3. Аср
Автор: Administrator   

3. ACP

Это единственный намаз, о котором Аллах акцентировался и приказал совершить вовремя: «Оберегайте намазы, и особенно, средний (аср) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238). Это также единственный намаз, который во всем мире несмотря на приказ Аллаха, совершается очень поздно. Несмотря на приказ Аллаха, все до сих пор спорят, каждая секта по своему определяет время начала этого намаза. Некоторые сектанты до того извратили время начала аср намаза, что время намаза аср у них начинается, когда длина тени объекта в два раза превышает высоту объекта, т.е. тогда, когда истинное время аср давно прошло.Послеполуденная молитва – это обычно самое занятое и самое пренебрегаемое для молитвы время суток. Поэтому этой молитве придается особое значение – обратиться к Аллаху в разгар мирских интересов. Аллах сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам, которые лицемерят»(107:4-6). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как будто предвидел эту ситуацию. Об этом говорится в следующем хадисе:Абу Зэрра сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ударив меня по бедру, сказал: «Как ты будешь поступать, если останешься среди народа, который будет опаздывать с исполнением молитвы?» Тот сказал: «Что прикажешь?» Он ответил: «Исполни молитву вовремя, а после можешь идти по своим делам, но, если на молитву будет исполнен камат и, при этом, ты будешь находиться в мечети, то исполни молитву» (Муслим).

Важность своевременного совершения аср можно увидеть из этих хадисов:

‘Али рассказывает:  «В день битвы Ахзаб (битва у рва) Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «О Аллах! Заполни могилы и дома кафиров огнём, как они не дали нам читать “салятуль вуста” (средний намаз) до захода солнца». А в Муслиме приводится, что «Они не дали нам читать “салятуль вуста”, т.е. ‘аср намаз» (Бухари, Муслим).

Бурайда сказал: «Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву(Бухари).

От Ибн ‘Умара передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто пропустил послеполуденную (‘аср) молитву, подобен лишившемуся своей семьи и своего имущества»(Бухари, Муслим).

‘Абдуллах (Ибн Мас‘уд) сказал: «(Однажды) я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Какое дело Аллах любит больше всего?” Он ответил: "Молитву, совершаемую в установленное для неё время»(Бухари).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы ‘аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал ‘аср»(Бухари, Муслим). Этот хадис касается всех тех, которые по уважительной причине не смогли вовремя совершить аср.Из хадиса Абу Хурейры также видим, что опоздавшим вовремя совершать послеполуденный намаз, можно совершить до покраснения солнца: «Если кто-нибудь из вас успеет совершить (хотя бы) один рака'ат утренней молитвы до восхода солнца, это значит, что он успел на утреннюю молитву, и если успеет он совершить (хотя бы) один рака'ат послеполуденной молитвы до заката солнца, это значит, что он успел на послеполуденную» (Бухари, Муслим).

Время послеполуденного ('аср) намаза на самом деле начинается после истечения времени полуденной и продолжается до того момента, когда лучи солнца все еще чистые или только начали желтеть, а положение солнце все еще высоко. Если вообще трудно определить этот промежуток времени, то самым оптимальным временем начала аср является время, когда тень предмета начинает равняться ее длине:

Урва сказал: «Мне передала Аиша, жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он совершал аср, когда солнце уже было в её комнате, но еще не показывалось» (Муслим).

Передают со слов Аиши: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял аср, когда солнце заглядывало в мою комнату и теней еще не было». Абу Бакр выразился так:«…и теней еще не было видно» (Муслим).

Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время полуденного намаза начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до того, как длина тени человека будет равна его росту. Оно продолжается вплоть до наступления послеполуденного намаза. Время послеполуденного намаза длится до тех пор, пока не пожелтеет солнце. Время закатного намаза продолжается вплоть до исчезновения вечерней зари. Время вечернего намаза длится до середины ночи. А время рассветного намаза заходит с началом рассвета и длится до восхода солнца» (Муслим).

Передают, что Мухаммад ибн 'Амр сказал:«Когда аль-Хаджжадж прибыл в Медину, мы задали Джабиру ибн 'Абдуллаху вопрос [о наилучшем времени для совершения молитв], и он сказал: "Обычно посланник Аллаха совершал полуденную молитву в полдень, послеполуденную — когда солнце [оставалось] ещё чистым), а закатную — [как только] оно садилось. Что касается вечерней молитвы, то иногда он откладывал её, а иногда совершал рано. Так, если он видел, что [люди] уже собрались [в мечети], то начинал [молитву] раньше, а если видел, что они запаздывают, то откладывал её. Что же касается утренней молитвы, то они (или: пророк ) совершали её в предрассветном сумраке(Муслим).

От Джабира сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте послеобеденный намаз (‘аср) тогда, когда тень предмета равна ее длине»(ан-Насаи, ат-Тирмизи).

Анас бин Малик сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал послеполуденную молитву, когда солнце стояло высоко и припекало...» (Бухари).

Передают, что в ответ на вопрос:«Как совершал обязательную молитву посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» — Абу Барза ответил:«Он совершал полуденную молитву, которую вы называете первой, (сразу же после того) как солнце начинало клониться к закату, а после того, как он совершал послеполуденную молитву, любой из нас мог вернуться к себе домой на окраину Медины, когда солнце ещё припекало. (Передатчик этого хадиса сказал: «Я забыл, что он сказал относительно закатной молитвы».) И он предпочитал откладывать вечернюю молитву /‘иша/, которую вы называете "‘атама”, и не любил спать до (этой молитвы) и разговаривать после неё, что же касается утренней молитвы, то он завершал её, когда человек начинал различать (лицо) своего соседа (в предрассветных сумерках), и (во время этой молитвы) он читал от шестидесяти до ста (айатов)» (Бухари).

Аср намаз состоит из 4-х рака‘атов фард намаза. Многие ученые из-за своего невежества игнорируют совершение дополнительных намазов до аср намаза. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда совершал 4 рака‘ата сунны до фард намаза. Дополнительный намаз в четыре рака‘ата перед Аср подтверждается следующим хадисом: «Да благославит Аллах того, кто исполняет четыре ракаата перед саляту-ль-Аср» (Ахмад; абу Давуд; ан-Насаи). Есть также другой хадис: «Между каждыми двумя азанами существует (дополнительная) молитва» (от Беззара).

Анас рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:  «Это намаз мунафика (лицемера), если человек сидит и ждёт, когда солнце становится жёлтым и близко к заходу, тогда он встаёт и быстро четыре раза клюёт. И он не вспоминает Аллаха в своём намазе, или вспоминает очень мало» (Ахмад, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Абу Са‘ид Худри рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет» (Бухари, Муслим).

Муавия (обращаясь к людям) сказал: «Вы совершаете сейчас намаз, а мы сопровождали Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), но никогда не видели, чтобы он читал намаз в это время, т.е. два рака‘ата после ‘аср намаза» (Бухари).

Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда сказал: «Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!»(Бухари).