шире, чем (расстояние) от Айли до Адна. Он, конечно же, сильнее белизной, чем снег, как молоко, слаще, чем мед. А чаш (вокруг) него больше числа звезд. Я же буду отгонятъ людей прочь от него подобно тому, как мужчина отгоняет верблюдов других людей от своей запруды". Они спросили: "Посланник Аллаха, а ты узнаешь нас в тот День?'' Он ответил "Да, у вас будет (особый] признак, подобного которому не дано ни одной общине - вы будете поиться у меня, имея лицо, руки и ноги (сияющей) белизны и это след от малого омовения». Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени?» Они сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Это – полное совершение омовения /вуду/, несмотря на неприятное, множество шагов (по направлению) к мечетям и ожидание (следующей) молитвы после (предыдущей), и это для вас – рибат» (Муслим). Нет сомнений в том, что чистота является одним из основных средств предупреждения болезней и их распространения в обществе. Вот почему Ислам уделяет много внимания чистоте тела и одежды и побуждает людей поддерживать чистоту окружающей среды. Запрещается мочиться и испражняться в воду, даже в проточную, как запрещается делать это на берегу реки, водоёма, колодца, источника, под деревьями, особенно плодовыми, на обрабатываемых участках земли, в тех местах, где собираются люди, занимающиеся дозволенными делами, на дорогах, а также поблизости от мечетей и тех мест, где проводятся молитвы во время праздников: Передают, что Му'аз бин Джабаль сказал: «Остерегайтесь трёх заслуживающих проклятия поступков: испражнения в источники, посреди дороги и в тени (где останавливаются люди)». В другой версии этого хадиса сказано также: «...и в их дворах» (Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хиббан). Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Бойтесь двух проклинающих!». (Люди) спросили: «А что такое два проклинающих?» - (и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(Это проклинающие) того, кто испражняется на дороге, (по которой ходят) люди, и в тени, (где они останавливаются)» (Муслим). Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, Аллах Всевышний является Благим и любит благое, Он Чист, и Он любит чистоту, Он Щедр, и Он любит щедрость, Он Великодушен, и Он любит великодушие, так держите же в чистоте ваши дворы и не уподобляйтесь иудеям» (Ат-Тирмизи). Во время намаза не только очищение тела играет немаловажную роль, но и чистота одежды верующего. Если во время исправления нужды на одежду попадает наджаса, необходимо хорошо вымыть загрязненное место, прежде чем войти в мечеть. А если случайно наступили на наджасу, то протрите обувь чистой землей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха): сказал по этому поводу: «Когда кто-нибудь из вас придёт в мечеть, пусть посмотрит на свои сандалии, и если он увидит на них что-нибудь нечистое, пусть протрёт их, а потом молится в них» (Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хузайма). Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас наступит на что-нибудь нечистое, средством очищения для его обуви послужит земля» (Абу Дауд; Ибн Хиббан; аль-Хаким). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…Представьте, что у человека есть конь с белой звездой на лбу и белыми ногами. Разве он не узнает своего коня среди табуна черных лошадей? Так же лица, руки и ноги наших братьев от следов омовения будут излучать свет. Я, придя раньше, буду ждать их у своего водоема, чтобы почтить их. Будьте внимательны! Некоторые люди будут отогнаны от моего водоема, как отгоняют от стада чужого верблюда. Тогда я позову их: «Идите сюда!» Мне скажут: «Они потом изменили то, что после тебя (оставив твою сунну, последовали ложными путями». И я скажу: «Пусть удалятся, пусть удалятся» (Муслим, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад). Уже находясь в состояний омовения, совершать его заново – это весьма достойный поступок, это свет поверх света. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), находясь в омовении или нет, часто обновлял его. Чтобы поощрить к этому свою общину, он говорил: «Если кто-то, пребывая в состояний омовения, заново совершает его, тому Всевышний Аллах пишет десять добрых дел» (ат-Тирмизи). Савбан передал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Будьте правдивы, (но) вы не сможете делать все самым совершенным образом. Знайте, самое благое ваше деяние намаз. Только правоверный (му'мин) пребывает (постоянно) с омовением» (Ибн Маджа, Муватта; Ахмад, Дарими). Многие люди как попало совершают омовение, как будто не ради своего очищения, а ради кого-то другого это делают и часто забывают, что за ними пристально наблюдают Аллах, ангелы, джины. Чистота возвышает дух (рух) до степени ихсан, когда человек живет с осознанием того, что Аллах постоянно видит нас. Чистота приближает человека к Аллаху. Поэтому в священном аяте сказано: «Аллах любит очищающихся» (2:222). Потому что омовение, очищающее тело, воздействует и на душу, по воле Аллаха водой смываются наши мелкие грехи. В другом хадисе говорится о состояний постоянного омовения: «Однажды утром Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), позвав к себе Биляла, спросил у него: «Билял! Что ты сделал такого, что вошел в Рай раньше меня? Когда бы во сне я ни заходил в Рай, впереди себя слышу твои шаги. Вот и вчера вечером я зашел в Рай, и опять услышал твои шаги впереди себя…». Билял ответил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), каждый раз, произнося азан, я обязательно совершаю намаз из двух ракаатов. Когда мое омовение нарушается, я тут же совершаю его заново и считаю два ракаата намаза моим долгом перед Аллахом». На это Посланник Аллаха сказал: «Вот по благословению этих двух поступков!» (ат-Тирмизи, Ахмад). