6. Нежелательное время для намаза
Автор: Administrator   

6. Периоды времени, когда совершение намаза порицается

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «После рассветного намаза нет намазов, пока не взойдет солнце, и после послеполуденного намаза нет намазов, пока не закатится солнце» (Бухари, Мусим).

Передают также, что 'Укба бин 'Амир рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам молиться и хоронить наших покойников в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднималось (на высоту копья), в полдень, пока солнце не начинало клониться к закату, и незадолго до захода солнца, пока оно не заходило» (Муслим).

Эти хадисы дает нам понять, что нежелательно совершать добровольные намазы в следующие периоды:

а) промежуток времени, в течение которого солнце поднимается (тулю'у аш-шамс) от горизонта на высоту копья, иначе говоря, то время, пока солнце не побелеет и его сияние не усилится, т.е. после совершения обязательного утреннего намаза до восхода солнца;

б) после восхода солнца до тех пор, пока оно не взойдет на высоту копья, т.е. 35-40 минут после восхода солнца;

в) короткий промежуток времени, пока солнце, находящееся в зените (заваль), не начнёт клониться к закату, т.е. за 10-15 минут до наступления времени полуденного намаза. Это время называется – «Время Истива».

г) после совершения обязательного послеполуденного намаза до того времени, когда солнце начнет склониться к закату;

д) промежуток времени, начинающийся незадолго до заката солнца (гуруб аш-шамс), когда оно изменяет свой цвет с жёлтого на красный, и завершающийся с его закатом, т.е. с того момента, как солнце начнет склонится к закату, до тех пор, пока оно не зайдет. Непозволительно исполнять любую дополнительную молитву с момента, когда солнце начинает бледнеть перед закатом и до полного заката (около 45-ти минут), кроме обязательного послеполуденного намаза. Разумеется, что и саму послеполуденную молитву весьма нежелательно откладывать до этого времени.

Эти промежутки времени были временем поклонения солнцу огнепоклонниками (Маджуси). Они были запрещены мусульманам для молитв, дабы не уподоблять поклонение Единому Создателю – Аллаху субхана уа Тааля, поклонениям представителей ложной религии. Сказанное означает, что в вышеупомянутые периоды времени проводить заупокойную молитву не следует и нельзя совершать в эти промежутки времени дополнительные добровольные намазы, а можно только возмещать (када') пропущенные обязательные намазы. Указанием на это служит достоверное сообщение от 'Амра ибн 'Абасы о том, что однажды он попросил:

«О Пророк Аллаха, расскажи мне о намазе». Он сказал: «Соверши утренний намаз, а затем не молись, пока солнце не взойдет и не поднимется, потому что оно восходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему. Потом совершай намазы, потому что за ними наблюдают и на них присутствуют. Когда же тень копья не будет склоняться на восток или на запад, перестань молиться, потому что в это время разводят огонь в Геенне. Когда снова появится тень, опять совершай намазы, потому что за ними наблюдают и на них присутствуют. После того как совершишь послеполуденный намаз, перестань молиться, пока не зайдет солнце, потому что оно заходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему» (Ахмад, Муслим).

Передают со слов Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вот намаз лицемера! Он усаживается и дожидается заката солнца, и когда оно оказывается между двумя рогами сатаны, он встает и клюет четыре рака'ата, поминая Аллаха совсем немного» (Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

В указанных ниже случаях, является нежелательным исполнение всех намазов, за исключением заупокойного намаза, и восстановления пропущенного фард намаза:

- от начала времени утреннего намаза (Фаджр-и Садык) и до прочтения утреннего фарда, нежелательно исполнять какие-либо дополнительного намаза кроме утренней сунны,

- после исполнения утреннего фарда и до восхода солнца,

- до захода солнца после послеполуденного намаза,

- до исполнения фарда вечерненего намаза, в отведенное для нее время,

- после восхода солнца и до праздничного намаза,

- дома и в мечети перед праздничным намазом в праздничные дни, и в мечети, после праздничного намаза,

- между двумя совмещенными намазами при посещении Арафата и Муздалифы,

- после призыва (икамат) на фард намаз любого дополнительного намаза,

- с момента появления имама на минбаре для возглашения хутбы, и до окончания пятничного намаза,

- когда времени достаточно лишь на исполнение обязательного намаза (Фард),

- когда уже приготовлена пища, запах которой возбуждает аппетит, а времени для исполнения намаза достаточно,

- когда возникла необходимость отправления естественной надобности.