5. ИША
Автор: Administrator   

5. ИША

Время вечернего (иша) намаза начинается после того, как вечерняя заря погаснет и наступит ночной мрак, и продолжается до наступление времени утреннего намаза, кто по уважительным причинам не смог вовремя совершить ишу. Желательно откладывать совершение ночного намаза примерно до полуночи или истечения трети ночи. Указанием на это служит хадис 'Аиши, которая сказала: «(Однажды) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) откладывал ночную молитву до тех пор, пока 'Умар не обратился к нему (со словами): «Молитва! Женщины и дети уже заснули!» - после чего он вышел (к людям) и сказал: «Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы (Бухари, Муслим).

Билял передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Старайтесь вставать ночью! Ибо это обычай праведных, которые были до вас. Поистине, вставать ночью на молитву есть близость к Аллаху. (Этот ибадат) препятствует совершению грехов, искупляет ошибки и изгоняет болезни из тела» (ат-Тирмизи). Абу Дарда рассказывает, что до него дошло от Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) следующие слова: «Кто ложится спать и делает намерение встать ночью на ночной намаз, но сон одолевает его, пока не наступает утро, ему записывается то, что он намеревался. И сон его был подарком ему от Аллаха» (ан-Нисаи). Аллах Та'аля сказал (рассказывая про одно из хороших качеств своих рабов): «Те, которые проводят ночи пред своим Господом, падая ниц и стоя» (25:64).

О важности совершения ночного коллективного намаза в мечети говорят следующие хадисы:

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы люди знали, какая награда обещана за призыв на намаз и совершение намаза в первом ряду, а затем не нашли бы иного способа, кроме как бросить из-за этого жребии, то они сделали бы это. Если бы они знали, что им уготовано за совершение намаза в начале отведенного для него времени, то поспешили бы с ним. Если бы они знали, что им уготовано за вечерний и рассветный намаз, то приходили бы на них даже ползком».

Сальман рассказывает, что Расулюллах (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто тщательно делает омовение дома, затем приходит в мечеть, он гость Аллаха. А хозяин обязан ухаживать за гостем» (Табарани). Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «В День Суда Аллах осветит ослепительным светом тех, кто ходят в мечеть в темноте» (Табарани). Абу Хурайра рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Люди, часто ходящие в мечеть в темноте, погружены в милость Аллаха» (Ибн Маджа). Бурайда рассказывает, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Обрадуй вестью о полном свете в День Суда тех, кто часто ходит в мечеть в темноте» (Абу Дауд).

'Аиша сказала: «А в то время молились только в Медине, и люди совершали (ночные молитвы в промежуток времени) между наступлением полной темноты и (завершением) первой трети ночи» (Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы это не было затруднительно для членов моей общины, я бы непременно велел им откладывать ночную молитву до истечения трети или половины ночи» (Ат-Тирмизи).

Ан-Насаи передал со слов 'Аиши: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте вечерний намаз после того, как исчезнет вечерняя заря, до завершения трети ночи».

В Священном Коране сказано: «Совершай намаз после полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете» (17:78). Ночной мрак наступает в полночь, поэтому желательно совершить вечерний намаз в это время. Это веление Аллаха! Поэтому совершать иша намаз ближе к полуночи предпочтительней, нежели совершать его в начале времени. Передают, что Аиша рассказывала: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), задержал ночной намаз до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это - подлинное время этого намаза, и если бы только я не боялся обременить моих последователей» (Муслим).

Несмотря на разногласие среди богословов по поводу этого намаза, вечерний намаз в исключительных (!) случаях можно совершить перед совершением утреннего намаза, т.е. до наступления рассвета, если проспали или имеются уважительные причины. Но это не означает, что такой метод надо постоянно практиковать все время.

Иша состоит из 4-х рака‘атов, после чего желательно совершит 2 или 4 рака‘ата дополнительного намаза. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда совершал 4 рака‘ата сунны перед иша намазом, иногда 4 рака‘ата после фарда вместо двух рака‘атов. В сообщении от Айшы говорится: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял четыре ракаата перед ночной молитвой. Затем, после исполнения ночной молитвы, вставал и читал еще четыре ракаата и лишь после этого ложился".

Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Однажды я остался на ночь в доме своей тетки Маймуны бинт аль-Харис, жены Пророка, да благославит его Аллах и приветствует, находившегося в ту ночь у нее. Пророк, да благославит его Аллах и приветствует, совершил вечернюю молитву в мечети, вернулся домой, совершил молитву в четыре раката и лёг спать. Через некоторое время он встал и спросил: «Мальчик поспал?» Затем он встал на молитву, я же встал слева от него, но он поставил меня справа, совершил пять ракатов молитвы, а потом ёще два, после чего снова заснул, и я услышал его храп, а (ещё через некоторое время) он отправился на (утреннюю) молитву» (Бухари).

В хадисе от Абу Зара и Аиши говорится: «Каждому, кто в течение всего дня и ночи исполнит двенадцать (дополнительных) ракаатов, тому в Раю будет построен дом. Молитвы эти: четыре ракаата перед полуденной молитвой; два ракаата после полуденной молитвы; два ракаата после вечерней молитвы; два ракаата после ночной молитвы; два ракаата перед утренней молитвой» (Бухари, Муслима и др.).