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто совершил омовение так, как было велено, и совершил молитву так, как было велено, тому прощено будет то, что сделал он раньше» (Ахмад, ан-Насаи). Абу Хурайра передает: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, моя община в Судный день будет созвана с излучающими свет (нур) лицами, руками и ногами от следов омовения. Кто может умножить свет, пусть делает это» (Бухари, Муслим). Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку свою в сосуд (с водой), пока не омоет её трижды, ибо он не знает, где была рука его во время сна» (Муслим). Имам ан-Науауи сказал: «Если человек совершил молитву без омовения, зная о том, что это запрещено, то он совершил великий грех. Однако, мы не считаем, что он становится неверным, если только он не счел подобное действие дозволенным. А Абу Ханифа считал, что такой человек становится неверным за издевательство над религией» (См. “Раудату-тталибин” 10/67 и «аль-Маджму’» 2/84). Прежде чем начать очистится, мы должны в первую очередь обратит свое внимание на свою одежду, чтобы на теле и одежде не было нечистот и грязи. Это условие касается также место молитвы. Аллах приказал нам: «И одежды твои очисть! И скверны беги!» (74:5-6). Несоблюдение чистоты относится к числу таких дел, за которые человек подвергается мучениям в своей могиле после того, как ему задают вопросы о его вере. Сообщается, что Ибн 'Аббас сказал: «(Однажды) Пророк (мир ему и благословение Аллаха), проходивший мимо одной из стен Медины (или: Мекки), услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Их подвергают мучениям, но не за большой грех», (помолчал некоторое время), а потом воскликнул: «Да, (конечно, мучают их за тяжкие грехи)! Один из них не очищался от собственной мочи, а другой распространял сплетни» (Бухари). Смысл термина "Наджаса" (нечистоты) противоположен смыслу термина "Тахарат" (чистота) и обозначает то, от чего надо очищаться. Перед тем, как провести тахарат, надо сходить в туалет по нужде, после чего произвести "Истинджа" (подмывание), т.е. очищение водой органов человека от нечистот (Наджасы) после отправления малой или большой нужды. Передают со слов Абу Аюба, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнес: «Зайдя в отхожее место, не (справляйте нужду) обратясь к кыбле ни передом, ни задом как при мочеиспускании, так и при дефекации, а поворачивайтесь на восток или запад". Абу Аюб сказал: "Мы прибыли в Шам и нашли туалеты, построенные в сторону кыблы. Мы немного поворачивались в сторону от нее и просили у Аллаха прощения." Он сказал: «Хорошо» (Муслим). Сообщается, что Анас сказал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) удалялся в отхожее место, мы вместе с одним мальчиком несли за ним маленький кожаный бурдюк с водой и палку с наконечником, и он использовал воду для подмывания» (Бухари). Особое внимание должны обратить на остатки мочи, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал нас: «Остерегайтесь мочи, так как основные мучения в могиле происходят из-за нее». После “окончательного позыва” выделения мочи, надо несколько раз помассировать мочевой канал снизу вверх, как бы выдавливая последние капли, и обильно омыть загрязненное место. Подмываться следует согласно Сунне нечетное количество раз. Если отсутствует вода, то можно очищаться и чистой специальной туалетной бумагой, предварительно плюнув для увлажнения. Для очищения загрязненных органов используется левая рука. Вначале левую руку надо хорошенько промыть чистой водой, чтобы в кожу не впитывалась загрязненная вода. Затем левой рукой омывается спереди (место выделения мочи). После этого, при помощи среднего пальца (а при необходимости и двух, и трех пальцев) той же левой рукой, моется задний проход. Омовение загрязненных мест продолжается до полного их очищения нечетное количество раз. Затем следует вымыть руки или совершить омовение. Сообщается, что 'Аиша сказала: «Я ни разу не видела, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не вымыл руки после удовлетворения большой нужды» (Ибн Маджа). В другой версии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Он совершал омовение после того, как выходил из отхожего места» (Ахмад). В хадисе, передаваемом со слов Абу Катады сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, когда же зайдёт в отхожее место, пусть не дотрагивается правой рукой до своего полового органа и не подмывается ею» (Бухари). Перед входом в туалет необходимо снять кольцо или цепочку, если на нем написано Священное слово, и вынуть из карманов тексты Священного Корана, если таковые имеются. Сообщается, что Анас сказал: «Перед тем как войти в отхожее место, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снимал свой перстень» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса'и). Перед входом в туалет желательно произнести мольбу: “Би-сми-Лляхи! Аллахумма