1. Фаджр |
Автор: Administrator |
1. ФАДЖР О важности утреннего намаза можно догадаться из следующих хадисов: Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы люди знали, какая награда обещана за призыв на намаз и совершение намаза в первом ряду, а затем не нашли бы иного способа, кроме как бросить из-за этого жребий, то они сделали бы это. Если бы они знали, что им уготовано за совершение намаза в начале отведенного для него времени, то поспешили бы с ним. Если бы они знали, что им уготовано за вечерний и рассветный намаз, то приходили бы на них даже ползком». Многие ученые заблуждаются, когда считают, что время утреннего (фаджр) намаза начинается с появлением так называемой истинной зари (фаджр садик), под которой подразумевается светлая полоса, распространяющаяся с востока вдоль горизонта или с началом рассвета. Они опираются на хадисы: «Совершайте рассветный намаз, когда заблистает заря, и ваше вознаграждение будет еще большим» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа со слов Рафи‘ ибн Хадиджа), «Время утреннего намаза начинается с рассвета и продолжается, пока не взойдёт солнце» (Муслим) и «Пусть предрассветный свет не обманет вас, рассвет бывает на горизонте» (Тирмизи, Муслим). Эти хадисы явились причиной разногласия между учеными по поводу того, когда именно предпочтительнее совершать утренний намаз. Считать именно так, будет ошибочным, потому что существуют немало хадисов, где указываются, что утренний намаз совершали в полной темноте и когда люди расходились после намаза, они не узнавали друг друга. Муслим передал хадис Абу Муссы, в котором говорится:«Когда начала заниматься заря и люди еще почти не узнавали друг друга, он велел объявлять о начале рассветного намаза». Абу Дауд передал слов Абу Мас‘уда аль-Ансари: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил рассветный намаз затемно. Потом он совершил его, когда рассвело, после чего он всегда совершал его затемно. Он так и не возвратился к совершению рассветного намаза, когда уже рассвело, пока не скончался» (Бухари, Муслим, Абу Дауд). Сообщается, что 'Аиша сказала: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал утреннюю молитву (фаджр) (в мечети), с ним часто молились и верующие женщины, которые заворачивались в свои плащи, когда возвращались к себе домой, и никто не мог узнать их в предрассветных сумерках» (Бухари). Умар бин Хаттаб говорит, что Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Кто проспал и не смог прочитать свою ежедневную часть, и он прочитает это (на следующий день) между фаджр и зухр намазами, то ему запишется, как будто он читал ночью» (Муслим). Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто успел совершить один рак'ат рассветного намаза до восхода солнца, успел совершить рассветный намаз. А тот, кто успел совершить один рак'ат послеполуденного намаза до заката солнца, успел совершить послеполуденный намаз» (Бухари, Муслим). Передают, что Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После рассветного намаза нет намазов, пока не взойдет солнце, и после послеполуденного намаза нет намазов, пока не закатится солнце» (Бухари, Муслим). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не делал разницы между намазами, пропущенными по забывчивости или из-за сна. Он сказал: «Кто забыл о намазе или проспал его, пусть совершит его, когда вспомнит, и это будет для него искуплением» (Ахмад, Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи со слов Анаса). Время утреннего намаза заканчивается с восходом солнца. Как видим из вышеуказанных хадисов, никто не ошибиться, совершив утренний намаз в период затемно до появления первых проблесков утренней зари. Из-за этого нельзя делиться на секты и течения, создавать большие проблемы между собой. И так фитны шайтана достаточно среди мусульман! Если человек намеревался совершить фаджр намаз, но проспал по каким-то причинам, нельзя с этого делать мировую проблему. Как только проснулись, сразу же постарайтесь совершить пропущенный намаз. Из достоверного хадиса от Абу Катады знаем: «…Если кто-нибудь из вас проспит намаз, то пусть совершит его, когда проснется. А на следующий день пусть совершает намаз вовремя» (Муслим). Передали от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о намазе или проспал его, пусть совершит его, когда вспомнит, и это будет для него искуплением» (Бухари, Муслим, Ахмад, ат-Тирмизи). Фаджр намаз состоит из 2-х рака‘атов. До этого намаза желательно совершить 2 рака‘ата дополнительного намаза после азана. Утренняя сунна является наиболее значительной из всех дополнительных намазов, которые исполняются ежедневно вместе с фардами. По поводу этого намаза Пророком (мир ему и благословение Аллаха) было сказано: «Два ракаата утренней молитвы (сунны) лучше, чем этот мир и лучше чем все, что в нем находится» (Ахмад; Муслим; и др.). В другом ривайате от Айшы говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не исполнял так часто ни одну дополнительную молитву, как утреннюю сунну» (Бухари; Муслим). И еще хадис от Абу Хурайры: «Не отвергайте утреннюю сунну, даже если вас будут преследовать на лошадях» (Ахмад; Абу Давуд). Большие благости ожидают того, кто сразу после фаджр намаза произнесёт 10 раз: «Ляа иляха илляЛлаху уахдаху ля шарика лях. Ляхуль мульку уа ляхуль хамду йухйи уа йумит уа Хууа ‘аляа кулли шай’ин кадиир». Хадис приведён у Тирмизи от Абу Зарра. Смысл хадиса следующий: «Если кто-либо после утренней совместной молитвы, не отвлекаясь прочтёт этот зикр 10 раз, тому будет записано 10 благостей, будут прощены 10 грехов. По Воле Аллаха он возвысится на 10 ступеней. В тот день он будет избавлен от воздействий шайтана и в его книгу в тот день не будет вписан ни один грех, кроме ширка (многобожия)». Джабир бин Самура рассказывает, что когда Расулюллах (салляллаху алейхим уа саллям) прочитывал утренний намаз, он сидел на своем месте в положении ташахудда, пока полностью не выйдет солнце (Абу Дауд). |