инни а'узу бикя мин аль-хубси уа-ль-хаба'ис” (С именем Аллаха! Мой Аллах! Прибегаю к Тебе от зла шайтанов мужского и женского пола). Передают со слов 'Али, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Преградой, которая не позволит джиннам увидеть наготу любого человека, когда он зайдёт в отхожее место, послужит произнесение слов "С именем Аллаха (Би-сми-Лляхи)"» (Ахмад; ат-Тирмизи; Ибн Маджа). Входить в туалет надо с левой ноги, а выходить с правой. Мочеиспускание желательно произвести с положений сидя, чтобы брызги мочи не попали в одежду и на обувь. Сообщается, что 'Аиша сказала: «Не верьте тому, кто скажет вам, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мочился стоя, ибо он мочился только сидя» (Ахмад; ан-Наса'и; ат-Тирмизи; Ибн Маджа). В туалете запрещено: разговаривать; совершать зикр; отвечать на приветствие; повторять слова Азана (призыва на молитву), открывать свой аурат перед другими. Абу Хурайра сказал: «Не следует разговаривать друг с другом двоим, которые выходят для удовлетворения большой нужды и присаживаются, обнажив свой срам, ибо Всемогущий и Великий Аллах ненавидит это» (Ат-Табарани). Прежде чем встать, необходимо прикрыть обнажённые места своего тела от посторонних глаз. Абдулла Ибн Абу Катада сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "При мочеиспускании не надо держать свой член правой рукой и не надо подтираться после уединения (по нужде) правой рукой и не надо дышать в сосуд» (Бухари, Муслим). Анас Ибн Малик говорил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заходил в отхожее место, а я и еще один мальчик, как я, вместе со мной нес чан с водой и кувшин с носиком и он подмылся водой». Нельзя языком произносить славословие после чихания. В туалете это делается сердцем. Также нельзя засиживаться в туалете без особой надобности, т.к. это место является сборищем джинов и шайтанов. Весьма нежелательно совершать малое или полное омовение там же, где справляли нужду. После выхода из отхожего места следует сказать: «Прости! Хвала Аллаху, Который избавил меня от страдания и исцелил меня», поскольку 'Аиша сказала: «Выйдя из отхожего места, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Прости! (Гуфрана-кя!)» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Хиббан; аль-Хаким). Передают со слов Анаса, что выйдя из отхожего места, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Хвала Аллаху, который избавил меня от страдания и исцелил меня (Аль-хамду ли-Лляхи ль-лязи азхаба 'анни-ль-аза уа 'афа-ни)» (Ан-Наса'и; Ибн Маджа). В одном хадисе сказано: «Если кто-либо из вас совершит тщательное омовение, а затем произнесет: "Ашхаду алля иляха иль-ал Ллаху уахдаху ляа шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюху", то откроются восемь ворот Рая, и он сможет войти туда через любые из них». Абу Бакр рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из рабов Аллаха совершит грех, после чего совершит омовение должным образом, потом совершит молитву в два рака'ата и попросит Аллаха о прощении, Аллах обязательно простит его». Затем он прочитал следующий аят: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады» (3: 135) (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа). Чистота послужит причиной того, что в День воскресения лица людей озарятся и побелеют, на что указывают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их "гурран мухаджжалина" из-за следов омовения, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» (Бухари; Муслим). Сообщается, что Абдуллах бин Амр сказал: «Как-то раз Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, отставший от нас в пути, присоединился ко всем остальным уже после того, как настало время молитвы, а мы совершали омовение и некоторые из нас начали протирать ноги (проводили по ним влажными руками вместо того, чтобы омывать ноги по всем правилам) и тогда Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, изо всех сил закричал: «Горе пяткам от мук огня» - дважды или трижды» (Бухари). Передают, что Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время намаза снял обувь, и люди тоже сняли обувь. После намаза он спросил: «Почему вы сделали это?» Они ответили: «Мы увидели, что ты снял обувь, и сделали то же самое». Тогда он сказал: «Джибрил явился ко мне и сообщил, что на моей обуви были нечистоты. Поэтому при входе в мечеть осмотрите подошву вашей обуви, и если вы увидите на ней грязь или нечто неприятное, то протрите ее, а затем молитесь в ней» (Абу Давуд). Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах» (Муслим). ТРИ ВИДА ОЧИЩЕНИЯ ТЕЛА: 1. Малое Омовение (Вуду), когда очищение проводится перед каждым намазом при необходимости: при нарушении предыдущего малого омовения или для обновления малого омовения без нарушения предыдущего малого омовения, прежде чем брать Коран. 2. Полное Омовение (Гусул) - ритуальное купание, необходимое всем мусульманам обоих полов, хотя бы один раз перед пятничной молитвой. А также надо совершать полное омовение каждый раз, когда оно нарушено. Например, после супружеской (половой) близости, после менструальных или послеродовых периодов и т. п. 3. Очищение песком при отсутствии воды (Тайаммум). Необходимость такого очищения возникает каждый раз, когда нарушены “Гусул” или “Вуду”, но при отсутствии воды или когда больны. |